Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук


УТВЕРЖДАЮ:

Директор Института гуманитарных наук Д.И. Пинаевский

«___» _____________ 2011 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В РК

Магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Курс: 1

Лекции: 16час.



Семинарские занятия: 16 час.

Самостоятельная работа: 67час.

КСР 9

Форма итогового контроля: зачет



Всего часов: 108час.

Сыктывкар, 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра коми и финно-угорской филологии


УТВЕРЖДАЮ:

Директор Института гуманитарных наук

Д.И. Пинаевский


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ – ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В РК

Направление -Филология

Магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Сыктывкар, 2012



Составлен
в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по магистратуре «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Одобрен УМК

Протокол №____ от «____» ____________ 2011г.

Председатель УМК

_____________

Автор – д.филол.н. В.М. Лудыкова

Языковая политика – это все виды сознательной деятельности общества, направленной на регулирование использования языка. В условиях дву- или многоязычия языковая политика состоит в определении функций и сфер употребления сосуществующих языков. В одноязычном социуме объектом языковой политики являются языковые нормы в письме, грамматике, лексике, стилистике, произношении. От языковой политики во многом зависит условия функционирования, сохранение, развитие языка того или иного социума, поэтому история языковой политики началась давно. Документальные подтверждения этому можно найти как в шумерской, так и в позднейших культурах. В 8в. в Древнем Китае проводится первая реформа письма. Об использовании исключительно французского языка во Франции имеется предписание от 1539г. и т.д. Таким образом, языковая политика не новое явление. В наше время она относится к быстро развивающейся области научного знания, появившейся менее полувека назад и продвигающейся вперед быстрыми темпами. Из языковой политики с ее практическими приложениями складывается новая социальная технология, которая опирается на знания и умения в социолингвистике и смежных ей дисциплинах. Знание языковой политики является исключительно важным для магистрантов, обучающихся по направлению «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация», для специалистов-языковедов, работающих в условиях билингвизма, в РК.

Цель данной дисциплины: формирование профессиональных компетенций в области филологии с целью подготовки выпускников магистратуры для практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области языкознания в учреждениях образования, управления, культуры, СМИ, в области языковой, социокультурной, межкультурной коммуникации, в научно-исследовательской сфере, подготовить их к профессиональной деятельности (научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственной, педагогической, социальной) в условиях РК. формирование у магистрантов представлений об одном из направлений современной лингвистической науки, которое находится на стыке нескольких наук: лингвистики, политики, социологии, о его проблематике, средствах, методах и категориях, а также об Задачи курса:

- познакомить с предметом, объектом изучения; основными направлениями в исследовании языковой политики;

-познакомить с понятиями «языковая политика» и «языковое планирование»; с целями языковой политики;

-познакомить с понятиями «объект», «субъект» в языковой политике; с основными направлениями в ее исследовании;

- познакомить с законами о языках; с «Законом о языках РК»;

-составить представление о языковой ситуации в РК;

-познакомить с основными направлениями языковой политики внутри этнонационального коллектива РК;

-познакомить с историей языковой политики в целом и историей языковой политики в РК, в частности, о ее современных проблемах, показать возможности дальнейших научных изысканий в этой перспективной области;

- познакомить с языковыми правами человека;

-познакомить с корпусным планированием;

-познакомить с языковым планированием в образовании;

-закрепить сформированные навыки и умения, способность к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации;

- составить представление о языковом управлении, связях с другими дисциплинами;

-развить у обучающихся способность к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных языковых культурах; ознакомить с анализом закона о языках.

Место дисциплины. Дисциплина входит в цикл дисциплин повыбору М1. ДВ1. Данная дисциплина базируется на таких изученных ранее дисциплинах, как введение в языкознание, общее языкознание, современный русский язык, современный коми язык, диалектология, социолингвистика. Знания, полученные при изучении курса «Языковая ситуация в РК», необходимы для изучения таких дисциплин, как «Язык периодической печати в РК», «Современное финно-угроведение». Компетенции обучающегося. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-4 – способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения; ОК-6 –способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: ПК-16- умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций; Пк-18 – способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих и рекламных, издательских и других проектов; Пк-21 – владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы.

Требования к уровню усвоения курса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-предмет, объект, цели, задачи «Языковой политики в РК»;

-содержание базовых понятий курса «Языковая политика в РК» и их интерпретацию;

-основные концепции, направления и персоналии;

-основные методы курса «Языковая политика»;

-современную языковую, культурную ситуацию и социальные факторы, влияющие на процессы коммуникации;

- «Закон о языках РК»; соответствующие параграфы Конституции РФ, Конституции РК

-языковые проблемы в РФ и РК;

-языковые права меньшинств и коренных народов



Обучающийся должен уметь:

-на основании культурных, лингвистических и др. данных анализировать языковую ситуацию в РК;

-пользоваться терминологией «Языковой политики» и смежных наук;

- пользоваться с нормативными документами (Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств).;

уважительно относиться к историческому наследию исследователей, работавших в области языковой политики в РК;

- исследовать языковую ситуацию;

- анализировать языковое планирование в РК

Обучающийся должен владеть:

-навыками и умениями эффективного языкового планирования;

-аппаратом описания языковой ситуации в РК,

- данными для оценки устойчивости языковой ситуации, степени опасности языкового сдвига и т.д.,

-способностью собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области языковой политики и языкового планирования

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов, тем (краткое содержание)

семестр

неделя

Количество часов по учебному плану

Формы

текущего


контроля

Формируемые компетенции

Максимальная нагрузка студентов

Аудиторная нагрузка


Самостоятельная работа

Лекции

Практич. работа




Раздел 1. Введение в «Языковую политику»

Тема 1.Предмет «Языковая политика». Понятие о языковой политике. Объекты, субъекты в языковой политике.

Тема 2. Общество.

Тема 3.Язык и общество.



Раздел 2. Языковая политика и языковое планирование в РК

Тема 4. Место языковой политики в социальной структуре языка. Цели языковой политики.

Тема 5. Языковые права человека. Язык как объект правовой регламентации и границы действия законов о языке

Тема 6. Языковое планирование. Области языкового планирования. Различные аспекты языкового планирования в РК

Тема 7.Корпусное планирование РК

Тема 8. Языковое планирование в образовании РК

Тема 9. Языковая политика и Языковое планирование в РК в начале 20в.

Тема 10. Языковая политика и языковое планирование в РК в конце 20в. – вначале 21в. «Закон о языках РК»




10

10,


10

10;


10

10

10



10

10

10



10

1

2



3

4

5



6

7

8



9

15

2


2

2

2



2

2

2



2

2

2

2

2



4

2

2




4

4

16



10

6

8



10

6

8



Конспект лекций

реферат


Понятийный диктант.

Проверка выполненных упражнений, тесты Презентация

Проверка домашнего задания, опрос

Проверка упражнений, выполненных дома, опрос.

Проверка письменного доклада. Опрос.


ОК-4, ОК-6, ПК-16,ПК-18, Пк-21

ПК-18


ПК-16

ПК-21


ПК-21

ПК-21, ПК-6

ПК-21, ПК-6

Пк-6


Пк-21




Итого часов










16

16

67










Итого зачетных единиц










0,5

0,5

1,87








Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)


1.

1.1.

Тема 4. Место языковой политики в социальной структуре языка. Цели языковой политики.

Тема 5. Языковые права человека. Язык как объект правовой регламентации и границы действия законов о языке




2

2


2.

1.2

Тема 6. Языковое планирование в РК. Области языкового планирования. Различные аспекты языкового планирования в РК

Тема 7.Корпусное планирование РК

Тема 8. Языковое планирование в образовании РК.


2

2
2


3.

1.3.

Тема 7. Статусное планирование в РК.

Корпусное планирование в РК.





2

4.

2.

Тема 8. Языковое планирование в образовании РК.



2

5.

2.1.

Тема 9. Языковая политика и Языковое планирование в РК в начале 20в.

Тема 10. Языковая политика и языковое планирование в РК в конце 20в. – вначале 21в. «Закон о языках РК»



2

2





Итого




16




.






















































Содержание программы курса по темам

Тема 1. Тема 1. Предмет «Языковая политика». Понятие о языковой политике. Объекты, субъекты в языковой политике.

Предмет «Языковая политика», его цели, задачи. Понятие языковой политики, его субъекты. Языковое планирование, языковое прогнозирование, языковое строительство. Основные направления и содержание языковой политики. Программно-теоретический, юридический, административный и экономический компоненты языковой политики. Типы и теории языкового планирования. Национально-языковая политика в РФ и РК. Меньшинства как лингвистическая проблема. Модели языковой политики на языковом пространстве бывшего СССР Языковая политика, языковое строительство, языковое планирование. История языковой политики. Субъекты языковой политики: государственные и негосударственные органы и институты. Связь государственных и негосударственных институтов со школами, СМИ, регулирование этнических взаимоотношений общин.



Тема 2. Общество.

Властная структура общества. Идентитет. Группы: нация и этнический идентитет, меньшинства, коренные народы. Интеграция и аккультурация. Государство и общество: построение государства, национализм, гражданство безопасность, конфликт и его разрешение. Власть и влияние во внешней политике.



Тема 3.Язык и общество.

Язык и культура. Языковая среда. Сфера функционирования языка. Языковая община. Статус и функции языка. Родной язык. Двуязычие. Диглоссия. Языковые контакты, сохранение и смена языка.



Тема 4. Место языковой политики в социальной структуре языка. Цели языковой политики.

Влияние языковой политики на использование языка на лингвистическом, социальном, политическом уровне. Языковая политика как средство управления языковой средой, формирования языковой среды. Языковая политика – языковое планирование – языковая среда. Цели языковой политики. Языковая политика и области ее внедрения.

Тема 5. Языковые права человека. Язык как объект правовой регламентации и границы действия законов о языке.

Индивидуальные языковые права. Коллективные языковые права. Система прав человека. Языковые права коренных народов. Языковые права меньшинств. Свобода слова. Принцип недискриминации. Принципы защиты меньшинств. Гражданство и язык. Суд. Образование. Масс-медиа. Права человека и власть. Языковое управление. Формирование языкового имиджа.

Конституция РФ. Конституция РК. Декларация ООН о првах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 1992г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 1950г. Европейская хартия региональных языков или языковых меньшинств от 1992г. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1994г.

Тема 6. Языковое планирование в РК. Области языкового планирования. Различные аспекты языкового планирования в РК.

Понятие языкового планирования. Типы и теории языкового планирования. Этапы и процедуры, составляющие языковое планирование. Факторы, влияющие на языковое планирование. Языковое планирование как процесс. Статусное планирование. Структурно-организационное планирование. Языково-образовательное планирование. Лингвотехнологическое планирование. Взаимовлияние различных аспектов планирования. Распространение языка. Языковая экология. Языковое строительство в государстве.



Тема 7. Статусное планирование в РК. Корпусное планирование в РК.

Статусное планирование, включающее в себя законодательство, административное исполнение, формирование престижа. Нормативно-правовое планирование. Языковые права человека. Система прав человека.

Корпусное планирование. Качество язык и литературный язык. Литературный язык и норма. Корпусное планирование и пуризм. Основные вопросы и цели корпусного планирования. Общеязыковое планирование. Терминологическое планирование. Планирование ономастики. Планирование перевода

Тема 8. Языковое планирование в образовании РК.

Образовательные программы и влияющие на них факторы. Отражение в образовании властных отношений в обществе. Типы образовательных программ. Одноязычные образовательные программы. Изолирующие программы. Переходные программы и отражение образовательных потребностей меньшинств в одноязычных программах. Язык обучения в школе как второй язык в программе обучения. Двуязычные образовательные программы и сохранение родного языка. Программы языкового погружения. Языковое погружение и использование языка меньшинств после окончания школы. Программы сохранения родного и коренного языка. Двуязычные образовательные программы как факторы интеграции общин. Преподаватели родных языков.



Тема 9. Языковая политика и Языковое планирование в РК в начале 20в.

Языковая ситуация Коми области/Коми АССР в начале 20в. Статус коми языка. Языковое строительство 1920- 1930гг. Документы по языковой политике этого периода. Конференции, совещания, посвященные проблемам языкового строительства. Общественные функции коми языка в условиях строительства социализма. Языковое планирование в образовании в Коми области/Коми АССР. Роль коми интеллигенции (В.И.Лыткина, В.А. Молодцова, Н.А. Шахова, И.И. Разманова, А.С. Сидорова и др.) в проведении языковой политики, языкового планирования. Языковая политика в области образовании. Языковая политика в области периодической печати. Языковая политика в издательском деле. Образовательные программы. Роль языковой политики начала 20в. для развития коми языка последующих периодов. Национальная политика в СССР.



Тема 10. Языковая политика и языковое планирование в РК в конце 20в. – вначале 21в. «Закон о языках РК»

Языковая ситуация в РК/в финно-угорских регионах РФ в конце 20в.-начале 21в. Статус коми языка. «Закон о языках РК» 1994г. Законы о языках финно-угорских стран и регионов. Место «закона о языках РК» в системе соответствующих законов финно-угорских регионов. Роль «Закона о языках» в расширении функций коми языка, развитии коми языка. Создание термино-орфографической комиссии при Министерстве по делам национальностей. Основные направления деятельности этой комиссии. Языковая политика по созданию коми терминологии. Языковая политика по топонимике. Языковая политика в области образования. Языковая политика в области СМИ. Языковая политика в издательском деле. Коми/финно-угорские народы, их языки и власть: проблемы взаимодействия. Образовательные программы. Государственный, официальный языки в условиях 21 в. Программы сохранения родного языка. Политика языкового нормирования.



6.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Приоритетными методами обучения в системе подготовки современного специалиста являются методы и технологии, обеспечивающие универсальность и фундаментальность образования, а также его практическую направленность.

По дисциплине «Языковая политика в РК» с преобладанием теоретического характера, обучение осуществляется по традиционной технологии (лекции, практические занятия) с включением инновационных элементов (использование активных форм, применение тестирующих программ и т.п.).

Традиционными формами проведения учебных занятий являются лекции, практические занятия.

Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, которая представляет собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. По форме организации лекции носят установочный, информационно-объяснительный, проблемный и другой характер. В вузе выделяются лекции, составляющие вводные курсы, лекции, составляющие общий систематический курс (включающие в себя: вводные лекции, основные, заключительные). Основными задачами лекций являются:

- обеспечение системой знаний по учебной дисциплине;

- умение аргументировано излагать научный материал;

- формирование профессионального кругозора и общей культуры.

Практические занятия – основная форма организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение магистрантами теоретических вопросов под руководством преподавателя. Основными задачами семинарского занятия являются:

- закрепление, углубление и расширение знаний магистрантов по соответствующей учебной дисциплине;

- формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

- совершенствование способности аргументации магистрантами своей точки зрения, а также, доказательство и опровержение других суждений;

- демонстрация магистрантами достигнутого уровня теоретической подготовки;

- формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

По формам проведения практические занятия могут носить характер развернутой беседы на основании плана, устного опроса магистрантов по вопросам занятия, прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) магистрантов, занятия-коллоквиума, решения лингвистических задач и т.п. Выбор формы проведения практического занятия определяется спецификой темы, уровнем подготовки магистрантов, и призван обеспечить наиболее полное раскрытие содержания обсуждаемой темы, достижения наибольшей активности магистрантов.

Среди активных методов обучения, которые используются в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, выделяются:

- учебные групповые дискуссии,

- case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

- обучающие (деловые и ролевые) игры, метод «малых групп»;

- выполнение задач и упражнений;

- экспресс-контрольные задания и т.п.;

Учебная дискуссия от других видов занятий отличается тем, что решение проблемы предстоит найти в учебном процессе данной группой лиц и в данной аудитории. Целью является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию.

Цель case-study - научить магистрантов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, принимать оптимальное решение и формулировать программу действия.

В ряду активных форм обучения магистрантов особое место принадлежит игре (обучающей, деловой, дидактической), которая наиболее адекватно отражает социально-психологические особенности молодежи как объекта и субъекта обучения и воспитания. Учебные игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации специалистов, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде, самостоятельность мышления. Обучающие игры строятся по принципу имитации разнообразных ситуаций познания и общения. Непосредственно на занятиях могут использоваться отдельные фрагменты игры: разыгрывание ролей, например, магистранту предлагается роль «полемиста», задающего докладчику трудные вопросы, или, когда наиболее подготовленному магистранту поручается провести обсуждение одного из вопросов, вынесенных на практическое занятие.

По своей технологии метод «малых групп» отличается тем, что учебная группа разделяется на несколько подгрупп по 3-6 человек и вся работа идет в рамках этого небольшого коллектива, где готовится и обсуждается учебный материал, который затем предлагается для критического анализа всей учебной группе. Преподаватель при этом выступает как организатор занятия, участник дискуссии и консультант.

Задачи и упражнения являются инструментом оперативного контроля обучающихся, дополняющим другие формы работы на практическом занятии.

При реализации компетентностного подхода в учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При изучении различных тем дисциплины «Языковая политика» используются ролевые и деловые игры, круглые столы, дискуссии, «мозговой штурм», разбор различных ситуаций. Предусмотрены встречи с работниками образовательных учреждений, министерства по национальной политике РК.

Тема

Вид занятия

Образовательные технологии


Форма

контроля


Компетенции







Лекция

традиционные

Активные и интерактивные













лекция

Вводная лекция




Конспект

ПК 1




Тема 1.Предмет «Языковая политика». Понятие о языковой политике. Объекты, субъекты в языковой политике.

Тема 2. Общество.

Тема 3.Язык и общество.

Раздел 2. Языковая политика и языковое планирование в РК

Тема 4. Место языковой политики в социальной структуре языка. Цели языковой политики.

Тема 5. Языковые права человека. Язык как объект правовой регламентации и границы действия законов о языке

Тема 6. Языковое планирование. Области языкового планирования. Различные аспекты языкового планирования в РК

Тема 7.Корпусное планирование РК

Тема 8. Языковое планирование в образовании РК

Тема 9. Языковая политика и Языковое планирование в РК в начале 20в.

Тема 10. Языковая политика и языковое планирование в РК в конце 20в. – вначале 21в. «Закон о языках РК»



Лекция практическое

учебные групповые дискуссии,

метод «малых групп»

Ролевая игра

case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);


Устный опрос, Проверка презентации

Проверка выполненных упражнений, тесты

Устное выступление с подготовленным сообщением

Лекция пресс-конференция



ПК-2




следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»
809.17kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»
1066.13kb.
5 стр.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки 320700. 68 «Филология» профилю подготовки «Отечественная филология», программе «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»
3173.85kb.
14 стр.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация
487.67kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста: 031200 (620100) Лингвистика и межкультурная коммуникация по специальности: 031202. 65
603.48kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв3» «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
273.57kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.»
598.42kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Программа дисциплины фтд. 02 "Видеокурс " для специальности 031201. 65 "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур" направления 031200 "Лингвистика и межкультурная коммуникация"
103.52kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.