Главная
страница 1
Название разработки: Учебное занятие «Вода – путешественница»

Форма проведения занятия: игра-путешествие
Объяснительная записка

Задачей педагога дополнительного образования является воспитание экологически грамотного ребенка, умеющего любить и ценить природу и ее значение в жизни человека. Данное занятие учит добру, умению ценить и дорожить водными ресурсами Земли.

Цель: закрепление и расширение имеющихся представлений о воде, ее значении в жизни человека.

Задачи занятия:

- учит детей понимать экологические проблемы водных ресурсов, познакомить с круговоротом воды в природе, свойствами воды;

- формировать у детей положительную мотивацию в общественно - полезной деятельности по сохранению водоемов;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, водным ресурсам.
Предлагается использовать формы и методы групповой и индивидуальной работы: беседа, игра, рассуждение.
Данное занятие – игра-соревнование рассчитано на детей начальных классов.

Оборудование и оформление: карточки «Береги природу», выставка рисунков «Живая капля», плакат «Круговорот воды в природе; лед, снег, вода – для опытов «Свойства воды», эмблемы «Корреспондент», глобус.


Методические советы на подготовительный период:
Провести экскурсию в природу к реке (наблюдение экологической обстановки), конкурс рисунков «Живая капля», учащиеся получили задание подготовить краткое сообщение «корреспондента» о проблемах водоемов.
План занятия

I Организационный момент

II Тема и цели занятия

III Круговорот воды в природе

IV свойства воды

А) вода не имеет запаха;

Б) вода не имеет вкуса;

В) вода не имеет цвета

Г) прозрачность воды;

Д) вода-растворитель


V. Вода просит помощи

VI Подведение итогов

I Организационный момент

I I Основная часть

Учитель: Отгадайте загадку: меня ждут, не дождутся, а как завидят – разбегутся.

(дождь)


Каждому из вас приходилось бывать под дождем. Дождевая капля, капелька …Ты, где родилась? Ты когда родилась? Оказывается, капелька впервые рождается с приходом весны, когда солнышко на небе ярко светит, а его лучи такие сильные и теплые, что начинают топить лед на реке, снег на крышах, и вот уже побежала первая, вторая, третья капелька вниз с крыши – кап-кап, кап-кап. Началась первая песенка капли. Звонко падают они. Звенит, звенит под ярким солнышком светлая капель, собираясь внизу, на земле, в лужицы, ручейки. Хоть капля и живет одно мгновение, но в народе говорят, что «капля долбит камень». Многие капли сливаются в такое могучее и сильное течение, что могут не только долбить камень, но и в бурном весеннем потоке далеко-далеко унести его от родных мест.

Послушайте, какая интересная приключилась история с одной маленькой Каплей.



Сказка

Ученик: Есть в сказочном мире Страна Серебристого Дождя. Жила-была в этой стране водяная Капля, молодая и прекрасная. Глаза синие, большие. На голове прозрачная серебристая шапочка. Вместе с ней жили в той стране ее сестрицы. И жили в той стране добрые и сильные великаны-волшебники. Когда-то они были карликами, часто ссорились и дрались. Но вот однажды в небе появилась Серебристая Туча. И полился на землю Серебристый дождь. И вот там, где упали Серебристая Капелька и ее сестры, выросли прекрасные цветы и деревья. А что же случилось с карликами? Серебристый Дождь лился и превратил злых карликов в добрых великанов. Великаны оказались очень трудолюбивыми. Они быстро привели свою страну в порядок. Везде стало чисто и светло. В память о Серебристой Тучке каждое воскресенье они устраивали праздник, который назвали Днем Дарующих Капель.


Учитель: Ребята, давайте представим себе волшебную Каплю из Серебряной Тучки. Протяните руки, произнесите громко слово «Кап-ля» и представьте себе, как падает капля, почувствуйте, как она переливается в ладошках. Вода дарует жизнь. Издавна крестьяне радовались дождю: будет дождь, будет и урожай. Вот одна из приговорок:
Дождик, дождик, пуще!

Дай хлеба гуще!

Дождик, дождик поливай!

Дай хороший урожай!


Все вместе несколько раз повторяем.
I I I Круговорот воды в природе.
Учитель: Ребята, кто ответит на вопрос: почему идет дождь? (ответы учащихся)

Послушайте еще одну сказку о дожде.


Однажды в теплый день капелька воды вместе со своими, такими же капельками, находилась в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась и стала легким белям паром. Ветер носил пар по небу и собирал в большие тучи. Их стало много – они стали толкаться, тесниться и обижать друг друга. При этом у них текли слезы. Эти слезы назвали дождем. Дождь падал на землю. Дождевая вода накапливалась, собиралась в ручейки и стекала в озеро. И оно опять наполнялось. Следующий день был опять жарким, и все началось снова.

Но это всего лишь сказка, а кто объяснит научно, отчего идет дождь? (работа по схеме «Круговорот воды в природе»)


IV Свойства воды.

Учитель. Опыт первый. Вода не имеет запаха.

Чем пахнет вода? (учащиеся нюхают воду в стакане)

Итак, ответьте на вопрос: имеет ли вода запах? Правильно вода запаха не имеет.

Учитель. Опыт второй. Вода не имеет вкуса.

Какой вкус у воды? (учащиеся пробуют воды на вкус) А сейчас я добавлю в воду волшебный порошок. (в один стакан добавляется соль, а в другой – сахар.)

Какой вкус приобрела вода теперь? Какой можно сделать вывод? (школьники отвечают)

Учитель. Опыт третий. Вода не имеет цвета.

Имеет ли вода цвет? Добавляем в стакан с водой несколько кристаллов марганцовокислого калия. Какого цвета вода. Вывод: вода не имеет цвета.

Учитель. Опыт четвертый. Прозрачность воды

Давайте в стакан с водой опустим ложку. Видна ли нам ложка? О каком свойстве ложки это говорит? Вода прозрачна.

Учитель. Опыт пятый. Вода-растворитель

А сейчас в стакан с водой я положу немножко соли, размешаю ее. Что видим? Что произошло с солью?

Вывод: вода – растворитель.

Учитель. Опыт шестой. Вода дает жизнь всему живому.
Свойства воды.


  1. Не имеет запаха.

  2. Не имеет запаха

  3. Не имеет вкуса

  4. Прозрачная

  5. Растворитель

  6. дает жизнь

V. Вода просит помощи.

Проблема – это загрязнение вод Мирового океана. Мы до того привыкли называть нашу планету Землей, что не задумываемся, а не делаем ли мы ошибку? Вода ведь составляет 70 % земного шара. Если бы Землю можно было выпрямить, сделать ее плоской, как стол, то ее и вообще не было бы видно – всю ее бы скрыл под собой 150-метровый слой воды. Земной шар правильнее было назвать водяным, а не земным.



1 корреспондент. Стыдно в этом сознаться, но человечество давно уже включило реки, моря, и океаны в систему канализации. Самое удивительное, что очистить человеческие отходы не составляет труда – есть прекрасные технологии для этого. Но люди не задумываются, что постепенно убивают природу, а значит – себя.

2- корреспондент Настоящим несчастьем стали аварии нефтяных танкеров. Например: одна авария 20008 г. Порт Клайпеда в море вылилось 16000 тонн мазута. В районе катастрофы в 10 раз уменьшились заросли водорослей, рыба ушла из этих мест. А ведь это была небольшая по мировым меркам авария.

1 корреспондент. Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров питьевой воды.

Без воды нет жизни, ни одно семечко не прорастет, и не будет развиваться.

2 корреспондент При утечке из крана воды за сутки набегает ведро. Какие же меры по защите вод мы можем предложить?

1 корреспондент Во-первых, как можно экономнее использовать питьевую воду.

2 корреспондент Во-вторых, люди должны построить как можно больше очистительных сооружений.
Частушки Капельки

В парке нашем у реки

Пели раньше соловьи,

А теперь слыхать:

«Мусор надо убирать»

Были летом на рыбалке, Рыбы там не видели.

В речку мусор накидали.

Речку тем обидели.

Если б только все мы знали,

Как природу защищать;

Жить бы сразу лучше стали,

Свежим воздухом дышать.
VI Подведение итогов


  1. Что такое вода?

  2. Какими свойствами обладает

  3. Как помочь воде.

Ученик: Не умываться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда,

Всем, везде нужна вода.
Учитель.

Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим.
Методические советы на период ближайшего последействия:

После проведения занятия, провести экологический рейд «Чистый берег», экологический патруль проводит контроль за сохранностью воды в школе.


Литература.

  1. Агеев И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Тв. Центр. «Сфера» Москва 2005-345 с.

  2. Болотская С. А., Власова Л. И. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Изд-во «Учитель» г. Волгоград 2005 – 345 с.

  3. Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа. Изд.-во «Учитель» г. Волгоград 2007 г. – 183 с.


Автор разработки, должность, место работы:
Щепкина Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных натуралистов»


Смотрите также:
Занятие «Вода путешественница»
65.25kb.
1 стр.
Гаршин В. М. «Лягушка путешественница»
81.3kb.
1 стр.
Мертвая вода кислая рН7
17.11kb.
1 стр.
Международное гуманитарное право. Вводное занятие
61.25kb.
1 стр.
Вода: побеждаем стихию Всем хорошо известно выражение, что «вода – это жизнь»
70.24kb.
1 стр.
Вид работы Творческая работа Название дисциплины Философия Тема Предпосылки возникновения философии в древней Греции Фамилия студента
61.88kb.
1 стр.
Урока: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
34.29kb.
1 стр.
«Волшебница вода»
36.23kb.
1 стр.
Skype: svetlanabelp, OlgaAstrea Курорт раденцы – Словения Отель радин 4
40.7kb.
1 стр.
Интервью главы района. «Чистая вода в любое время года». О ходе выполнения программы «Чистая вода»
49.02kb.
1 стр.
Апрель-Снегогон в апреле сходит снег, вскрываются реки, половодьем заливает поля, луга, наполняет овраги, сбегает ручьями вода в низины. Вода нужна природе для подготовки земли к растительному периоду
38.66kb.
1 стр.
«Влияние синтетических моющих средств на экосистемы водоёмов»
135.11kb.
1 стр.