МБОУ «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района РТ
Учитель – Валиева Гульгена Юнусовна
от «21»августа 2012г.
- Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания).
- Анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
- Различать в историческую информации факты, и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
- Представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
- Критического восприятия получаемой извне социальной информации.
- Соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Тема урока
|
Основные вопросы
|
Понятия и персоналии
|
Меж-пред-метные связи
|
Вид деятельности учащихся
|
Тип урока
|
оборудование
|
Домашнее задание
|
Национально-региональный компонент
|
Дата
|
1.Вводный урок во «Всемирную историю».
|
1.История как предмет изучения.
2.история в системе гуманитарных наук.
3.Принципы научности в изучении прошлого.
|
Гуманитарные науки, концепции исторического развития человечества
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Индивидуальная: составление конспекта, участие в беседе
|
Вводная лекция с элементами беседы.
|
Политическая карта мира, учебник, илл.
|
Введение, п.1
|
|
|
2.Проблемы исторического познания.
|
1.Единство и многообразие исторического процесса. 2.Закономерности и случайности в жизни народов.
3.Движущие силы исторического развития.
|
Цивилизационный , формацион ный и стадици-онный подхо-ды.Теории «магистраль-ного пути раз-вития истории» «вертикального процесса»,
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Фронтальная: по вопросам. Индивидуальная: записи в тетради. Участие в дис-куссии понятия «всемирная история»
|
Комби-нирован ный
|
Карта, учебник, илл.
|
2, сопос-тавление теорий
|
|
|
3.Происхождение человечества..
|
1.Научные концеп ции происхождения человека и общества.
2.Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
|
Ч.Дарвин,
|
Геогра-фия, МХК, обще-ство-знание
|
Индивидуальная: составление кон-спекта, работа с картой «Стоянки, участие в беседе. Обсуждение вопросов «Роль климатических и географических факторов»
|
Комби-нирован ный
|
Карта, илл., учебник,
|
4, ответить на вопросы
|
|
|
4.Этапы развития человеческого сообщества.
|
1.Неолитическая революция. 2.Изменения в ук-ладе жизни и формах социальных связей. 3.Развитие ремесел и зарождение тор-говли.
4.Переход к энеолиту.
|
Неолитическая революция, матриархат, патриархат, энеолит,
|
Обще-ство-знание геогра-фия
|
Индивидуальная: подбор материа-ла, записи. Фронтальная: обсуждение понятия «»неоли-тическая револю-ция.
|
Комби-нирован ный
|
Карта, учебник, илл.
|
4,5,
|
|
|
5.Первые государства Древнего мира.
|
1.Особенности раз-вития цивилизаций древности. 2.Государствен-ность и социальная организация в Древнем мире.
3.Мифологическая картина мира. Возникновение письменности.
|
Деспотия, Конфуцианство
|
Геогра-фия обще-ство-знание
|
Индивидуальная: вести записи, работа с текстом учебника и картой. Обсуждение воп-росов о причинах возникновения первых государств…
|
семинар
|
Карта «Заво-евания Александра Македонского », учебник, илл.
|
6,,читать
|
|
|
6.Новый этап духовной жизни.
|
.1.Возникновение религиозной картины мира. 2.Формирование индо-буддийский и китайско-конфуцианской духовных традиций.
|
|
Геогра-фия, обще-ство-знание МХК
|
Индивидуальная: работа с источни-ками, илл., учеб-ником. Фронтальная: дискуссия о при-чинах становле-ния новых систем религиозного мировоззрения, их влияние.
|
Комби-нирован ный
|
«римская империя в 1-111 вв.», илл.,
|
7,8,, задание 6 с.79
|
|
|
7.Античные цивилизации Средиземноморья.
8.Борьба за господство над Средиземноморья. Возвышение Рима.
|
1.Географическое положение, состав населения. Роль колонизации и торговли.
2.Феномен полиса. Демократия и тирания.
3.Римская респуб-лика и империя.
4.Духовное насле-дие античности.
|
полис, республика, консул, сенат
варвары, Великое переселение народов Платон Пифагор
|
Геогра-фия, МХК,
|
Индивидуальная: подготовить, участие в обсуж-дении. Фронталь-ная: по вопросам «Что было обще-го в развитии афинского и римского полисов, чем они различались?»
|
Семинар Круг-лый стол
|
Илл, допол. Литература,
|
9-11, таблица, документы
12-13, задания с.126
|
|
|
9.Исламская цивилизация.
|
1.Возникновение исламской цивилизации.
2.Исламское обще-ство: особенности развития. 3.Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
|
Ислам, Арабский халифат, Мухаммад, Медина, джихад, халиф, шииты, сунны,
|
Геогра-фия, обще-ство-знание МХК
|
Фронтальная: участие в обсуж-дении вопросов темы. Групповая: обсуждение про-исхождения и основных прин-ципов исламской религии, причи-ны раскола в исламском мире.
|
Комбини рован-ный
|
Карта «Ара-бы в VII-XI вв.»,
|
15, доклады о наследии арабов
|
|
|
10.Становление христианско-средневековой цивилизации.
|
1.Великое переселение народов.
2.Западноевропейский и восточноевропейский регионы цивилизационного развития.
3.Католическая и православная духовная традиции.
|
Феод, оброк, вассал, митрополит Карл Великий
|
|
Обсуждение роли церкви в ранне-феодальном обществе. Сравнительный анализ католической и православной духовных традиций.
|
|
|
16-17, читать, вопросы
|
|
|
11.Феодализм в Западной Европе.
|
1.Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. 2.Сущность феодализма. 3.Положение крестьянства в феодальном обществе.
|
Сословия, раздробленность, феод, магистрат, инквизиция
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Индивидуальная: работа с картой, учебником. Фронтальная: выяснение значе ния роста городов как центров хозяйственной, социальной, духовной жизни, выявление факто ров централиза-ции, причин укрепления власти монархов.
|
Комби-ниро-ванный
|
Карта «Западная Европа в …»
|
19, работа с документами
|
|
|
12.Общественно-политическое развитие государств Европы.
|
1.Возрождение имперской идеи и образование централизованных государств. 2.Духовное наследие европейского средневековья.
|
Р.Бэкон, гильдии, магнаты,
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Фронтальная: вопрос- Города как духовной жизни, выявление факторовцентрализации, причин укрепления власти монархов
|
|
Учебник,
|
20-21, заполнение таблицы
|
|
|
13.Кризис традиционного общества в странах Западной Европы..
|
1.Традиционное общество на Западе и Востоке. 2.Своеобразие европейской средневековой цивилизации.
3.Кризис европей-ского средневеко-вого общества в XIV-XV вв.
|
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Работа с текстом учебника и картой. Обсуждение предпосылок начала процесса модернизации. Сравнение путей развития стран Европы и Азии.
|
Комби-ниро-ванный
|
Учебник,
|
Записи в тетради
|
|
|
14.Обобщающий урок «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»
|
|
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
|
Конт-роль знаний
|
|
|
|
|
15.Что такое «Новое время»?
|
1.Понятие «новое время».
2.Периодизация Нового времени. 3.Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
|
Возрождения, Ф.Петрарки, Дж.Боккаччо, Леонардо да Винчи
|
Геогра-фия, эконо-мика, право, обще-ство-знание
|
Групповая: актуализация пройденного материала. Обращение к межпредметным связям. Беседа с учащимися о важнейших собы-тиях нового этапа исторического развития.
|
Вводный урок.
|
Карта «,
|
26, записи в тетради
|
|
|
16. Великие географические открытия.
|
1.Великие геогра-фические откры-тия: основные вехи. 2.Формирование нового простран-ственного восприятия мира. 3.Начало колониа-льной экспансии европейских держав.
|
Конкистадоры Г.Гудзон, Дж.Кук, пират, капер, гезы, Х.Колумб,
|
Геогра-фия, обще-ство-знание, МХК, эконо-мика
|
Работа с текстом учебника и картой. Дискуссия о причинах успехов европейских завоевателей. Обобщения уча-щихся о великих путешественни-ках
|
семинар
|
Карта «вели-кие географи ческие откры тия»,
|
27, заполнить таблицу Открытия
|
|
|
17.Страны Западной Европы в XV – середине XVII в..
|
1.Торговый и мануфактурный капитализм. 2.Становление единых внутренних рынков в странах Европы.
3.Новации в образе жизни, характере мышления, ценно-стных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и реформации. 4.Конфессиональ-ный раскол евро-пейского общества. Влияние католи-цизма и протестан-тизма на полити-ческую культуру общества, социаль-ную психологию, эстетическое мировосприятие. 5.Тридцатилетняя война и ее послед-ствия для духовной жизни европейских государств.
|
Мануфактура, огораживание, Мартин Лютер, секуляризация, протестантизм, Жан Кальвин, иезуит, контрреформы, Н.Коперник, Дж.Бруно,
|
Геогра-фия, обще-ство-знание, право
|
Характеристика основных течений Реформации (лютеранство, кальвинизм, ) и причин религиозных войн. Работа с картой и текстом учебника. Обсуждение вопроса зарождения протестанской этики и ее содержания.
|
Лекция с элементами беседы
|
Карта «Европа в начале 14-15 вв.»,
|
28-29, ответить на вопросы
|
|
|
18.Абсолютистские монархии в Западной Европе..
|
1.Становление абсолютизма. 2.Возникновение концепции государственного суверенитета. 3.Философия и идеология Просве-щения. 4.Суверенитет государства как отражение универ-сального призна-ния суверенной власти монарха над своими подданными.
|
Просвещение, Вольтер, абсолютизм, религиозные войны, Варфоломеев-ская ночь, Нантский эдикт, Вестфальская система
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Работа над поня тием «абсолю-тизм», обсужде-ние его особен-ностей в различ-ных странах Европы. Выяснение отли-чий европейского абсолютизма о деспотических режимов древнос-ти. Обсуждение феномена просвященного абсолютизма.
|
Комби-ниро-ванный
|
Учебник, энциклопедия
|
30-31, читать
|
|
|
19.Буржуазные революции XVII - XIXвв.
|
1.Первые буржуаз-ные революции. 2.Идеология просвещения.
3.США. 4.Великая французская революция и его последствия.
|
Буржуазные реформы, парламент, диктатура Кромвеля протекторат реставрация, просвещенный абсолютизм, Декларация независимости,
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Работа с картой и текстом учебника Обсуждение вопросов:
|
|
|
32-34, материал по деклара-ции незави-симости
|
|
|
20.Промышленный переворот в Европе и его последствия.
|
1.Технический прогресс в XVIII-середине XIXв. Промышленный переворот. 2.Развитие капита-листических отно-шений.
3.Буржуа и проле-тарии. Марксизм и революционное движение. 4.Модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в странах Европы. 5.Становление профсоюзов и первых рабочих партий.
|
Р.Фултон, паро ход, Дж.Стефен сон –паровоз, С.Морзе –теле-граф, А.Белл- телефон, Г.Мар кони – Попов А.С., Ч.Гудийр – резина, мартеновская печь, А.Нобель, Р.Дизель, Г.Форд, проле-тариат, лудди-ты, забастовка,
|
Обще-ство-знание химия физика право
|
Актуализация изученного мате-риала. Обраще-ние к межпред-метным связям. Работа с понятий-ным аппаратом: 1)понятие и сущ-ность промыш-ленного перево-рота, 2)технический прогресс как фактор развития общества. Дис-куссия: Эволю-ция традицион-ных групп в индустриальном обществе.
|
Комби-нирован-ный
|
Илл., дополнитель-ный материал, учебник
|
П.37-38, таблица «техничес-кий переворот»
|
|
|
21.Общественно-политическое и духовное развитие стран Западной Европы в 1-о1 половине Х1Хв.
|
1.Мировосприятие человека индустриального общества. 2.Формирование классической научной картины мира. 3.Культурное и философское наследие Нового времени.
|
милитаризм, К.Б.Кавур, Д.Гарибальди, Дж.Джолитти, Вильгельм 1, О.Бисмарк, Г. фон Мольтке, рейхстаг, Мак-Магон, Ж.Клемансо, дело Дрейфуса
|
Геогра-фия, обще-ство-знание этно-графия право
|
Крушение рели-гиозной картины мира и утвержде-ние механических взглядов на мироздание, характеристика основных напра-влений развития литературы и искусства в Новое время.
|
Комбини рован-ный
|
Карта «Европа в 50-60-е гг Х1Х в», илл., дополнитель-ный материал
|
П.39-40,понятия
|
|
|
22.Международные отношения в эпоху Нового времени.
|
1.Эволюция системы международных отношений в Новое время.
2.Зарождение международного права.
3.Колониальный раздел мира.
|
Священный союз, Венский конгресс,
|
Геогра-фия, обще-ство-знание
|
Работа с картой, Дискуссия о мотивах войн и заключение союзов в начале 16-19вв., выявление особенностей колониальной эпохи.
|
|
|
48,
|
|
|
23.Государства Азии в Новое время.
|
1.Влияние европей ской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. 2.Экономическое развитие в колони-альных и зависи-мых странах.
3.Первые антико-лониальные выс-тупления народов Востока. 4.Реставрация Мэйдзи в Японии и первый опыт модернизационного развития в Азии.
|
Мейдзи,
|
Геогра-фия право обще-ство-знание
|
Групповая: работа с картой и учебником. Дискуссия : обсуждение кризиса традиционного общества в странах Азии и форм их проявления и последствия. Подготовка докладов об антиколониальных движениях народов Востока.
|
семинар
|
Карта, илл., дополнитель-ный материал
|
44-47, доклад об антиколо-ниальных движениях
|
|
|
24.Итоговое обобщение и контроль.
|
1.Тестирование. 2.Задания по карточкам. 3.Выводы
|
|
|
Индивидуальная: фронтальная: выводы
|
Комбини рован-ный
|
Карта, карточки
|
допол. материал
|
|
|