Главная
страница 1


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Руководитель ООП по

направлению 261400

Утверждаю

Декан МФ, проф.

__________ Е.И. Пряхин

«___» ___________ 2012 г.

Зав. кафедрой МиТХИ, проф.

__________ Е.И. Пряхин

«___» ___________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ»
Направление подготовки: 261400.62 – Технология художественной обработки материалов

Профиль подготовки: Технология художественной обработки материалов

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


Составитель: доцент Д.С. Манасевич
Программа является приложением

к учебному плану в соответствии с ФГОС-2009


Санкт-Петербург

2012
1. Цель и задачи дисциплины.

Цель преподавания дисциплины – формирование представлений об архитектурных стилях, о истории и предпосылках возникновения стилей.

Задачи дисциплины – ознакомление со стилистиками, используемыми при создании архитектурных образов, а именно:

а) архитектуры древнего мира;

б) западноевропейской архитектуры средневековья;

в) архитектуры эпохи Ренессанса;

г) архитектуры эпохи Барокко;

д) архитектуры эпохи Классицизма;

е) архитектуры эпохи Эклектики;

ж) архитектуры эпохи Модерна;

з) архитектуры различных стилей ХХ века.
2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Архитектурные стили» относится к гуманитарному циклу (Б1) вариативной части. Дисциплина изучается студентами специализации «Технологии художественной обработки материалов» в течение 1-го семестра и взаимосвязана с дисциплинами “Архитектура Петербурга”, "Композиция", ”Рисунок”, "Мастерство", а также при разработке дипломных проектов и работ.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


1. Общекультурными компетенциями (ОК):

-готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям Российской Федерации в целом и к национальным особенностям отдельных народов в частности, быть патриотом своей страны (ОК-1).

-осознавать значение накопленных гуманитарных ценностей для сохранения и развития современной культуры страны (ОК-7).

2. Инструментальные компетенции (ИК):

- способен проводить литературный поиск и его обобщение с привлечением отечественной и зарубежной литературы по заданной тематике, используя компьютерную технику (ИК-5);


3 профессиональные компетенции (ПК):

художественно-производственная деятельность

-способность к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов (ПК-11).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:



- основные составляющие мировой культуры;

- основные архитектурные стили;

-основные стилистики, используемые при создании архитектурных стилей;

-основные предпосылки возникновения архитектурных стилей;

-имена основных архитекторов.

Уметь:

-определять стилистику архитектурных сооружений;
4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1




Аудиторные занятия (всего)

36







В том числе:










Лекции

18







Практические занятия (ПЗ)

18







Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

36







В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчётно-графические работы










Реферат










Другие виды самостоятельной работы:










Работа с литературой










Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)

36

Экзамен




Общая трудоёмкость час

зач. ед.


108







3








5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение

Понятие ”архитектура”. Влияние архитектурного пространства на человека. Понятие «архитектурный стиль». Связь архитектурного стиля с социальным заказом эпохи, ее технико-экономическим потенциалом, ее идеологией.

2

Архитектура Древнего Египта

Связь с идеологией и системой религиозных верований. Синтез искусств в архитектуре Древнего Египта. Древнее Царство. Среднее Царство. Новое Царство. Гробницы мастаба. Пирамида Джосера. Пирамида Хеопса. Пирамида Хефрена. Сфинкс. Храмы Амона в Карнаке и Луксоре.

3

Архитектура Древней Греции


Архитектурные ордера как композиционная основа античной архитектуры. Типология древнегреческих храмов. Ансамбль Акрополя в Афинах. Архитектура общественных зрелищных зданий и сооружений. Архитектура и монументальное искусство периода эллинизма.

4

Архитектура Древнего Рима

Изобретение бетона. Распространение арочно-сводчатых конструкций. Строительство амфитеатров. Триумфальные арки. Форум Романум. Колизей. Пантеон. Термы Каракаллы. Акведуки.

5

Архитектура средневековья. Романский стиль.

Романский стиль. Основные сооружения средневековья – храмы, замки. Базилика - основа христианского храмового зодчества. Собор в Вормсе. (Германия) Церковь Нотр Дам ла Гранд в Пуатье (Франция). 

6

Архитектура средневековья. Готика

Аббат Сугерий. Аббатство Сен-Дени. Стрельчато-арочные конструкции. Каркасная система (нервюры, аркбутаны, контрфорсы). Собор Нотр-Дам де Пари. Собор в Реймсе (Франция). Кельнский собор (Германия). Кентерберийское аббатство (Англия). Особенности готического искусства Италии

7

Архитектура Эпохи Возрождения

Новые принципы и задачи в итальянской архитектуре эпохи возрождения. Новые принципы ордерной системы римской архитектуры. Итальянские Палаццо. Брунеллески. Городские ансамбли, как новые идеи градостроительства.

8

Архитектура западноевропейского барокко

Понятие «барокко». Архитектурные формы барокко. Стилевые особенности, период его существования. Основные архитекторы и основные сооружения. Творчество Микеланджело, Борромини, Бернини.

9

Классицизм

Понятие «классицизм». Основные принципы классицизма. Лувр. Версаль. Русский классицизм. Синтез искусств. Интерьер и экстерьер.

10

Архитектура Западной Европы конца XIXв,  начала XXв

Эклектика. Основные направления.Основные принципы. Основные направления.

Модерн. Основные принципы эпохи модерна. Планировка зданий, декорирование. Синтез искусств.

Прямоугольный стиль. Мис ван дер Роэ

Ле Корбюзье.

Органичный стиль. Френк Ллойд Райт.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих)

дисциплин



№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Архитектура Петербурга

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1.

Композиция

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Рисунок

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Мастерство

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Дипломное проектирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Всего

час.


1

Введение

1

-







-

1

2

Архитектура Древнего Египта

2

3







3

8

3

Архитектура Древней Греции

2

2







5

9

4

Архитектура Древнего Рима

2

2







4

8

5

Архитектура средневековья. Романский стиль.

2

2







3

7

6

Архитектура средневековья. Готика

2

2







4

8

7

Архитектура Эпохи Возрождения

2

2







4

8

8

Архитектура западноевропейского барокко

2

2







4

8

9

Классицизм

2

2







4

8

10

Архитектура Западной Европы конца XIXв,  начала XXв

1

1







5

7




Итого:

18

18







36

72


6. Лабораторный практикум: не предусмотрен учебным планом.

7. Практические занятия (семинары):

№ п/п

№ раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

Устройство мастаб. Типы пирамид. Устройство храмов.

2

3

Понятие ”ордер”. Дорический, ионический, коринфской ордера. Типы греческих храмов. Афинский Акрополь.

3

4


Изобретение бетона. Распространение арочно-сводчатых конструкций. Строительство амфитеатров. Триумфальные арки. Форум Романум. Колизей. Пантеон. Термы Каракаллы. Акведуки.

4

5

Базилика. Сводчатые конструкции. Замки, бойницы, массивные крепостные стены, башни-донжон. Собор в Вормсе. Ансамбль в Пизе..

5

6

Каркасная система (нервюры, аркбутаны, контрфорсы). Окна - витражи. Розы

6

7

Флорентийский собор, колокольня-кампанила собора (арх. Джотто), купол (арх. Брунеллески). Собор Святого Петра в Ватикане (арх. Браманте, Микеланджело).

7

8

Понятие барокко. Стилевые особенности, период его существования. Основные архитекторы и основные сооружения.

8

9

Классицизм. Ампир. Стилевые особенности, период его существования. Основные архитекторы и основные сооружения.

9

10

Эклектика. Основные направления.Основные принципы. Основные направления.

Модерн. Основные принципы эпохи модерна. Планировка зданий, декорирование. Синтез искусств.

Прямоугольный стиль. Мис ван дер Роэ

Ле Корбюзье.

Органичный стиль. Френк Ллойд Райт.



8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Теория классических архитектурных форм. Репринтное издание.2006 г.

2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта, 1970 г.

3. Целлар К. Архитектура страны фараонов, 1990 г.

4. Белявский В.Е. Вавилон легендарный и Вавилон Исторический, 1971 г.

5. Блаватский В.А. Архитектура античного мира, 1989 г.

6. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима, 1971 г.

7. Всеобщая история архитектуры (в 12 томах) М., 1948 -1977гг.

8. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. М., 1989 г.

б) дополнительная литература

9. С. Рейнак Аполлон. История Искусств.Госстройиздат.1938.

10. И.А. Бартенев. Очерки истории архитектурных стилей. «Изобразительное искусство», 1983

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

а) кафедральный компьютерный центр


_____________________________________________________________________________

Разработчик:

кафедра МиТХИ доцент Д.С. Манасевич


Эксперт:

кафедра МиТХИ доцент В.Н. Барсуков





Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «архитектурные стили»
157.61kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование учебной дисциплины
285.62kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности» «International Legal Protection of Intellectual Property»
435.19kb.
3 стр.