Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ НА УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ В ПРОЕКТАХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕ В УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ1 А.Н. ЯКУШЕВ, профессор кафедры теории и истории государства и права Черноморской гуманитарной академии (ЧГА), доктор исторических наук, кандидат юридических и педагогических наук, профессор; E-mail: yakushevan@yandex.ru
«Правила о сроках и порядке проведения испытаний на ученые степени», принятые Дерптским (1838, 1866, 1869), Казанским (1848), Харьковским (1864), Московским (1864, 1870, 1875), С.-Петербургским (1864, 1865, 1872), Новороссийским (1867), Варшавским (1869) и Киевским (1870) университетами в период с 1838 по 1875 г. позволили унифицировать порядок производства в ученые степени на уровне конкретных российских университетов с учетом их региональных особенностей. По структуре они однотипны. Правила Московского университета лишь наиболее подробно раскрывали порядок испытаний на степень кандидата, который включал следующие структурные элементы: 1) сроки и продолжительность проведения испытания; 2) сроки доведения до соискателей расписания экзаменов; 3) состав экзаменационных комиссий и председательство в них; 4) программы испытаний и экзаменационные билеты; 5) действия соискателей в случае их болезни в день экзамена; 6) документы, свидетельствующие о болезни соискателя; 7) порядок проведения экзаменов; 8) перечень оценок и методика их выставления на экзамене; 9) определение формы экзамена; 10) основания прекращения допуска к последнему экзамену; 11) порядок пересдачи экзаменов по предметам; 12) выбор и утверждение темы рассуждения; 13) сроки представления рассуждения на факультет; 14) определение качества рассуждения; 15) порядок составления сводной ведомости; 16) проведение итогового факультетского собрания; 17) требования, предъявляемые к итоговым оценкам соискателей; 18) требование свободного владения французским или немецким языком.
В июле 1863 г. Ученый комитет МНП в проекте Положения об ученых степенях впервые пишет о том, что «форма и порядок испытаний предоставляются по усмотрению факультетов»3. В соответствии с проектом Положения об ученых степенях (1901), подготовленным С.-Петербургским университетом, испытуемый на степень магистра «обязан представить как по главным предметам, так и по дополнительным, подробные программы с указанием изученной им общей и монографической литературы, из которых можно было бы усмотреть, в каких пределах вообще изучена испытуемым наука и на каких вопросах преимущественно он останавливался. Означенные программы передавались на заключение профессоров соответствующих предметов и по утверждению их факультетом служили экзаменационными программами»4.
10. Лица, имеющие право приобретать ученые степени. В университетах Российской империи ученые степени имели право приобретать следующие лица: действительные студенты (1828), кандидаты (1816), магистры (1816), адъюнкты (1816), профессора (1816), дворяне (1816), состоящие на службе чиновники (1816), отставные чиновники (1816); выпускники Демидовского училища, Ришельевского лицея, благородных университетских пансионов в Москве и С.-Петербурге, высшего С.-Петербургского училища, гимназии высших наук графа Кулешева-Безбородко, имеющие обер-офицерские чины; знаменитые ученые (1828); иностранцы (1834), русские подданные всех свободных состояний (1844), русские подданные (1901). 11. Лица, не имеющие права приобретать ученые степени. Лишь в одном проекте Правил об испытаниях и производстве в университетские степени (1816), предложенных Г. Солнцевым, такой перечень лиц имеется: «Вовсе ни к какому для получения ученых степеней не могут быть допускаемы: купцы, мещане, крепостные люди, казенные, повелено к какому бы разряду они не относились, вольноотпущенники, словом все те, кои платят государственные подати ... в подушном окладе, наконец, все иностранцы, не предъявившие свидетельства о их настоящем свободном состоянии, равняющимся российскому дворянству наследственному или личному сословию, или духовенству, разве когда в российской службе состоять будут. Однако, если которые из купеческого или мещанского звания или из казенных по селам и других государственных подати платящих, их обществами из подушного оклада будут уволены, также отпущенные на волю по разрешении им Правительствующим Сенатом вступления в какой-либо род государственной службы (но не иначе), могут быть допускаемы на испытание и получать ученые степени»5. 12. Требования к испытуемым на ученые степени. О требованиях к испытуемым на степени магистра и доктора правоведения, касающихся практических знаний и умений в государственной службе, впервые (1816) стал писать ординарный профессор Г. Солнцев: «как юриспруденция, подобно медицине, без практических знаний мало доставить может пользы; усовершенствовать же себя в оной при университете, не находясь в действительной государственной службе, невозможно, то мнением моим полагаю, для получения высшего юридического достоинства доктора, отделение нравственно-политических наук не должно допустить к испытанию обращающихся в университет магистров, доколе они не поступят в государственную и именно статскую службу и не научатся в оной практическому производимых дел по порядку, упражняясь в том, по крайней мере, не менее четырех лет. Служащие и служившие чиновники не менее означенных 4-х лет в статской службе, если имеют степень магистра правоведения, быть могут беспрепятственно допускаемы к испытанию для получения достоинства докторского. Ищущий степени магистра правоведения из кандидатов при университете обучающиеся хотя и могут быть допускаемы к испытанию, но должны подвергнуть себя особенной строгости как в искусе, так и в публичном экзамене и сверх оного обязывается представить отделению на заседания предложение из нескольких практических опытов из российского делопроизводства гражданского, уголовного; а сверх сего должны представить свидетельство о том, кто они по крайней мере в течение двух лет упражняемы были в производстве дел достаточным образом каким либо известным в юриспруденции российской практиком; в сем свидетельстве должны быть именно означены юридические действия, в коих он был упражняем. Без представления сего свидетельства не может быть допущен и к испытанию. Практика же снабжает его сим свидетельством по долгу присяги и совести; в противном же случае если изобличен будет в деле ложится свидетельство, что как он, так и получивший свидетельство подвергается уголовному суду, было преимущественно гражданского доверия. Не обучавшиеся в университетах чиновники, служащие и отставные ищущие степени магистра не долженствующие иметь наперед степени кандидата юриспруденции, обязаны представить отделению свидетельство о том, что они, по крайней мере, находятся в государственной гражданской службе или под ведомством аудиториата, если состоят по части военного Министерства»6. С.-Петербургский университет в проекте Положения об ученых степенях (1828) конкретизировал эти требования применительно к каждой отдельной ученой степени. Так, испытуемый на степень кандидата обязан показать «превосходные знания» вообще и «отличные способности» в главных предметах испытаний, в частности, а также сделать перевод произведения известного классического писателя, который бы заслужил одобрения факультетского собрания. Претендующий на степень магистра должен в совершенстве владеть системой научных знаний той науки, по которой желает получить ученую степень, а также в совершенстве владеть профессиональными навыками и умениями по передаче этих знаний другим людям, заинтересованным в них. От испытуемого на степень доктора требуется основательное и глубокое знание всех предметов, преподаваемых на факультете, особенно тех, которые относятся к главной науке. «Он не ограничивается какою либо системой, но показывает самую науку в существенных ее основаниях, в ее развитии и направлениях, к общей и частным целям, разрешает задачи ее вполне в новом виде, соответственно состоянию ее в ученом свете, и легчайшими способами проницательностью собственного ума, усматривает в ней слабые места, требующие пополнения, отсекает не важные для цели подробности, усовершает связь и порядок частей, очищает и укрепляет основания»7. 28 сентября 1834 г. Совет Московского университета по предложению попечителя Московского учебного округа С.М. Голицына рассмотрел прошение министра народного просвещения С.С. Уварова об оценке содержания главы о возведении в ученые степени, содержащейся в проекте общего устава российских университетов, и предложил ведущим профессорам университета высказать свои мнения и представить их в письменном виде. Повторное обсуждение этого вопроса в Совете университета состоялось 3 октября 1834 г. В нем приняли участие заслуженный профессор Лев Цветаев, ординарные профессора: А.А. Альфонский, Н. Васильев, Х.Г. Бунге, И.И. Давыдов, И.Е. Дядьковский, М.Т. Каченовский, В.М. Котельницкий, Е.О. Мухин, Н.И. Надеждин, М.Г. Павлов, М.П. Погодин, А.В. Рихтер, И.М. Снегирев, А.Г. Терновский; экстраординарный профессор НД. Брашман; а также адъюнкты: Ф.Л. Морош- кин и С.П. Шевырев. По итогам обсуждения были сформулированы два основополагающих положения: «...требовать знания как главной науки, так и соединенных с нею вспомогательных общих и особенных, от кандидата — догматического, т.е. полного и систематически стройного по руководству, признанному за лучшее и одобренному для университетского преподавания; от магистра — исторического, т.е. сопровождаемое подробнейшим изучением происхождения и судьбы разных догматов, входящих в состав требуемых наук, наконец, от доктора — критического, т.е. соединенного со строгим исследованием и основательной оценкой всех исторических переворотов в судьбе изучаемых наук, и довершенного собственным, хорошо обдуманным и твердо доказанным взглядом на оные... ... Не от одного только доктора, но и от магистра требовать диссертации, на каком бы то ни было языке, с публичным ее защищением, как для большего удостоверения в знаниях ищущего сей довольно важной и со значительными правами сопряженной степени, так и для обогащения чрез то нашей ученой литературы полезными сочинениями»8. Наиболее обстоятельную оценку содержанию главы о возведении в ученые степени из проекта общего устава российских университетов представил ординарный профессор Н.И. Надеждин: «На все поименованные три степени в новых правилах постановлено производить испытания, из того же круга наук, только с разной строгостью. На сие разная строгость, есть нечто неопределенное, ибо не объяснено, чем положительным должно измерять ее. По моему мнению, в самом изучении наук, есть постепенность, которую б можно было принять в основание последовательного производства в разные ученые степени. Именно каждая наука может быть изучена:
Предложения ординарных профессоров Московского университета о требованиях к познанию главных и вторых предметов испытаний нашли свое отражение в проекте Положения об ученых степенях (1837), представленного в МНП, в котором записано: «От удостаиваемых в магистры и доктора требуется познание предметов не только догматическое, но также историческое, т.е. сопровождаемое подробными сведениями о происхождении и изменении разных учений, входящих в состав определенных для них наук, и критическое, т.е. соединенное со строгим исследованием и отчетливой оценкой всех переворотов в ходе наук, довершенное при том собственным, достаточно обдуманным и основательно соображенным воззрением на оные»10. В проекте последующего Положения (1844) данная норма права была несколько скорректирована. Судите сами: «От ищущих степеней магистра и доктора требуется в главных предметах познание подробное и отчетливое, с таким впрочем различием, что кандидат, испытуемый на степень магистра, должен доказать преимущественно историческое знание предметов и правильных взглядов на разные отрасли наук, тогда как от магистра, желающего приобрести степень доктора, требуется критическое или философское знание своей науки, заключающее сущность и развитие оной, и сопровождаемое основательно обдуманным, всесторонним воззрением. ...В предметах, состоящих с главными в ближайшей связи, требуются от ищущих магистерской степени удовлетворительных сведений как в историческом развитии, так и в настоящем их состоянии, не ограничиваясь одними учебными руководствами»11. Начиная с 1855 г. в проектах Положений об ученых степенях мы уже не находим нормы, отражающей требования к знаниям испытуемых на ученые степени. Понятно, что это отрицательно могло сказаться на качестве теоретической подготовки магистров и докторов в дальнейшем. 13. Требования к диссертациям. На нет сведены требования к диссертациям, которые бы нашли отражение в проектах Положений об ученых степенях. Впервые вопросы авторства диссертации и плагиата в ней поднял ординарный профессор Г. Солнцев: «Сочинив диссертацию, испытуемый представляет отделению, которое по рассмотрении и одобрении оной подвергает сочинителя испытания по оной для усмотрения, сам ли он сочинил оное, сверх сего делает приличный розыск не скопирована она с чужих каких либо сочинений? Буде найдутся в ней все законное принадлежности, то отделение позволяет напечатать оное сочинение, буде пожелает иметь достаток на выпечатание оной, в противном случае и письменно дозволяет защищать в публичном собрании». Далее Г. Солнцев пишет о необходимости уголовной ответственности лиц за данные действия: «Впрочем, если бы диссертация испытуемого при получении или после полученного уже искомого достоинства, в последствии открылось списанное с чужих сочинений, то списавший сочиненное лично подвергается уголовному суду. ...Экзаменаторы же за сие, не отвечают, ибо невозможно знать всех... в ученом свете сочинений, напечатанных и в рукописях хранимых. Но если доказано будет, что кто либо из экзаменаторов исправлял диссертацию относительно смысла, или собственное свое списать дал, или сочинение передал, или другим каким либо образом к тому вспоможествовал или знал о том, но не уведомил о том, где следует, то он вместе с испытуемым подвергается уголовному же суду»12. Через 17 лет передовые научные идеи Г. Солнцева эхом отозвались в одной из норм отдельной главы проекта устава университетов (1834): «Если при сем в ищущем докторской степени замечен будет недостаток в потребных сведениях, или неспособность защищать предложения диссертации, из чего с достоверностью заключить можно, что ни он сам сочинил ее, то факультет объявляет, что сия диссертация не дает права на отыскиваемую им ученую степень»13. В проекте Положения об ученых степенях (1836) сформулировано требование о том, что «испытуемый на степень доктора не может писать диссертацию по той же самой науке, по которой составлена им была таковая на степень магистра»14. Чуть позже (1844) это требование было уточнено: «Диссертация сия должна подробно развивать такой предмет, который не входит в объем представленной для получения степени магистра»15. Этим же проектом Положения впервые предусматривалось введение положений, тезисов диссертаций, «...которые должны составлять сущность и вместе с тем предмет возражений при публичном защищении первых»16. 2 (14) апреля 1848 г. создан секретный цензурный комитет под председательством графа Д.П. Бутурлина для наблюдения за печатными изданиями. В связи с этим 13 ноября 1850 г. изданы «Правила для наблюдения за духом и направлением диссертаций». Суть их сводилась к следующему: «Министерство народного просвещения... считает... нужным обращать внимание и на диссертации, являющиеся в печати, или рукописные, при получении молодыми людьми ученых степеней в университетах. Такое наблюдение естественным образом должно относиться к принятым в уставе о цензуре (§ 3) основным началам, именно: к вере, правительству, добрым нравам и личной чести всех и каждого. В отношении к вере должно обращать внимание на всякое покушение поколе быть вечные и спасительные истины христианства, вообще, и, в особенности, учение православной церкви. В рассуждении правительства следует замечать всякое неосторожное прикосновение к началам, которые служат основой нашего государственного быта; все, что может ослабить уважение к законным властям и повиновение отечественным постановлениям; все, что стремится к разрушению установленных законами отношений между разными состояниями или к унижению достоинства и пользы какого бы то ни было сословия в государстве. Наконец, добрые нравы и личная честь каждого требует, чтобы не только не появлялись публично мнения, явно противные законам нравственности или клонящиеся к упразднению уверенности в необходимости, но и ничего нарушающего благопристойность и приличие»17. На основании этих правил 13 декабря 1850 г. издается «Циркулярное предложение относительно диссертаций на ученые степени». Сделав замечания по некоторым диссертациям, император предложил министру издать распоряжение, в котором «...не только самые диссертации были благонамеренного содержания, но чтоб и извлеченные из них тезисы или предложения, которые испытуемый защищать должен, имели, при таком же направлении, надлежащую полноту, определительность и ясность, не допускающие возможности понимать разным образом одно и то же предложение; 2) при рассмотрении диссертаций и при наблюдении за защищением их не допускать в смысле одобрительном обсуждения начал, противных нашему государственному устройству»18. В 1863 г. университеты пришли к необходимости ввести в проект Положения об ученых степенях норму, в которой бы наряду с диссертацией можно было бы защищать «самостоятельное ученое сочинение, хотя бы написанное и не с целью получения ученой степени, если только оно относится к тому разряду наук, по которому кандидат или магистр ищут следующих ученых степеней»19. Понадобилось более 100 лет, чтобы сформулировать хотя бы общие требования к диссертациям. Сделал это впервые в своем проекте Положения об испытаниях на ученые степени С.-Петербургский университет: «Как магистерская, так и докторская диссертация должна заключать в себе самостоятельное научное исследование. При этом условии докторская диссертация может быть продолжением магистерской»20. Проект устава императорских российских университетов (1909) впервые предлагал факультетам принимать в качестве диссертации на степень магистра и доктора как одну целую работу, так и несколько отдельных исследований. Таким образом, вопросы о результатах магистерских и докторских диссертаций, об объеме их содержания и формах представления остались открытыми и нерешенными в проектах Положений об испытаниях на ученые степени, предложенных университетами и временными комитетами МНП Российской империи. 14. Требования к языку испытаний, диссертаций и диспутов. 24 июня 1814 г. физико-математическое отделение Казанского университета приняло свои Правила об испытаниях на ученые степени, в которых относительно языка было записано: «...как при самом испытании (examen), так и при защищении диссертаций и чтении лекций пробных, принимается общим латинский язык, который может быть однако ж переменен на другой, только при испытании в таких науках, кои не преподаются на сем языке, как минералогия, технология, сельское домоводство и химия с металлургией»21. Отделение нравственно-политических наук Казанского университета в своих Правилах, принятых в июне 1814 г., зафиксировало требование, согласно которому «испытуемый должен знать латинский язык и сверх еще один отечественный, разуметь еще один из языков европейских»22. О необходимости использования при испытаниях на степени магистра и доктора латинского языка писал Г.И. Солнцев в правилах, разработанных им: «Испытания делаются всем вообще строго, а наиболее степеней юридических ищущих, от коих суждения со временем будет зависеть судьба человеческая. Хотя в уставах университетских упомянуто об одних только диспутах, кои, следуя общему правилу, доктора и магистры должны производить на латинском языке, и отделение может позволить оное на российском не иначе как по прошению испытуемого и по правилам до учености касающихся; но, принимая в уважение особливую пользу языка латинского, должно поставить непременным правилом, чтобы ищущие магистерского и докторского достоинства во всех подотделениях нравственно-политических наук вообще во все время испытания экзаменовали бы на латинском языке. Кандидаты же могут быть испытуемы и на другом каком либо употребляющем в европейском языке, а преимущественно на российском, без знания которого также никто не может быть допущен к испытанию, впрочем и кандидаты обязаны знать латинский язык столько, что б могли понимать на оном прозаических авторов, также отвечать на предлагаемые вопросы, хотя не с большей скоростью и выражать на оном свои мысли письменно с довольной правильностью»23. Применительно к языку диспута профессор Г. Солнцев обращал особое внимание на необходимость следования общему правилу, когда магистерские и докторские диспуты должны проходить на латинском языке. В исключительных случаях отделение нравственно-политических наук может разрешить вести диспут частью на латинском и частью на русском языке, однако только по просьбе испытуемого и только при испытаниях в политических науках. Требование сдавать экзамены по предметам испытаний, писать и защищать диссертации на латинском языке сохранилось вплоть до 1860 г., однако это не всегда касалось разрядов наук физико-математического факультета по причине трудной терминологии и постоянных новых открытий (1828). Кроме латинского и русского языков, испытуемые на ученые степени имели право использовать в диссертациях, положениях к диссертациям и в диспутах французский или немецкий язык (1834). Твердое и основательное знание латинского языка как требование распространялось на магистров древней словесности и докторов философии (1844). В проекте Положений об ученых степенях впервые сформулирована и далее действовала норма, согласно которой «испытание как русских подданных, так и иностранцев производится на русском языке» (1863). 15. Документы, представляемые испытуемыми на ученые степени. Обзор и обобщение норм права проектов Положений об испытаниях на ученые степени относительно документов, представляемых испытуемыми на ученые степени в университеты, позволил нам установить их полный перечень, в который вошли: 1) прошение на простой бумаге на имя ректора, в котором указывается, на какую ученую степень и по какому разряду наук; 2) метрическое свидетельство о рождении; 3) учебный аттестат или свидетельство зрелости от одной из российских гимназий; 4) аттестат действительного студента, или свидетельство кандидата, или диплом магистра; 5) иностранный диплом доктора медицины (для иностранцев); 6) собственные сочинения; 7) свидетельство университетской инспекции о безупречном поведении; 8) свидетельство о благонравном поведении; 9) законный вид на право пребывания в России (для иностранцев); 10) формулярный список; 11) свидетельство об увольнении из податного состояния. 16. Места проведения испытаний. В проектах Положений определены следующие места для проведения испытаний, в том числе и защиты диссертаций: 1) большой университетский зал (1816); 2) зал конференции или совета (1828); 3) факультет или отделение (1837); 4) собрание факультета или отделения (1844); 5) комиссия (на звание действительного студента или степень кандидата) или полное собрание факультета (на степень магистра) (1863); 6) заседание факультета или отделения (1902). 17. Дни и время проведения испытаний. Г.И. Солнцев в проекте своих правил указал, что «девятый час утра во все дни, кроме воскресных и праздничных», являются лучшими для защиты диссертаций. Это был единственный случай, когда в проектах Положений оговаривались дни и время проведения испытания. Затем (1837) ограничились формулировкой «без определения особого для того времени». Наконец, «назначение времени для испытания на ученые степени магистра или доктора зависело от декана факультета или отделения, по соглашению с требующими оного» (1844). В дальнейшем (1863) декан сам назначал время публичной защиты диссертации. 18. Оценки степени знаний испытуемых. Степень знаний испытуемых на звание действительного студента и степень кандидата выражалась цифрами: 1, 2, 3, 4, 5 (1844, 1849, 1853), а при испытании на степень магистра словами: вначале — удовлетворительно или неудовлетворительно (1844, 1855), затем — весьма удовлетворительно, удовлетворительно или неудовлетворительно (1863). 19. Составы лиц, производящих испытания на ученые степени. В составы лиц при производстве испытаний на ученые степени в разное время согласно проектам Положений входили: 1) ординарные профессора по главным предметам испытаний (1816) 2) экстраординарные профессора по главным предметам испытаний (1816); 3) заведующие кафедра ми, какую бы ученую степень они не имели (1827); 4) декан факультета (1827); 5) члены факультета (1827); 6) депутаты университета (1828); 7) два-три профессора, не принадлежащие к данному факультету, назначенные депутатами от университетского Совета (1834); 8) профессора по другим предметам испытаний (1855); 9) один из членов факультета (1855); 10) профессор, занимающий кафедру (1863); 11) доцент, занимающий кафедру (1863); преподаватели других факультетов (1909). Письменные испытания проводились под наблюдением декана и одного из членов факультета (1844). Присутствие других членов факультета, направленных от университетского Совета, при магистерских и докторских испытаниях обосновывалось ординарным профессором Г. Солнцевым как «отвращение пристрастий со стороны испытующих членов отделения». 20. Право испытуемого приобретать ученые степени по нескольким факультетам. Впервые право лицам, имеющим ученые степени по одному факультету и желающим приобрести их по другому, предоставлено было в 1844 г. проектом Положения об ученых степенях. В последующих проектах (1855, 1863) также предусматривалась жесткая последовательность получения ученых степеней, а именно: кандидат — магистр — доктор с соблюдением установленного порядка производства испытаний на каждую из них. Однако были и исключения из правил. Так, кандидаты юридического факультета разряда камеральных наук имели право приобретать степень магистра технологии или сельского хозяйства и лесоводства в физико-математическом факультете, не прибегая предварительно к получению степени кандидата по этому факультету (1855). Равным образом лица, получившие ученые степени лекаря и доктора по медицинскому факультету или по медико-хирургической академии, могли приобретать в физико-математическом факультете: первые (т.е. лекари) — степень магистра физики, химии, минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии и технологии, не подвергаясь предварительному испытанию на степень кандидата; а последние (т.е. доктора) — степень доктора физико-математических и естественных наук, не подвергаясь испытанию на степень магистра, кроме тех предметов, которые не преподавались в медико-хирургической академии или в медицинском факультете университета (1855). В 1855 г. проектом Положения об ученых степенях предусматривалось право лицам, имеющим степени кандидата и магистра по богословским наукам и уволенным из духовного ведомства в гражданское, приобретать ученые степени в установленной последовательности на факультетах университетов Российской империи. 21. Документы, выдаваемые лицам с учеными степенями. В соответствии с проектами Положений об ученых степенях действительным студентам выдавались аттестаты, кандидатам — вначале свидетельства, в затем дипломы (1863), магистрам и докторам — дипломы. По мнению Г.И. Солнцева, в дипломе должны быть записаны фамилия, имя, отчество, степень и чин, оценки по предметам, в которых он был экзаменован, тема защищенной диссертации (1816). Действительные студенты получали аттестат (1828), кандидаты — свидетельство и именовались в нем по названию факультета (1828), магистры — диплом и именовались в нем по названию класса наук (1828), доктора — диплом, в котором в первом случае именовались в нем по названию факультета (1828), а во втором случае — по названию разряда (1844). С 1863 г. в дипломы, выдаваемые на степень магистра и доктора, предлагалось вносить название публично защищенной диссертации. Дипломы на ученые степени за подписью ректора университета и декана факультета, скрепленные печатью секретаря университетского Совета, выдавались на латинском (1814) или русском (1855) языках, написанные (1815) или напечатанные (1863) на пергаменте. Студентам, выдержавшим экзамен на степень кандидата, но не представившим еще диссертации, разрешалось выдавать по их желанию свидетельство на звание действительного студента с тем, чтобы после защиты диссертации они могли получить диплом на степень кандидата (1863). 22. Увольнение испытуемых из податного состояния законным способом. Желающим подвергнуться испытаниям на ученые степени (1855), а затем выдержавшим их (1863) необходимо было уволиться из податного состояния законным способом и получить «увольнительное от общества свидетельство». 1 Окончание. Начало статьи см.: Закон и право. 2011. № 4, 5. (Во всех цитируемых документах орфография, пунктуация и синтаксис сохранены). 2 Положение о производстве в ученые степени (проект). 25 мая 1828 г. // Дело о выработке правил для получения ученых степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816, 06.07.1828)// РГИА, ф. 733, оп. 86, Д. 419, л. 189. 3 Положение о производстве в ученые степени (проект). Июль 1863 г. // Дело об утверждении Положения о производстве в ученые степени (02.11.1851, 03.04.1864), часть II // РГИА, Ф- 733, оп. 147, д. 126, л. 54. 4 Проект Положения об испытаниях на ученые степени. 18 января 1901 г. // Протоколы заседаний совета Петербургского университета. 1902. № 57. С. 28—29. 5 Правила об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических, и о правах и привилегиях означенные степени по надлежащем испытанию получивших. 22 декабря 1816 г. // Дело о выработке правил для получения ученых степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816, 06.07.1828) // РГИА, ф. 733, оп. 86, д. 419, л. 69-70. 6 Там же, л. 71—72. 7 Положение о производстве в ученые степени (проект). 25 мая 1828 г. ... л. 190. 8 Сопроводительное письмо попечителя Московского учебного округа (без названия). 30 октября 1834 г. № 1326 // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение ученых степеней (07.04.1837, 05.08.1841) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143., л 13—14 об. 9 В Совет Императорского Московского университета от члена оного, ординарного профессора Надеждина. 3 октября 1834 г. // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение ученых степеней (07.04.1837, 05.08.1841) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143, л. 24-25 об. ф. 733, оп. 89, д. 143, л. 67-68 об. 10 Проект Положения об испытаниях на ученые степени. 3 апреля 1837 г. // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение ученых степеней (07.04.1837, 05.08.1841) // РГИА, 11 Положение о производстве в ученые степени (проект). 11 января 1844 г. // Дело о пересмотре Положения об испытаниях на ученые степени, по замечаниям и дополнениям попечителей учебных округов (22.09.1839, 06.05.1844), часть II // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 178, л. 332-337. 12 Правила об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических... 22 декабря 1816 г. ... л. 72. 13 О возведении в ученые степени. 26 сентября 1834 г. // Дело об установлении порядка испытаний на присвоение ученых степеней (07.04.1837, 05.08.1841) // РГИА, ф. 733, оп. 89, д. 143. л. 17-18. 14 Положение об испытаниях на ученые степени (проект). Сентябрь 1836 г. // Дело о составлении Положения об испытаниях на ученые степени (1843) // РГИА, ф. 733, оп. 88, д. 5, л. 17. 15 Положение о производстве в ученые степени (проект). 11 января 1844 г. ... л. 335. 16 Там же. 17 Правила для наблюдения за духом и направлением диссертаций. 13 ноября 1850 г.//РГИА, ф.733, оп. 90, д. 138, л. 5-6. 18 Циркулярное предложение относительно диссертаций на ученые степени. 13 декабря 1850 г. // CP по МНП. 1850- 1864. СПб., 1867. Т. 3. Стб. 42-43. 19 Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени (проект). 16 июля 1863 г. // Дело об утверждении Положения о производстве в ученые степени (02.11.1951, 03.04.1864), часть II // РГИА, ф. 733, оп. 147, д. 126, л. 158 е. 20 Проект Положения об испытаниях на ученые степени. 18 января 1901 г. ... л. 30. 21 Копия с определения отделения физико-математических наук Казанского университета, заключенного в заседании оного июня 24 дня 1814 г. // РГИА, ф. 733, оп. 86, д. 419, л. 63. 22 Правила для производства испытаний на ученые степени по отделению нравственно-политических наук. Июнь 1814 г. // РГИА, ф. 733, оп. 86, д. 419, л. 60. 23 Правила об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических... 22 декабря 1816 г. ... л. 69. Смотрите также: Закон и право. 2011.№6. С. 21-27. Общие правила испытаний на ученые степени в проектах положений о производстве в ученые степени в университетах российской империи 1 А. Н. Якушев
234.89kb.
1 стр.
История создания положений о производстве в учёные степени в российской империи
901.7kb.
5 стр.
Ученые степени и звания, образование
377.35kb.
3 стр.
Финансовое право российской империи
3487.24kb.
14 стр.
Из прекрасного далёка к татарскому истоку. И обратно
31.5kb.
1 стр.
Независимый городской сайт Иркутск. Иркутские ученые нашли способ ускорить добычу золота
8kb.
1 стр.
Диплом 2 степени Соловьев И. ( Мбоу «сош №6 г. Усинск) Диплом 3 степени нет Диплом лауреата Бирилло А.
32.34kb.
1 стр.
Кодификация местного наследственного права
49.82kb.
1 стр.
Учёные, уверовавшие в бога
263.15kb.
1 стр.
Образование: мгпи им. В. И. Ленина, филологический факультет, 1984 Учёные степени: Кандидат философских наук «Этнофилософская и социокультурная концепция Н. С. Трубецкого»
15.97kb.
1 стр.
Нормативных документов по охране труда
7201.5kb.
30 стр.
Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта Выпуск: 2 (72) 2011, 03 марта 2011 Страницы: 109-112 73.9kb.
1 стр.
|