Главная
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УДО «ДЕТСКИЙ ЦЕНТР»
Авторская образовательная программа дополнительного

образования по спортивному туризму и спортивному

ориентированию «Юный турист».


Выполнил: Борисов Борис Борисович

Владимирович- педагог дополнительного

образования УДО «Детский центр».

г.Оренбург, 2010 г.






СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3




  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………11




  1. Учебно-тематический план …………………………………………… 22




  1. Содержание программы ………………………………………………… 26




  1. Список литературы ……………………………………………………….41



6. Приложения 44




















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа «Юный турист» (спортивный туризм и основы спортивного ориентирования), объединяющая физкультурно-спортивную и туристско-краеведческую деятельность обучающихся, относится к комплексным программам.

Занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях все возрастающей гиподинамии школьников с ее негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом возрасте. Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их самоопределения, формирования общей культуры.

Спортивное ориентирование – это достаточно молодой и самостоятельный вид спорта. Ориентирование является необходимым и обязательным элементом действий в туристском походе, поэтому занятия спортивным ориентированием способствуют совершенствованию умений передвигаться по незнакомой местности с помощью компаса и карты. В силу своей специфики – занятий на открытом воздухе и, как правило, в лесной зоне, спортивное ориентирование имеет большой оздоровительный потенциал. Несмотря на наличие групповых соревнований, спортивное ориентирование, в основном, индивидуальный вид спорта, требующий от спортсмена самостоятельности, умения принимать верные решения в сложных условиях соревновательной обстановки.

Объединение спортивного туризма и спортивного ориентирования в одной программе позволяет проявиться различным способностям детей и подростков, а также придает ценность и самостоятельное значение физическим тренировкам, необходимым при занятиях спортивным туризмом, превращая их из обязанности в интересный и увлекательный вид деятельности. Сочетание коллективных действий в спортивной туристской группе на спортивном маршруте или на туристских соревнованиях, и индивидуальных действий в условиях соревнований по спортивному ориентированию воспитывает как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умения принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность.



Продолжительность образовательного цикла три года обучения. Программа первого года – программа начального уровня. Программы второго и третьего годов обучения – программы совершенствования знаний и умений, повышения спортивной квалификации.

Программа предполагает разноуровневые результаты обучения на каждом году обучения.

Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу 6 часов в неделю на протяжении трех лет обучения.

Во время зимних каникул проводятся лыжные учебно-тренировочные походы (УТП); в течение майских праздников – весенние пешие УТП; после окончания учебного года, в июне-августе – летние пешие УТП. Продолжительность УТП зависит от категории сложности (к. с.) похода и составляет: для УТП 1 к. с. – 6 дней по 8 часов, для УТП 2 к. с. – 8 дней по 8 часов, для УТП 3 к. с. – 10 дней по 8 часов.

Программа рассчитана на обучающихся 12 – 16 лет. Специальных требований к знаниям обучающихся при приеме в объединение нет.

Учебные группы смешанные, разновозрастные. Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.

Количество детей в группах начальной подготовки первого года обучения 12 – 15 человек, что удовлетворяет требованиям к числу участников пеших походов первой категории сложности (6 – 15 человек), определенным инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение № 1 к приказу № 293 от 13.07.92 г. Министерства образования РФ). На втором и третьем годах обучения, количество обучающихся снижается до 8 – 10 человек, что вызвано необходимостью формирования устойчивого спортивного туристского коллектива, возрастающим объемом практической работы по технике и тактике спортивного туризма, а также увеличением тренировочных и соревновательных нагрузок по спортивному ориентированию, требующих от педагога дифференцированного подхода и индивидуальной работы с обучающимися.

За основу при разработке данной образовательной программы взяты: программа начальной подготовки обучающихся в объединениях туристско-краеведческого профиля «Юные туристы» (Ю. С. Константинов и др.), программа начальной туристской подготовки по пешеходному туризму НТП-Б и программы подготовки юных спортсменов-ориентировщиков 1 – 3 года обучения. Программы были переработаны в соответствии со спецификой занятий объединения школьников в объеме 6-часовой учебной нагрузки в неделю с учетом использования технико-тактической подготовки для соревнований по ориентированию в качестве средства для достижения оптимального уровня физической и морально-волевой подготовленности обучающихся к учебно-тренировочному спортивному походу, и в качестве средства обучения, воспитания и развития обучающихся, способствующего достижению целей программы. При этом соотношение аудиторных часов и занятий на местности составляет 1:5.

Цели программы:

Развитие творчески активной, социально-адаптивной личности через туристско-краеведческую деятельность.



Данная цель может быть достигнута посредствам решения следующих задач:

- укрепление здоровья и физическое совершенствование детей;

- формирование здорового образа жизни;

- вырабатывание инициативы, мужества, находчивости, ловкости;

- привитие чувства коллективизма;

- формирование знаний, умений, и навыков по туризму;

- выполнение спортивных нормативов и званий.

При работе по программе в качестве основной выбраны технология разноуровнего обучения, предусматривающая три уровня обучения: минимальный, базовый и вариативный (творческий). Минимальным уровнем знаний и умений должны овладеть все обучающиеся. Это знания и умения по темам 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14. Базовым уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил коммуникации и общения. Вариативный (творческий) уровень предполагает мелкогрупповую и индивидуальную работу педагога с обучающимися, нацеленными на рост спортивных результатов в ориентировании, туристском многоборье или спортивных походах, углубленное изучение отдельных тем с возможным использованием индивидуальных планов по этим темам и образовательным областям. Конечно, такой поход подразумевает большую самостоятельную работу обучающихся, фактически обучающиеся, достигшие вариантного уровня, находятся в режиме самообучения и самовоспитания. Педагог оказывает им консультативную помощь, способствует поддержанию их мотивации и контролирует полученные результаты с целью коррекции хода учебно-воспитательного процесса, постановки новых целей перед обучающимися или отмены цели, достижение которой нереально или требует от обучающихся чрезмерных усилий.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Основным результатом воспитательной работы педагога с обучающимися будет не только усвоение культурных ценностей и приобретение личного социального опыта, но и способность обучающихся к самовоспитанию.



Базовыми результатами воспитания обучающихся будут:

На первом году: соблюдение норм экологического поведения на маршруте; норм поведения в коллективе и в обществе; умение выполнять поручения руководителя в группе обучающихся; соблюдение основных правил личной гигиены в походе и на тренировках.

На втором году: самостоятельность в действиях во время совершения туристского похода и элементы взаимопомощи у обучающихся; понимание общественной значимости совершаемых дел; осознание необходимости соблюдения принципа «не навреди» во взаимоотношениях с природой и с людьми; достаточный уровень коллективных действий; достаточный уровень коммуникативности во взаимоотношениях с обучающимися и педагогами; понимание необходимости физических упражнений для разностороннего развития личности и достижения хороших спортивных результатов.

На третьем году: ответственность за свои действия; самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно-тренировочном походе; понимание мира природы как целостного организма, стремление соблюдать нормы экологического и общественного поведения; стремление разрешать конфликты на основе диалога; согласованное выполнение коллективных действий; оптимальный уровень коммуникативности; стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию и росту спортивного мастерства.

Базовыми результатами развития обучающихся будут:

На первом году: достижение уровня физического и умственного развития, достаточного для преодоления сверхкоротких и коротких дистанций соревнований по ориентированию в возрастных группах МЖ 12, 14 и участия в лыжном и пешем учебно-тренировочных походах 1 категории сложности.

На втором году: достижение уровня физического и умственного развития, достаточного для участия в учебно-тренировочном пешем походе 2 к. с. и прохождения сверхкоротких, коротких и средних дистанций соревнований по спортивному ориентированию в возрастных группах МЖ 12, 14, 16.

На третьем году: достижение уровня физического и умственного развития, достаточного для участия в пешем учебно-тренировочном походе 3 к. с. и прохождения сверхкоротких, коротких, средних и длинных дистанций соревнований по спортивному ориентированию в возрастных группах МЖ 14, 16, 18, овладение навыками адекватной самооценки в условиях соревновательной и походной деятельности.

Для реализации поставленных в программе задач и достижения планируемых целевых ориентиров педагог использует комплекс педагогических технологий. Учитывая, что овладение знаниями и умениями происходит на благоприятном фоне положительного настроя и мотивации на овладение знаниями и умениями со стороны детей, педагог стремится к тому, чтобы ребенок «учился сам». Для этого он соответствующие методы обучения, формы познавательной деятельности и технологии, обеспечивающие комфортные условия для развития личности.

Дополнительное образование есть изначально личностно-ориентированное образование, поскольку подавляющее большинство детей приходит заниматься видами деятельности, которыми они хотят заниматься. Конечно, некоторые просто следуют моде, приходят вместе с друзьями, иногда посещают объединение «от скуки», кого-то приводят родители, но такие дети не составляют большинство, хотя и для них желательно найти соответствующие способы создания мотивации и методы обучения.

Наиболее эффективны с позиций личностно-ориентированного подхода технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология полного усвоения. В условиях занятий спортивным туризмом коллективные действия по приобретению умений, при организованной добровольной взаимопомощи, позволяют всем обучающимся овладеть объемом знаний и умений, определенным в программе.

Поскольку к занятиям по программе допускаются все желающие, имеющие медицинский допуск, то, естественно, возникает пестрый состав обучающихся, имеющих разный уровень начальной подготовки – от «нулевого» до вполне «продвинутого». Индивидуальности личностей с различными способностями, склонностями, возможностями, потребностями и мотивами объединены в занятиях одним видом деятельности, добровольно ими выбранном (несмотря на исходное разнообразие мотивов). Различия в подготовке детей требуют применения разноуровневой технологии обучения, позволяющей достигать поставленных целей каждому обучающемуся. Эффективна эта технология и при обучении основам спортивного ориентирования, в силу того, что здесь отчетливо проявляются специфические способности обучающихся, позволяющие наиболее способным резко продвигаться вперед по программе. При этом, несмотря на разные темпы усвоения материала, все достигают того уровня усвоения учебного материала, который они сами добровольно избрали для себя, а обязательными факторами при этом будут активность, самостоятельность и общение детей в процессе обучения.

Качественными показателями обучения служат результаты выступлений обучающихся на соревнованиях по туристскому многоборью, туризму и ориентированию, выступления на слетах, фестивалях, участие в зачетных учебно-тренировочных спортивных походах, выполнение разрядных требований.



Психолого-педагогическая диагностика:


- Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (автор Я.В. Панина). Приложение 1.

- Методика «Умеете ли Вы принимать решение?» (авторы Л.А. Александрова, С.Г. Морозова). Приложение 2.

- Методика «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?» (авторы

Р.Л. Оксфорд, И.Г. Юдина). Приложение 3.

- Методика «Умеете ли Вы проектировать свою деятельность?» (автор С.Г. Щербакова). Приложение 4.

- Методика «Выбор». Приложение 5.

- Методика «Карта самооценки и оценки педагогом компетентности воспитанника» (авторы Н.В.Родионова, М.Р. Канунова, И.О. Сеничева, Е.Л. Янушева). Приложение 6.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Программа рассчитана на подростков, преимущественно, 12 – 16 лет, находящихся в возрасте, когда происходят глубокие физиологические изменения организма, бурно развивается психика, поэтому педагогу необходимо знать и учитывать в своей работе особенности физического развития и психологические особенности поведения детей и подростков.

Не исключено, что на занятия будут приходить младшие подростки в возрасте 11 лет. Таких детей, безусловно, следует привлекать к занятиям, поскольку они чрезвычайно любознательны и могут в перспективе составить «ядро» будущей группы. Подростки чрезвычайно активны в этом возрасте, «ищут себя», часто меняя за одно полугодие несколько объединений. Это естественный процесс и к нему следует относиться спокойно. Очень важным становится для них мнение сверстников, общественное мнение. Они еще не умеют анализировать собственные поступки, свои успехи и неудачи, а поэтому каждая неудача вызывает у них чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Вот почему важно оградить обучающихся от первых возможных неудач, поддерживать в них ощущение, что «все получится», создавать «ситуации успеха», которые позволили бы ощутить чувство уверенности в себе.

В этом возрасте у подростков еще недостаточно сформированы навыки самостоятельных действий, но уже резко выражено стремление к самоутверждению. Поэтому следует таким образом давать задания, строить общение, чтобы подростки ощущали себя на уровне предъявляемых требований – это позволяет поддерживать в них высокую самооценку, особенно важную в подростковом возрасте. Отношение старших подростков играет также немаловажную роль. Более опытные, они помогают овладевать основами туристских навыков, поддерживая благожелательные отношения в объединении.

Подростки в возрасте 13 – 14 лет обладают ярко выраженным стремлением к независимости и самостоятельности. Поэтому при общении с ними менее всего подходит менторский тон, прямое требование и непосредственное давление. Гораздо эффективнее становится просто предложение о помощи или ненавязчивый опосредованный совет. Именно в этом возрасте они усваивают определенные нормы взаимоотношений и начинают видеть различия в несоответствии предъявляемых к ним требованиям и реально наблюдаемыми явлениями. Если же у подростка уже сформированы или формируются неверные моральные установки, то педагогу необходимо найти доказательства их несостоятельности.

Естественное в подростковом возрасте стремление обучающихся к самостоятельности и овладению умениями в выбранном виде деятельности необходимо поддерживать, поручая подросткам все более сложные дела. Не нужно бояться при этом возможных ошибок, ведь подобные ошибки – естественное следствие процесса накопления опыта.

Юноши и девушки в возрасте 15 – 16 лет уже не только отдают себе отчет в поступках, но и отчетливо представляют, что они хотят получить от занятий в объединении. Они пытаются (и это часто получается) сами себя оценить, понять, на что они способны, чувствовать силу своего «Я». Прямолинейность, бескомпромиссность, иногда бестактность в поведении и поступках – это проявление «кризиса идентичности», неумения определиться, кем же на самом деле является юноша или девушка в жизни, тот ли он человек, каким он себя ощущает. В этом возрасте юноши и девушки способны к осознанным самостоятельным действиям, и, по сути, являются уже полноправными (с поправкой на объем знаний и жизненный опыт) помощниками педагога в совместных действиях.

Учет особенностей возрастной психологии позволяет наиболее эффективно и в то же время бережно, не травмируя психику обучающихся достигать поставленных в программе целевых ориентиров.

При работе по программе в качестве основной выбрана технология разноуровневого обучения, предусматривающая три уровня обучения: начальный, базовый и вариативный (творческий). Начальным уровнем знаний и умений должны овладеть все обучающиеся. Это знания и умения по темам 2; 4; 5; 7; 9; 11; 12; 14. Базовым уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил коммуникации и общения. Вариативный (творческий) уровень предполагает мелкогрупповую и индивидуальную работу педагога с обучающимися, нацеленными на рост спортивных результатов в ориентировании, спортивном многоборье или спортивных походах, углубленное изучение отдельных тем с возможным использованием индивидуальных планов по этим темам и образовательным областям. Конечно, такой подход подразумевает большую самостоятельную работу обучающихся, фактически, обучающиеся, достигшие вариативного уровня, находятся в режиме самообучения и самовоспитания. Педагог оказывает им консультационную помощь, способствует поддержанию их мотивации и контролирует полученные результаты с целью коррекции хода учебно-воспитательного процесса, постановки новых целей перед обучающимися или отмены целей, достижение которых нереально или требует от обучающихся чрезмерных усилий.

Воспитательные возможности занятий туризмом огромны. Так, тема «из истории развития туризма в стране» позволяет не только увидеть исторические корни туризма, представить историю путешествий в лицах, ощутить традиции туризма в стране, но и показать современный уровень развития спортивного туризма, его героев, их достижения. Эта тема позволяет обучающимся усвоить традиции туризма и увидеть перспективы занятий этим видом деятельности. Целесообразно использовать на занятиях по этой теме видео- и кинофильмы, слайды, можно привлечь к занятию опытных туристов, имеющих большой опыт сложных походов.

Занятия по теме «техника и тактика пешеходного туризма», занятия ориентированием также имеют огромный воспитательный потенциал. В программе приоритетными выделены задачи коммуникативного и коллективного воспитания, экологического воспитания, физического воспитания и нравственного воспитания. Педагог может использовать в воспитательных целях естественные и искусственно созданные воспитывающие ситуации: разгрузка «заболевшего» участника, разведку пути, выбор наиболее оптимального варианта движения и т.д.

Отдельной строкой стоит нравственное воспитание. Еще древнегреческий философ Протагор говорил, что в особых учителях добродетели нет нужды, ибо все учителя учат добродетели. Нравственное воспитание не осуществляется словами, его основной инструмент – поступки, оно осуществляется через силу собственного примера. Поэтому педагогу следует постоянно помнить, общаясь с детьми и подростками, что «моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер).

Спортивный туризм, спортивное ориентирование и туристское многоборье входят в Единую спортивную классификацию. Поэтому целесообразно показать обучающимся перспективы спортивного роста, ориентировать их на продолжение занятий спортивным туризмом или спортивным ориентированием и по завершении обучения по программе. Помощь окончившим обучение может оказываться в информировании их о возможностях совершить спортивный поход, принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию или туристскому многоборью, продолжить обучение в системе подготовки туристских кадров в спортивном туризме, на курсах организаторов и инструкторов детско-юношеского туризма.

На втором и третьем году обучения объем индивидуальной работы по теме «технико-тактическая подготовка для соревнований по ориентированию» увеличивается. Реальные объемы индивидуальной работы определяются педагогом, в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

Темы «техника и тактика пешеходного туризма», «организация туристского быта», «привалы и ночлеги», «оказание доврачебной медицинской помощи» изучаются, в основном, в походных условиях: в походах выходного дня и в учебно-тренировочных походах, а также в условиях занятий на местности.

Вследствие того, что программа не несет явно выраженной краеведческой направленности и является программой физкультурно-спортивного направления, тема «наблюдения в туристском походе» имеет отчетливый прикладной характер и включает наблюдения, непосредственно необходимые туристу при совершении спортивного похода. Тем не менее, чрезвычайно важно воспитать в юных туристах бережное отношение к природе, передать им основы экологических знаний, привить понимание того, что, на самом деле, Земля не только велика, чтобы относиться к ней потребительски. Одновременно, для расширения общего кругозора туристов и приобщения к культуре и традициям страны следует максимально использовать возможности совершения интересных экскурсий в районах путешествий.

Современный спортивный туризм включает в себя два вида туристско-спортивных соревнований – соревнований по туристскому многоборью и соревнований по спортивным походам. Тема «туристские соревнования» позволяет обучающимся увидеть, как проходят соревнования по туристскому многоборью, попробовать в них свои силы. Вполне возможно, что некоторым обучающимся придется по вкусу работа туристской группы в условиях ограничения времени и судейского контроля правильности исполнения технических элементов.

Обучение в условиях свободного выбора детьми видов и форм деятельности предполагает минимальное использование классно-урочных форм, преобладание совместной деятельности педагога и учащихся, самостоятельную работу обучающихся под наблюдением педагога, различные формы взаимного контроля и самоконтроля обучающихся. Процесс обучения должен быть по возможности «скрыт» от обучающихся, желательно, чтобы он представлял собой самообучение под руководством педагога.

Одним из путей реализации потенциала детей и подростков при работе по программе может служить применение адаптивных технологий обучения. Конечно, нельзя сказать, что разноуровневая технология не является адаптивной, но она может быть дополнена адаптивными технологиями с целью повышения ее эффективности. Особенность адаптивных технологий в последовательности фаз обучения: 1) объяснение учебного материала, 2) индивидуальная работа педагога с обучающимися на занятии, 3) самостоятельная работа обучающихся по схеме ученик-ученик, ученик-группа учеников. При таком построении занятий вариативность организации обучения позволяет сделать эту технологию универсальной. Можно изменять продолжительность и последовательность этапов обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Учреждения дополнительного образования всегда несли функцию воспитания подрастающего поколения. Проблема методов воспитания была и остается одной из наиболее сложных и неоднозначных, особенно спорен вопрос об операциональности достижения воспитательных целей программы.

Тем не менее, педагогический опыт выработал три наиболее крупные группы методов, применение которых позволяет достичь определенных результатов в воспитании обучающихся. Безусловно, применение этих методов педагогом при реализации программы необходимо на всех этапах.

Первая, наиболее существенная группа методов - методы изменения деятельности и общения. Так, приходящим новичкам в возрасте 12 – 13 лет интересны одни виды деятельности, а по мере взросления необходимо выбирать адекватные возрасту и умениям обучающихся новые виды деятельности, переходить от элементарных видов походов к сложным, давать возможность детям самостоятельно проходить отдельные участки маршрута (конечно, под наблюдением педагога), переходить от элементарных форм оформления отчета к более сложным с использованием современных технических средств, вводить элементы журналистики в процесс обработки результатов похода и т.д. Необходимо искать виды деятельности и общения, позволяющие преодолеть ситуации, когда обучающиеся «перерастают» предлагаемые им виды деятельности, в силу чего сама деятельность в объединении перестает быть для них привлекательной. В таких ситуациях необходимо изменить смысл этой деятельности, выполнить новыми элементами общение. Это трудная задача, но педагогу приходится решать ее постоянно, ведь ребенок ходит к нему на занятия добровольно, и если теряется смысл деятельности, то дети уходят из объединения.

Вторая важная группа методов – методы изменения отношений. Здесь используются такие методы как соблюдение норм, традиций и обычаев коллектива; убеждения, беседы, внушения; методы психологического тренинга и методы воспитывающих ситуаций, благо занятия туризмом и ориентированием предоставляют для этого безграничные возможности.

Третья группа методов – методы изменения компонентов воспитательной системы. Постановка новых целей перед обучающимися, изучение истории туризма и ориентирования, изучение районов путешествий и их наиболее примечательных мест, посещение музеев, памятников и других достопримечательных мест в районе путешествия позволяют открыть новые грани в обучающихся, сформировать необходимое обществу эмоционально-ценностное отношение к миру природы и выбранному виду деятельности, создавать новые традиции.

Развитие личности обучающегося происходит в условиях коллективной и индивидуальной деятельности, когда из новичка, осваивающего основы туризма и ориентирования, он превращается в умелого, опытного туриста и спортсмена, изменяющего и совершенствующего самого себя, как личность и становится помощником руководителя, его надежной «опорой» в походной жизни.

Рекомендуется строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы сфера занятий спортом и туризмом не стала для обучающихся «раковиной для улитки», важно развивать в них ростки самостоятельности через различные формы приобретения социального опыта проживания разнообразных ситуаций, поддерживать в них «ощущение успеха», способствующее развитию уверенности, независимости, облегчающее процесс самоутверждения в обществе особенно остро переживаемый в подростковом возрасте.

И обучение, и воспитание и развитие не являются изолированными друг от друга областями педагогической деятельности. Применяя различные методы, технологии, формы организации обучения следует избегать излишней его технологизации, превращения в «фабрику», коей сегодня является наша массовая школа и от чего стремится сегодня уйти большинство педагогов. Для занятий спортивным туризмом и спортивным ориентированием в системе дополнительного образования, и для всей системы дополнительного образования в целом, очень точными будут слова известного психолога С.Л.Рубинштейна – «…ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается и обучается. Это значит, что воспитание и обучение включаются в сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним». Неразрывность этих процессов, их взаимосвязанность необходимо иметь в виду при работе по данной программе.

Выбирая те или иные педагогические технологии, педагогу следует четко представлять, что учебное занятие представляет собой целостную динамическую систему взаимодействия педагога и обучающегося, состоящую из целей, содержания, методов, форм и реальных результатов обучения. Конечно, приступая к занятию, необходимо иметь сформулированную триединую дидактическую цель – воспитание, обучение и развитие, иначе оно будет недостаточно эффективно.

Наиболее эффективны при обучении туризму и ориентированию следующие технологии: разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения (коллективного способа обучения) и технологии игры. Возникающие при этом шум и движение не мешают процессу, поскольку занятия проходят, в основном, на местности. Наоборот, подобная организация обучения служит «динамической разминкой» после обучения в школе, в условиях классно-урочной системы и гиподинамии.

Поскольку обучение происходит на деятельностной основе, то для каждого уровня результатов желательно применять следующие категории целей:


  • знание – обучающийся запомнил и воспроизвел конкретный учебный материал,

  • понимание – обучающийся объясняет, интерпретирует учебный материал, иллюстрирует, приводит примеры;

  • применение – обучающийся использует полученные знания: а) по образу, б) в измененной обстановке, в) в новой обстановке – последнее характерно для условий соревнований по ориентированию, для естественно возникающих или для специально созданных ситуаций в походе;

  • обобщение и систематизация – обучающийся выявляет части учебного материала, объединяет их для получения целого, предлагает вариант решения проблемы;

  • ценностное отношение – обучающийся оценивает значение, возможности применения, перспективы использования учебного материала.

Безусловно, важно педагогу максимально использовать уже имеющуюся мотивацию большинства детей, пришедших в объединение, постоянно поддерживать ее созданием «ситуаций успеха», успешного применения имеющегося опыта и приобретенных обучающимися знаний и умений на практике. Огромную роль играет и создание доброжелательной атмосферы в объединении, обстановки взаимной помощи, помощи более опытных и старших обучающихся младшим.

Работая в учебных группах, ведя коллективный образ жизни в походах, приобретая знания и умения, позволяющие самостоятельно действовать в различных ситуациях, обучающиеся приобретают собственный опыт эмоционально-ценностных отношений, необходимый им для дальнейшего участия в общественной жизни. Конечно, нельзя отрицать роль и значение социума, окружающей среды, ведь ребенок проводит в объединении всего 6 часов в неделю, а остальное время на него оказывают влияние школа, семья, «улица», средства массовой информации. Социальная среда, совокупность общественных условий, факторов, отношений и т.д., в которых существует ребенок, оказывает мощное воздействие на его сознание и поведение. Важно использовать воспитательные возможности занятий спортивным туризмом и спортивным ориентированием для формирования востребованных обществом качеств личности, создавая в то же время среду, стимулирующую развитие личности. Занятия в объединении позволяют создать такую образовательную и воспитательную среду, в которой ребенок сможет развить свои естественные способности и, в то же время, в которой он наиболее восприимчив к воспитанию, как направленному действию, прививающему ребенку черты и свойства, востребованные обществом и государством.




    1. Условия реализации дополнительной образовательной программы


Внутренними условиями реализации программы являются:

  • наличие необходимого для занятий туризмом и ориентированием снаряжения и инвентаря,

  • обеспечение наполняемости группы в соответствии с программой.

Внешними условиями являются:

  • стабильная социально-политическая обстановка в стране, необходимое и достаточное финансирование туристских мероприятий, как бюджетное, так и внебюджетное;

  • устойчивый рост материального благосостояния населения, обеспечивающий приток обучающихся, поскольку из-за отсутствия финансирования значительную долю расходов на организацию и проведение учебно-тренировочных походов, участие в соревнованиях несут родители обучающихся;

  • взаимодействие с учреждениями и организациями, занимающимися туристской деятельностью и ориентированием: ЦДЮТ РФ, ОЦДЮТурК, райспорттуркомитетом, Коллегией судей по спортивному туризму, маршрутно-квалификационной комиссией, учреждениями дополнительного образования, объединениями, занимающимися ориентированием в общеобразовательных учреждениях и другими организациями.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Учебно-тематический план первого года обучения

Учебно-тематический план составлен из расчета учебной нагрузки – 6 часов на одну учебную группу на протяжении трех лет обучения.

Графа «практика на местности» означает проведение практических занятий как во время походов выходного дня и учебно-тренировочных походов, так и во время занятий в лесопарковой зоне.

п/п






следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа дополнительного образования по спортивному туризму и спортивному ориентированию «Юный турист»
1187.58kb.
9 стр.
Сборник упражнений по спортивному ориентированию Методическое пособие
193.21kb.
1 стр.
Программа физкультурного мероприятия
54.61kb.
1 стр.
Финал Кубка России и Первенство России среди юниоров по спортивному туризму на пешеходных дистанциях (зимняя программа) Всероссийские соревнования среди обучающихся по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
72.72kb.
1 стр.
Соревнований по спортивному ориентированию на маркированной трассе «Сосновый Бор»
85.23kb.
1 стр.
В воскресенье, 12 сентября состоится Чемпионат Киева по спортивному ориентированию
11.95kb.
1 стр.
Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному ориентированию
249.87kb.
1 стр.
Первенство г. Новокузнецка по спортивному ориентированию на лыжах 18 декабря 2011 года с. Сосновка ж-14
57.69kb.
1 стр.
Итоговый портокол
103.89kb.
1 стр.
Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецка
104.58kb.
1 стр.
План конспект занятия по теме: «Аттестация кружковцев 1-2 года обучения по спортивному ориентированию»
102.65kb.
1 стр.
«Крепость столетий» ( образовательная программа дополнительного образования детей) Куликова Елена Викторовна педагог дополнительного образования
125.69kb.
1 стр.