Главная
страница 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ОПД.В.3.1.; СД.В 2.1. СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – сформировать отчётливое представление у студентов о тонкостях формирования радиоэфира и на практике обучить всем этапам производства радиопередач; о лучших традициях и особенностях радиовещания; рассмотреть основные технологии, применяющиеся в радиовещании.

Особое внимание в рамках данного курса уделяется современному положению дел и перспективам развития технологий сбора, обработки и передачи информации в эфир.



Задачи курса:

  • сформировать профессиональную компетентность будущего специалиста в области радиовещания;

  • развить у студентов стремление к самосовершенствованию и постоянному повышению уровня знаний в области производства радиокоммуникационной продукции;

  • воспитать у студентов чувство ответственности;

  • развить навыки анализа и интерпретации радиоинформации.


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Раздел 1. Теоретические основы создания студенческого радио

Тема №1. История технического становления радиовещания.

Изобретение радио. История становления отечественного радиовещания. Радио в СССР. Радиовещание в России в период с 1984 по 1991 гг. Развитие радио в России 1991 – 2010 гг. Современное отечественное и зарубежное радиовещание. Интернет-радио. Технические возможности радиовещания. Частоты и форматы вещания.



Тема №2. Радио как средство коммуникации.

Место радио в системе коммуникации. Социологические основы радиовещания. Радиоаудитория. Этические и эстетические основы радиовещания. Функциональная составляющая радиовещания.



Тема №3. Выразительные средства радиожурналистики.

Формообразующие средства радиожурналистики (речь, музыка, шумы). Технические (стилеобразующие) выразительные средства радиожурналистики (монтаж, реверберация, голосовой грим). Радиосценарий. Художественный язык радио: радио как искусство.



Тема №4. Радиожанры.

Понятие о радиожанре. Информационные жанры (выпуски новостей, радиорепортажи, радиосообщения), информационно-аналитические программы (радиообзоры, интервью), информационно-музыкальные программы, информационно-развлекательные и информационно-рекламные передачи.

Аналитические жанры радиожурналистики (радиокорреспонденция, радиокомментарий, беседа, радиообозрение, радиодискуссия, журналистское расследование).

Документально-художественные жанры (радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция).



Тема №5. Организация работы в радиоредакции.

Организационное устройство редакции. Распределение обязанностей в радиоредакции. Выстраивание технологической цепи подготовки радиосюжета. Определение формата вещания. Особенности тематического планирования. Музыкальная политика.



Тема №6. Место студенческого радио в пространстве университета.

Задачи студенческого радио как корпоративного СМИ. Пути распространения контента. Определение круга вопросов, освещаемых студенческим радио. Возможности и ограничения в работе студенческого радио. Взаимодействие студенческого радио с другими корпоративными медиа.



Раздел 2. Технологические основы создания студенческого радио

Тема №7. Техника работы с радиомикрофонами.

Доэфирная подготовка радиоведущего. Персональная настройка рабочего места диктора. Техника дыхания при работе с микрофоном. Настройка уровня громкости микрофонов. Работа с несколькими микрофонами одновременно.

Техника речи на радио. Работа с голосом: интонирование, паузы, культура речи в радиопередачах. Общение со слушателями. Общение с гостями студии. Мастерство ведения эфира.

Тема №8. Работа журналиста в цепочке подготовки радиосюжета.

Предварительная подготовка радиожурналиста к эфиру: сбор и обработка материала.

Общение в профессиональной деятельности радиожурналиста. Технологии интервью.

Формы взаимодействия с аудиторией. Особенности выбора тем для обсуждения на радио. Рейтинг радиопередачи.

Особенности работы в прямом эфире и в экстремальных условиях. Особенности работы ведущим музыкальной передачи.

Работа журналиста вне радиостанции (служебные командировки, работа в пресс-службе).

Работа журналиста при подготовке новостного выпуска. Выпуск новостей на радио.

Тема №9. Техническое устройство радиостудии.

Студия и её структура: аппаратно-студийный комплекс. Технические и акустические особенности радиостудии. Вспомогательное оборудование студии, студийная мебель.

Микшерные пульты и технические характеристики микрофонов. Коммутация оборудования. Понятие о работе с многоканальным звуковым источником. Трансляция звука в эфир. Устройство архивирования эфира.

Программное обеспечение студии. Радиоплеер. Программные комплексы для обработки звука.



Тема №10. Запись и воспроизведение звука в студийных условиях.

Порядок записи звука. Особенности записи и воспроизведения звука на современных технических устройствах.

Компьютерная обработка звука. Работа с программным обеспечением Sound Forge: основные приёмы записи, сохранения и обработки звуков. Ретуширование звука. Удаление шумов. Сведение звуковой дорожки. Форматы звуковых файлов.

Тема №11. Практическое формирование сетки радиоэфира.

Подбор и запись вспомогательных элементов оформления эфира: джинглы, отбивки, концовки и др. Ежечасная структура эфира – «клоки». Музыкальная база данных. Эфирная политика в разное время суток. Прямые включения. Повторы передач. Особенности организации круглосуточного вещания. Автоматизация радиостанции.



3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Приступая к изучению курса, студенты должны ознакомиться с планом учебной дисциплины. В ходе лекционных занятий обязательной является проверка полученных знаний (ответы на вопросы). Студенты должны систематически посещать практические занятия и выполнять предложенные преподавателем задания для самостоятельной работы, в том числе по созданию: радиосценариев, радиоинтервью, записи и воспроизведения звука и т.д.

Особенность изучения данной дисциплины заключается в необходимости большого количества самостоятельной практической работы в области подготовки радиосценариев, сюжетов и тренировок в области дикторского искусства. Не менее важным следует считать не только изучение рекомендованной литературы, но и самостоятельного анализа радиопередач современного эфира. В качестве примера можно рекомендовать прослушивание информационных выпусков и эфирных передач "Радио Маяк", "Эхо Москвы", "Радио России". Немаловажным для понимания дисциплины является ориентация на правильное звуковое оформление эфира. В качестве примера можно рекомендовать проанализировать ведущий голос оформления радиостанций "Наше Радио" и "Серебряный дождь".

При изучении Темы 3 "Выразительные средства радиожурналистики" необходимо не упустить из внимания важность формообразующих средств радиожурналистики, особенно средств создания звуковой картины (музыка, шумы). Рекомендуется проанализировать современное оформление ведущих FM-радиостанций и отталкиваться от этих примеров при создании "лица" передачи студенческого радио.

Тема №4. Радиожанры является ключевой в теоретической подготовки радиожурналиста. При изучении необходимо особенно внимательно изучить этот раздел в рекомендуемой литературе. Рекомендуется соотнести теоретические положения и практические примеры из числа современных радиопередач.

При практической организации работы радиоредакции студенческого радио необходимо попытаться максимально приблизить модель к действительным процессам, происходящим в редакции реальной радиостанции. Рекомендуется действовать в условиях достаточного количества времени (две совмещенные пары), стараться моделировать полный цикл мероприятий - "планерка", "редакционные задания" и т.п. Удачно будет использовать такие методы как "мозговой штурм", "ролевая игра" и кейс-метод. Для активизации работы рекомендуется устанавливать четкие сроки выполнения элементов - "дэдлайны" и ориентироваться на практический законченный результат работы, что вполне соответствует реальному положению дел в профессиональной деятельности.

В ходе изучения тем 9 и 10 студентам предстоит столкнуться с техническими вопросами работы радиостудии. Определенные сложности может вызвать освоение специализированного программного обеспечения для записи и обработки звука. Чтобы преодолеть их, необходимо иметь представление об основных понятиях и терминах этой предметной области, а также о теоретическом аспекте работы со звуком, его физической природе.

При работе над дикторскими способностями следует обратиться к приемам сценической речи и специальной литературе в этой области, например:  Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. М.: Изд-во «ГИТИС». 2006. Также следует уделять внимание правильному дыханию, правильному расположению перед микрофоном, настройке оборудования и другим особенностям. Информацию по этим вопросам можно найти в рекомендованной к теме литературе. В связи с тем, что голос человека наиболее продуктивно работает в дневное время, занятия по данным темам рекомендуется ставить после полудня.



4. Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977.

  2. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976.

  3. Локшин Б. Цифровое вещание: от студии к зрителю. М., 2001.

  4. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003.

  5. Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. Жуковский, 2000.

  6. Радио: музыкальное, новостное, общественное/ Под ред. В.А. Сухаревой. М., 2001.

  7. Радиожурналистика в системе профессиональных координат/ Под ред. Д.В. Васильевой, В.Г. Осинского, Г.Р. Петрова. Ч.1. СПб., 2002.

  8. Радиожурналистика: учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2005.

  9. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

  10. Смирнов В.В. Формы радиовещания. М., 2002.

Дополнительная:

  1. Барабаш Н.С, Дебабова А.А. и др. Отечественное радиовещание на современном этапе: Сб. ст. М., 1998.

  2. Барноу Б. Как писать для радио. М., 1960.

  3. Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 1995.

  4. Время работать на радио / Под ред. Е.Н. Филимоновых. М., 2002.

  5. Гальперин Ю.М. В эфире слово. М, 1977.

  6. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917—1986). М., 1989.

  7. Гоголь А., Никодимов И., Рейман Л. Развитие связи в России. Из истории в будущее. СПб., 2001.

  8. Горяева Т.М. Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 1920—1930-х годах. Документированная история. М., 2000.

  9. Зарва М.В. Слово в эфире. 2-е изд. М., 1977.

  10. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания / Сост. Т.М. Горяева. М., 1991.

  11. Колесников В.М. Лазерная звукозапись и цифровое радиовещание. М., 1991.

  12. Левитан Ю.Б. 50 лет у микрофона. М., 1987.

  13. Летунов Ю.А. Время, люди, микрофон. М., 1974.

  14. Любосветов Д.И. По законам эфира: О специфике творчества радиожурналиста. М„ 1979.

  15. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов/ Пер. с англ.. М., 1999.

  16. Тулупов В.В., Колосов А.А., Цуканова М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Учебник / Под ред. В.В. Тулупова. СПб., 2008.

  17. Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей. М., 1998.

  18. Шерель А.А. Радио на рубеже двух веков. Организационные и творческие тенденции развития. М., 2002.


Смотрите также:
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В ; сд. В студенческое радио
82.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В студенческое телевидение
83.8kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В редакторская подготовка фотоизданий
36.78kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика»
96.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 Бфсв (флорбол) 050720 «Физическая культура»
286.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 3 бфсв: Футбол 050720 «Физическая культура»
372.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 4 бфсв (настольный теннис) 050720 «Физическая культура»
343.48kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
1048.09kb.
8 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена
240.23kb.
1 стр.