Главная
страница 1
ГБОУ детский сад № 833

Открытие сезона по проекту «Классическая музыка»

Музыкальная гостиная «Беседы у рояля»

по страницам творчества М.И.Глинки

Музыкальный руководитель Губенко Н.Н.

Москва – 2012г.



Цель: формирование музыкальной культуры детей как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи:

- прививать интерес и любовь к классической музыке;

- формировать культуру музыкального восприятия классических произведений;

- расширить информационные знания о творчестве композитора М.И.Глинки, его биографии;

- воспитывать любовь к русской природе, уважение к своему народу, его культурно-музыкальному наследию.
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста и педагоги ДОУ, ученица ДШИ.
Организация: мероприятие проходит в музыкальном зале.
Предварительная работа:

- беседа и слушание разных видов колокольных звонов;

- разучивание песни М.Глинки «Ты, соловушка, умолкни»;

- слушание и обсуждение романса «Жаворонок» М.И.Глинки;

- разучивание танца «Полька» под одноименное произведение композитора;

- закрепление знакомых и разучивание новых русских народных танцевальных движений.
ТСО, оборудование: проектор, доска мобильная, мобильный центр, видеодиск со слайдами русской природы, аудиодиски с музыкой М,Глинки;

- портрет М.И.Глинки;

- картина Шишкина «Среди долины ровныя»

- детские музыкальные инструменты: колокольчики, музыкальные треугольники.


Ход занятия.

Дети заходят в зал под русскую народную мелодию «Среди долины ровныя» и рассаживаются на места.

Муз. рук. – Ребята, мы собрались сегодня в музыкальной гостиной, чтобы поближе познакомиться с Его Величеством Музыкой, где вас ждут встречи с удивительными людьми – создателями Музыки. Как называют таких людей? (Ответ детей) Композитор – автор музыкальных произведений. Латинское слово «композитор» обозначает «составитель», «сочинитель». Люди создавали музыку с незапамятных времен. Но впервые обозначать имена композиторов стали лишь с той поры, когда научились записывать музыку на нотной бумаге.

Сегодня я хочу вам рассказать про первого русского композитора, музыку которого признал весь мир. Это – Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки (показывает портрет композитора). Он родился в селе Новоспасском Смоленской области. Там прошли его детские годы. Что помогло маленькому мальчику «превратиться» с годами в великого музыканта? Прежде всего – детские впечатления о природе родного края. Впоследствии они отразились, словно в музыкальном зеркале, в произведениях композитора. Например, в его обработке р. н. песни «Среди долины ровныя»


Показ слайдов русской природы, картины И.Шишкина «Среди долины ровныя» под фонограмму «Вариации на р.н.песню

«Среди долины ровныя» Глинки
Муз.рук. – Вот такие незабываемые образы окружали маленького Мишу.

В большом доме, где жила его семья, часто устраивались вечера, на которых хозяева и гости играли на рояле и других музыкальных инструментах, пели под их аккомпанемент песни и романсы. Там даже была отдельная комната для птиц. Их пением всегда наполнялся гостеприимный дом.


Исполнение песни М.Глинки «Ты, соловушка, умолкни»
Муз. рук. – Слышали ли вы, ребята, как поет жаворонок? Представьте себе лес, поле, и высоко-высоко в голубом небе летает маленькая невзрачная серая птичка. Незаметная, но зато как красиво она поет! Под впечатлением этого пения Глинка сочинил пьесу, в которой изобразил птичьи трели. Она так и называется – «Жаворонок». Мы уже слушали этот романс в вокальном исполнении. Сегодня я предлагаю вашему вниманию инструментальное исполнение на фортепиано ансамблем в 4 руки.
Слушание пьесы «Жаворонок» в исполнении выпускницы детского сада

Маши Беляковой, ученицы ДШО, и муз. руководителя
Муз.рук. – Дети, какие вы танцы знаете? (Ответы детей) У Михаила Ивановича Глинки есть очень известное произведение, написанное в жанре польки. Какие основные движения выполняются в таком танце? (Ответ детей) Верно, подскоки. Сам жанр предполагает, что музыка польки должна быть легкой и отрывистой. Эта полька хорошо знакома – вы танцевали под нее и играли на музыкальных инструментах. Предлагаю сегодня исполнить польку на звенящих музыкальных инструментах: колокольчиках и треугольниках.
Исполнение «Польки» Глинки под аккомпанемент детского оркестра
Муз.рук. – Мы с вами играли на детских колокольчиках, но вы знаете, что есть большие колокола. Колокола бывают разной величины: чем больше колокол, тем ниже он звучит по высоте. Людей, которые играют на таких музыкальных инструментах, называют звонарями. Где чаще всего мы можем услышать колокольный звон? Правильно, в церкви. На Руси считалось, что звон отгоняет нечистую силу. Звонари играли не только по праздникам, но и в случае беды –пожара, или нашествии врага. Маленький Миша очень любил подражать в детстве колокольным звонам, играя на рояле, а потом, став композитором, он отразил эти звоны в своей музыке. В хоре «Славься!», который мы будем слушать, колокола подчеркивают торжественность. Это – гимн-марш, выражающий народную радость, ликование от победы над врагом.
Слушание фонограммы «Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»
Муз.рук. - У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Какую же сказку рассказал кот ученый? Это - «Руслан и Людмила». Написал ее А.С.Пушкин. Михаил Глинка решил на сюжет этой сказки написать оперу. Самый популярный, известный номер этой оперы – «Марш Черномора». Кто такой Черномор? Это злой карлик с длинной бородой, в этой бороде заключена волшебная сила. Он похищает невесту Руслана – Людмилу и переносит ее в свой причудливый дворец. Людмила слышит какой-то шум и музыку – играют трубы, бьет барабан, отворяется дверь, и на пороге появляется горбатый Черномор со своей свитой. Рабы несут его волшебную бороду на подушечках. Обратите внимание – сначала музыка будет звучать тяжеловесно, массивно, в средней же части – воздушно, звонко, легко.
Слушание фонограммы «Марш Черномора» из перы «Руслан и Людмила»
Муз.рук. – Русский народ умел веселиться – весело петь, да задорно плясать. Давайте вспомним, какие мы знаем плясовые движения.
Под р.н.м. «Камаринская» дети исполняют «Свободную пляску»
Муз.рук. – Михаил Глинка часто с удовольствием наблюдал за народным весельем. Взяв за основу две народных мелодии, композитор сочинил свое произведение «Фантазию для оркестра «Камаринская».
Слушание фрагмента «Фантазия для оркестра «Камаринская»
Муз.рук. – М.И.Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и исполняют во многих странах мира и взрослые, и дети.

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости



Вечно музыка живет!

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. На этом наша беседа у рояля заканчивается. До новых встреч в музыкальной гостиной!


Смотрите также:
Музыкальная гостиная «Беседы у рояля»
56.65kb.
1 стр.
Дополнительного образования детей «первоуральская детская школа искусств» музыкальная гостиная
158.66kb.
1 стр.
Литературно-музыкальная гостиная к 15 февраля – Дню памяти воинов-интернационалистов
36.34kb.
1 стр.
Литературно – музыкальная гостиная «Шекспир – всегда открытия»
65.25kb.
1 стр.
1 марта 2008 год №10 (129)
163.54kb.
1 стр.
Система классных часов для обучающихся 10-11 классов. Литературно-музыкальная гостиная
26.7kb.
1 стр.
Презентация Свеча Портрет Есенина Тема гостиной на доске Выставка поэтических сборников
169.27kb.
1 стр.
Музыкальная гостиная «Музыка в кино»
41.17kb.
1 стр.
«Я люблю тебя жизнь»
15.08kb.
1 стр.
Литературно-музыкальная гостиная Оформление
164.88kb.
1 стр.
Литературно-музыкальная гостиная «Любимые песни военных лет» Цель
86.95kb.
1 стр.
Литературно музыкальная гостиная ведущие
203.36kb.
1 стр.