Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
§ Понятие сектора экономики.

Сектор экономики — это крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях.

В зависимости от форм собственности выделяют государственный и частный сектор экономики.



Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

В зависимости от конкретных видов экономической деятельности различают реальный сектор экономики, непроизводственный, финансовый.



Реальный сектор экономики — это совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги (за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики). Термин не имеет четкого законодательного и научного определения. Часто используется в политической лексике и публицистике без конкретизации смысла. Начало активного использования относится примерно к 1998 году. Примером может служить программа 1999 года «О развитии реального сектора экономики России». Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

По виду производимой продукции различают первичный, вторичный и третичный секторы экономики.



Трехсекторная модель экономики

Первичный сектор экономики (в трехсекторной модели экономики) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота (аграрно-промысловый сектор) и добыча природного сырья (угля, нефти, металлических руд). Первичный сектор был самым первым в истории человечества. Вплоть до начала Промышленной революции первичный сектор занимал важнейшее место в мировой экономике, а в пределах самого первичного сектора важнейшей отраслью являлось сельское хозяйство.

Сейчас преобладание первичного сектора, как правило, говорит о крайне низком уровне экономического развития государства или региона. Примером этому служат многие страны Африки, где до сих пор большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Но есть и исключения. Первичный сектор (добыча нефти) является основой экономики богатых стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар). Однако по мнению многих экономистов такое развитие не является нормальным и в итоге приносит больше вреда, чем пользы (Голландская болезнь). Общество, существующее в условиях господствующего первичного сектора экономики называют доиндустриальным или аграрным.



Вторичный сектор экономики (в трехсекторной модели экономики) – обрабатывающая промышленность и строительство. В экономике Западной Европы вторичный сектор господствовал в первой половине XIX века (промышленная революция) и до начала периода после Второй мировой войны. Причиной перехода от экономики первичного сектора к экономике вторичного сектора являлось улучшение техники сельского хозяйства, и других добывающих отраслей, что привело к повышению производительности труда. В связи с этим высвободились излишки рабочей силы и ресурсов, которые пошли на развитие промышленности (можно использовать такой образный пример: если раньше крестьянин своим трудом мог прокормить только себя и одного-двух человек, то в связи с ростом урожайности он мог прокормить большую группу людей, которые, таким образом, освобождались от необходимости работать в сельском хозяйстве). Общество, существующее в условиях господствующего вторичного сектора экономики, называют индустриальным.

Третичный сектор экономики (в трехсекторной модели экономики) — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение, информационные технологии, образование, научные исследования, глобальный маркетинг, банковские и финансовые услуги и другие услуги, связанные не с производством как таковым, а с его планированием и организацией. Общество, существующее в условиях господствующего третичного сектора экономики, называют постиндустриальным.

По форме экономических отношений различают внутренний и внешний сектор экономики.



Внешний сектор экономики – это совокупность отношений между национальными хозяйствующими субъектами и аналогичными субъектами в других странах. Основными структурными элементами внешнего сектора являются: внешняя торговля, движение капитала, миграция трудовых ресурсов, обмен технологиями.

По видам деятельности с точки зрения государственного контроля и учета различают легальный и теневой секторы экономики.



Теневой сектор экономики – экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учета. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики. В теневую экономику не входит экономика домашних хозяйств, поскольку эти виды деятельности не скрываются специально от общества и государства.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сектор_экономики

Приложение 2.


Для отличника. Какие белорусские экспортные товары сохраняют сравнительные конкурентные преимущества. С учетом сравнительных преимуществ и текущей конкурентоспособности экспортируемой продукции, а также эволюции экспортной специализации стран с малой экономикой докторантом Е.Л. Давыденко была обоснована экспортная стратегия Беларуси.

Было установлено, что эффективность белорусского экспорта пока достаточно низка в сравнении с аналогичными показателями стран с малой экономикой Западной и Северной Европы. С 1993 г. Беларусь имеет отрицательное сальдо торгового баланса, еще более выросшее в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Утрачиваются сравнительные преимущества, и снижается конкурентоспособность выпускаемой продукции, что требует разработки внешнеторговой стратегии Беларуси с учетом современных тенденций развития международной торговли.

За период с 1998 по 2003 гг. выявлены сравнительные преимущества Беларуси в производстве и экспорте 60 экспортных групп товаров. С 2004 по 2007 гг. Беларусь сохранила сравнительные преимущества по 35 товарным группам, приобрела – по 4. Сравнительные преимущества Беларуси улучшаются по 14 экспортным группам, остаются без изменений – по 2, ухудшаются, но остаются еще на достаточно высоком уровне – по 19, имеют потенциал для роста в краткосрочной перспективе – по 4 группам.

Анализ экспортных возможностей позволил выделить три экспортные группы товаров, которые могут стать приоритетными направлениями государственной политики Беларуси в области стимулирования экспорта по расширению товарной номенклатуры и рынков сбыта на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы с целью сокращения отрицательного сальдо торгового баланса.

К первой группе относятся товары, сравнительные преимущества по которым остаются без изменений или улучшаются на мировом рынке, начиная с 1998 г., обладающие высокой конкурентоспособностью среди аналогичной продукции других стран.

К товарам первой группы относятся: из раздела «Свежие продукты и сырьевая сельскохозяйственная продукция» – говядина свежая, охлажденная, мороженая; текстильное волокно без хлопка/джута; из раздела «Переработанные продукты» – мясные консервы; молочные продукты; масло и сыры; творог; из раздела «Дерево, продукция из дерева, бумага» – мебель, отделочные материалы; из раздела «Химические товары» – резиновые шины, протекторы; минеральные удобрения; из раздела «Кожа и кожаные изделия» – кожа; из раздела «Металлы и другие промышленные товары» – железные и стальные провода; конструкции из железа, стали и алюминия; из раздела «Машины без электроники» – тракторы; из раздела «Электронные компоненты» — оборудование для распределения электричества; из раздела «Транспортное оборудование» – дорожные автомобили; из раздела «Минеральные продукты» – брикеты, бурый уголь, торф; низкосортный бензин, битумные масла; жидкие пропан, бутан.

Ко второй группе относятся товары, по которым имеются достаточно высокие сравнительные преимущества, но наблюдается тенденция снижения конкурентоспособности на мировом рынке. Для сохранения экспортного потенциала по данным группам товаров необходимы принятие срочных мер по повышению их конкурентных преимуществ путем привлечения инвестиций и технологий как в производства, работающие с сырьем, так и в перерабатывающую промышленность, разработка новых маркетинговых стратегий продвижения и удержания позиций белорусских товаропроизводителей на мировом рынке. К ним относятся: из раздела «Свежие продукты и сырьевая сельскохозяйственная продукция» – необработанная кожа с мехом; свинина; птица свежая, охлажденная, мороженая; мясные субпродукты; из раздела «Переработанные продукты» – сахар, мед, патока; из раздела «Дерево, продукция из дерева, бумага» – древесина простой обработки; шпон, фанера; из раздела «Пряжа, ткани, текстиль» – текстильная комплексная нить; текстильное волокно; специальная пряжа, волокно; из раздела «Химические товары» – синтетическая прядильная нить; первичный этиленовый полимер; из раздела «Металлы и другие промышленные товары» – глина, огнеупорный материал; сырье, изделия из железа и стали; железные и стальные прутья, бруски; метизы без электроизоляторов; бытовые приборы из обычного металлы; из раздела «Электронные компоненты» – электрическое и неэлектрическое бытовое оборудование; из раздела «Транспортное оборудование» – грузовые автомобили; прицепы и автоприцепы; из раздела «Одежда» – тканые женская одежда, одежда для девочек.

К третьей группе относятся товары, по которым Беларусь обладала сравнительными преимуществами в 1998-2003 гг., но затем либо их утратила, либо прекратила экспортировать продукцию на мировой рынок, но потенциал для ее производства и экспорта существует. Кроме того, в третью группу можно включить товары с высоким потенциалом роста сравнительных преимуществ в кратко- и среднесрочной перспективах при условии повышения их конкурентоспособности. К товарам третьей группы относятся: из раздела «Переработанные продукты» – рыба, моллюски консервированные; мука пшеничная и ржано-пшеничная; зерновая мука грубого помола; кондитерские изделия из сахара; шоколад, какао-продукты; маргарин; из раздела «Пряжа, ткани, текстиль» – настил пола; из раздела «Химические товары» – красители, краски, лаки; крахмалы и клеи; органические и неорганические химические соединения; парфюмерия, косметика, исключая мыло; из раздела «Кожа и кожаные изделия» – дубленая, выделанная кожа с мехом; обувь; из раздела «Металлы и другие промышленные товары» — железный и стальной материал для железнодорожного транспорта; из раздела «Машины без электроники» – сельскохозяйственные машины, исключая тракторы; шариковые и роликовые подшипники; инжиниринговое оборудование; из раздела «Одежда» – шитые женская одежда, одежда для девочек; из раздела «Прочие промышленные товары» — здания из сборных элементов; санитарно-техническая теплоарматура; оптические приборы; изделия из пластика.

Необходимо отметить, что при стимулировании производства и экспорта товаров из указанных групп акцент следует сделать на выпуск наукоемкой узкоспециализированной продукции мелкими и средними партиями с учетом спроса и интересов конкретного потребителя. Это потребует привлечения инвестиций для модернизации и технологического обновления производства, повышения квалификации работников низшего и среднего звеньев, а также управленческого персонала для разработки агрессивной стратегии завоевания и удержания конкурентных позиций на мировом рынке. Особого внимания для выпуска конкурентоспособной готовой продукции требует приобретение качественного и недорогого сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, для чего ставки импортных таможенных пошлин на данные товары необходимо установить на нулевом уровне с целью диверсификации источников их поставки.

Было также установлено, что в экспортном ассортименте Беларуси присутствует и высокотехнологичная продукция, но ее удельный вес в общем экспорте составляет 1,6%, поэтому сравнительные преимущества по ней не выявлены.


Источник: Давыденко Е.Л. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук.

Приложение 3


Топ-25 самых дорогих белорусских брендов по версии агентства MPP Consulting





Бренд

Стоимость бренда, в $млн.

1

Milavitsa

60

2

Санта-Бремор

57,5

3

Conte

53

4

Аліварыя

48

5

Velcom

46,8

6

Бульбашъ

45,2

7

Савушкин продукт

43,5

8

Крыніца

39

9

Беларусбанк

33

10

Каммунарка

26

11

Дарида

21,3

12

Минск Кристалл

20,4

13

Спартак

19,6

14

Лидское

19

15

Bielita

18

16

Serge

17,7

17

БПС-Банк

16

18

МАЗ

15,5

19

Белтелеком

13,3

20

Biтэкс

12,4

21

Белкельме

12,2

22

Атлант

12

23

Беларус

11,8

24

Gefest

11,8

25

Экзотик

11,3

В рейтинг вошли только бренды, созданные в Беларуси или для белорусских товаров (услуг). Основополагающим моментом в определении реальной рыночной стоимости брендов было то, что стоимость бренда включает в себя исключительно стоимость торговой марки (имени) без учета производственных мощностей, инфраструктуры компании, патентов, изобретений и других материальных или интеллектуальных ценностей.


В стоимостном выражении лидером рейтинга стала легкая промышленность, а вот по количеству брендов первое и второе место разделили пищевая и пивобезалкогольная отрасли. Среди отраслей, в которых сосредоточены самые дорогие бренды, также телекоммуникационная и ликеро-водочная. В частности, к телекоммуникационной отрасли отнесены порталы TUT.BY и Open.by. Первый из них занял 60-е место, второй – 97-е. Полный список можно посмотреть на сайте компании mppconsulting.com.ua.
Справка. Предприятие «Конте» было создано в 1997 году в Гродно. Руководители предприятия были движимы целью: организовать производство чулочно-носочных изделий европейского качества. Сайт предприятия: http://www.trade.conte.by/
Совместное белорусско-испанское обувное предприятие «Белкельме» – производство обуви по технологии испанской фирмы KELME. Сайт предприятия: http://www.belkelme.ru/cont.html

Приложение 4.


Приоритетные и малоэффективные отрасли Беларуси. Исследование аналитика Николая Некрашевича на основе изучения мнения экспертов.
Проведение структурных реформ экономики является одним из условий сотрудничества Беларуси и Международного валютного фонда. Этот процесс предполагает нахождение Беларусью своего места на мировом рынке через отраслевую локализацию (примеч. – через поиск своих ниш на мировом рынке. – В.А.). Аналитик Николай Некрашевич проанализировал, – от каких отраслей Беларусь могла бы без ущерба отказаться и какие направления, наоборот, являются приоритетными для ее развития.

Феодальная «автаркия», когда все, что нужно государству, производится внутри страны, давно не имеет под собой будущего. Но аналитик Н. Некрашевич считает, что Беларуси ни от чего просто так не следует избавляться – закрывать, консервировать. Все стоит денег. Задача государства – продать малоэффективные и затратные активы частному капиталу, собственному и иностранному.

Ведь ни для кого не секрет, что проблема многих сегодняшних государственных и полугосударственных предприятий в самых различных отраслях кроется, в том числе, и в отсутствии у них управленческих ноу-хау. Частник же, получив в руки то или иное предприятие, с течением времени сам решит, как с ним поступить – развивать или закрывать. Но при этом государство получит от приватизации некий объем ресурсов, который может быть направлен на структурные реформы – организацию более эффективных отраслей и производств, переподготовку кадров (примеч. – Высвободившихся трудовых ресурсов в ходе структурной перестройки экономики. – В.А.).
Какие отрасли и подотрасли не имеют будущего в Беларуси. Очень тяжело будет выживать предприятиям с высокой долей энерго- и материалозатрат в структуре себестоимости, так как Беларуси приходится импортировать большинство ресурсов. Такие производства могут быть сохранены только при условии создания на месте значительной добавленной стоимости, а также конкурентоспособности продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Примером для Беларуси в этом плане может быть Швейцария. Широкой общественности это государство, не имеющее запасов газа, нефти, руд, угля, больше известно как производитель сыра, шоколада, часов. Между тем в Швейцарии сосредоточен развитый машиностроительный комплекс, который в отдельных сегментах доминирует на мировом рынке. Например, производство энергетического оборудования (концерн АВВ) или вооружений («Эрликон», долю которого, как известно, выкупил российский олигарх Виктор Вексельберг).



1. Текстильное производство. В этой связи очень сложным представляется, например, будущее крупных текстильных производств (Барановичского ПХБО, Гродненского «Гронитекса»), зависящих от поставок импортного хлопка, кож и других материалов. Подготовка к продаже «Гронитекса», которую сейчас ведут власти, свидетельствует о том, что ими осознается бесперспективность этого направления.

2. Швейные и трикотажные фабрики. Весьма сложным в свете китайского нашествия выглядит будущее многих белорусских швейных и трикотажных фабрик. Однако, как показывает история развития брестского швейно-трикотажного узла (отчасти – и гродненского тоже) – частная инициатива в этой отрасли может быть эффективна, а частный бизнес в отдельных сегментах может вполне успешно конкурировать с китайскими, турецкими, пакистанскими производителями.

3. Электронная и электротехническая отрасли. Особенно те производства, которые производят бытовые электроприборы – телевизоры, электрочайники, пылесосы, стиральные машины. Стоит вопрос о скорейшей продаже таких компаний иностранному инвестору. В противном случае им придется закрываться. По первому пути пытается идти «Горизонт», создающий совместные предприятия с достаточно конкурентоспособными на этом рынке китайскими и тайваньскими концернами. Однако насколько эффективны будут эти проекты в случае закрытия российского рынка, на который они ориентированы, трудно сказать.

4. Предприятия отрасли машиностроения. Как считает Николай Некрашевич, «многие ныне действующие крупные производства не вписываются в мировой рынок. Из машиностроительных флагманов право на развитие имеет разве что тракторный завод. И это не удивительно – в своем экономическом развитии в советские времена Беларусь пошла неестественным путем. В период 1917-1944 годов упор был сделан на традиционные производства, которые достаточно успешно развивались и до революции на собственной сырьевой базе – пищевую промышленность, деревообработку, производство строительных материалов и стекла. Но после Великой Отечественной войны все изменилось – быструю сдачу Минска фашистам в 1941 году Иосиф Сталин объяснил отсутствием пролетариата и постановил создать в белорусской столице крупные промышленные производства. Так появились МАЗ, МТЗ и другие гиганты».
Какие отрасли являются приоритетными для развития Беларуси. Аналитик Николай Некрашевич считает, что «Первый и самый простой подход – следует и дальше развивать те направления, по которым Беларусь и белорусские предприятия уже имеют свою нишу на мировом рынке.

Калийные удобрения, нефтепродукты и черные металлы являются самыми важными статьями белорусского экспорта. Удельный вес этих товаров в торговле с дальним зарубежьем составляет 67%.

В перечень товаров, по которым доля Беларуси на мировом рынке составляет свыше 1%, входят около 30 позиций.

Производственный потенциал сосредоточен в молочной и мясной промышленности, льняной отрасли, производстве тракторов, цемента, кирпича, яиц».

Далее, по мнению Николая Некрашевича, «Второй подход состоит в том, что упор нужно делать на отраслях и предприятиях, которые располагают уникальными в международном плане ресурсами. Благодаря своей уникальности они и должны стать главными поставщиками валюты. Это, например, «Беларуськалий» – один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений, цементные заводы, базирующиеся на собственных богатых мело-мергелевых залежах, «Мозырьсоль», льняная промышленность, которая имеет большие перспективы на международном рынке.

На экспорт должна ориентироваться вся транзитная инфраструктура страны, которая также в своем роде уникальна. Через Беларусь проходят газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, важнейшие стратегические автомагистрали и железнодорожные пути. При надлежащих инвестициях со стороны частного капитала в авиацию и наземную инфраструктуру, по мнению экспертов, Минск мог бы перевести на себя воздушные транзитные потоки, которые сегодня сосредоточены в Варшаве и Риге. Привлекательность для нефтепереработки российского сырья Мозырского НПЗ и «Нафтана», которые являются важными поставщиками валюты в страну, во многом также обусловлена их выгодным транзитным положением.

Уникален и интеллектуальный потенциал – он особенно ярко проявляется на примере белорусских компаний, занятых в сфере оффшорного программирования. Беларусь наряду с Россией, Индией, Китаем занимает в этой области ведущие позиции в мире».

По мнению экспертов, приоритетом экономических отношений могло бы стать сотрудничество с развитыми странами (с США, странами ЕС, и др.) в сфере технологий: дизайн, техническое сопровождение проектов для крупных компаний, а также те области науки, где у Беларуси есть серьезные наработки, скажем, в физике и биофизике.

Источник: Zautra.by , дата публикации 19.08.2009 г.

Приложение 5.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Хозяйственные комплексы направления развития механизмы управления
9593.42kb.
50 стр.
Лекция Хозяйственные комплексы национальной экономической системы (8 ч.)
1123.92kb.
5 стр.
Лекция Хозяйственные комплексы национальной экономической системы (6 ч.)
1113.88kb.
5 стр.
Направление подготовки 210601 радиоэлектронные системы и комплексы специализация радиоэлектронные системы и комплексы квалификация выпускника специалист нормативный срок обучения 5,5 лет форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г
1015.42kb.
5 стр.
Актуальна потому, что денежная система с точки зрения воспроизводственного подхода представляет органическую часть национальной, мировой финансовой системы и на более высоком уровне экономической системы
319.17kb.
1 стр.
Резолюция конференции роль промышленности в формировании системы
45.29kb.
1 стр.
Программа профессиональной переподготовки акф п/п-8 «Системы автоматического управления и вычислительные комплексы»
26.66kb.
1 стр.
Стратегическое управление как инструмент обеспечения экономической безопасности национальной банковской системы
621.98kb.
4 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Операционные системы» для специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
220.81kb.
1 стр.
Формирование кластерной политики как направление повышения конкурентоспособности национальной экономики
228.99kb.
1 стр.
Лекция 6 Первая промышленная революция и начало промышленного предпринимательства на Западе
29.6kb.
1 стр.
Лекция №1 2 Лекция №2 8 Лекция №3. 13 Лекция №4 14 Лекция №24 Лекция №7 24 Конспект лекций по курсу
316.67kb.
1 стр.