Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4




Современные подходы к оценке подготовленности и перспективности юных легкоатлетов.

Суслов Ф.П., Кулаков В.Н.

В настоящее время в Российской Федерации уделяется значительное внимание развитию детско-юношеского спорта. Для реализации этой задачи создана Федеральная программа «Молодежь России», одним из пунктов которой является подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации». Легкая атлетика занимает в этой подпрограмме значительное место.

Вместе с тем, Международная Ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) также уделяет самое серьезное внимание вопросам поиска, отбора и привлечения к регулярным занятиям легкой атлетикой детей и юношества. В течение ряда лет успешно развивается программа ИААФ «Детская легкая атлетика», которая содержит принципиально новый подход к занятиям легкой атлетикой начинающих спортсменов.

На Конгрессе ИААФ в Париже в 2003 году был принят «Всемирный легкоатлетический план» ИААФ, ставящий задачи по развитию мировой легкой атлетики на ближайшие 10 лет. Один из основных разделов плана также посвящен развитию легкой атлетики среди школьников. В частности, ставится задача, чтобы легкая атлетика стала видом спорта «номер 1» в общеобразовательных школах.

Данная научная работа была выполнена в рамках реализации Федеральной программы «Молодежь России» и базировалась также на принципах программы ИААФ «Детская легкая атлетика».

Исследования проводила группа квалифицированных научных работников, руководство проектом осуществлял Московский региональный Центр развития ИААФ при участии Всероссийской федерации легкой атлетики.

Анализ статистических материалов развития легкой атлетики в мире показывает, что уровень высших спортивных результатов за последние 10-12 лет стабилизировался. Это заключение основано на сравнении тренда 10 и 100 лучших спортсменов мира в ежегодных списках. Исключение составляют лишь прыжки с шестом и метание молота у женщин, включенные в программу чемпионатов мира и игр Олимпиады сравнительно недавно.

Можно предполагать, что развитие системы соревнований и тренировки, а также факторов, повышающих их эффективность у представителей элиты, достигло определенного оптимального уровня и в дальнейшем будет обеспечивать лишь минимальный прогресс спортивных достижений.

В связи с этим дальнейший прогресс результатов сильнейших атлетов мира будет связан в большей мере с совершенствованием системы подготовки в детско-юношеской легкой атлетике.

Цель данной работы – выявить факторы, влияющие на совершенствование спортивной подготовленности юных легкоатлетов 12-15 лет, в фазе их начальной специализации.

Опыт подготовки спортсменов во всем мире показывает, что начало занятий легкой атлетикой происходит в 9-10 лет, а на этапе начальной специализации – в 12-13 лет. В этом возрасте юные легкоатлеты находятся в начале пубертатного периода развития организма, в условиях «ростового спурта».

В задачи исследования входило сравнение динамики морфологических, психических и спортивных показателей легкоатлетов 12-15 лет, в течение двух лет, проживающих в разных регионах европейской части России (центр, запад, юг, Поволжье и Урал), характеризующихся различными климатическими и демографическими условиями.

Юные спортсмены представляли 16 городов: с населением свыше 1 млн. человек – 6, около 500 тыс. – 6 и около 200 тыс. человек – 4 города. 11 городов являлись столицами областей и республик и 5 городов – районными центрами.

Исследования проводились в Московской области в ноябре 2003 и декабре 2004 года в условиях закрытого спортивного зала размером 60х20 м.

В 2003 году в исследованиях участвовал 91 человек из 7 регионов, в возрасте 12-13 лет (1990-1991 года рождения).

В 2004 году – 89 человек в возрасте 12-13 лет (1991-1992 г. рождения) и 101 человек в возрасте 14-15 лет (1989-1990 г. рождения).

3 команды регионов участвовали в исследовании в 2003 и 2004 году только младшим возрастом; 7 команд – в 2003 году младшим, а в 2004 г. старшим возрастом.

29 юных легкоатлетов проходили обследование повторно в 2003 и 2004 г.г.

От каждой команды региона в исследовании участвовали 5 мальчиков и 5 девочек.

По спортивной специализации юные легкоатлеты распределились следующим образом (таблица 1).

Таблица 1.



Специализация

2003 г. – 12-13 лет

2004 г. – 12-13 лет

2004 г. – 14-15 лет

1

Спринт-барьеры

16

24

46

2

Прыжки

19

37

30

3

Выносливость

12

13

12

4

Метания

-

1

3

5

Многоборье

44

24

10




Итого

91

89

101

Анализ таблицы 1 показывает, что в младшем возрасте в 2003 г. достаточно большое количество юных спортсменов отметило свою специализацию как многоборье. Это связано с тем, что в этом возрасте они еще окончательно не выбрали узкую специализацию и вели подготовку по многоборной программе. В следующий год этот показатель уменьшился, особенно у легкоатлетов 14-15 лет. Малое количество специализирующихся в видах бега и ходьбы на выносливость объясняется зимним сезоном и тестированием в закрытых помещениях. Вызывает тревогу слишком малое количество юных метателей, что возможно связано с более поздним началом их специализации.

Стаж занятий легкой атлетикой у спортсменов 12-13 лет составлял 2-3 года, у 14-15-летних – 3-5 лет.

Исследование включало: углубленное медицинское обследование с участием терапевта, хирурга-ортопеда, отоларинголога и кардиолога.

Морфологическое обследование: размеры тела, состав тела, определение биологического возраста.

Психологическое обследование: изучение темперамента, экстраверсии-интроверсии, мотивации, уровня притязаний.

Исследование физических способностей: по 11 тестам и определение одного интегрального суммарного показателя физической подготовленности.

Исследование биологического возраста юных легкоатлетов выявило следующие показатели (таблица 2).

Таблица 2.

Варианты биологического развития юных легкоатлетов (%/%)

Развитие

мальчики

2003 г.

2004 г.

2004 г.


девочки

2003 г.

2004 г.

2004 г.


лет

12-13 (45 чел)

12-13 (44 чел)

14-15 (50 чел)

12-13 (46 чел)

12-13 (45 чел)

14-15 (50 чел)

Акселерация

42,2

38,6

42,0

39,1

42,2

36,0

Норма

35,6

29,6

34,0

39,1

35,5

46,0

Ретардация

22,2

31,8

24,0

21,8

22,2

18,0

В каждой команде региона определялся средний балл биологической зрелости отдельно для мальчиков и девочек.

Индивидуальный анализ биологического развития (табл. 2) показал, что наиболее часто отбираются дети с опережающим вариантом развития. Почти так же часто идентифицируются спортсмены с нормальным биологическим созреванием – как у мальчиков, так и у девочек. Наиболее редко встречаются дети с отстающим развитием – ретарданты.

Дети с более ранним биологическим развитием опережают своих сверстников по результатам проявления своих физических способностей. Однако это не всегда оправдано с точки зрения перспективных достижений в спорте, т.к. эти дети раньше прекращают рост тела в длину. Прирост спортивных результатов у них быстрее замедляется, часто не достигая международного уровня. Ретарданты, напротив, отставая от акселератов в настоящее время активнее прогрессируют по мере биологического созревания, и в отдельных дисциплинах имеют большую перспективу.

Анализ биологического возраста по командам отдельных регионов показал, что средний показатель биологического возраста различен. В одних регионах больше ретардантов, в других нормостеников, а в третьих акселерантов. При этом эти показатели не связаны с климатическими условиями регионов, количеством населения и их административным статусом. Поэтому следует сделать вывод, что тренеры, комплектуя свои группы, ориентируются больше на показатели физической подготовленности юных спортсменов, без учета биологического возраста юных спортсменов.

Биологическое развитие имеет смысл только с учетом скоростей роста, что в совокупности дает наиболее полное представление о спортсмене, его соответствии модели деятельности, и возможностях дальнейшего прогресса спортивных достижений.

Сравнение ростовых показателей всех легкоатлетов 12-15 лет с популяционными нормами для соответствующих возрастов представлено в таблице 3.

Таблица 3.



Частота различных вариантов длины тела среди легкоатлетов 12-15 лет

Длина тела

Мальчики

Девочки

Высокая

24,4%

30,4%

Средняя

68,9%

47,9%

Низкая

6,7%

21,7%

В целом анализ таблицы 3 показывает, что при отборе легкоатлетов для узкой специализации тренеры отдают предпочтение спортсменам с высоким и средним ростом относительно для своей возрастной группы.

Следует заметить, что масса тела, хотя и является интегральной характеристикой, но она не дает возможности оценивать реальные сдвиги в организме спортсмена, происходящие под воздействием тренировки. Поэтому наш анализ базируется на уровне развития мышечного и жирового компонента, которые отражают активность белкового синтеза и энергетического обмена и являются интегральным маркером адаптивных сдвигов в организме. При этом снижение мышечного компонента указывает на недостаток энергетических ресурсов в организме спортсмена, накопленное или текущее недовосстановление, угнетение процессов синтеза белка; увеличение жирового компонента косвенно указывает на снижение активности процессов липолиза, снижает суммарный объем энергетики в организме и также ведет к снижению работоспособности и восстановления. Это указывает на сниженный уровень общей выносливости и на низкую готовность организма к выполнению интенсивной и высокообъемной тренировочной работы, что в целом связано либо с малым стажем тренировки спортсмена, либо с неадекватностью структуры подготовки.

В таблице 4 и 5 приведены показатели развития мышечного и жирового компонентов массы тела у обследованных легкоатлетов.

Таблица 4.

Развитие мышечного компонента массы тела (%)

Возраст (лет)

Год обслед.

n

спортсменов



Мальчики

n

чел


Девочки

n

чел


12-13

2003

87 чел

48,3%

43

48,3 %

44

12-13

2004

89 чел

48,5%

44

47,7%

45

14-15

2004

100 чел

50,9%

50

48,5%

50

Таблица 5.



Развитие жирового компонента массы тела (%)

Возраст (лет)

Год обслед.

n

спортсменов



Мальчики

n

чел


Девочки

n

чел


12-13

2003

87

10,6

43

14,6

44

12-13

2004

89

10,9

44

16,2

45

14-15

2004

100

10,7

50

15,2

50

Возрастные популяционные нормы развития мышечной массы тела характеризуются следующими показателями:

- высокая – мальчики свыше 50%, девочки свыше 49%;

- средняя – мальчики 48-50%, девочки 47-49%;

- низкая – мальчики менее 48%, девочки менее 47%.

Таким образом, средние показатели мышечной массы тела у мальчиков младшего возраста находятся на среднем уровне, а у старших – на высоком; у девочек всех возрастов на среднем.

Более низкие показатели у легкоатлетов младшей группы связаны с уровнем биологического созревания организма.

Следует отметить, что 44,6% старших мальчиков имели высокий показатель мышечной массы, а 44,4% младших – средний.

У старших девочек имели средний показатель 37,9%, а младшие – 37%.

Возрастные популяционные нормы развития жировой массы тела характеризуются такими показателями:

- высокая – мальчики свыше 11%, девочки свыше 14%;

- средняя – мальчики 9-11%, девочки – 11-14%;

- низкая – мальчики менее 9%, девочки менее 11%.

Таким образом, показатели жировой массы тела у мальчиков находятся на среднем уровне, а у девочек всех возрастов на высоком.

Средние показатели жировой массы имели 51,1% мальчиков старшей группы и 46,7% - младшей.

У девочек 56,8% средних показателей имела старшая группа, а высоких показателей 45,6% - младшая группа.

Выявленные на данном контингенте закономерности подтверждают, что девочки в этом периоде развития подвержены большому влиянию женских половых гормонов, которые стимулируют развитие жирового компонента массы тела.

В целом развитие жирового и мышечного компонентов, отражающие как степень биологической зрелости, так и уровень подготовленности, различаются у представителей разных регионов, но не зависят от климатических и других особенностей.



Однако главной задачей исследования являлось изучение уровня физической подготовленности юных легкоатлетов.

Для обследования были выбраны 11 тестов - специальных упражнений. Выбранные тесты рекомендованы ИААФ и используются в системе подготовки легкоатлетов в России.



1. Тест-оценка гибкости: максимальный наклон вперед

Выполняется стоя на возвышении. Оценка гибкости позвоночника в тазобедренном суставе по величине (см) глубины наклона, измеренного по кончикам пальцев рук относительно уровня подошвы стоп (Оц 1).



2. Тест-оценка гибкости: «выкрут рук»

Выполняется вращением прямых рук над головой с палкой, которая удерживается кистями, измеряется в см по расстоянию между кистями. Оценка подвижности плечевых суставов (Оц 2).



3-4.Тест-оценка силы брюшного пресса

- количество подъемов туловища за 30 с из положения лежа на спине до вертикали (оценка силы верхнего сегмента брюшного пресса) (Оц 3);

- количество подъемов ног за 30 с из положения лежа до вертикали (комплексная оценка силы мышц сгибателей бедра и нижнего сегмента брюшного пресса) (Оц 4).

5. Тест-оценка скоростно-силовых качеств и координации: метание набивного мяча через голову

Мальчики – 3 кг, девочки – 2 кг. Комплексная оценка силы мышц разгибателей туловища (спины), разгибателей ног и сгибателей рук (3 попытки) (Оц 5).



6,7,8. Тесты-оценки скоростно-силовых качеств

- пятикратный прыжок с места на дальность с ноги на ногу (3 попытки) (Оц 6);

- подскок вверх толчком двух ног с махом руками (Оц 7), без маха руками (по 2 попытки на каждый прыжок на тензоплатформе) (Оц 8).

9. Тест-оценка силы:

- мышц разгибателей верхних конечностей: отжимание лежа (для девочек) - сгибание и разгибание рук из положения упор лежа – 1 попытка (Оц 9).

- мышц сгибателей верхних конечностей: подтягивание на перекладине (для юношей) – сгибание и разгибание рук из положения вис на перекладине – 1 попытка (Оц 9).

10-11. Тесты-оценки качества быстроты

10. Бег на 40 м с низкого старта на время (Оц 10);

11. Измерение максимальной скорости бега между 30 и 40 метрами дистанции, по электронному хронометражу (2 попытки) (Оц 11).

12. Интегральная оценка физической подготовленности (Оц 12).

Так как в батарее тестов использовались разные единицы измерения (м, см, сек), то в 2003 г. для сопоставления результатов различных тестов были разработаны однотипные стандартные шкалы в общих единицах измерения – баллах. Так как данные всех тестов подчинялись законам математической статистики для нормального распределения, разница между лучшими и худшими результатами составляла в среднем 5 среднеквадратических отклонений, а разница – в одно среднеквадратическое отклонение свидетельствовала о достоверности отличий по этому параметру между тестируемыми. Все вышесказанное являлось обоснованием для использования стандартных линейных пятибалльных шкал, включавших 50 интервалов. Отсутствие базы данных по обследуемому контингенту спортсменов и возрастных нормативов, определяющих их перспективность, заставило ранжировать их только внутри обследуемой группы. Следует учитывать, что в этом случае пятибалльная оценка результата теста значительно отличается от оценки успеваемости, принятой в общеобразовательной школе. Так, оценка физической подготовленности в целом или каждого теста в отдельности, близкая к 2,5 баллам, является среднестатистической, оценка более 3,5 баллов характеризует тестируемое качество как достоверно выше среднего, а более 4,5 баллов – как очень высокое. Соответственно ниже 1,5 баллов – ниже среднего, а менее 0,5 балла – как очень низкое.

Обработка результатов проводилась отдельно для мальчиков и девочек. Для сопоставления оценок результатов в различных тестах, полученных при обследовании детей в 2004 г. использовались такие же однотипные стандартные шкалы. Такой подход позволил проводить сравнение не только среди обследованных в текущем году, но и отслеживать возрастную, многолетнюю динамику показателей.

Результаты, полученные в 2004 г., превышавшие 5 баллов, оценивались более высокими показателями; худшие результаты менее 0,1 балла оценивались отрицательными показателями. Равные результаты во всех группах оценивались одинаковыми баллами.

В таблицах приведены статистические характеристики измеряемых величин: средние арифметические и максимальные значения для каждого параметра.

Для каждого легкоатлета и каждой команды, отдельно для мальчиков и девочек определялась обобщенная оценка физической подготовленности (Оц 12), являвшаяся средней величиной всех 11 оценок. Превышение значения интегральной оценки физической подготовленности спортсмена в 3,5 балла достоверно выделяло его из общей массы. По разным причинам в единичных случаях спортсмены не принимали участие к каком-либо тесте. В этом случае в графу по данному тесту для этого спортсмена, чтобы не искажать статистических данных, вместо прочерка или 0 подставлялись среднестатистические значения по данной группировке.

В таблицах 5 и 6 приводятся лучшие и средние результаты в тестах у легкоатлетов 12-13 и 14-15 лет, полученные в 2003 и 2004 г.г.

Представляют интерес приросты показателей в тестах в течение одного года спортивной подготовки, выраженные в %%.

Сводные данные приводятся в таблицах 7 и 8.

В исследовании физической подготовленности юных легкоатлетов не было специального теста для определения двигательно-координационных способностей. Опосредованно о динамике этих способностей можно судить по разности результатов в прыжке с места с махом руками и без помощи рук. Эти данные приводятся в таблице 9.

Анализ этих показателей не выявил значительных различий между легкоатлетами различных возрастов, в динамике этих способностей.

В исследованиях в 2004 г. повторно принимали участие 29 юных легкоатлетов 90 и 91 г. рождения (15 девочек и 14 мальчиков). Обработка результатов тестирования физической подготовленности приводится в таблицах 10, 11. В дальнейшем это позволило сравнить групповые и индивидуальные показатели.

Лучшие интегральные оценки физической подготовленности (Оц 12) у легкоатлетов, проходивших тестирование 2 года подряд, составили:

- девочки (15 чел) в 2003 г. – 3,6 балла, а в 2004 г. – 4,4 балла;

- мальчики (14 чел) в 2003 г. – 3,2 балла, а в 2004 г. – 4,4 балла.

Таблица 5.



Лучшие результаты, полученные в обследовании 3 групп




Тесты

Девушки
2003 г.

абс.


(12-13 лет)

балл


2004 г.


абс.

(12-13 лет)


балл

2004 г.


абс.

(14-15 лет)

балл


Юноши
2003 г.

абс.


(12-13 лет)

балл


2004 г.


абс.

(12-13 лет)

балл


2004 г.


абс.

(14-15 лет)



балл

Оц 1

Накл. туловища /см/

20

5,0

23

5,7

24

6,0

20

5,0

23

5,8

22

5,5

Оц 2

Выкр. палки /см/

23

5,0

28

4,4

0*

9,9

21

5,0

27

4,6

36

4,0

Оц 3

Подн. тул. за 30 с /раз/

29

5,0

40

8,3

37

7,3

32

5,0

39

7,2

40

7,5

Оц 4

Подн. ног за 30 с /раз/

28

5,0

37

6,4

34

5,8

30

5,0

33

5,6

35

6,1

Оц 5

Метание мяча /м/

11,9

5,0

13,7

5,8

14,3

6,2

10,0

5,0

14,5

7,9

15,0

8,2

Оц 6

5-ой прыжок с места /м/

11,17

5,0

12,2

5,3

12,4

5,5

12,5

5,0

13,4

6,0

14,6

7,4

Оц 7

Прыжок вверх с пом. рук /см/

46

5,0

44

4,5

44

4,5

54

5,0

49

4,0

56

5,4

Оц 8

Пр. вверх без пом. рук /см/

38

5,0

36

4,4

38

5,0

46

5,0

46

5,0

53

6,0

Оц 9

Отжимание (дев.); подтяг. (мал.) /раз/

50

5,0

50

5,0

51

5,0

20

5,0

22

5,5

20

5,0

Оц 10

Макс. скор. /м/с/

7,94

5,0

8,21

5,7

8,31

6,1

8,2

5,0

8,6

6,3

8,9

7,3

Оц 11

Время бега на 40 м /с/

6,09

5,0

5,92

5,5

5,92

5,5

5,6

5,0

5,7

4,9

5,4

5,7

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа Калининградской области «Молодежь на 2007 2011 годы»
316.13kb.
1 стр.
Программа «Молодежь России»
687.04kb.
4 стр.
Программа «Молодежь в Действии»
190.51kb.
1 стр.
Программа элективного курса по истории «Все войны России»
110.28kb.
1 стр.
Второй Международный молодежный форум „Молодежь строит будущее” в софии 26-28 ноября состоялся Второй Международный молодежный форум „Молодежь строит будущее”
34.42kb.
1 стр.
Резолюци я Третьего Международного молодежного форума „Молодежь строит будущее”, Болгария, 30 ноября – 4 декабря 2012 г. Мы, участники Третьего Международного молодежного форума „Молодежь строит будущее”
30.63kb.
1 стр.
-
7630.01kb.
35 стр.
Чтоб молодежь вступала в профсоюзы
43.78kb.
1 стр.
Программа "Молодежь города Глазова на 2010-2013 годы"
29.48kb.
1 стр.
Армянская молодежь в Европе
24.46kb.
1 стр.
Доклад «молодёжь иркутской области»
2228.37kb.
11 стр.
Программа Второй Всероссийской молодежной конференции «Молодежь и межнациональные отношения: конструктивные и деструктивные тенденции»
102.39kb.
1 стр.