Главная
страница 1
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 300 – летию со дня рождения М.В. Ломоносова «Человек, каков не слыхан был от века…”
Цели мероприятия:
Образовательные:

дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

способствовать накоплению сведений об истории русского языка и литературы;

продолжить ведущуюся на уроках русского языка работу по обогащению словарного запаса,

способствовать формированию и развитию культуры речи;

формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.
Развивающие:

вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

развивать речевые способности;

способствовать укреплению памяти;

формировать логическое мышление.
Воспитательные:

формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;

способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В.Ломоносова в качестве примера для подражания.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово.
- Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о великом сыне России - Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Вы знаете, что в этом году мы отмечаем 300 -летие со Дня его рождения. Наше мероприятие будет состоять из двух частей. Во время первой, ознакомительной, вы сможете узнать что-то новое о Михаиле Ломоносове, вспомнить, какие открытия он совершил в разных областях науки.

А затем мы проведём викторину, куда будут включены вопросы и по биографии Ломоносова, и вопросы из разных разделов русского языка.
2.Просмотр презентации о М.В Ломоносове, сопровождающийся комментариями ведущих и чтением стихов.
З.Просмотр отрывка из к/ф «Михайло Ломоносов».
4.Викторина «Какие секреты таит в себе слово?»
Комментарии к презентации.
1ведущий

Слайд 1
На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.


В. Г. Белинский "Литературные мечтания", 1834 г.
2ведущий
Пушкин сказал о нем замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
1ведущий

Слайд 2
Жизнь Ломоносова — вечный пример беззаветного служения Родине. Человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, Ломоносов прошёл нелёгкий и полный превратностей

путь от любознательного крестьянского паренька с далекого Севера до корифея мировой научной мысли. Трудно даже перечислить все сферы деятельности этого человека. Это был ученый-естествоиспытатель, физик, химик ,поэт, заложивший основы современного русского литературного языка,художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Стремительное созревание гения Ломоносова, его восхождение к вершинам науки и культуры может многим показаться почти чудом.

2 ведущий

Слайд 3


Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.
Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
1 ведущий
Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
2 ведущий
Когда малые ребята увидели великовозрастного Михаила, они подняли его на смех:

Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.

1 ведущий

Слайд 5

Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля - химии и металлургии


2 ведущий

По возвращении в Москву, в 1745 году, Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук


1ведущий
Слайд 6

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след


2ведущий Слайд7
• Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/

. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/

.Создал ряд оптических приборов.

.Открыл атмосферу на Венере.

.Описал строение Земли.

.Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

.Опубликовал руководство по металлургии.

.Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.

.Автор трудов по русской истории.

1 ведущий Слайд 8-9


22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты
2 ведущий Слайд10
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
1 ведущий Слайд 11

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка-«Российскую грамматику».


2 ведущий Слайд 12
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно
занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской
литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения,
изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в
основных чертах существующую в наши дни.

1 ведущий Слайд 13-16


• Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".

. Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов,

приблизила литературный язык к разговорному.

Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей

Высокий стиль - изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)

изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)- средний стиль.

Низкий стиль допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)


Слайд17
2 ведущий

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.


1 ведущий Слайд! 8
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,-писал он в «Российской грамматике».
Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом

. Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб выесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза

И увенчай главу дельфийским лавром.


2 ведущий

Слайд19


Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось,

законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.


Слайд 20

В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться


1ведущий
Слайд 21-23
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески - слог): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.

М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.


2 ведущий Слайд 24
Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского пива с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. «Редко, бывало, напишет он бумагу, чтобы не засыпать ее чернилами вместо песку».

25 слайд


1 ведущий
Но он все-таки не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Однажды задумали его ограбить

три матроса на Васильевском острове, Ломоносов пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принес «добычу» домой.


26 слайд

2 ведущий


В конце жизни Михаил Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».
1 ведущий Слайд 27
До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.
Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью
2 ведущий Слайд 28
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в
государственной, производственной, научно- исследовательской,
социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности,
в области науки, литературы и искусства.

1 ведущий Слайд29


Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века

Викторина по русскому языку. «Какие секреты таит в себе слово?»
1 ТУР «ЧТО Я ЗНАЮ О ЛОМОНОСОВЕ?»
1 вопрос

Когда и в каком месте России родился Ломоносов и прожил до 19 лет?


В каких областях наук Ломоносов сделал Замечательные открытия?
• В деревне Денисовка недалеко от Холмогор в Архангельской губернии

• В области химии, физики, астрономии, истории, русского языка, литературы и др.наук


2 вопрос

• В каком учебном заведении Москвы учился М. В. Ломоносов?


• Какое высшее учебное заведение основал М.В.Ломоносов?
В славяно-греко-латинской академии

Московский государственный университет


3 вопрос
В чем суть теории "трех штилей", созданной Ломоносовым?


Каким "штилем" рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?
• Разделил язык на «3 рода речений»

(штилей) с целью упорядочения письменной речи


• Низким стилем, который допускал использование живой разговорной речи

4 вопрос


• Какую систему стихосложения утвердил Ломоносов для русской поэзии?

Как назывался первый учебник русского языка, разработанный Ломоносовым


Силлабо-тоническая система стихосложения

«Российская грамматика»



2 ТУР
«Лексика и фразеология»
Продолжите пословицу
* Гусь... * Правда с кривдой...
*3аставь дурака богу молиться,... *Встречают по одёжке,...
*Рыба ищет, где глубже,... *Не плюй в колодец...
*С миру по нитке... *Не родись красивой,....
*Сколько волка не корми... *Не зная броду-...
Ответы 1-ой команды
*Гусь свинье не товарищ.

*3аставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт.

*Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

*С миру по нитке- голому рубаха.

*Сколько волка не корми ,он всё равно в лес смотрит.
Ответы 2-ой команды
Правда с кривдой не уживаются.

Встречают по одёжке, провожают по уму.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Не родись красивой, а родись счастливой.

Не зная броду - не лезь в воду.
Подберите фразеологизм
*0н ничего не делает. *Везде, повсюду.

*0н очень счастлив. *Безобидный, добродушный.

*Избегает заслуженного наказания. *Стараться изо всех сил,
*Сильно преувеличивать.

*Кто-то очень молод, неопытен. *Не отличается большими способностями.

*Большая часть чего-либо. *Очень удивляться чему- либо

* Стараться забыть, перестать думать о ком-либо или о чём-либо.


Ответы
*Бьёт баклуши *На каждом шагу.

*На седьмом небе от счастья. * Мухи не обидит

*Выходит сухим из воды. *Из кожи вон лезет.

*Делать из мухи слона. * Звёзд с неба не хватает.

*Молоко на губах не обсохло. *Диву даваться.

Львиная доля. *Выбросить из головы.




Конкурс на лучшего «Скороговорщика».

1-ая команда

*Пришёл Прокоп-кипел укроп,ушёл Прокоп-кипит укроп.Как при Проко кипел укропдак без Прокопа кипит укроп.
2-ая команда
*В поле Поля поле пашет. Ей пилот пилоткой машет. Ай да Поля! Ай да поле! Жди пилота в гости, Поля!
Блиц- турнир «Назови одним словом!»


* Движение руки, сопровождающее речь.

*Остановка в пути во время похода.

*Первые буквы имени и отчества

*Группа артистов, выступающих как единый коллектив.

*Искажение черт лица.

*Начало реки.


*Круглая площадка посреди цирка

* Движение руки, сопровождающее речь.

*Круглое окно в борту корабля

Первые буквы имени и отчества

*Группа артистов, выступающих как единый коллектив.
*Искажение черт лица.

*Начало реки.

*Круглое окно в борту корабля.

*Сочный корм для с/х животных.

*Задняя часть судна.


Ответы
*Привал *Инициалы *Ансамбль

*Гримаса

* Исток
Арена

Жест


Иллюминатор

Силос


Корма

Конкурс знатоков. «Что лишнее?»
♦На горизонте появились ледяные айсберги.

♦В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.

♦Он сидел, облокотившись локтями о стол.

♦В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.


♦На Камчатке много горячих гейзеров.

♦Караван двигался по песчаным барханам к оазису.

♦Мы вновь возобновили переписку с японскими школьниками.

♦Это очень прекрасный фильм.


Ответы

♦Айсберги - это и есть ледяные горы

♦Снежный

♦Локтями


♦До конца
♦Горячих

♦По песчаным

♦Вновь

♦Очень
Угадай название города.





*РОВ-СТО=?

*РАБ+ЛУНА=?

*МУХИ+УС=?

*ВЫОН+ЛИС=?




*УХА+РАБ=?

*ЛОГ+ВОДА=?

*РОГ+ДНО=?

*ТОСКА+РОМ=?



Ответы
♦Ростов *Бухара

♦Барнаул * Вологда

♦Сухуми *Гродно

*Вильнюс *Кострома


♦лайка, дятел ♦Испания, Мадрид ♦гвоздика, карась ♦квас, никель ♦смородина, ЗТУР

«Знаки препинания - ноты при письме» Расставьте знаки препинания


Карл Пятый римский император говаривал что испанским языком с богом французским с друзьями немецким с неприятелем итальянским с женским полом говорить прилично Но если бы он российскому языку был искусен то конечно к тому присовокупил бы что им со всеми оными говорить пристойно ибо нашел бы в нем великолепие испанского живость французского крепость немецкого нежность итальянского сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
М.В.Ломоносов о русском языке

Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

Конкурс капитанов

Написать с закрытыми глазами фразу



«Ломоносову 300 лет»

«Юбилей Ломоносова


Смотрите также:
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 300 – летию со дня рождения М. В. Ломоносова Человек, каков не слыхан был от века…” Цели мероприятия: Образовательные
135.71kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников в рамках дня толерантности
38.32kb.
1 стр.
Методическая разработка мероприятия, посвящённого 50-летию полёта Ю. А. Гагарина в космос
141kb.
1 стр.
Сценарий мероприятия, посвященного 190-летию со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета. 1 Ведущий
101.51kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку с применением современных информационных технологий
168.88kb.
1 стр.
Методическая разработка мероприятия «Приходите в «Остер класс»!!!», посвящённого 65-летию Григория Остера
69.96kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Природные ресурсы Карелии. Проблемы Карелии» По дисциплине «Экологические основы природопользования»
442.94kb.
3 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по курсу
132.68kb.
1 стр.
Методическая разработка мероприятия, посвящённого
116.57kb.
1 стр.
В. Ломоносова. С какими трудностями столкнулся М. В. Ломоносов во время учёбы в Москве?
54.69kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра- квн «Смотри. Слушай. Решай»
170.19kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кулинарный поединок»
51.32kb.
1 стр.