Главная
страница 1
Примерные задачи по химии к формированию умений выполнения заданий ЕГЭ (С-2)

Автор Радецкий А.М.

«Дидактический материал

по химии 8-9 класс»



Стр.16 Работа №3 (По теме «кислоты, соли»). Даны вещества: оксид кальция,

магний,


оксид железа (III),

ртуть.


С каким из них будет взаимодействовать соляная кислота? Напишите уравнения реакций.

Стр.19 Работа №3 (По теме «Основные классы Даны вещества: Оксид серы (IV),

соединений») гидроксид натрия,

соляная кислота,

оксид кальция,

вода.

Какие из этих веществ будут взаимодействовать между собой? Напишите уравнение реакции и дайте названия продуктам реакций.


9 класс

Тема: ТЭД, электролиты.

Стр.39 Работа №2 (Реакция ионного обмена). 1) При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:

  1. FeCl2 и NaOH

  2. HNO3 + KOH

  3. Ba(NO3)2 и Na2CO3

  4. Al2(SO4)3 и K3PO4

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

2) Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: Na2SO4, Zn(NO3)2, K2CO3? Составьте уравнения гидролиза в молекулярной и ионной формах.

Стр.47 Работа №1 (подгруппа азота). Как исходя из водорода, хлора, азота. Получить хлорид аммония? Напишите уравнение реакций.

Стр.59 Работа №2 (химические свойства металлов). Между какими веществами произойдет химическая реакция:



  1. Медь и раствор нитрата серебра;

  2. Железо и раствор нитрата ртути;

  3. Свинец и раствор хлорида хрома (III);

Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Тема: ОВР 1) В каких соединениях сера является окислителем, в каких восстановителем?

S, H2S, SO3, H2SO4, K2S, SO3, K2SO4.

2) H2+ CuO=Cu + H2O Zn+2HCl=ZnCl2+H2 Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

Fe2O3+2Al= Al2O3+3Fe

Cu+Cl2=CuCl2

4HCl+MnO2=MnCl2+Cl2+2H2O

В реакциях ОВР найдите пары частиц (атомы, ионы, молекулы) окислители и восстановители. Дайте объяснение.

Таблицу окислителей и восстановителей нужно выстраивать постепенно при изучении последующих тем (её не надо давать сразу), постепенно будут расширяться и углубляться знания учащихся об ОВР. Информация не должна быть избыточной, тем более при наших часах (1-2 часа в неделю) это невозможно осуществить с полным пониманием и осмыслением учащимися данной информации, а рассмотрение множества фактических данных приведет только к путанице.



В теме «Галогены» можно подробнее рассмотреть взаимодействие Cl2 со щелочами (холодный и горячий растворы)(диспропорционирование)

В теме «Халькогены»- взаимодействие разбавленной и концентрированной серной кислоты с Металлами, взаимодействие серы, углерода, фосфора с концентрированной серной кислотой, взаимодействие серы со щелочами; (диспропорционирование).

В теме «Азот и его соединения» - взаимодействие разбавленной и концентрированной азотной кислоты с металлами и неметаллами, разложение нитратов, гидролиз нитридов.

В теме «металлы» необходимо обратить внимание на :


  • отношение Zn, Al, Be их оксидов и гидроксидов к кислотам и щелочам;

  • особенности Fe к кислотам, окислительно-восстановительные свойства Fe2+ и Fe3+

Из соединений металлов побочных подгрупп наиболее трудно усваиваются учащимися соединения хрома и марганца, но в 11 классе можно выкроить время на их более подробное изучение именно с точки зрения ОВР и некоторых особенностей, так как соединения этих элементов наиболее часто встречаются в заданиях С-2.

Хроматы CrO42- желтые

Дихроматы CrO72- оранжевые

В кислотах:

2 CrO42- + 2Н+= Cr2O72-2О

2K2CrO4+H2SO4=K2Cr2O7+K2SO4+H2O

В щелочах:

Cr2O72-+2ОН-=2CrO42-2О

K2Cr2O7+2КОН=2K2CrO42О

Хроматы и дихроматы в кислой среде – сильные окислители Cr+6→ Cr+3 желтый и оранжевый переходят в зеленые растворы солей хрома Cr3+

K2Cr2O7+3Н2S+4H2SO4=3S+Cr2(SO4)3+K2SO4+7H2O

Cr+6 Cr+3 3 2

6

S-2 S° 2 3



HMnO4-сильная кислота (только в растворе), но чаще всего используется KMnO4 в качестве окислителя:

MnO4

Mn2+ Mn+4O2 Mn+6O42-

(бесцветный) (бурый осадок) (зеленый)




  1. 2S+4O3+2 KMn+7O4+3 H2SO4=6К2+6SO4+2MnSO4+3 Н2О

(бесцв.)

S+4 S+6 2 5

10

Mn+7 Mn+2 5 2



  1. 2S+4O3+2 KMn+7O4+ H2O=3К2+6SO4+Mn+4O2 ↓+2KOH

(бурый)

S+4 S+6 2 3

6

Mn+7 Mn+4 3 2



  1. К2S+4O3+2 KMn+7O4+2KOH=2K2Mn+6O4+ К2SO4+H2O

(зеленый манганат калия)

S+4 S+6 2 1

2

Mn+7 Mn+6 1 2



(можно в электронно-ионной форме, можно методом электронного баланса)
Особенности соединения меди является их способность к комплексообразованию с растворами аммиака: со щелочами:

CuCl+2NH3=[Cu(NH3)2]Cl Cu(OH)2+2NaOH=Na2[Cu(OH)4]

Cu(OH)2+4NH3=[Cu(NH3)4] (OH)2

Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по химии

(из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ «Гимназия №1» г.Оренбурга Семенюк Г.И.)


Со времени введения ЕГЭ по химии прошло достаточно времени, в нашей гимназии выпускной экзамен в этой ново форме сдают 15-20 выпускников. Ежегодно я участвую в проверке экзаменационных работ (части С) выпускников нашей области.

Анализируя свой опыт работы в этой части, сравнивая и сопоставляя результативность, содержание заданий разных лет, естественно выстраиваю определенные подходы, систему в подготовке учащихся. Иногда, обмениваясь мнением о ЕГЭ с коллегами, приходится слышать, что подготовить учащихся к этому экзамену можно натаскиванием. Не знаю, мне такой способ не удается. Напротив, я считаю, что в подготовке к ЕГЭ нужен системный подход и начинать ее необходимо с самого начала, с 8 класса. Часть С включает задания с развернутым, проверяющие усвоение элементов содержания блоков «Вещества», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ человеком». По своему содержанию задания с развернутым ответом соответствуют наиболее сложным заданиям традиционных письменных экзаменационных по курсу общей, неорганической и органической химии и проверяют усвоение выпускниками сразу несколько элементов содержания из различных содержательных блоков и владение видами деятельности на профильном уровне требований, предъявляемых к учащимся при поступлении в вузы.

Успешное выполнение заданий С-2 требует умения выпускников анализировать и определять класс веществ, химические свойства веществ:


  • металлические и неметаллические

  • кислотно-основные

  • окислительно-восстановительные

  • электролитические (ионно-обменные)

Хочу предложить Вам примерную схему, как, постепенно используя различные по содержанию задания, формировать у учащихся эти умения.

Теперь попробуем выполнить задание С2 (прошлого года):



  1. Дано: Fe, Fe3O4, HCl, HNO3 (конц). 4 уровень

  1. Fe3O4+ Fe= 4FeО

  2. Fe+2HCl= FeCl2+H2

  3. Fe3O4+8HCl=2 FeCl3+ FeCl2+4H2O

  4. Fe3O4+10H+5NO3=3Fe+3(NO3)3+N+4O2+5H2O

Fe+2 Fe+3 1 1

1

N+5 N+4 1 1



  1. Дано: Al, P2O5, RbOH, HNO3 (разб.) 4 уровень

  1. 2Al+2RbOH+6 H2O=2Rb[Al(OH)4]+3 H2

Al° Al+3 3 2

6

2H+ H2° 2 3



  1. 8Al+30HNO3=8Al(NO3)3+3N2O+15H2O

Al° Al+3 3 4

12


N+5 N+1 4 3

  1. P2O5 +6RbOH=2 Rb3PO4+3H2O

  2. RbOH+ HNO3= RbNO3+ H2O

По демоверсии ЕГЭ-2010г.

С2 Дано: Al, H2O, HNO3(разб.),NaOH(к.р.).



  1. 2Al+6 H2O=2Al(OH)3+3H2

  2. 8Al+30HNO3=8Al(NO3)3+3N2O+15H2O

  3. 2Al+2NaOH+2H2O=2NaAlO2+3H2

  4. HNO3+ NaOH=NaNO3+ H2O

  1. Даны растворы:FeCl3, NaI, Na2Cr2O7, H2SO4, CsOH.

  1. 2 Fe+3 Cl3+2NaY-=2Fe+2Cl2+I2°+2NaCl

Fe+3 Fe+2 1 2

2

2Y Y2° 2 1



  1. Na2Cr+62O7+ H2SO4= Na2SO4+2Cr+6O3+ H2O

  2. FeCl3+3 CsOH=Fe(OH)3↓+3CsCl

  3. H2SO4+2CsOH=Cs2SO4+2H2O

  4. Na2Cr2O7+2CsOH= Na2CrO4+Cs2CrO4+ H2O


Смотрите также:
Урок. Соли угольной кислоты
95.16kb.
1 стр.
«кислоты, соли»
79.67kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы р-Элементы VII группы Периодической системы
19.93kb.
1 стр.
Кислоты. Основания. Оксиды. Соли
91.86kb.
1 стр.
Из приведенного перечня выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия
39.98kb.
1 стр.
Лабораторные работы 1 модуля курса «Химия биомолекул и наносистем»
66.33kb.
1 стр.
Исследование некоторых свойств Виктория Эдуардовна Сдобникова
21.24kb.
1 стр.
Получение гипохлорита натрия NaClO
11.82kb.
1 стр.
Урока №48 Тема урока Угольная кислота и её соли Цель деятельности учителя на уроке
87kb.
1 стр.
Получение бертолетовой соли
13.33kb.
1 стр.
Синтетические моющие средства
73.97kb.
1 стр.
Урок химии «Свойства серной кислоты» 9 класс
64.24kb.
1 стр.