Главная
страница 1

Фамилия, Имя, Отчество

Гусаченко Светлана Владимировна

Регион, Населенный пункт

Хабаровский край, г Хабаровск

Название учреждения

МБОУСОШ № 74

Ваша должность

Учитель начальных классов

E-mail для обратной связи

svetlana_gusachenko@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя



общеобразовательная школа №74

«Рекомендовано» «Утверждаю»

Методическим Директор МОУСОШ №74

объединением классных Фролова В.Г.

руководителей МОУСОШ №74 Приказ №______

Протокол №_______ «___»___________2011г.

«___»___________2011г.



c:\users\user\appdata\local\temp\finereader10\media\image1.jpeg Программа c:\users\user\pictures\g_hk_p.jpg

«Юные дальневосточники»

( направление духовно-нравственное)

(для детей 7-11 лет)

Срок реализации 3года

автор программы: Гусаченко С.В.

учитель начальных классов МОУСОШ №74

(2 кат.«учитель», 1 кат. «руководитель »)

консультант: Кузнецова А.Г. (профессор,

доктор пед наук)



2011 год

Пояснительная записка.

В современном образовательном пространстве, а также в связи с введением новых образовательных стандартов становится актуальным и значимым воспитание патриотизма. Чувство патриотизма не может воспитываться без знаний о своей малой родине. Малая Родина – первое место жизни маленького гражданина. Знание истории, событий своего края ведет к воспитанию стойкой гражданской позиции, воспитывает уважение к социуму своей малой родины, отождествляет родину с родителями, родственниками, друзьями.

Новизна данной программы заключается в том, что она является интегрированной. Впервые делается попытка связать теоретические знания гуманитарного цикла с декоративно-прикладным творчеством, изобразительной деятельностью, музыкой. Назначение программы очевидно: современные требования к уровню ученической компетенции предполагают знания своей малой родины – это как минимум, а как максимум – быть патриотом своей Родины.

Данная программа реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой образования в РФ:

*Конституцией РФ;

*Конвенцией ООН о правах ребенка;

*Законом РФ «Об образовании»;

*Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования;

*Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

*Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ

«О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных

нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

*«Письмом Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России» от 01.05.05. №АС – 502/06.

*«Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей» М., 2006г.,

Программа рассчитана на младший школьный возраст, срок обучения 3 года. Занятия по программе имеют теоретические и практические часы. На первом году обучения 25 минут в неделю, на втором и третьем по 40 минут в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Время занятий определяется за счет факультатива.



Целью данной программы является: создать условия для формирования у младшего школьника патриотического отношения к своему краю, малой родине, Родине. В связи с целью, программа решает следующие задачи:

  • познакомить с историей своего края, малой родины, города в котором живем, микрорайоном

  • познакомить с основными промыслами жителей края, хозяйственными особенностями

  • познакомить с растительным и животным миром края, научить бережному отношению к природе

  • учить ориентироваться по карте нашего края

  • познакомить с традициями малых народов края, яркой самобытностью народных культур живущих рядом, их внутренним сходством;

  • познакомить с декоративно-прикладным творчеством народов края, музыкальными произведениями на тему Дальнего востока

  • развивать интерес к изучению родного края;

  • расширять кругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения; творческий подход при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий;

  • обогащать словарный запас детей, активизировать его;

  • стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности (рисунки, задания, презентации о природе, конкурсы и т.д.).

Формы и методы реализации программы подобраны в соответствии с педагогическими принципами обучения. Это и обучение с учетом возрастных особенностей младших школьников, принцип наглядного обучения, от простого к сложному, систематичность, гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника, связь с практикой и тд.

Методика обучения разнообразна. Это беседы, экскурсии, наблюдения, круглые столы, диспуты, олимпиады, соревнования, конкурсы внутришкольные и городские, поисковые и научные исследования, проектирование, общественно полезные практики, акции, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка и т. д.).



Концептуальные основы и принципы построения программы

«Юные дальневосточники».

«Если вы заглядываете на год вперед – сажайте рис,

Если Вы заглядываете на 10 лет вперед – сажайте дерево,

Если Вы заглядываете вперед на всю жизнь – воспитывайте человека».

(китайская народная мудрость)


Концепция данной программы заключается в том, что изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, литературное чтение, музыка, изодеятельность и другие.

      Отличительной чертой данной программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, растительный и животный мир, население, образы города, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть во всем его многообразии и проявлении.


       Главный смысловой стержень программы – связь окружающего мира с жизнью человека, роль экономики, культуры и творчества в развитии края. Концепция программы связана с общешкольной концепцией программы развития «Школа Шанс» (автор Кузнецова А.Г.).

Впервые делается попытка связать прошлое с настоящим через декоративно-прикладное творчество, устное народное творчество. Это является ключевым механизмом адаптации скучной истории для младшего школьника. Тесная связь восприятия материала с художественной деятельностью привлекает детей к сотрудничеству. Мир ребенка склонен к сопереживанию, при изучении символики края, остро стоит вопрос об изображенных животных: медведь и тигр. Презентации по охране животных усиливает впечатления ребенка. Данная программа основывается на глубоком эмоциональном восприятии.

Данная программа опирается на исторические хроники, отраженные трудах: Крадина Н.П., Ковалевой З.А., энциклопедии, научные статьи. При отборе содержания и построении программы учитывались следующие принципы:

принцип интегрированности, связи между предметами (учет межпредметных связей): программа носит интегративный характер, включая в себя сведения об истории, населении, природе, культуре, хозяйстве, проблемах края города, кроме того, программа предполагает участие учеников в межпредметных образовательных проектах;

принцип комплексности: раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека, глобализация;

гуманитарно-культурологический принцип: включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленность занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала, воспитывая поговоркой «Где родился - там и пригодился».

Особо учитывается принцип индивидуальных особенностей. Одаренным детям и детям с ограниченными возможностями, предлагается индивидуальная программа. ( см приложение), а также параллельно ведется групповая и индивидуальная воспитательная работа по воспитанию и развитию общеучебных навыков и умений (компетенций).

Обучение по программе строится поэтапно:

I этап – (2класс ) - практико-ориентированный.

II этап – (3 класс) – систематический.

III этап (4класс) - проблемно -проектный.

Каждому этапу присущи свои особенности: задачи, содержание, методические приёмы. На I этапе обучения 2 класса при ознакомлении с местностью, городом и краем, где мы живем, у школьников формируется первое представление о городе, крае. Ребята в большей степени наблюдают, анализируют, познают. На II этапе в 3 классе при изучении истории Дальнего востока у учащихся формируются целостная картина родного края (систематизация знаний). Кроме того, третьеклассники учатся выполнять творческие и исследовательские задания на основе наблюдений и теоретических знаний краеведческого материала. В 4 классе изучение своего города и края направлено на углубление теоретических знаний по истории края, а также выход учащихся на проектную деятельность по глобальным и локальным вопросам и проблемам. На III этапе учителю необходимо вывести учащихся на осмысление особенностей природы, сформировать более глубокие знания о населении и хозяйстве родного города, края. Закрепить умения, необходимые для выполнения творческих заданий и учебных проектов. На всех этапах интегрировано изучаются основные промыслы и декоративно-прикладное творчество населения Дальнего востока.

Календарно-тематическое планирование программы

«Юные дальневосточники»

1 год обучения



№ раздела, тем

Название раздела, тема

Количество часов

всего

теория

практика

I

1 Вводная часть. «Где мы живем?»

1

1




II

Наш край, город, поселок, улица

2 «Давайте посмотрим на карту»



1

1




3 «Как появились первые люди в нашем крае и кто они»

1

1




4 « Дом, улица, поселок, район, город, край где мы живем»

1

1




5 «Я рисую свой город, поселок, улицу»

1




1

6 «Где жили мои дедушка, бабушка, родители?»

1

1




III

Первые жители края

7 «Кто такие коренные жители?»



1

1




8 «О чем говорит орнамент на одежде малых народностей?»

1

1




9 «Посещение выставки коренных народностей в

Краеведческом музее»



1




1

10 «Изготовление орнамента по мотивам амурских сказок из кожи и бисера»

1




1




12 «Устный фольклор народностей Приамурья»

1

1




13 «Я рисую нанайскую сказку»

1




1

14 « Я леплю северного оленя»

1




1

15 «Я расписываю северного оленя»

1




1

IV

Природа моего края

16 «Природа моего края»












17 «Животный мир моего края»

1

1




18 «Я рисую редких животных своего края»

1




1

19 «Я рисую амурского тигра»

1




1

20«Животный мир моего края в произведениях Сысоева»

1

1




21 «Растительный мир моего края»

1

1




22 «Чем полезны растения?»

1

1




23 «Изготовление панно из сухоцветов»

1




1

24 «Что может грозить нашей природе?»

1

1




25 «Бумагопластика панно «Скажем, нет пожарам!»

1




1

26 «Какие опасности в лесу?»

1

1




IV

Город Хабаровск

27 «Центр Дальнего востока - город Хабаровск»



1

1




28 «В честь кого назван наш город?»

1

1




29 « Достопримечательности нашего города»

1

1




30 «Понаблюдаем природу?»

1




1

31 «Я рисую весну своего края»

1




1

32 «Урок – экскурсия по памятным местам поселка или города»

1




1

33 «Мой город на фото и рисунках. Создание фотогалереи Хабаровска

1




1

34 «Стихи о Хабаровске и Дальнем востоке. Конкурс чтецов»

1




1

В результате работы по программе на 1 году обучения, дети должны знать:

базовые знания

-названия страны, города и края где живут

-названия улицы, микрорайона проживания

-коренных жителей края и их обычаи и традиции

-некоторые растения, животных нашего края

-стихи о Хабаровске, первооткрывателя нашего города



повышенный уровень:

-памятники города Хабаровска

-символы края и города



уметь:

-называть правильно наш край, город, улицы

-находить город Хабаровск на карте

-вести календарь наблюдений за природой края



Календарно-тематическое планирование программы

«Юные дальневосточники»

2 год обучения



раздела, тем

Название раздела, тема

Количество часов

всего

теория

практика

I

1Наш край на карте Родины.

1

1




2«Край далекий с лесами да сопками» -поэты о Дальнем востоке

1

1




II

Общие сведения о крае и городе (6ч)

3 Символы нашего края



1


1




4 Символы города, гимн города

1

1




5 Наш город – центр Дальнего востока. Культурные центры

1

1




6 История первопроходцев

1

1




7 Конкурс рисунков «Я в Хабаровске живу»

1




1

8 Мини презентация учащихся по фото Хабаровска

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Презентация с героями и участниками войны нашего района

Акция «Ветеран живет рядом»

Наш край после войны. Героическое прошлое в мирное время

Встреча с интересными людьми необычной профессии

Наш край – богатейший край

Растительный мир края. Исследование флоры и фауны в ближайшей местности

Конкурс рисунков по растительному миру

Акция «Зеленый патруль». Садим цветы (семена) для клумбы школы

Животный мир нашего края

Спасем живое для потомков!

Что такое Красная книга

Как спасти животных от исчезновения? Составление коллективного проекта

Произведения Всеволода Сысоева о природе.

Конкурс рисунков по произведениям В.Сысоева

Экскурсия по городу «Памятные места»

Конкурс сочинений «Мои впечатления о любимом городе»

Главная река в нашем крае Амур-батюшка

Составление коллективного проекта «Как спасти Амур»

Я пишу стихотворение о реке Амур

Какие города есть вдоль Амура

Есть ли рыба в Амуре зимой?

Экологическая проблема нашей реки

Самостоятельное проектирование запрещающих знаков на реке

Обобщающее занятие-КВН по истории нашего края

Обобщающее занятие –конкурс презентаций «Мой город»


1




1

III

Памятные вехи (5 ч)

9 Наш край в годы Великой Отечественной войны




1

1




10 Презентация с героями и участниками войны нашего района


1




1

11 Акция «Ветеран живет рядом»


1




1

12 Наш край после войны. Героическое прошлое в мирное время

1




1

13 Встреча с интересными людьми необычной профессии

1




1




Береги природу своего края (10ч) 14 ,15 Произведения Всеволода Сысоева о природе. Почетный гражданин В.Сысоев.


2

1

1

16 Наш край – богатейший край

1

1




17 Растительный мир края. Исследование флоры и фауны в ближайшей местности

1




1

18 Конкурс рисунков по растительному миру

1




1

19 Акция «Зеленый патруль»: садим цветы (семена) для клумбы школы.

1




1

20 Животный мир нашего края.

1

1




21 Спасем живое для потомков!

1

1




22 Что такое Красная книга. Красная книга Хабаровского края.

1

1




23 Как спасти животных от исчезновения? Составление коллективного проекта.

1




1







Река Амур» (7ч)

24 Амур-батюшка



1

1




25 Составление коллективного проекта «Как спасти Амур»

1




1

26 Я пишу стихотворение о реке Амур

27Какие города есть вдоль Амура

28Есть ли рыба в Амуре зимой?

29Экологическая проблема нашей реки

30Самостоятельное проектирование запрещающих знаков на реке

31Обобщающее занятие-КВН по истории нашего края

32Обобщающее занятие –конкурс презентаций


1




1

27 Какие города есть вдоль Амура

1

1




28 Есть ли рыба в Амуре зимой?

1

1




29 Экологическая проблема нашей реки

  1. Самостоятельное проектирование запрещающих знаков на реке

  2. Обобщающее занятие-КВН по истории нашего края

  3. Обобщающее занятие –конкурс презентаций «Мой город»




1

1




30 Самостоятельное проектирование запрещающих знаков на реке

1




1

31 Обобщающее занятие –конкурс презентаций «Мой город»


1




1

32Обобщающее занятие-КВН по истории нашего края

1




1

33,34 Обобщающее занятие –конкурс презентаций «Мой город»


2




2



В результате работы по программе на 2 году обучения, дети должны

знать:

базовые знания

-названия страны, города и края где живут

-названия улиц центра города Хабаровска

-названия реки и ее притоков в Хабаровском крае

-редкие растения, животных нашего края

-историю начала Хабаровска

-что такое Красная книга

Повышенный уровень:

-первопроходцы нашего края

-символы края и города, их историю и отличительные признаки

-произведения В. Сысоева



уметь:

-различать символы края и города от других символов

-работать с текстом: чтение, пересказ, изложение

-анализировать информацию: выделять главное

-работать с картой: определять соседей, реки, города края

Календарно-тематическое планирование программы

«Юные дальневосточники

3 год обучения

№ раздела, тем

Название раздела, тема


Количество часов

всего

теория

практика




Общие знания о нашем крае(3 ч)

Промышленность нашего края.



1

1




Сельское хозяйство нашего края. Проблема развития сельского хозяйства.


1

1




Лекарственные растения нашего края.

1

1







Наши соседи на востоке. Расширение знаний о истории взаимоотношений с соседями(4 ч).










Китай: традиции и современность. Проблемы экологического соседства

2

2




Япония: история взаимоотношений.

1

1




История в лицах: Сергей Лазо.

1

1







История Дальнего востока (13 ч)

В честь кого названы улицы нашего города. Презентации.



3

2

1

Художники нашего края, нашего города.

2

2




Становление Амура русским краем. Поход В.Пояркова. Г.И. Невельской.

1

1




Поход Е.П.Хабарова. Н.Н.Муравьёв.

2

1

1

Как строился Хабаровск.

2

2




Полезные ископаемые в нашем крае. Защита полезных ископаемых. Защита проекта на ежегодной школьной научной конференции

2




2

Коренные народы нашего края. Их древняя культура. Проблемы адаптации коренных народов в современных условиях.

1

1




Россия в XIX веке. Расширение знаний о человеке (9 ч).










Физическая карта края.

1

1







Жизнь коренных народов нашего края.

1

1




Наш край, город во время Великой Отечественной войны.

1

1




Послевоенное строительство в нашем крае.

1

1




Охрана природы в крае. Заповедники, заказники, памятники природы края.

1

1




Экологические проблемы края. Проект.

1




1

Культурные центры в нашем городе.

1

1




Детская литература писателей, поэтов нашего края.

1




1

Памятники скульптуры и архитектуры нашего края, города. Фотомонтаж.

1




1




Современная Россия (5 ч).










Органы управления краем.

1

1




Символика края.

2

1

1




Образование в крае. Проект новой школы Хабаровска

2




2

В результате работы по программе на 3 году обучения, дети должны

знать:

базовые знания

-названия страны, города и края где живут

-историю открытий нашего края

-проблемы коренных жителей края

- полезные ископаемы края

- культурные центры в нашем городе.

- памятники скульптуры и архитектуры нашего края, города.

-стихи о Хабаровске, гимн города



повышенный уровень:

-хроники войны на Дальнем востоке

-первые символы края и города



уметь:

-запоминать исторические даты, исторические личности

-составлять план доклада, делать презентации, сообщения

-проектировать свою деятельность

-работать в команде

-проявлять лидерские качества



Основное содержание программы (по годам)

«Юные дальневосточники»

Этап реализации программы

Основное содержание

1 этап

практико-ориентированный:




Наш край - Дальний восток. Город, в котором мы живем. Наша местность. Наш район. Наш поселок. Как появились люди в нашем крае. Наш край на карте. Коренные жители. Национальный наряд. Орнамент. Вышивка. Сказки народов Дальнего востока. Природа края. Животный и растительный мир. Защита природы. Амурский тигр. Город Хабаровск. Ерофей Хабаров. Литературные произведения о Дальнем востоке.

2 этап:

систематический:




Наш край и история. Символы края, города. История символики. Наш край в годы войны. Участники военных событий. Завершение войны на Дальнем востоке. Герои – дальневосточники. Рисунки о войне в рамках акции «Нам не нужна война». Растительный и животный мир нашего края. Проблемы экологии. Животные и растения, занесенные, а Красную книгу. Река Амур. Проблемы реки. Значение реки для хозяйственной деятельности. Творчество детей в написании стихотворений, рисовании иллюстраций, знаков.



3этап:

проблемно-

проектный.


Промышленность края. Сельское хозяйство. Символика края, города. История символики. История названия улиц Хабаровска. Дальний восток в период освоения первопроходцами. Е.П.Хабаров, В.Поярков, Г.И. Невельской. События на Дальнем востоке в годы Гражданской войны, Великой Отечественной, окончание Второй мировой войны на Дальнем востоке. Послевоенное строительство. История символики края и города. Архитектура города. Проблемы экологические и социальные в крае и городе. Охрана природы Дальнего востока - приоритет государства.


Контроль проводится в следующих формах:

*Собеседование

*Анкетирование

*Защита реферата, проекта

*Участие в конкурсах, выставках

*Выступление на концертах, соревнованиях

*Проведение открытых занятий

*Соревнования, учебно-научные конференции



Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы «Юные дальневосточники», ожидаются результаты:

1 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны и края, её современной жизни;

3осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, понимать особенности своего края;


Оборудование, оснащение

1 Проигрыватель МР-3 и СД

2 Мультимедийная установка (проектор)

3 Компьютер

4 Карта России, Дальнего востока

5 Фотоальбомы Хабаровска

6 Красная книга России и Хабаровского края

7 Гербарии



Список литературы.

Методическая литература.

1 Орешкина Т.А.«Героико-патриотическое воспитание в школе» - Волгоград: Учитель, 2007.-122с.

Научно-популярная.

2 Крадин Н.П. «Старый Хабаровск: портрет города в дереве и в камне» Кн. Издательство, 1999-304 с, илл.

3 Крадин Н.П. «Охраняются государством» Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске»: - Хабаровск: частная коллекция, 1999 г

4 «Хабаровск 145» издательство дом «Приамурские ведомости»

5 Рябов Н.П. «Улицы Хабаровска рассказывают», Хаб. книж. Изда-во, 1977 г

6 «Хабаровск: доблесть земляков» Издательство ООО «Лидер»

7 Бронников «Майский вальс в годы Отечественной войны»

8 «Шуми, Амур» к 65-летию Хабаровского края-65 песен

9 Гладкая Л.П. «Город удачи» к 150-летию Хабаровска 150 песен и стихов, изд-во «Букер».

10 «Медведь на гербе Хабаровска», издательский дом «Приамурские ведомости»

11 «Тигр на гербе Хабаровска», издательский дом «Приамурские ведомости»





Смотрите также:
Программа «Юные дальневосточники»
330.48kb.
1 стр.
Программа «Юные мастера футбола»
88.7kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные экологи»
215.76kb.
1 стр.
Программа дополнительного образования «юные цветоводы»
154.02kb.
1 стр.
Юные исследователи
237.96kb.
1 стр.
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы»
132.33kb.
1 стр.
Программа детского пресс-центра «Свой голос» иорганизация дневного лагеря «Юные журналисты»
92.29kb.
1 стр.
Гитары Taylor
81.27kb.
1 стр.
Эстафета «Юные моряки». Учитель Дорофеева Т. Н
16.61kb.
1 стр.
Xv областной Конкурс-форум «Мы-уральцы» Задания заочного тура для участников областного конкурса «Юные знатоки Урала»
241.92kb.
1 стр.
Xv областной Конкурс-форум «Мы-уральцы» Задания заочного тура для участников областного конкурса «Юные знатоки Урала»
354.14kb.
3 стр.
Конкурс детских общественных организаций субъектов Тамбовской городской детской организации «Юные россы»
317.94kb.
1 стр.