Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8



Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Камчатского края
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»








«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГОУ ДОД

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»

__________________________

С.В. Кожин

«____» ____________ 2009 г.



ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ


Программа дополнительного образования
Авторы: А.Г. Маслов

Ю.С. Константинов


Адаптировал: Е.В. Дудина

г. Петропавловск-Камчатский

2009 г.

Программа рекомендована для использования



в системе дополнительного образования детей.

Предусматривается возможность внесения изменений

и дополнений с учетом специфики образовательного учреждения

Авторы:

Смирнов Дмитрий Витальевич, судья республиканской категории по туризму, кандидат педагогических наук;

Константинов Юрий Сергеевич, судья всесоюзной категории по туризму, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации;

Маслов Анатолий Григорьевич, судья республиканской категории по туризму, кандидат педагогических наук.



Рецензенты: Н.Ф.Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

А.А.Остапец-Свешников, мастер спорта СССР по туризму, доктор педагогических наук, профессор

©Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г., 2004 © ЦДЮТиК МО РФ, 2004
ПРОГРАММА «ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»

Пояснительная записка

В предлагаемой программе представлено содержание оздоровительно-познавательной деятельности с учащимися начальной школы. Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося начальной школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира.

Цель занятий в объединении туристской направленности состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач:

• оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

• формирование координационных функций;

• развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

• вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.

Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством педагогов таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функционального и биологического развития занимающихся.

Содержание программ рассчитано на четыре года занятий с учащимися начальной школы, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения - 15 человек, 2-го и последующих лет - не менее 12 человек.

Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжи-тельность занятий, которая не должна превышать двух пкадомических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное нромя педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-поананательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В.В.Давыдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристской деятельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического вуза). Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И.Мотков) и предполагает активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).

«Образовательные маршруты» должны проходить через такие образовательные области, как словесность, естествознание, искусство, физическая культура и оздоровительно-познавательный туризм, социальная практика, технология, психологическая культура и др. Они должны способствовать освоению занимающимися основ краеведения; приобретению санитарно-гигиенических навыков, организации туристского быта в полевых условиях; ориентирования на местности в условиях своего микрорайона (школьного двора); формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков; обучению двигательным навыкам и действиям; общему укреплению здоровья и закаливания организма; развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоро-стно-силовых качеств); овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время экскурсий в природу, туристских прогулок, походов выходного дня.

Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие -должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.

Занимающиеся 1-2-го года непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьей, своим классом, школой, микрорайоном (населенным пунктом), ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Занимающиеся 3-4-го года расширяют зону познания окружающего мира и знакомятся с достопримечательностями микрорайона школы, с зелеными массивами своего района; участвуют в одно-двухдневных мини-походах по родному краю - ближайшим окрестностям своего населенного пункта; закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды и безопасности жизнедеятельности.

Систематическую оздоровительно-познавательную, туристско-краеведче-скую деятельность с младшими школьниками 1-4-х классов необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро-, микро- и мезо-), каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты - инсценировки, рассказы и пр.; оформление стенных фотогазет; проведение вечеров, состязаний и КВНов, совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). В осенние, зимние и весенние каникулы предполагается активное участие занимающихся в ту-ристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях в рамках программы «Каникулы».

Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, турист-ско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующих его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т. д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т. д.)- При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.




ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»

1-й год обучения

№№ Наименование тем и разделов

Количество часов

п/п

Всего

Теория

Практика

1. Введение










1.1 Оздоровительная роль туризма

2

1

1

1.2 Правила поведения юных туристов

4

1

3




6

2

4

2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста










2.1 Основы безопасности в природной среде

2

1

1

2.2 Основы безопасности дома и в школе

2

1

1

2.3 Личное снаряжение и уход за ним

4

1

3

2.4 Питьевой режим на туристской прогулке

2

0

2

2.5 Групповое снаряжение и уход за ним

8

1

7

2.6 Индивидуальный и групповой ремонтный набор

2

1

1

2.7 Организация биваков и охрана природы

7

1

6

2.8 Туристская группа на прогулке (экскурсии)

15

2

13




42

8

34

3. Азбука топографии










3.1 Мой дом, моя школа, школьный двор

4

1

3

3.2 План местности

4

1

3

3.3 Условные знаки

10

2

8




18

4

14

4. Туристское и экскурсионное ориентирование










4.1 Ориентирование по сторонам горизонта

4

1

3

4.2 Ориентирование на местности

10

2

8

4.3 Виды туристского ориентирования

21

3

18

4.4 Экскурсионное ориентирование

9

1

8




44

7

37

5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь










5.1 Личная гигиена юного туриста

3

1

2

5.2 Оказание первой доврачебной помощи

5

1

4

5.3 Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок

3

1

2

5.4 Индивидуальная и групповая медицинская аптечки

3

1

2

5.5 Способы транспортировки пострадавшего

5

1

4




19

5

14

6. Основы краеведения










6.1 Родословие

3

1

2

6.2 Моя школа

5

1

4

6.3 Природа моего края

16

2

14




24

4

20

7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма










7.1 Пешеходный туризм

14

2

12

7.2 Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна) 9

1

8

7.4 Лыжный туризм

14

2

12




37

5

32

8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка










8.1 Общая физическая подготовка и оздоровление организма

20

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа «туристы-краеведы»
1100.31kb.
8 стр.
Программа кружка «Юные экологи-краеведы» (V-VII классы) Программа кружка «Туристы-экологи»
354.78kb.
1 стр.
Программа летнего профильного лагеря «Краеведы» Летний профильный лагерь
151.56kb.
1 стр.
Программа туристско-краеведческого объединения «Юные краеведы»
195.02kb.
1 стр.
Семипалатинские краеведы
38.72kb.
1 стр.
Программа по приему и переработке использованного стекла началась в 1972 году и до сих пор успешно реализуется
38.95kb.
1 стр.
Из истории Вологодских монастырей XVI xvii века
381.24kb.
3 стр.
Для агентств
38.63kb.
1 стр.
Кроссворд
30.08kb.
1 стр.
Держава в державе
132.56kb.
1 стр.
Котенева Марина Игоревна
151.67kb.
1 стр.
Мкук «Центральная городская библиотека им. В. И. Ленина» Городской социокультурный краеведческий центр Нина Илларионовна Куприянова: жизнь и служение делу Цикл биографических очерков
244.88kb.
1 стр.