Главная
страница 1
Тема: Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и её цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации.
Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового поражения, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Рассредоточение и эвакуация широко применялись при ведении войн в прошлом, в частности во вторую мировую войну, в том числе и в Великую Отечественную войну. Однако эвакуационные мероприятия, осуществлявшиеся в прошлом, принципиально отличаются от эвакуационных мероприя­тий в современных условиях. Во время Великой Отечественной Войны, например, население эвакуировалось в отдаленные районы в противоположном направлении от противника, современная эвакуация предусматривает вывод и вывоз населения в безопасные зоны во всех направлениях от городов.

Суть эвакомероприятий заключается в массовом переселении людей из населенных пунктов и районов возможного воздействия вероятного противника в загородную зону, где вероятность поражения значительно снижается.
В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления.

Загородная зона – территория в пределах административных границ субъекта РФ, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения), вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуированного населения.

Эвакомероприятия планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики, а также условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.

Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращаю­щих свою деятельность.

Вывозится (выводится) также нетрудоспособное население и не занятое в сфере производства и обслуживания.



Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продолжения трудовой деятельности которых в военное время производственная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также персонал организаций, обеспечивающих функционирование объектов экономики, энергосетей, коммунального хозяйства, здравоохранения, общепита, транспорта и связи, органов государственной власти и местного самоуправления.

Эвакуируемые в ЧС природного и техногенного характера размещаются в безопасных районах, а рассредотачиваемые в военное время - в районах загородной зоны в ближайших к границам городов, в населенных пунктах расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей. Чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4-х часов, по решению начальника ГО - руководителя территориального органа исполнительной власти разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты эвакуируются неработающие члены их семей. Если их совместное размещение невозможно (из-за ограниченного фонда жилых, общественных и административных зданий), то члены семей расселяются в других пунктах на том же эвакуационном направлении.

Эвакуация людей из населенных пунктов расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва плотин гидротехнических сооружений, проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации, а за этими пределами при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуируемые из зон возможного катастрофического затопления расселяются на не затапливаемой территории.

Каждому объекту экономики заблаговременно определяются районы (пункты) эвакуации в загородной зоне, которые согласовываются с органами власти и управления ГО ЧС. Размещение людей планируется исходя из местных условий. При определении таких районов принимаются во внимание возможности по обеспечению населения (с учетом эвакуируемых) жильем, защитными сооружениями, водой и другими видами жизнеобеспечения в особых условиях, а также создание группировок сил для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах ЧС и применения современных средств поражения. Кроме того, учитывая наличие и состояние дорожно-транспортной сети, местных ресурсов для форсированного возведения недостающих простейших защитных сооружений и жилья.

Районы расселения персонала (с неработающими членами семей) предприятий, переносящих свою деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, продолжающих функционирование в городах. Они соответствующим образом оборудуются в инженерном отношении. Остальное население из городов вывозится в более отдаленные пункты.

Весь фонд жилых, общественных и административных зданий в районах эвакуации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (в том числе в отапливаемых домах, дачных кооперативов и садоводческих товариществ), передаются в распоря­жение руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане в них размещаются на основании ордеров, выдаваемых указанными органами.

Эвакомероприятия осуществляются по решению соответствующего руководителя ГО с последующим докладом вышестоящему руководству.

Он отвечает за планирование, обеспечением всем необходимым, организацию проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне. Непосредственно обеспечением этих мероприятий занимаются службы ГО, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Планирование эвакуации и ее обеспечение осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Если собственных сил недостает, ГО по согласованию с вышестоящими органами исполнительной власти задействуются в установленном порядке дополнительные силы.

Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственно-территориальному принципу, т.е. по объектам экономики и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы).

Предусматриваются следующие способы эвакуации:



  • Пешим порядком (главный)

  • Всеми видами имеющегося транспорта

  • Комбинированным способом

Количество вывозимого населения определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь выводятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешим ходом дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на лабораторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

Работающие смены действующих объектов экономики с началом эвакомероприятий остаются на рабочих местах в готовности по сигналу укрыться в защитных сооружениях. В загородную зону они убывают после прибытия оттуда им на замену отдохнувших смен.

К сказанному следует добавить, что в загородную зону в особых условиях предусматривается также эвакуация аппаратов министерств, ведомств, которые планируют эвакомероприятия, организуют их материально-техническое обеспечение и проведение.


2. ЭВАКООРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ.

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакоорганы, которые создаются решениями соответствующих руководителей ГО.



Заблаговременно формируются:

эвакуационные комиссии (ЭК);


сборные эвакуационные пункты (СЭП);


промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);


эвакоприемные комиссии (ЭПК);


приемные эвакуационные пункты (ПЭП);


оперативные группы (ОГ).


Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии


возглавляют заместители руководителей ГО местного самоуправления, а объектовые ЭК – заместители руководителей
ГО объектов экономики. В них включают лиц руководящего состава администраций, органов транспортных, народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнитель-1ной власти и управления ГОЧС.
Военнообязанные (имеющие мобилизационные предписания) в эвакоорганы не назначаются.
В эвакокомиссиях объектов экономики создаются группы оповещения и связи, учета и информации сбора и отправки населения, а также группы начальников СЭП, эвакуационных эшелонов, старших по автомобильным и пешим колоннам. Численность и состав ЭК определяются руководителями ГО с учетом количества подведомственных объектов и эвакуируемых. (См. Приложение № 1, 2, 3).

Основные задачи эвакуационной комиссии:

- Разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;-оргниизация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий; - комплектование и подготовка эвакоорганов; - подготовки и проведения эвакомероприятий.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) формируются на базе одного объекта экономики. Они осуществляют сбор и учет эвакуируемых, их отправку в загородную зону. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения, вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый из них обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктами посадки и исходным пунктами (при пешей эвакуации) с загородной зоной. Ему присваивается номер, и за ним закрепляются транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и предприятия, рабочие и служащие которых с членами семей, как и остальное население, будет через него эвакуироваться. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.
В соответствии с этим определяется и количество выделяемых для эвакуации транспортных средств.

Основные задачи сборного эвакуационного пункта:

- Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанными к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации; - информирование их о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону; - контроль за своевременной подачей транспорта; - организацией отправки людей, ведение учета вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешком населения; - предоставление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района); - оказание необходимой мед.помощи людям на СЭП; - обеспечение общественного порядка и укрытие населения в защитных сооружениях по сигналам ГО.



Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ)

ППЭ создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенных пунктах, близи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения, при необходимости, дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения в загородной зоне. Если требуется, на ППЭ осуществляется обмен или специальная обработка одежды и обуви. (Приложение № 5)



Основные задачи промежуточного пункта эвакуации

- Встреча и временное размещение прибывших в населенные пункты; согласование с эвакоприемными комиссиями районов в загородной зоны графиков движения транспорта; -организация отправки людей в конечные пункты размещения; - оказание им медицинской помощи; - поддержание общественного порядка; - своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени и количестве прибывшего населения и об отправке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов эвакуации и группы управления.

В группу управления входят представители отраслей (объектов) экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны по террито­риям которых он проходит. В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа делится на звенья (отделения): связи, учета про­хождения колонн, охраны общественного порядка, мед.помощи, обеспе­чения и регулирования движения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ

- Организация движения пеших колонн; - подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии; - регулирование движения и организа­ция охраны общественного порядка; - ведение радиационной, химической и инженерной разведки в пути следования; - оказание мед.помощи нуж­дающимся. Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные мед. бригады на санитарных автомобилях.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на их исходных пунктах и выполняют свои задачи методом патрулирования.

ЭВАКОПРИЕМНЫЕ КОМИССИИ ( Э П К )

Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, раз­мещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населе­ния. По решению местной администрации в загородной зоне формируют­ся районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации. В ее состав включают начальников отделов и служб администрации района (города) или их заместителей, представителей ОВД и других работников, связанных с приемом, размещением и обеспечением эвакуируемых. В такой комиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Приложение № 6.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКОПРИЁМНОЙ КОМИССИИ


- Организация приема и размещения эвакуируемых, их первоочеред­ного жизнеобеспечения и защиты; - уточнения количества прибывших, порядка подачи транспорта; - поддерживания постоянной связи с эвакокомиссией города, получение от нее информации об отправке населения из города; - изменение сроков прибытия транспорта с эвакуируемыми, пеших колонн и других изменениях; - информирование подчиненных эвакоорганов, а также организаций, выполняющих задачи по обеспечению эвакомероприятий; - оценка санитарно-эпидемической, радиационной и химической обстановки на территории своего населенного пункта и внесение необходимых изменений в план размещения горожан; - сбор и обобщение данных об их приеме и размещении; доклад об этом начальнику ГО района и вышестоящей эвакокомиссии.

Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления создаются по аналогичной схеме. Они имеют в своем составе группы учета, приема и размещения, отправки, первоочередного жизнеобеспечения и защиты эвакуируемых.
ПРИЕМНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ

ПЭП предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Располагаются они вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки в общественных административных зданиях. В структуру входят: группы встречи, приема и размещения горожан, учета, отправки и сопровождения эвакуируемых, охраны общественного порядка, а также стол справок, мед.пункт, комната матери и ребенка, комендантская служба. (Приложение № 7).


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИЕМНОГО ЭВАКОПУНКТА (ПЭП)

"Встреча прибывающих из города автоколонн и обеспечивание высадки людей совместно с администрацией пункта высадки; - организация (при необходимости) временного размещения эвакуированных в ближайшем населенном пункте; - отправка их в пункты постоянного размещения во взаимодействии с автотранспортной службой района; - доклады эвакоприемной комиссии района о времени прибытия и количестве горожан и об их отправке; - оказание мед.помощи нуждающимся; - поддержание общественного порядка; - укрытие людей по сигналам ГО.


При локальных военных конфликтах требуется, как правило, ускорить вывоз населения из пунктов приграничной зоны (40 км.). Задачи по организации мероприятий в этом случае возлагаются на оперативные группы. Они формируются из представителей органов местного самоуправления и военного управления, органов управления ГОЧС, соответствующих эвакоорганов. В их состав входит подраз­деления оповещения населения, его учета и регистрации, транспорт­ные, охраны, общественного порядка, размещения людей, посты орга­низации общественного питания, обеспечение предметами первой необходимости и медицинские.


ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ (ОГ)

Оповещение, сбор, учет и посадка эвакуируемого населения на транспорт; - формирование колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам; - контроль за проведением эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов и органов военного управления о ходе работ; задержание общественного порядка на всех этапах эвакуации, формируются также администрации пунктов посадки (высадки). В них включаются в основном представители транспортных организаций и ведомств.

Задачи таких пунктов: - обеспечение своевременной подачи транспортных средств; - организация посадки (высадки) людей; - контроль за обеспечением охраны общественного порядка и мед.помощи; учет отправки (прибытия) транспорта и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

Личный состав эвакоорганов должен заблаговременно проходить плановую подготовку в УМЦ ГО ЧС РК, объектах экономики, совершенствовать необходимые практические навыки во время учета и штабных тренировок.



  1. Выполнять указания должностных лиц администрации эвакуационного пункта.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Эвакуация людей, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций (опасных зон) в загородные (безопасные) зоны является наиболее надёжным способом их защиты. Вместе с тем существуют объекты экономики, которые должны продолжать свою работу в населённых пунктах в любых условиях обстановки. К ним относятся уникальные (специализированные) объекты экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют, а также предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность данных объектов. Вместо эвакуации персонал данных объектов и предприятий подлежит рассредоточению в загородной зоне.

2. Эвакуация в Российской Федерации организуется по производственному, территориальному или территориально-производственному принципу.

3. Ответственность за организацию и проведение эвакуации населения, материальных и культурныхценностей в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на предприятиях (в учреждениях, организациях, учебных заведениях) возлагается на их руководителей (начальников гражданской обороны).

4. Классификация видов эвакуации осуществляется по 1) видам опасности, 2) удалённости, 3) способам эвакуации, 4) длительности её проведения, 5) времени начала проведения эвакуации, 6) охвату населения эвакуационными мероприятиями.

5. Для проведения эвакуационных мероприятий создаётся система органов управления эвакуацией, включающая эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, эвакуационные приемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки).



6. Эффективность эвакуационных мероприятий во многом зависит от выполнения эвакуируемыми своих обязанностей при объявлении эвакуации, по прибытии на сборный эвакуационный пункт, на маршруте и по прибытии к месту назначения.


Смотрите также:
Вопрос 5: эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации рассредоточение и эвакуация населения
123.42kb.
1 стр.
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и её цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации
128.53kb.
1 стр.
При эвакуации а. Общее понятие об эвакуации как способ защиты населения. Эвакуация
44.65kb.
1 стр.
Тема 13. Принципы и способы эвакуации нужна ли эвакуация?
123.22kb.
1 стр.
Защита персонала и населения путем эвакуации
92.39kb.
1 стр.
Образования тамбовской области
333.45kb.
1 стр.
Среди способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций большое значение имеет эвакуация населения из опасных районов и размещение его в загородной зоне
40.09kb.
1 стр.
Методические рекомендации по заполнению форм донесений по эвакуации населения
170.62kb.
1 стр.
Методические рекомендации по заполнению форм донесений по эвакуации населения
131.8kb.
1 стр.
Методические рекомендации по заполнению форм донесений по эвакуации населения
159.85kb.
1 стр.
Акт №1 проведения тренировки по эвакуации людей при возникновении пожара Тема тренировки
51.22kb.
1 стр.
Эвакуации населения Эвакуация
65.75kb.
1 стр.