Главная
|
страница 1
Управление образования Слонимского райисполкома
Государственное учреждение образования «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»
Программа художественного профиля по направлению набивная вышивка
Ерш Галина ивановна
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших функций воспитания является возрождение национального самосознания белорусов. Без чувства гордости за свой народ, свою историю и культуру нельзя стать личностью. Народное искусство раскрывает исконные истоки духовной жизни белорусского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью истории. Поэтому привитие любви к родной культуре, привлечение к познанию истока народного творчества, знакомства с обычаями и традициями белорусского народа являются одним из основных задач в эстетическом воспитании кружковцев.
Все дети любят заниматься творчеством. Сухомлинский В.А. писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и мире, в собственном творчестве, в красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазии, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Необходимо показать детям величие труда, научить их трудится на общую пользу так, чтобы труд для них стал потребностью. При этом большое внимание выделяется воспитанию чувства прекрасного, желание сделать своими руками что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.
Как вид народного творчества набивная вышивка распространилась в Белоруссии в 1970-е годы. Особенность техники – плотный петельный узор, который покрывает все поле рисунка. Сама техника набивной вышивки не сложная, главное – рисунок, узор. Эскиз делается в цвете и натуральную величину, что бы более точно определить необходимое количество ниток и увидеть, будет ли ваше изделие в такой гамме «жить» в интерьере вашей квартиры, впишется ли на отведенное вами место.
Программа кружка предусмотрена для детей младшего и среднего школьного возраста: 6-10 лет по два часа два раза в неделю; 11-13 лет по 3 часа два раза в неделю. Занятия проводятся по звеньям. Программа построена в виде разделов. На занятиях теория сочетается с практикой. Все разделы учитывают разнообразные интересы детей. Обучение осуществляется по нескольким принципам: «от простого – к сложному», в начале маленькие работы, в которых присутствуют два – три цвета ниток, затем большие с разнообразной цветовой гаммой, и затем коврики-картинки с фоном. Большое внимание выделяется индивидуальной работе с детьми, так как одни дети очень быстро приобщаются к творчеству, а другие дольше остаются лишь исполнителями и начинают пробовать свои силы в творчестве, только накопив определенные навыки.
Программа предусматривает встречи с народными умельцами, экскурсии на выставки, отделы краеведческого музея.
В процессе занятий устанавливается тесная связь с семьей и школой. Дети привлекаются к изготовлению поделок к обще принятым праздникам, а также знаменательным датам в семье.
Для эффективности работы обязательны выставки:
-
по завершению раздела «Набивная вышивка», «Сувениры к праздника».
-
к различным датам и мероприятиям, проводимых в ЦДТ: «день открытых дверей», «Мини-выставки на каникулах», «Маме любимой», «Здравствуй, здравствуй Новый год», «В гостях у сказки», «Мои любимые животные», авторские выставки кружковцев.
В конце учебного года проводится выставка работ учащихся, на которых подводятся итоги работы кружка за год, а так же зачетное занятие, которое позволяет определить кружковцев, правильно и аккуратно изготовивших свои работы, предусмотренные программой. Логическим завершением работы является проведение творческих отчетов, где демонстрируется выставка творческих работ учащихся.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ. Научить детей технике набивной вышивки иглопробивным методом, изготовлению сувениров из бисера.
ЗАДАЧИ
-
Обучение различным техникам набивной вышивки, бисероплетения.
-
Выявление и развитие творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса, настойчивость достижения поставленной цели.
-
Приобщение детей к творчеству, культуре и истории своей страны.
-
Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, любовь к родному краю.
-
Создание условий для самостоятельного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Тео-рия
|
Прак-тика
|
Кол-во часов
|
Тео-рия
|
Прак-тика
|
1
|
Вводное занятие. Ознакомление кружковцев с планом работы на год. Инструктаж по ТБ
|
4
|
4
|
|
6
|
6
|
|
2
|
Набивная вышивка:
- ознакомление с техникой работы иглой
- персонажи сказок. Работа по готовым эскизам
- коврики-картинки по былинным и сказочным сюжетам
- сувенир «Символ города»
- творческая работа по индивидуальным эскизам
|
4
32
16
8
8
|
1
2
2
2
2
|
3
30
14
6
6
|
6
48
24
12
12
|
1
3
3
3
3
|
5
45
21
9
9
|
3
|
Объемная игрушка в технике набивной вышивки.
|
16
|
2
|
14
|
24
|
3
|
21
|
4
|
Бисероплетение. Сувениры к праздникам
|
32
|
2
|
26
|
48
|
3
|
45
|
5
|
Экскурсии, ОПТ, выставка
|
8
|
8
|
|
12
|
12
|
|
6
|
Итоговое занятие: творческий опыт
|
4
|
4
|
|
6
|
6
|
|
|
Итого
|
132
|
|
|
198
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1
|
Вводная часть
|
Задачи и план работы кружка на год. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и материалы необходимые для работы. Правила техники безопасности. Экскурсия по центру внешкольной работы. Просмотр работ из коллекции кружка
|
2
|
Набивная вышивка
|
Беседа «Творчество в быту наших бабушек». Анализ работ изготовленных кружковцами (из фонда кабинета). Применение современных игрушек в интерьере квартиры.
-
Ознакомление с техникой работы иглой, подготовка иглы к работе, освоение приемов набивной вышивки, демонстрация готовых изделий.
-
Персонажи сказок. Работа по готовым эскизам. Характерные особенности сказочных персонажей: Буратино, Мальвина, Кот Леопольд и др.
-
Персонажи диснеевских сказок: Чип и Дейл, Микки-мауси др. знакомство с миром картинок из разукрашек и журналов. Беседа « Этот удивительный мир Диснеевских сказок». Практическая работа: подбор рисунка, демонстрация готовых изделий, перенос рисунка на ткань через копировальную бумагу, подбор ниток и дополнительных материалов: бусинок, пайеток, выполнение работы просмотр и оценка готовых работ.
-
Коврики-картинки по былинным и сказочным сюжетам. Беседа «Набивная вышивка как современный вид искусства». Особенности выполнения работы с фоном. Расположение композиции в прямоугольнике и овале, сказочное решение образа. Практическая работа: демонстрация готовых изделий, подбор рисунка и перенос его на ткань-основу, подбор ниток и дополнительного материала: пуговиц, бисера, пайеток, сочетание ниток разного качества: шерстяных, хлопчатобумажных и др. изготовление работы. Оценка готовых работ.
-
Сувенир «Символ города» Беседа «Наш город» просмотр и анализ выпоенных работ (из фонда кабинета). Практическая работа: перенос рисунка на ткань, подбор ниток, изготовление работы. Просмотр и оценка выполненных работ.
-
творческая работа по индивидуальным эскизам. Самостоятельная разработка эскиза, выбор темы. Художественный образ и цветовое решение. Анализ эскизов. Практическая работа: изготовление эскиза, перенос на ткань. Самостоятельная работа. Просмотр и коллективный анализ готовых работ.
|
3
|
Объемная игрушка в технике набивной вышивки
|
Рассказ о технологии изготовления игрушки, о принципе соединения в одном изделии разнородных материалов. Набивка игрушки, материал для набивки. Демонстрация готовых изделий. Практическая работа: изготовление лекал, раскрой игрушки, вышивка раскроенных деталей в технике набивной вышивки. Сшивание деталей, оформление игрушки. Просмотр и анализ готовых работ.
|
4
|
Бисероплетение
Сувениры к праздникам
|
Беседа «Бисер – один из видов декоративного искусства, история бисера, разновидность бисера». Выставка работ кружковцев, анализ сувениров (из фонда кабинета). Понятие о сувенире. Виды сувениров. Использование сувениров в интерьере дома, а так же в подарок друзьям и родным. Знакомство с видами плетения из бисера: параллельное плетение на проволочной основе, объемное плетение на леске, вышивка бисером.
Практическая работы: выбор сувенира, зарисовка схемы, подбор бисера, изготовление работы, просмотр и оценка готовых работ.
|
5
|
Экскурсии, ОПТ, выставки
|
Экскурсии в музеи, на ФХИ, посещение выставки «Мир камня», выставок детских работ других кружковцев.
Выставки: ко Дню матери, с Новым Годом, ко Дню семьи, мои любимые сказки. ОПТ – изготовление сувениров к ярмарке.
|
6
|
Итоговое занятие, творческий отчет
|
Отбор лучших работ, оформление итоговой выставки. Вручение благодарственных писем родителям.
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
организационные условия – обучение с учетом возможностей и личностных предпочтений, использование творческой самостоятельности и инициативы учащихся.
-
материально технические условия – занятия должны проводиться в светлом и просторном помещении. В нем должны быть витрины для выставок, образцы изделий.
-
технологическое обеспечение – для эффективности обучения важно предусмотреть необходимое оборудование: пяльцы, рамки, иголки для набивной вышивки, ножницы, нитки, ручки, цветные карандаши, альбом для рисования, копировальная бумага, ткань, бисер, проволока разной толщины. Для проведения занятий руководитель кружка готовит наглядный материал, методические разработки.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Для правильной организации работы кружка важным моментом является оборудование кабинета, где проходят занятия: хорошо освещенное и проветренное помещение, удобное рабочее место, шкафы для хранения материала и инструментов,
ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:
-
типовое занятие «сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение», собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
-
словесные: рассказ, беседа, убеждение , поощрение ,
-
наглядные: показ техник набивной вышивки, бисероплетения, демонстрация готовых изделий.
-
практические: выполнение работ.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-
Кружковец должен:
- знать историю данного вида декоративно-прикладного искусства;
- знать основные свойства материалов, с которыми он работает;
- знать технику набивной вышивки, предусмотренные программой;
- уметь применять теоретические знания при выполнении практической работы;
- иметь опыт выполнения самостоятельной и коллективной работы.
2. Свой творческий потенциал кружковцы реализуют через участие на выставках, конкурсах, театрализованных праздниках.
3. Уровень освещения определенной программы предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыков общения и умений совместной деятельности в освоении программы. Особенно эффективны совместные занятия родителей и детей.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
-
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам.
-
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций.
-
рубежный, который проводится после изучения каждой темы. Он закрепляет знания и умения связанные технологической характеристикой изделия.
-
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита от творческой работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
- личностно ориентированного подхода, обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности.
- природосообразности, учитывается возраст ребенка, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности.
- культуросообразности, приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности.
- свободы выбора решений и самостоятельности в из реализации.
- сотрудничества и ответственности.
- сознательного усвоения учебного материала.
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Литература для педагога
-
Программа для учебных заведений и учреждений внешкольного образования и воспитания. Декоративно-прикладное творчество.- Мн., «Адукацыя i выхаванне» 1999г.
-
«Академия развития» 1997г.
-
Альбом самоделок «Мягкая игрушка». – М., 1992г.
-
Базулина, Л.В. «Бисер». /Л.В.Базулина. – М., 2003 г.
-
Бисер, модный журнал, - М., 2004 г.
-
Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия
-
Лежнев ,С., Булатова, И. «Сказка своими руками». /С. Лежнев, И.Булатова.– М., 1991г.
-
Ладынина, Ю. «Праздничные подарки»./ Ю.Ладынина. – М., «Астрея», 2003г.
-
Нагибина, М.И. Природные дары для поделок и игры./ М.И. Нагибина. – Ярославль, 2000.
-
Ромаль, И.В. Азбука цветов./ И.В.Ромаль – СПб., 1998г.
-
Соколова, Ю.П. , Пыренко, Н.В. Азбука бисера. / Ю.П.Соколова, Н.В. ПыренкоН.В. - СПб., 1999г.
-
Уклад, Я.М. Народныя мастацкiя рамествы Беларусi./ Я.М. Уклад. – Мн., 1996г.
-
Этнография Беларуси. – Мн., 1989г.
-
«Пазашкольнае выхаванне», № 9, 2003 г., 3, 2002 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
-
Альбом самоделок «Мягкая игрушка». – М., 1992г.
-
Базулина, Л.В. «Бисер». / Л.В. Базулина – М., 2003 г.
-
Бисер, модный журнал, - М., 2004 г.
-
Бисероплетение для девочек. Перевод Шубиной Е. – М., 1999г.
-
Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия
-
Ладынина, Ю. «Праздничные подарки»./ Ю.Ладынина. – М., «Астрея», 2003г.
-
Лежнев, С, Булатова, И. «Сказка своими руками»./С. Лежнев, И.Булатова. – М., 1991г.
-
Лукашова, И.А. Бисер. – М., 2006г.
-
Нагибина, М.И. Природные дары для поделок и игры./М.И.Нагибина. – Ярославль, 2000.
-
Ромаль, И.В. Азбука цветов. / И.В.Ромаль. – СПб., 1998г.
-
Соколова, Ю.П. , Пыренко, Н.В. Азбука бисера / Ю.П. Соколова, Н.В. Пыренко..- СПб., 1999г.
-
«Пазакласнае выхаванне», №9, 2003 г., 3, 2002 г.
-
Уклад, Я.М. Народныя мастацкiя рамествы Беларусi. Я.М.Уклад. – Мн., 1996г.
-
Федотова, Н.В. Цветы из бисера./ Н.В. Федотова. – М., Культура и традиции 2005г.
-
Этнография Беларуси. – Мн., 1989г.
Смотрите также:
Программа художественного профиля по направлению набивная вышивка Ерш Галина ивановна
137.53kb.
1 стр.
Реферат по проблеме исследования и сдает вступительные испытания по направлению (с учетом профиля) вступительное испытание в форме экзамена или собеседования
191.18kb.
1 стр.
Грачева Галина Ивановна
20.52kb.
1 стр.
Шестернина е в ковалева галина ивановна парфенова любовь ильинична
3848.14kb.
24 стр.
В. А. Будкевич «25» 07 2012 Типовая программа
460.15kb.
3 стр.
Программа «культура массовых коммуникаций» Тема выступления : «Социокультурное моделирование и проектирование городов Подмосковья» Общая информация о диссертации
54.93kb.
1 стр.
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации»
151.5kb.
1 стр.
Программа для филологического профиля общеобразовательных учебных заведений
1699kb.
10 стр.
Скворцова Галина Ивановна
73.16kb.
1 стр.
Авдеева Виктория Михайловна наук, доцент магистрант 2 г о. по направлению Лепилкина Ольга Ивановна Русская литература
1591.51kb.
7 стр.
Деревскова галина ивановна
38.89kb.
1 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
|
|