Главная
страница 1

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2011 г., Пермь


УДК 336

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Давлятгареева Диана Хамзиевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Davlyatgareeva.D@yandex.ru
Развитие межбюджетных отношений с целью их совершенствования и повышения их эффективности – постоянный процесс, имеющий место во всех развитых странах. На протяжении всего периода построения бюджетной системы в Российской Федерации проводились значительные реформы, которые были направлены на их развитие и укрепление. На сегодняшний день продолжается активное реформирование межбюджетных отношений. Однако существует ряд проблем, в том числе: отсутствие достаточной финансовой базы у бюджетов всех уровней бюджетной системы; неэффективное и нецелевое расходование бюджетных средств; неэффективная система распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование эффективности межбюджетных отношений осуществляется по следующим направлениям: укрепление финансовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; повышение качества финансового менеджмента региональных и муниципальных финансов, формирования рейтинга качества финансового менеджмента; консолидация усилий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по совместному предоставлению государственных (муниципальных) услуг; совершенствование методов и механизмов распределения и предоставления межбюджетных трансфертов; переход от системы распределения дотаций, как основного инструмента финансового выравнивания, к использованию субсидий.

Социально-экономическое развитие современной Российской Федерации характеризуется высокой динамикой происходящих в ней организационно-структурных изменений, которые значительно затрагивают сферу государственных финансов. Системные изменения в государственном устройстве, обществе и экономике требуют создания принципиально новой системы управления всеми экономическими отношениями и, прежде всего, процессом взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным1. Координацию и взаимодействие всех трех уровней власти обеспечивает бюджетная политика государства, составной частью которой выступает концепция межбюджетных отношений. На ее основе происходит совершенствование финансово-бюджетных отношений между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, что является одним из главных факторов развития и повышения межбюджетных отношений в стране.

На протяжении всего периода построения бюджетной системы в Российской Федерации проводились значительные реформы, которые были направлены на их развитие и укрепление. В этот период принималось большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу межбюджетных отношений. Естественно, следует отметить, что не все мероприятия по повышению эффективности межбюджетных отношений, изложенные в нормативных правовых актах и иных документах, были реально осуществлены и применены на практике по ряду различных причин (политическая обстановка, недостаточное правовое обоснование законов, различный экономический потенциал территорий и др.). На сегодняшний день процесс реформирования межбюджетных отношений продолжается, однако существует ряд проблем, которые мешают их дальнейшему развитию.

На данный момент наиболее главной проблемойдля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является отсутствие достаточной финансовой базы для осуществления своих полномочий. Это связано с различными факторами: степень экономического развития; низкий налоговый потенциал и налоговое администрирование на соответствующей территории; некачественная разработка и проведение бюджетной политики на соответствующей территории; превышение расходных обязательств над объемом собственных финансовых ресурсов и др. Следующей немаловажной проблемой является неэффективное и нецелевое расходование бюджетных средств, которыми они располагают. Задача федеральных органов власти состоит в том, чтобы рекомендовать регионам и муниципальным образованиям использовать более эффективные и рациональные методы расходования бюджетных средств. Еще одной проблемой является некачественная и неэффективная система распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Предоставление большого объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям приводит к существенному снижению у них стимулирующих механизмов по повышению доходной базы собственных бюджетов.

Для того чтобы устранить эти проблемы, необходимо дальнейшее совершенствование и повышение эффективности межбюджетных отношений по следующим направлениям:

1) разработка и законодательное разделение полномочий и уточнение финансовых обязательств между ветвями власти всех уровней, и обеспечение соответствия нормативного правового регулирования и финансового обеспечения. Проведенное разделение полномочий по уровням в Российской Федерации характеризуется наличием несоответствия расходных обязательств собственным ресурсам, преимущественно трансфертной формой наполнения бюджетов регионов и особенно муниципальных образований, отсутствием заинтересованности и подотчетности у региональных и местных властей перед населением в качественном выполнении государственных услуг. Говоря о расходных обязательствах, следует отметить, что действующая система разграничения расходных обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной системы требует корректировки и уточнения в целях вложения ответственности за обеспечение предоставленных бюджетных услуг на органы публичной власти, способных сделать это наиболее эффективно. А это предполагает, в частности, устранение дублирования функций муниципальных районов и поселений по предоставлению соответствующих услуг, формирование механизма межмуниципальной кооперации, являющегося дополнительным инструментом повышения эффективности реализации вопросов местного значения, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат2.

2) наделение регионов и муниципальных образований достаточными финансовыми ресурсами. Здесь возникает сразу несколько принципиальных моментов. Разнообразие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по степени экономического развития, обеспеченности ресурсами, природно-климатическим условиям проживания, численности и составу населения затрудняют формирование одновременно справедливой, эффективной и макроэкономически стабильной системы межбюджетных отношений. Применяемая в настоящее время схема распределения финансовых ресурсов удобна и относительно проста. Макроэкономическая стабильность и социальная справедливость за счет горизонтального выравнивания осуществляются посредством усиления централизации налоговых доходов. Она же порождает сохраняющийся годами комплекс основных проблем в области межбюджетных отношений.

3) формирование стимулов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к увеличению их доходной базы. Для осуществления данного мероприятия возможно осуществление мер, направленных на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитию доходного потенциала на своей территории, и, в частности: подготовку прогнозов поступления доходов исходя из реальной ситуации в экономике, оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных, обоснованность и применение налоговых льгот и принятие мер поих оптимизации, взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками и поддержку значимых для регионов отраслей экономики, наиболее подверженных кризису.

4) повышение качества финансового менеджмента региональных и муниципальных финансов должно осуществляться по линии расширения горизонта бюджетного планирования, стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами; формирования рейтинга качества финансового менеджмента, позволяющего на основе показателей оценки эффективности использования бюджетных средств увязывать полученные результаты деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части предоставления бюджетных услуг с объемом затраченных на эти цели средств.

5) консолидация усилий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по совместному предоставлению государственных (муниципальных) услуг в силу того, что по объединенным территориальным образованиям, даже с невысоким финансовым потенциалом, проще осуществлять расходные полномочия (например, по коммунальным услугам, содержанию местных дорог и т.д.)3.

6) повышение эффективности распределения финансовой помощи. Финансовая помощь должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровнях рациональной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов. Для осуществления данного мероприятия необходимо изменение механизмов распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Так как предоставление большого объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности порождает иждивенческие настроения, то необходимо постепенное сокращение объемов предоставления дотаций. Следует отметить, что на практике в последнее время осуществлен значительный переход от системы распределения дотаций как основного инструмента финансового выравнивания к использованию иных инструментов бюджетного перераспределения средств в первую очередь субсидий. В отличие от дотаций, данный механизм межбюджетного регулирования более предпочтителен, так как позволяет четко устанавливать целевую направленность трансфертов и обеспечивать заинтересованность получателя трансфертов в эффективном использовании получаемых финансовых ресурсов. Выделение регионам и муниципальным образованиям субсидий призвано повысить эффективность бюджетных расходов, а также поддержать отдельные направления развития экономики и социальной сферы, стимулировать укрепление и более эффективное использование их собственной налогово-бюджетной базы. Еще одно преимущество субсидий – как инструмента межбюджетных отношений – способность целевым образом стимулировать инвестиционную активность в экономике регионов и муниципальных образований. Это позволяет перейти от финансового выравнивания к экономическому. Именно этот переход в настоящее время и определяет собой совокупность представлений об экономической эффективности межбюджетных отношений. Новый порядок распределения субсидий позволит существенно повысить социально-экономическую эффективность бюджетных расходов в целом и в части межбюджетных трансфертов, а также усилить контроль за реализацией субъектами бюджетного планирования их функций4. Объединение субсидий, например по таким блокам, как социальные субсидии, инвестиционные, инфраструктурные, способствовали бы тому, чтобы субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сами бы определяли, на решение каких приоритетных задач в рамках блока их направить.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время формирование межбюджетных отношений как эффективной системы не закончено. Необходима их дальнейшая корректировка и совершенствование, что обеспечит устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации.


Список литературы


  1. Бексултанов К.Б. Субсидии как инструмент повышения эффективности межбюджетных отношений// Финансовая аналитика. М. 2011. № 2(44).

  2. Гринкевич Л.С., Казаков В.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации на современном этапе//Известия Томского политехнического университета. 2008. № 6.

  3. Иванова О.Б. Основные направления повышения качества управления территориальными финансами//Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Ростов-на-Дону. 2007.Вып.5.

  4. Кулькова В.Ю. Формирование модели межбюджетных отношений в Российской Федерации: этапы, тенденции, проблемы//Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 1.

DIRECTIONSOFINCREASEOFEFFICIENCYOFINTERBUDGETARYRELATIONSINTHERUSSIANFEDERATION


DavlyatgareevaDianaKhamzievna

Financial university at the Government of the Russian Federation


Development of interbudgetary relations for the purpose of their improvement and increases of their efficiency – the constant process which is taking place in all developed countries.Over a period of construction of budgetary system in the Russian Federation considerable reforms which have been directed on their development and strengthening were carried out. Today the process of active reforming interbudgetaryrelationscontinues. However there is a number of problems such as: absence of sufficient financial base of budgets of all levels of budgetary system; an inefficient and no-purpose expenditure of budgetary funds; inefficient system of distribution of interbudgetary transfers between budgets of budgetary system of the Russian Federation.

The further perfection of efficiency of interbudgetary relations is realized in following directions: strengthening of financial base of subjects of the Russian Federation and municipal unions; improvement of quality of financial management of the regional and municipal finance, formations of a rating of quality of financial management; consolidation of efforts of subjects of the Russian Federation and municipal unions, connected with joint provision of the state (municipal) services; improvement ofmethods and mechanisms of distribution and granting of interbudgetary transfers; transition from the system of the distribution of dotations, as basic tool financial alignments, to the usage of subsidies.


РЕКОМЕНДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Данная статья посвящена проблемам и направлениям повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации. Тема является актуальной, поскольку на сегодняшний день межбюджетные отношения представляют собой один из основных факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие государства. От степени эффективности их построения и организации зависит возможность и способность государства осуществлять свои функции и полномочия. В статье представлены и проанализированы проблемы, присущие межбюджетным отношениям в Российской Федерации. Проблемы выделены в три основные группы, что позволяет в последующем осуществлять их дальнейшую детализацию и углубленную проработку. На основе выявленных проблем автором представлены основные направления повышения эффективности межбюджетных отношений. Следует отметить, что предложенные механизмы совершенствования межбюджетных отношений позволят установить стабильные и долговременные принципы формирования межбюджетных отношений, улучшить экономическое положение регионов и муниципальных образований, могут способствовать созданию условий для их устойчивого социально-экономического развития на долговременную перспективу.

Работе присуще логическая последовательность и системный подход к изложению материала. Статья «Направления повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.


Кандидат экономических наук Васюнина Маргарита Леонидовна

Доцент кафедры «Финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


The review of article «Directions of increase of efficiency of interbudgetary relations in the Russian Federation »

Article is devoted to problems and directions of increase of efficiency of interbudgetary relations in the Russian Federation. The theme is actual because today's interbudgetary relations represent one of the major factors which influence on social and economic development of the state. Possibility and ability of the state to carry out its functions and powers depends on degree efficiency of their formation and the organization. Problems, inherent in the interbudgetary relations in the Russian Federation, are presented and analyzed in article. Problems are allocated in three basic groups that allows to carry out in the subsequent their further detailed elaboration and profound analysis. On the basis of the revealed problems the author represents basic directions of increase of efficiency of interbudgetary relations. It is necessary to notice that the offered mechanisms of improvement of interbudgetary relations will allow to establish stable and long-term principles of formation of interbudgetary relations, to improve an economic situation of regions and municipal unions, can help create the conditions for their stable socio-economic development in the long-term perspective.

Logical sequence and the system approach to a material statement are inherent in the work. Article «Directions of increase of efficiency of interbudgetary relations in the Russian Federation» corresponds to all requirements shown to works of such kind. Given article can be recommended to the publication.
Cand.Econ.Sci. Vasyunina Margarita Leonidovna

The docent of cathedra "Finance" of the Financial university at the Government of the Russian Federation



1Кулькова В.Ю. Формирование модели межбюджетных отношений в Российской Федерации: этапы, тенденции, проблемы//Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 1.

2Гринкевич Л.С., Казаков В.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации на современном этапе//Известия Томского политехнического университета. 2008. № 6.

3Иванова О.Б. Основные направления повышения качества управления территориальными финансами//Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов Ростовского государственного экономического университета «РИНХ».Ростов-на-Дону. 2007.Вып.5.

4Бексултанов К.Б. Субсидии как инструмент повышения эффективности межбюджетных отношений//Финансовая аналитика. М. 2011. № 2(44).


Смотрите также:
Направления повышения эффективности межбюджетных
107.06kb.
1 стр.
Аналитическая записка по результатам проверки бюджета муниципального образования Вязниковский район – получателя межбюджетных трансфертов из областного бюджета за 2010 год – I полугодие 2011 года
189.35kb.
1 стр.
1. Основные направления деятельности лаборатории
270.74kb.
1 стр.
Межбюджетных отношений А. В. Юрин приложение вопросы для анализа и оценки межбюджетных отношений
296.64kb.
1 стр.
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности
284.99kb.
1 стр.
Закон краснодарского края о межбюджетных отношениях в краснодарском крае
863.49kb.
3 стр.
Закон краснодарского края о межбюджетных отношениях в краснодарском крае
663.47kb.
3 стр.
Российская академия наук уральское отделение российской академии наук
60.33kb.
1 стр.
Программа семинаров «тайм-менеджмент»
31.78kb.
1 стр.
Комплексное повышение эффективности производства
82.59kb.
1 стр.
Информация о реализации мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области
274.87kb.
1 стр.
Информационный портал «энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ивановской области»
17.24kb.
1 стр.