Главная
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13

МЕРА ИСКУССТВА

Успенский говорит:

«Впереди всех других человеческих способов проникновения в тайны природы идет искусство. Ум, оперируя с теми данными, которые он получает от органов чувств и психического аппарата, должен идти через трехмерную сферу, и не может идти иначе, точно так же, как он не может действовать иначе, как через логику.

58
Искусство идет совсем другим путем. Оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и с пробуждающимися интуициями, оно совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, совершенно не должно считаться с законами логики, и сразу выводит человека в широкий мир многих измерений.

Поэтому искусство идет впереди науки, точного знания и даже впереди философии, но не служит им, не прокладывает для них путей, а идет своим путем, открывая свои горизонты... Искусство разрушает весь логический и трехмерный мир, с таким трудом созданный человеком, всю маленькую и жалкую «правду», за которую с таким отчаянием цепляется человек, боящейся без нее очутиться среди хаоса... Искусство видит мир в «астральном свете», строит свой собственный мир, совершенно аналогичный астральному миру оккультистов, и заставляет человека понимать, что этот мир совсем не похож на мир железных дорог, автомобилей и аэропланов; заставляет понимать законы этого нового мира, полного чудес, и путем постепенного ощущения и постижения этих «законов чудесного» подходит к Вечному. Искусство и все, что дает искусство, нельзя ни смерить, ни свешать. Поэзию нельзя заключить в колбу.

Искусство нарушает весь механический порядок трехмерного мира. Оно открывает дверь в мистику и магию, зовет в мир удивительных и волшебных приключений ... Искусство не принадлежит миру трех измерений и не может ему служить; наоборот, выводит из него, как великая богиня Смерть, которая, если она открывает нам тайны иного мира, в то же время одним взмахом руки скрывает и уничтожает этот.

Искусство, которое не говорит об этом «ином мире», не заставляет о нем думать или его чувствовать, или рисует тот мир, как подобие или продолжение нашего, это не искусство, а подделка, трезвая и рассудочная подделка, псевдоискусство. Псевдоискусство отличается от настоящего, подлинного искусства тем, что оно состоит из одной правды. В нем нет воображения, нет экстаза ... Одна только голая и трезвая «трехмерная правда», которая есть величайшая ложь, потому что ничего трехмерного в действительности не существует.

Задача правильного распознавания истинного и ложного искусств разрешается одновременно с загадками пространства и времени – искусство, довольствующееся временем и не стремящееся к вечности, должно быть и будет признано фальсификацией... В мир высших измерений можно проникнуть, только отказавшись от этого, нашего мира. Кто ищет в высшем мире подобие низшего или продолжение его, тот не найдет ничего. И кто думает, что нашел истину, или что кто-нибудь другой нашел ее за него, тот никогда не увидит даже ее тени».

Бывало о том же с Балтрушайтисом толковали.
1 декабря 1942 г.


59

СОН

Перед войной сны были:

Едем полем. За бугром тучи встают. Гроза. Сквозь тучу стремглав молнией в землю уперся огненный змей. Многоглавый.

Или: Едем серою равниною. Холм высокий темнеет. Смотрим, не холм, а змей серый клубком завился.

Еще задолго были заклятия. Заклинали землей и водой лихих. Заклинали кривду. Заклинали и зверем и птицею. Заклинали землей и водой. Не помогло. Выползли гады.

Потом были знамения. Не усмотрели их. Не поверили. Не додумались. Толпой топтали.

И проснулся змей. Поднялся враг рода человеческого. Пытался злословно мир покорить. Города порушить. Осквернить храмы. Испепелить людей и строения. Поднялся себе на смерть.

Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются. Лег ночь переспать.

Думал: увижу волхвов великих. Хотел посмотреть, что у них в тороках увязано. Какою они едут дорогою. Чтобы показали куда и откуда.

Но не показали волхвы. Верно, рано еще. Не выехали.

Показались двое других.

Один – средовек, в старой синей рубахе. В кафтане темном, тоже ветхом. Волосы длинноватые. В деснице – три кочерги. Держит их концами вверх. Замечайте – вверх!

Прокопий праведный – тот, что увел тучу каменную от Устюга Великого. Тот, что за неведомых молился.

А другой – белый и старый, с мечом и со градом.

Конечно, Никола святитель!

Вместо волхвов со звездою эти пришли.

Прокопий говорит:

«Не удаляйтесь Земли. Земля красная злом раскаленная. Но жар зла питает корни Древа, а на нем свивает Добро преблагое гнездо свое. Принимайте труд на земле. Восходите к океану небесному, нам темному.

Берегите благое Древо: на нем Добро живет. Земля есть источник горя, но из горя вырастают радости. Высший всех знает время радостей ваших.

Не удаляйтесь Земли. Посидим о дальних странствующих подумаем».

Другой, седоватый, меч поднял: а к нему люди продвинулись, Много их выступило:

– Никола милостивый! Ты – чудотворец! Ты – могучий! Ты – святитель! Ты – воинствующий!

Ты – сердца побеждающий! Ты – водитель мыслей истинных! Силы земные ты знающий!

Ты – меч хранящий! Ты – городам заступник! Ты – правду зрящий! Слышишь, владыко, моления?

Злые силы на нас ополчились. Защити, владыко, пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление!



60

Прими, владыко, прекрасный град! Подвигни, отче, священный меч! Подвигни, отче, все воинство!



Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!

Мы стоим без страха и трепета.




БЫВАЛЬЩИНА

Бывает, бывает, чего только не бывает. Вот однажды в С.Франциско нужны были деньги. Очень были нужны, но ниоткуда не приходили. И никому-то об этой надобности нельзя было сказать. Становилось безнадежно. В самую безнадежную минуту – не знаешь что и придумать – вдруг трижды стукнуло в дверь. Вошла маленькая старушка, остановилась у двери и сказала: «Не надо тревожиться – все будет хорошо». И ушла. Кто она? Откуда? Почему пришла?

На другое утро ранний звонок: «Приезжайте немедленно на выставку». Спешу. В зале вижу милую девушку с чеком в руках. Улыбается: «Через двадцать минут отходит мой пароход в Гонолулу. Которую из этих четырех картин вы мне посоветуете?» Сует чек, схватывает со стены картину и бежит к выходу. Служитель хочет задержать, но я издали машу ему: «Не мешай». Так и мелькнула, точно не здешняя, но в руке хороший чек и на стене пустое место. Подпись Эллинор К.

Не забудется и встреча с незнакомцем в Музее Метрополитен. Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи. И не записано о них. Сколько неотмеченного!

Во время экспедиции по Тибету ночью ожидалось нападение голоков.1 Е.И. мысленно соображала возможности такой атаки, но в это время я, уже крепко спавший, сказал: «все тихо, как на кладбище». В «Сердце Азии» упомянуто о приезде неизвестного, богато одетого монгола, предупредившего о готовящемся нападении. И в другом месте экспедиция была в самом безвыходном положении. Можно было ждать лишь чего-то необычного. В самый трудный момент пришло все разрешающее известие. Тогда старый бурят воскликнул: «Свет поражает тьму!»

Кроме дружественных встреч – многие встречи с врагами. Как часто именно враги приносят лучших друзей и возможности. Сами того не зная и не желая, враги иногда являются дарителями лучших возможностей. Имею на счету целый ряд вражеских выступлений, которые дали лучших друзей и открыли новые пути.

Грабарь пишет: «О Рерихе можно написать увлекательный роман, куда интересней и многогранней, чем роман Золя о Клоде Лантье, в котором выведен соединенный образ Эдуарда Мане и Сезанна». Всеволод Иванов о том же промолвился. То же говорилось во Франции, в Америке и здесь в Индии. Только все так гово-

_____________________________



1 Голоки – племя в Тибете (Прим. ред.)

61

рившие знали лишь часть нашей жизни, а иногда малую часть. Много бывальщины!



В Индии, наконец, появились русские представители. Можем свидетельствовать, как долгожданны они. Появился журнал «Советские новости». Расхвачены номера, многие заказы остались невыполненными. Как тянется Индия к братскому, сердечному единению.

Все полезные вехи пусть не забудутся. Туман расстояний выедает нередко многое значительное. Бывальщина начинает казаться миражем. Но ведь она была и вела многое.


12 февраля 1943 г.


ЕДИНСТВО

Будет так, как должно быть. Уйдет наша раса. Ей на смену возникнет новая. Может быть, уже образуются элементы этого нового народа. Или он придет извне? Неожиданный. Неугаданный. Создается еще одна ступень к мировому единству. Еще недавно казались слова об единстве мечтою несбыточною. Ступени единства Неоднократно выявлялись в жизни. Возникали с ожесточением. Несостоявшееся равенство и маленькое братство. Неосознанная великая свобода, сочетанная с мудрым знанием. Теперь опять гребень мировой волны. Опять слова об единстве. Слова еще грубые. Непохожие на великие провозвестия древности. Может быть, и теперь это только предчувствия. Еще сильна основа лжи и враждебности. Еще живо все, что единству противоположно. Может быть еще надо пережить ступень обратную «самоопределения народностей», ступень, противоречущую мировому единству. Но и здесь путь может быть. Пусть народности вспомнят свои корни. Пусть расчленятся на роды и кланы. Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства. И новые люди скажут словами общечеловеческими.

Мечта об единстве. Она так же далека, как всемирная мечта о «золотом веке». Но она так же жизнеспособна, ибо она повторяет лучшую мечту человечества.

Проповеди пророков, осмеянные «здравыми» людьми, всегда казались мечтами. Велика житейская умудренность Пилата, высоки измышленные слова фарисеев, но мечта их рассеяла и стерла. В искусстве, в великом сердце народов, с чуткостью и прозрением отражается все! И тем справедливее народам искусство возвеличить.

Биение великого сердца предсказывает бурные и терпкие искания. Стремления символизма. Всеподчиняющий и обобщающий кубизм. Футуризм, мятежный и стремящийся. Эклектика «всячества». Все виды синтетической живописи. Все к чему отнеслись «здоровые» под знаком насмешки, все это – преддверие больших обобщений.

62
Наметятся и новые пути искусства. Кроме его широкой, всепроникающей народности, по существу отразятся в нем символы будущего. И если временно обессилена душа человека, то душа человечества чиста и сильна. И опять помните, если незаметно исчезают культуры целых стран, то одичание приходит совершенно незримо, равнение по невежеству приходит тайком почти при свете дня.

Запомним, что ни наука, ни техника, ни философия не отразят вполне душу народа. Ее прочтем лишь, отраженную в памятниках искусства. Радость совершенствования разлита во всем творчестве людей от великих до маленьких. И светочами жизни стоят творения. И мы – творений духа временные стражи. Пусть будет, как неотъемлемое условие уравнение радости духа, анонимность творчества.

Вспомним чудесные изделия древнего Египта, старого Китая с непонятными нам надписями. Замолкнувшими именами. Вспомним увлекающие примитивы неизвестных авторов, часто с ярлыками, приклеенными лишь чьим-то тщеславием. Авторы этих произведений не оставили нам своих имен. Они дали вещи народу, которые и стали творениями народа. Разве творения стали хуже от их анонимности? Разве кроме творца кому-либо нужно определенное имя? Пустой звук. Отошедший в забвение, ненужный набор звуков. Подумайте об анонимности творчества. В нем еще одна ступень в возвеличении духа, за случайными пределами дней в нем еще шаг ускорения прогресса человечества.


Дополнительные тексты к статье «Единство»
Творений духа мы временные стражи. И созидая, мы, именно мы, должны сберечь творения уже отданные жизни. Уже давшие радость духа.

Назвать нашу жизнь бедной нельзя. Жизнь была особенной. Немногие ее знали. Волком в стае я никогда не ходил. Одиноким медведем иду я. Человека каменного века в первой книге моей я с медведем сравнил. Этот медведь похож на меня. Пусть буду медведем, лишь бы волком не быть. Поймете?

Раньше чем о людях, надо знать о том, к чему мы стремимся в мечтах нашей жизни. Об единстве. (Настроения, рожденные жизнью, дали притчи: Священные знаки, Друзьям, Мальчику).

Делаю земной поклон учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество, и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием. Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве все зло, рожденное человекоубийством и грабежом последних лет. Надо разрядить насыщенную враждебностью стихию. Потом надо заменить смятение духа творящей тишиною.

Новые пути, новые подвиги! Лишь подвигом движима Русская жизнь. Из подвигов самый непреложный – подвиг народного просвещения. Культ самовластия, тирании, культ мертвого капитала может смениться лишь светлым культом знания. А со знанием истинным придет и познание великого единства.

63
СОДЕРЖАНИЕ


Л.В. Шапошникова Эпоха энергетического мировоззрения ……................. 3

Обитель света ...................................................................................................... 16

Следы мысли ....................................................................................................... 25

Потустороннее ………………………………………........................................ 27

Знаки ……………………………………………................................................ 29

Вехи ……………………………………………….............................................. 31

Бывшее и будущее ……………………………………...................................... 36

Видения ................................................................................................................ 38

Жизнь вечная ....................................................................................................... 40

Он ………………………………………….......................................................... 43

Оттуда ................................................................................................................... 45

Парапсихология …………………………………............................................... 49

Знамения ............................................................................................................... 52

Мистицизм …………………………………........................................................ 53

Особенное ............................................................................................................. 54

Туда и оттуда …………………………………………........................................ 55

Чуткость ............................................................................................................... 57

Мера искусства ..................................................................................................... 58

Сон ……………………………………………..................................................... 60 Бывальщина .......................................................................................................... 61

Единство ............................................................................................................... 62

_______________________

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Малая рериховская библиотека
569.79kb.
3 стр.
Малая рериховская библиотека
1083.27kb.
13 стр.
Малая рериховская библиотека
1188.58kb.
8 стр.
Большая рериховская библиотека
4848.22kb.
44 стр.
Алупка – гостиница
56.85kb.
1 стр.
-
76.03kb.
1 стр.
«Храмовая архитектура города Петровска Саратовской области. XIX век»
92.16kb.
1 стр.
Малая гидроэнергетика возобновляемый источник энергии для республики татарстан
63.84kb.
1 стр.
Малая энциклопедия нотариуса — часть нотариата Украины (к 10-летию основания) Что можно сказать коротко и объективно о научно-практическом журнале «Малая энциклопедия нотариуса»
55.8kb.
1 стр.
1. Определение понятия малая энергетика и предмета исследования
202.27kb.
1 стр.
Виртуальный музей как востребованный формат библиотечной услуги в модельной библиотеке Марина Викторовна Малахова, заведующая методико-библиографическим отделом мкук «Корочанская центральная районная библиотека имени Н
98.98kb.
1 стр.
Защита проектов (8-9 класс) По соседству мы живем…
51.33kb.
1 стр.