Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – сформировать отчётливое представление у студентов о тонкостях формирования радиоэфира и на практике обучить всем этапам производства радиопередач; о лучших традициях и особенностях радиовещания; рассмотреть основные технологии, применяющиеся в радиовещании. Особое внимание в рамках данного курса уделяется современному положению дел и перспективам развития технологий сбора, обработки и передачи информации в эфир. Задачи курса:
2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Раздел 1. Теоретические основы создания студенческого радио Тема №1. История технического становления радиовещания. Изобретение радио. История становления отечественного радиовещания. Радио в СССР. Радиовещание в России в период с 1984 по 1991 гг. Развитие радио в России 1991 – 2010 гг. Современное отечественное и зарубежное радиовещание. Интернет-радио. Технические возможности радиовещания. Частоты и форматы вещания. Тема №2. Радио как средство коммуникации. Место радио в системе коммуникации. Социологические основы радиовещания. Радиоаудитория. Этические и эстетические основы радиовещания. Функциональная составляющая радиовещания. Тема №3. Выразительные средства радиожурналистики. Формообразующие средства радиожурналистики (речь, музыка, шумы). Технические (стилеобразующие) выразительные средства радиожурналистики (монтаж, реверберация, голосовой грим). Радиосценарий. Художественный язык радио: радио как искусство. Тема №4. Радиожанры. Понятие о радиожанре. Информационные жанры (выпуски новостей, радиорепортажи, радиосообщения), информационно-аналитические программы (радиообзоры, интервью), информационно-музыкальные программы, информационно-развлекательные и информационно-рекламные передачи. Аналитические жанры радиожурналистики (радиокорреспонденция, радиокомментарий, беседа, радиообозрение, радиодискуссия, журналистское расследование). Документально-художественные жанры (радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция). Тема №5. Организация работы в радиоредакции. Организационное устройство редакции. Распределение обязанностей в радиоредакции. Выстраивание технологической цепи подготовки радиосюжета. Определение формата вещания. Особенности тематического планирования. Музыкальная политика. Тема №6. Место студенческого радио в пространстве университета. Задачи студенческого радио как корпоративного СМИ. Пути распространения контента. Определение круга вопросов, освещаемых студенческим радио. Возможности и ограничения в работе студенческого радио. Взаимодействие студенческого радио с другими корпоративными медиа. Раздел 2. Технологические основы создания студенческого радио Тема №7. Техника работы с радиомикрофонами. Доэфирная подготовка радиоведущего. Персональная настройка рабочего места диктора. Техника дыхания при работе с микрофоном. Настройка уровня громкости микрофонов. Работа с несколькими микрофонами одновременно. Техника речи на радио. Работа с голосом: интонирование, паузы, культура речи в радиопередачах. Общение со слушателями. Общение с гостями студии. Мастерство ведения эфира.
Предварительная подготовка радиожурналиста к эфиру: сбор и обработка материала. Общение в профессиональной деятельности радиожурналиста. Технологии интервью. Формы взаимодействия с аудиторией. Особенности выбора тем для обсуждения на радио. Рейтинг радиопередачи. Особенности работы в прямом эфире и в экстремальных условиях. Особенности работы ведущим музыкальной передачи. Работа журналиста вне радиостанции (служебные командировки, работа в пресс-службе). Работа журналиста при подготовке новостного выпуска. Выпуск новостей на радио.
Студия и её структура: аппаратно-студийный комплекс. Технические и акустические особенности радиостудии. Вспомогательное оборудование студии, студийная мебель. Микшерные пульты и технические характеристики микрофонов. Коммутация оборудования. Понятие о работе с многоканальным звуковым источником. Трансляция звука в эфир. Устройство архивирования эфира. Программное обеспечение студии. Радиоплеер. Программные комплексы для обработки звука. Тема №10. Запись и воспроизведение звука в студийных условиях. Порядок записи звука. Особенности записи и воспроизведения звука на современных технических устройствах. Компьютерная обработка звука. Работа с программным обеспечением Sound Forge: основные приёмы записи, сохранения и обработки звуков. Ретуширование звука. Удаление шумов. Сведение звуковой дорожки. Форматы звуковых файлов.
Подбор и запись вспомогательных элементов оформления эфира: джинглы, отбивки, концовки и др. Ежечасная структура эфира – «клоки». Музыкальная база данных. Эфирная политика в разное время суток. Прямые включения. Повторы передач. Особенности организации круглосуточного вещания. Автоматизация радиостанции. 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Приступая к изучению курса, студенты должны ознакомиться с планом учебной дисциплины. В ходе лекционных занятий обязательной является проверка полученных знаний (ответы на вопросы). Студенты должны систематически посещать практические занятия и выполнять предложенные преподавателем задания для самостоятельной работы, в том числе по созданию: радиосценариев, радиоинтервью, записи и воспроизведения звука и т.д. Особенность изучения данной дисциплины заключается в необходимости большого количества самостоятельной практической работы в области подготовки радиосценариев, сюжетов и тренировок в области дикторского искусства. Не менее важным следует считать не только изучение рекомендованной литературы, но и самостоятельного анализа радиопередач современного эфира. В качестве примера можно рекомендовать прослушивание информационных выпусков и эфирных передач "Радио Маяк", "Эхо Москвы", "Радио России". Немаловажным для понимания дисциплины является ориентация на правильное звуковое оформление эфира. В качестве примера можно рекомендовать проанализировать ведущий голос оформления радиостанций "Наше Радио" и "Серебряный дождь". При изучении Темы 3 "Выразительные средства радиожурналистики" необходимо не упустить из внимания важность формообразующих средств радиожурналистики, особенно средств создания звуковой картины (музыка, шумы). Рекомендуется проанализировать современное оформление ведущих FM-радиостанций и отталкиваться от этих примеров при создании "лица" передачи студенческого радио. Тема №4. Радиожанры является ключевой в теоретической подготовки радиожурналиста. При изучении необходимо особенно внимательно изучить этот раздел в рекомендуемой литературе. Рекомендуется соотнести теоретические положения и практические примеры из числа современных радиопередач. При практической организации работы радиоредакции студенческого радио необходимо попытаться максимально приблизить модель к действительным процессам, происходящим в редакции реальной радиостанции. Рекомендуется действовать в условиях достаточного количества времени (две совмещенные пары), стараться моделировать полный цикл мероприятий - "планерка", "редакционные задания" и т.п. Удачно будет использовать такие методы как "мозговой штурм", "ролевая игра" и кейс-метод. Для активизации работы рекомендуется устанавливать четкие сроки выполнения элементов - "дэдлайны" и ориентироваться на практический законченный результат работы, что вполне соответствует реальному положению дел в профессиональной деятельности. В ходе изучения тем 9 и 10 студентам предстоит столкнуться с техническими вопросами работы радиостудии. Определенные сложности может вызвать освоение специализированного программного обеспечения для записи и обработки звука. Чтобы преодолеть их, необходимо иметь представление об основных понятиях и терминах этой предметной области, а также о теоретическом аспекте работы со звуком, его физической природе. При работе над дикторскими способностями следует обратиться к приемам сценической речи и специальной литературе в этой области, например: Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. М.: Изд-во «ГИТИС». 2006. Также следует уделять внимание правильному дыханию, правильному расположению перед микрофоном, настройке оборудования и другим особенностям. Информацию по этим вопросам можно найти в рекомендованной к теме литературе. В связи с тем, что голос человека наиболее продуктивно работает в дневное время, занятия по данным темам рекомендуется ставить после полудня. 4. Список рекомендованной литературы Основная:
Дополнительная:
Смотрите также: Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В ; сд. В студенческое радио
82.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В студенческое телевидение
83.8kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В редакторская подготовка фотоизданий
36.78kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика»
96.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 Бфсв (флорбол) 050720 «Физическая культура»
286.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 3 бфсв: Футбол 050720 «Физическая культура»
372.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 4 бфсв (настольный теннис) 050720 «Физическая культура»
343.48kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
1048.09kb.
8 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена 240.23kb.
1 стр.
|