Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины«Развитие критического мышления» для направления 080500.62«Менеджмент» подготовки бакалавра 4 курс
Автор программы:Савинова Светлана Юрьевна, доцент, кандидат педагогических наук,e-mail: ssavinova@hse.ruОдобрена на заседании кафедры Организационной психологии «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой Г.А. Мкртычян Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г Председатель Ю.В. Кузнецова
Нижний - Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с ГОС ВПО, с рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 году.
2. Цели освоения дисциплиныДисциплина «Развитие критического мышления» входит в цикл специальных дисциплин в раздел дисциплин и курсов по выбору в РУПе по направлению 080500.62 «Менеджмент». Цель освоения дисциплины «Развитие критического мышления» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности и возможности студентов, познакомить их явлением «критическое мышление», его психологической сущностью, с технологией развития критического мышления. Развитие критического мышления способствует развитию психологической культуры студентов, представленной трёмя основными компонентами: а) самопознание и самооценка, б) психология познания других людей, в) умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Цель курса определила следующие образовательные задачи: - ознакомление с наиболее значительными теоретическими и методологическими основами критического мышления; - формирование на этой основе приемов и навыков критического мышления, - развитие навыков использования технологии критического мышления в работе с текстом; - становление важных профессионально-значимых качеств менеджера: эмоциональной устойчивости, осуществление коммуникации, готовности принимать решения, и др. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные положения, лексику дисциплины; - сущность основных категорий, отечественные и зарубежные достижения и опыт в данной области; - основные принципы, этапы, приемы технологии критического мышления. Уметь:
- умение работать с текстом в постоянно обновляющимся информационном потоке в разных областях знаний;- умение пользоваться различными способами интегрирования информации; - умение задавать вопросы различных типов; - умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;Владеть: - навыками письменного изложения собственной точки зрения; - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; - навыками концентрации и распределения внимания; - навыками критического восприятия информации; - навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере, работы в коллективе; - навыками самосовершенствования и саморазвития.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к дисциплинам и курсам по выбору в цикле специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Дисциплина по выбору углубляет ряд тем из курсов «Социальная психология», «Организационное поведение», «Психология принятия решений». Основные положения дисциплины «Развитие критического мышления» могут быть использованы при изучении дисциплин в магистратуре по направлению «Менеджмент» по специализации «Управление человеческими ресурсами»: «Технологии управления человеческими ресурсами», в работе научно исследовательского семинара «исследовательский проект в управлении человеческими ресурсами». 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на лекционных и практических занятиях, выполнение домашнего задания в виде составления порфолио, которое включает в себя выполненные задания на лекциях, практических занятиях и задания на самостоятельную работу. Результаты текущего контроля складываются в накопленную оценку. Итоговый контроль – письменный зачет (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка по дисциплине является взвешенной суммой оценки за зачет и накопленной и измеряется от 0 до 10. W накопл. = 0,5; Wзач. = 0,5; Оср.(окр.)=Онакопл.*Wнакопл.(0,5)+ Озач.* Wзач.(0,5) В свою очередь накопленная оценка складывается из оценки за работу на лекционных, практических занятиях и самостоятельную работу, как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности: W практ. = 0,4; W д/з = 0,6; Оср.(окр.) =Опракт.*Wпракт.(0,4)+Од/з*Wд/з(0,6) Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях по активности студентов. Активность определяется преподавателем по фронтальному опросу студентов в течение каждого занятия. Учитывается активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на практических занятиях, оценивается самостоятельная работа (например, правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии). Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговая оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по предлагаемой учебной дисциплине. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на лекционных и практических занятиях и самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – О практ. В диплом ставится результирующая оценка по учебной дисциплине. Способ округления результирующей оценки – арифметический. На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если суммарная накопленная оценка за работу на занятиях, самостоятельную работу и контрольную работу с учетом коэффициентов ниже 1,2 балла, или студент получил неудовлетворительную оценку за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:
6.Содержание дисциплиныТема 1. Размышление о мышлении Содержание темы: Необходимость в навыках критического мышления. Понятие «мышление», «критическое мышление». Мышление и знание. Мышление как биологический процесс. Мышление как серия образов внутренняя речь. Мышление как переработка информации. Установка на критическое мышление и готовность к нему.
Дополнительная литература
Количество часов аудиторной работы: 9 Объем самостоятельной работы: 9 Формы и методы проведения занятий по теме: лекции, дискуссия Тема 2. Внимание, восприятие, память – посредники когнитивных процессов Содержание темы: Внимание. Состояния, свойства внимания. Развитие внимания. Его связь с когнитивными процессами. Восприятие. Иллюзии восприятия. Влияние восприятия на когнитивные процессы. Память, виды памяти. Ошибки памяти. Развитие памяти. Влияние памяти на когнитивные процессы. Количество часов аудиторной работы: 9 Объем самостоятельной работы: 9 Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения занятий по теме: лекции, учебный фильм, практические занятия с элементами тренинга. Тема 3. Анализ аргументации Содержание темы: Аргументация, ее составляющие. Посылки. Заключения. Предложения. Контраргументация. Приемлемые и неприемлемые посылки. Посылки, поддерживающие заключения. Рассуждения и рационализация. Убеждение и пропаганда. Психология доводов. Различия между мнением, обоснованием, суждением, фактом. Визуальная аргументация. Количество часов аудиторной работы: 6 Объем самостоятельной работы: 9 Основная литература
2.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с. 3.Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007. 4.Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение мастер-классов, решение задач, выполнение домашнего задания. Тема 4. Развитие навыков решения задач Содержание темы: Структура задачи. Стадии решения задачи. Инкубация. Инсайт задачи. Четко и нечетко поставленные задачи. Стратегии решения задач. Трудности при решении задач. Количество часов аудиторной работы: 6 Объем самостоятельной работы: 9 Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач, или рассмотрение кейсов на семинарах Тема 5. Творческое мышление Содержание темы: Понятие «творчество». Творчество как познавательный процесс. Творческое мышление. Основные принципы творческого мышления. Стратегии творческого мышления. Предопределение задачи и отбор ролевантной информации. Поощрение творчества. Количество часов аудиторной работы: 6 Объем самостоятельной работы: 9 Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач, или рассмотрение кейсов на семинарах, тренингов. Тема 6. Технология критического мышления Содержание темы: Теоретические основы технологии критического мышления. Первичное знакомство с трехфазовой моделью «Вызов-осмысление – размышление». Карикатура Бидструпа. Чтение с остановками. Типология вопросов. Условия поддержания дискуссии. Стратегия рефлексивного отношения к информации. «Знаю –Хочу узнать – Узнал» Д. Огл. Активная лекция. Использование стратегии «Бортовой журнал». Стратегия формулировки разноуровневых вопросов. Перекрестная дискуссия. Стратегия «Зигзаг -1». Стратегия «Зигзаг-2». Пятишаговая мастерская письма. «Шляпы мышления». Количество часов аудиторной работы: 15 Объем самостоятельной работы: 12 Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения занятий по теме: проведение дискуссий, решение задач, рассмотрение кейсов 8. Образовательные технологииНа лекционных и практических занятиях используются приемы технологии развития критического мышления, активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, дискуссии, психологические тренинги и т.д.. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаДомашнее задание студентов включает в себя работу над портфолио в течение всего курса. Требования к составлению портфолио Портфолио представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней оценки. Содержание учебного портфолио разбито на следующие категории: - обязательные (промежуточные, письменные работы, теоретический материал); - поисковые (выполнение индивидуальных и групповых ( в малых группах), исследование сложных проблем, нестандартных задач, задания, подготовленные для практических занятий и проведенные в группе); - ситуативные (применение изученного материала в практических ситуациях); - описательные (составление вопросов, которые хотелось бы задать, открытия, сделанные для себя в данном курсе); - внешние (отзывы и проверочные листы преподавателя, членов группы и т.д.) Примерный перечень рубрик в портфолио Предлагаемые рубрики: 1. Я готов (готова) поделиться!!! (В эту рубрику войдут материалы, которые вы найдете самостоятельно и заходите использовать на занятиях, тексты выступлений, рекомендации, цитаты и т.д.). 2. «Теория» (здесь желательно разместить теоретический аспект изучаемого вопроса). 3. «Стратегии и приемы» (здесь будут находиться материалы, с которыми вы познакомитесь и будете использовать для развития критического мышления). 4. «Глоссарий» (здесь все понятно). 5. «Письменная работа» (здесь мы размещаем все письменные работы, которые выполняем в курсе) 6. «Открытия» (все, что вы сочтете нужным поместить в этом курсе) 7. «Тайны последнего семинара» 8. «Вопросы, оставшиеся без ответа» Рубрики, предлагаемые студентами: 9. 10. Примерное распределение общей оценки выглядит следующим образом: Обязательная категория – 40% Поисковая категория – 30% Ситуативная категория – 15% Описательная категория – 10% Внешняя категория – 5 % 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовые учебники:
Основная литература:
Дополнительная литература:
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для лекций и семинаров используется проектор, ноутбук, экран. Для проведения дискуссий и деловых игр используется раздаточный материал, распечатки текстов. Автор программы ___________________( доцент Савинова С.Ю.) Смотрите также: Программа дисциплины «Развитие критического мышления»
207.09kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Культурное наследие Астраханскго края Направление подготовки
270.68kb.
1 стр.
Мастер – класс Группа «Технология развития критического мышления»»
170.92kb.
1 стр.
Сборник методических материалов
1247.26kb.
7 стр.
Классификация проектов в школе
91.18kb.
1 стр.
Рассказ «Судьба человека»
35.17kb.
1 стр.
Урок русской литературы в 9`-м классе по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
216.14kb.
1 стр.
Статья по теме: «Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
338.97kb.
1 стр.
Психология критического мышления Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking
7992.63kb.
78 стр.
-
266.92kb.
1 стр.
Презентация профессии
69.5kb.
1 стр.
Развитие образного мышления студентов педвузов средствами декоративности при освоении дисциплины композиция'' 336.49kb.
1 стр.
|