УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово
«ПРИНЯТО»
Педсовет МБОУ СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово
Протокол
№ 1 от 30.08. 2012 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МОУ СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово
_____________________ Н.Ю. Терентьева
« ______ » ___________________ 2012 г.
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
2011-2015 гг.
Авторы-разработчики:
Н.Ю. Терентьева, директор школы,
Л.В. Воскресенская, заместитель директора по НЭР,
О.В. Беляева, заместитель директора по УВР,
Т.В. Мальянова, заместитель директора по ВР,
Учителя начальных классов:
О.Н. Козина, Е.В. Новикова, И.В. Жарова,
С.Л. Маслова, А.В. Алексеева
Научный руководитель:
Г.А. Игнатьева, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО,
доктор педагогических наук
г. Павлово
2012 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….3
Паспорт основной образовательной программы……………………………………...6
-
Целевой раздел основной образовательной программы начального общего образования:
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………12
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования…………………16
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы ступени школьного образования………52
-
Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования:
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий…………………..67
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
Деятельности……………………………………………………………………………….111
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания……………………..144
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………………………..153
2.5. Программа коррекционной работы…………………………………………………167
-
Организационный раздел основной образовательной программы начального общего образования:
3.1. Учебный план образовательного учреждения (ступень начального
общего образования, 1 – 4 классы) ………………………………………………………..204
3.2. План внеурочной деятельности………………………………………………………214
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО ………….218 - 241
Введение
Образовательная политика – это деятельность субъектов образования, общественных институтов и властных структур по определению общенациональной системы социальных приоритетов в образовании и целенаправленной деятельности по их претворению в жизнь.
Образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается как комплексный организационно-управленческий документ – современная форма социального заказа, наиболее полно отражающая интересы, возможности, потребности всех участников образовательного процесса.
Образовательная программа школы определяется как программа соорганизации деятельности участников образовательного процесса определенного типа по реализации целей базового процесса образования соответствующего уровня.
В соответствии с номенклатурой видов образовательных учреждений, принятой Министерством образования РФ в 1995 году: «Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного или муниципального учреждения, реализующего целостную образовательную программу, направленную на углубленное изучение одного из учебных предметов или нескольких предметов одной, выбранной области знаний».
Школа:
-
является звеном системы непрерывного образования;- предоставляет каждому ученику обучение на основе государственных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений;
-
дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам или областям знаний с учетом интересов учащихся и уровнем их подготовки;
-
организует различного вида учебно-развивающую деятельность учащихся;- осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний;
-
создает условия для реализации творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность по профильному предмету;- организует дополнительную подготовку во внеучебной деятельности по профильному предмету (области знаний).
Анализ инновационного опыта функционирования российских школ с углубленным изучением отдельных предметов в конце ХХ – начале ХХI века дает основания опираться на следующие концептуальные позиции.
1. Школа – особый вид образовательного учреждения, реализующий программы полного среднего образования повышенного (углубленного) уровня отдельных предметов, удовлетворяющей фундаментальные образовательные потребности;
2. Образование школы с углубленным изучением отдельных предметов – среднее (полное) образование, основанное на реализации следующих
принципов.
Принцип преемственности - всякое новшество внедряется в уже действующую педагогическую систему, построенную по определенному принципу. Кроме того, в педагогическом коллективе складываются свои нормы, правила, представления, традиции, ломка которых очень болезненна. Принцип преемственности устанавливает требование эволюционности, а не революционности при проведении изменений в школе.
Принцип системности - реализуемая программа (проект), независимо от её масштаба, во-первых, обеспечивала органичное включение новаций в образовательную систему школы и не вызывала в ней деструктивных напряжений, во-вторых, обеспечивала полноту и согласованность действий, необходимых для получения желаемого результата. Любое внедряемое новшество было так включено в образовательную систему школы, чтобы она как целое улучшала, а не ухудшала свои характеристики.
Принцип фундаментальности - предполагает формирование у учащихся базовых ключевых компетентностей по предметам школьной программы, глубокое освоение фундаментальных основ математики, физики, информатики.
Принцип направленности образовательного процесса на развитие интеллектуального, духовного потенциала личности.
Принцип контролируемости - для того, чтобы своевременно выявлять различные угрозы эффективности, возникающие в ходе реализации проекта, и принимать необходимые для минимизации их негативного влияния меры, реализация программы должна иметь специальную систему контроля и регулирования хода работ. Для этого необходимо определить промежуточные результаты (цели), достижение или не достижение которых будет свидетельствовать о нормальном или, наоборот, ненормальном ходе реализации программы. Необходимо обеспечение соответствующей периодичности контроля и принятия решений в случае возникновения нежелательных ситуаций.
Принцип непрерывности образования - принцип включает с одной стороны, преемственность различных ступеней общего образования, с другой – последовательность восхождения по этим ступеням.
Принцип дифференциации -
обеспечивает условия для более полного раскрытия индивидуальности каждого обучающегося.
Принцип элитарности - более углубленное изучение и освоение культурной традиции, а с другой, - активность и социальную ответственность в социокультурном окружении. Элитарность на уровне педагогической деятельности – это освоение современных инновационных образовательных технологий.
3. Образовательный заказ на углубленное изучение отдельных предметов, в отличие от практики организации работы общеобразовательной школы, в ХIХ – начале ХХ века является не государственным, а
социальным – выражением согласованных культурно-образовательных запросов государства, субъекта федерации, муниципалитета, общества и региональных сообществ, попечителей, педагогов, родителей и обучающихся.
4. Педагогическим средством, позволяющим наиболее полно реализовать концепцию на этапе становления, развития и функционирования школы с углубленным изучением отдельных предметов, является
образовательная программа.
Процесс образования – это квазиестественный и безличный процесс (не имеет своего субъекта); он имеет временную, а тем самым, причинно-следственную детерминацию. Известная в науке классификация выделяет следующие базовые процессы образования: взросление (созревание), труд (тружение), учение, общение (социализация). С понятием базового процесса образования тесто связано понимание образовательного процесса как модификация процесса образования с помощью особых (педагогических) средств. Образовательный процесс имеет уже не только временную, но и целевую детерминанту и сложную специальную организацию. Образовательный процесс имеет ценностные основания и целевые ориентиры, структуру и формы, технологическую оснастку, системы измерителей, результативность; он всегда субъектен. Субъектом образовательного процесса является детско-взрослая общность. Образовательный процесс – это то место встречи, где встречаются ребенок и взрослый, учитель и ученик, человек с другим человеком, человек с самим собой и человек с жизнью. Мы полагаем, что образовательный процесс задается, прежде всего, ценностями и смыслами образования, а также целевыми ориентирами, и задается самими участниками образовательного процесса. Мы опираемся на следующую классификацию ведущих (основных) типов образовательного процесса, соотносящихся с обозначенными ранее базовыми процессами образования:
-
выращивание (жизнеспособного человека);
-
формирование (специальных способностей);
-
обучение (всеобщим способам деятельности);
-
воспитание (человеческого в человеке).1
Относительно ведущего типа образовательного процесса другие выстраиваются как дополнительные и дополняющие.
5. Образовательная программа – это программа деятельности участников образовательного процесса. Для европейской культуры исходным основанием является европейское бытие, главный результат которого – это субъектность человека (а не уровень развития цивилизации). Становление субъектности человека в пределах его индивидуальной жизни, расположенных на возрастной шкале развития следующее: субъект действий – субъект собственных действий – субъект деятельности – субъект собственной деятельности – субъект социокультурной деятельности – субъект недеяния. Субъект способен не только реализовать деятельность, но и рефлектировать ее основания и средства, способен ее строить, преобразовывать, проектировать, исследовать и управлять ею. Лишь в этом случае она (деятельность) оказывается, во-первых, собственной деятельностью, а во-вторых, у человека действительно появляется возможность быть ее субъектом. И, что самое важное, - обратно, рефлексивным ходом (от целеполагания к выявлению и формированию новых ресурсов субъективности) можно выстроить способы и средства самопреобразования и саморазвития в деятельностном бытии. В этом смысле, образовательная программа рассматривается как
программа деятельности – как организованная совокупность способных деятелей, а вовсе не как перечень мероприятий в традиционном понимании программы.
Паспорт образовательной программы образовательного учреждения (начальная ступень общего образования)
Наименование ОУ
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово Нижегородской области
|
Нормативное обеспечение образовательной программы образовательного учреждения
| -
Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
-
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Концепция общероссийской системы оценки качества образования;
-
Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»;
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования рекомендована к использованию образовательными учреждениями Российской Федерации;
-
Структура и основное наполнение ООП (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373, раздел 3)
-
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
-
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 363 от 06 октября 2009 г. зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г.);
-
Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год»
-
Приказ МОиН № 2080 от 24 декабря 2010 г. зарегистрирован Минюст № 19776 от 10.02.2011 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»
-
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 г.);
-
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 г.);
-
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 г.);
-
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 г.);
-
Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003 г.);
-
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 г.);
-
О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.02.2001 г.)
-
Устав МОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово.
|
Социальный заказ ОУ
|
Качество образования перестает быть усредненным для всех обучаемых, оно становится различным для каждого ребенка, для каждой семьи и формируется, исходя из требований, предъявляемых к качеству образовательных услуг следующим группам потребителей:
Государство формирует свои требования в значениях государственных интересов;
Родители ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект;
Учащиеся реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с образовательной успешностью и успешной социализацией;
Работодатели и их профессиональные сообщества обращают свои вызовы к школе: через требования к персоналу, начинают формировать требования к выпускнику школы.
|
Миссия ОУ
|
Миссия «Школы образовательных траекторий» состоит в том, чтобы создать максимальный уровень доступности качественного образования каждого обучающегося школы в соответствии с образовательными запросами учащихся и родителей и индивидуальными возможностями личности и формированию позитивного образа гражданского общества России.
Школа стремится к созданию условий для становления и развития способностей обучающихся к самоопределению, саморазвитию в различных областях жизни на основе организации образовательных траекторий.
Главным итогом образовательной деятельности:
Школа призвана стать «Школой образовательных траекторий» это есть максимальная реализация личностного потенциала обучающегося в образовании через осуществление инновационных видов деятельности.
|
Статус ОУ
|
Общеобразовательная организация
Общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов
|
Структура уровней образования
|
Начальное общее образование
Среднее общее образование
Среднее (полное) общее образование
|
Принципы проектирования образовательной программы
|
Принципы – это общие установки, определяющие, какой должна (или какой не должна) быть деятельность согласно образовательной программе.
Базовые принципы.
Принцип актуальности – образовательная программа актуальна, если её составляющие направлены на решение значимой для школы проблемы, т.е. если выбор и определение в области концептуальной части программы обоснованы и связаны с эффективностью деятельности школы, а не определяются какими-то малозначимыми факторами.
Принцип преемственности – всякое новшество внедряется в уже действующую педагогическую систему, построенную по определенному принципу. Кроме того, в педагогическом коллективе складываются свои нормы, правила, представления, традиции, ломка которых очень болезненна. Принцип преемственности устанавливает требование эволюционности, а не революционности при проведении изменений в школе.
Принцип системности – реализуемая программа (проект), независимо от её масштаба, во-первых, обеспечивала органичное включение новаций в образовательную систему школы и не вызывала в ней деструктивных напряжений, во-вторых, обеспечивала полноту и согласованность действий, необходимых для получения желаемого результата. Любое внедряемое новшество было так включено в образовательную систему школы, чтобы она как целое улучшала, а не ухудшала свои характеристики.
Принцип ресурсной обеспеченности – конечная цель нововведения не может быть достигнута, если школа не располагает необходимыми для этого финансовыми и материально-техническими ресурсами, и если участники проекта не обладают необходимой для его реализации компетенцией.
Принцип контролируемости – для того, чтобы своевременно выявлять различные угрозы эффективности, возникающие в ходе реализации проекта, и принимать необходимые для минимизации их негативного влияния меры, реализация программы должна иметь специальную систему контроля и регулирования хода работ. Для этого необходимо определить промежуточные результаты (цели), достижение или не достижение которых будет свидетельствовать о нормальном или, наоборот, ненормальном ходе реализации программы. Необходимо обеспечение соответствующей периодичности контроля и принятия решений в случае возникновения нежелательных ситуаций.
Содержательные (концептуальные ценностные) принципы.
Принцип непрерывности образования – принцип включает с одной стороны, преемственность различных ступеней общего образования, с другой – последовательность восхождения по этим ступеням.
Принцип деятельности – обучающийся, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы учебной деятельности, понимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных умений, общекультурных и деятельностных способностей.
Принцип гуманизации личности и среды – уважение к личности ребенка, принятие его личных целей, интересов, будущих профессиональных потребностей.
Принцип дифференциации – обеспечивает условия для более полного раскрытия индивидуальности каждого обучающегося.
Принцип направленности образовательного процесса на развитие интеллектуального, духовного потенциала личности.
Принцип развивающего обучения – Это такое построения обучения, когда можно управлять темпами и содержанием развития по средствам организации обучающих воздействий, такое обучение должно создать условие и предпосылки психического развития детей, которые могут отсутствовать у них с точки зрения высоких норм и требований будущей школы. Развивающее обучение есть активная форма осуществления развития ребенка2.
Принцип элитарности – более углубленное изучение и освоение культурной традиции, а с другой, – активность и социальную ответственность в социокультурном окружении. Элитарность на уровне педагогической деятельности – это освоение современных инновационных образовательных технологий.
|
Обобщенная модель выпускника
|
Выпускник начальной школы:
-
обладает основами понятийного мышления, желанием и основами умения учиться;
-
владеет совместно-распределенной учебной деятельностью, высшими формами игровой деятельности;
-
способен к конкретизации учебных целей, поиску средств их достижения, контролю и оценки результатов своей учебной деятельности.
-
сформирован активный, ответственный субъект социокультурных процессов.
Выпускник основной школы:
-
обладает активностью, направленной на построение образа себя в мире;
-
владеет проектной, совместно-распределенной учебной деятельностью в личностно ориентированных формах, совместно-распределенной проектной деятельностью, направленной на получение социально значимых продуктов;
-
способен к осознанному инициативному и ответственному построению индивидуальной образовательной траектории.
Выпускник средней (полной) школы:
-
обладает системой научных знаний и способов познания;
-
владеет индивидуальной учебной деятельностью, конструкторско-исследовательской деятельностью, проектной социально-ориентированной деятельностью;
-
способен к проявлению активной социальной гражданской и профессиональной позиции.
|
Ожидаемые результаты
|
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся3:
-
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
-
избежание усредненности всего процесса обучения, индивидуализация учебного процесса для каждого ученика школы с учетом его способностей и особенностей нет – ориентации на среднего ученика.
По ступеням школы:
-
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
-
В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.
-
Старшая школа – завершающий этап общего образования – ставит своей целью подготовить выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности. Основой этой готовности является овладение основами наук и приобретение опыта программирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности.
|
Наименование программ воспитания и социализации
|
Программа духовно–нравственного развития и воспитания «Дорога человечности»
|
Наименование программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
|
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Счастливо жить – здоровым быть!»
|
Наименование реализуемых УМК
|
УМК «Перспектива»
УМК «Гармония»
|
Способы организации образовательных процессов (реализуемые технологии обучения и воспитания)
|
1. Выращивание.
Это выращивание индивидуальности личности, основой которой является стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Процесс относится к сфере «выращивания опыта быть личностью».
2. Формирование.
Формирование личности – объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.
Формирование личности – это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда – эмоционально насыщенный, часто – субъективно творческий.
3. Обучение.
Усилие индивида, направленное на усвоение того или иного материала с той или иной формой участия других людей в организации процесса учения.
Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.
В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания.
4. Воспитание.
Процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
|
1. Целевой раздел основной образовательной программы начального общего образования
1.1. Пояснительная записка
Краткая справка об образовательном учреждении
Год ввода в эксплуатацию: основное здание - 1955 год, пристрой - 1971 год.
Адрес школы: 606130, Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н., г. Павлово, ул. Коммунистическая, 71, тел. 8 (83171) 5-40-04.
Концептуальные основания образовательной деятельности школы
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина4.
Реализация этой цели предполагает решение одной из приоритетных задач5: это обеспечение инновационного характера базового образования.
Проблема инноваций непосредственно связана с важнейшими стратегическими направлениями исследования образования и образовательной политики и с процессами модернизации современного общества.6
В образовательном учреждении создаются условия для развития новой модели школы выбора образовательных траекторий, что соответствует требованиям времени и социальному заказу общества.
«Под индивидуальной образовательной траекторией понимают персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника образовательного пространства.
Под личностным потенциалом обучающегося понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей».7
Индивидуальная образовательная траектория включает индивидуальный образовательный маршрут - содержательный компонент, отвечает на вопросы «чему учить?», «что должно измениться в личности?» способ его реализации, прохождения учащегося по индивидуальному образовательному маршруту (специальные организация и технологии образовательного процесса, т.е. ответы на вопросы «как учить?», «как воспитывать?», «как организовать педагогическое взаимодействие и общение?»)
Администраторам и педагогам необходимо признание роли ученика в его собственном образовании.
Речь идет не только об отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности выбора обучающемуся своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.
Учет индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому обучающемуся предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Образовательные траектории - это результат реализации личностного потенциала обучающегося в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:
-
право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке;
-
право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий;
-
право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей.
Что необходимо для того, чтобы современная школа реализовала право обучающегося на индивидуальную траекторию образования?
-
превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
-
право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности обучающегося: смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
После демонстрации образовательных продуктов ученика, происходит их сопоставление с культурно-историческими аналогами. Данный этап может дать начало новому циклу обучения с соответствующим целеполаганием. В ходе рефлексивно-оценочного этапа обучения выявляются образовательные продукты ученика, относящиеся как к индивидуальным результатам его деятельности, так и к изучаемым общекультурным достижениям, в том числе и образовательным стандартам.
Выбор образовательных траекторий предполагает, что педагог ставит обучающегося не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта обучения: групповая работа в школе сочетается с индивидуальной. В условиях реализации выбора образовательных траекторий в образовательном процессе должна быть достаточно обеспечена вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а так же образовательной среды в целом. Основу вариативности в школе составляют ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей обучающихся, учет их интересов через организацию базового, углубленного изучения предметов, дополнительных образовательных услуг, оказание индивидуальной педагогической и психологической помощи обучающимся.
Проектирование образовательных траекторий обучения невозможно без знания индивидуальности каждого обучающегося, с присущими только ему личностными особенностями. Индивидуализация – один из принципов обучения в национальной инициативе «Наша новая школа». Только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно–ориентированной системы обучения. Итак, школа выбирает технологию, рассчитанную на развитие личности обучающегося, на возможность его саморазвития.
Миссия «Школы образовательных траекторий» состоит в том, чтобы
создать максимальный уровень доступности качественного образования каждого обучающегося школы в соответствии с образовательными запросами учащихся и родителей и индивидуальными возможностями личности и формированию позитивного образа гражданского общества России.
Школа стремиться к созданию условий для становления и развития способностей обучающихся к самоопределению, саморазвитию в различных областях жизни на основе организации образовательных траекторий
.
Главным итогом образовательной деятельности:
Школа призвана стать «Школой образовательных траекторий» это есть максимальная реализация личностного потенциала обучающегося в образовании через осуществление инновационных видов деятельности.
Задачи программы:
-
Помочь каждому ребенку в построении и реализации индивидуальной образовательной траектории развития,
-
Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах.
-
Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную деятельность. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
-
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:
-
ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;
-
поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;
-
обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества;
-
Создать пространство для социальных практик обучающихся и приобщения их к общественно значимым делам.
-
Создать условия для сохранения и развития здоровья обучающихся и обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
-
Обеспечить научно – методическое сопровождение педагогов в области знаний учебного предмета,
-
Совершенствовать технологии обучения с учетом знания психолого-физиологических особенностей учащихся;
-
Развить воспитательный потенциал с использованием традиций, современного опыта и инноваций.
Модель выпускника начальной школы
Главная черта этого возрастного периода - смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Виды деятельности младшего школьника:
-
совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);
-
игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами);
-
творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.);
-
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
-
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Выпускник начальной школы:
-
обладает основами понятийного мышления, желанием и основами умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей;
-
владеет совместно-распределенной учебной деятельностью, высшими формами игровой деятельности;
-
способен к конкретизации учебных целей, поиску средств их достижения, контролю и оценки результатов своей учебной деятельности.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
-
обладает основами понятийного мышления, желанием и основами умения учиться;
-
владеет совместно-распределенной учебной деятельностью, высшими формами игровой деятельности;
-
способен к конкретизации учебных целей, поиску средств их достижения, контролю и оценки результатов своей учебной деятельности.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
-
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
1.2.1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
У выпускника будут сформированы:
-
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
способность к саморазвитию;
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сформированность мотивации к обучению и познанию;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
чувство доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-
умение находить выход из конфликтных ситуаций;
-
установка на безопасный, здоровый образ жизни,
-
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Выпускник получит возможность для формирования:
-
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
-
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
1.2.2 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
способам решения проблем творческого и поискового характера;
-
умениям планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
начальным формам познавательной и личностной рефлексии.
Выпускник получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-
использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
-
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-
навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
-
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесенных к известным понятиям;
Выпускник получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-
готовности слушать собеседника и вести диалог;
-
готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определять общую цель и пути ее достижения;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-
работать в группе, организовывать работу других участников группы;
-
начальным сведениям о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Выпускник получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров с сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
1.2.3 Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Русский язык.
В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников начальной школы будет сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; они получат первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге.
Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать языковые единицы, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержательная линия «Система языка»