Главная
страница 1

Урок – панорама «Радиоактивность и цивилизация»


Авторы: Коржевская О.В. учитель химии, экологии, Урсегова Н.А. учитель физики
Цель урока:


  1. формирование экологической культуры и общественного самосознания, знакомство с историей науки;

  2. используя синтез знаний учащихся из ряда областей: физики, химии, биологии, экологии, организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску материала одновременно в нескольких направлениях;

  3. расширение кругозора учеников, индивидуализация обучения.



Форма урока: интегрированный урок – панорама (констатирование фактов), два часа.
Оформление:


  1. компьютерная презентация «Природа»;

  2. компьютерная презентация «Листая страницы истории…»

  3. таблицы: «Знак радиации»; Ядерный реактор; Единая энергетическая система России;

  4. картины о природе (работы детей);

  5. выставка книг;

  6. выставка рефератов;

  7. видео сюжеты из фильмов: «Город Саров – 50 лет ядерного центра»; «Тоцкий полигон»; «Экологические проблемы».

  8. Песня «Память» (И. Кобзон).


План урока
I Вступление – создание эмоционального настроя.

II Основная часть



  1. «Листая страницы истории»

Открытие радиоактивности (13 слайдов).

  1. Факты… Факты… Факты…

(13 фактов – выступления учеников)

III Заключение.


Сценарий урока



I Вступление
1. На экране знак радиации (фон рабочего стола компьютера; ученик читает)

Чья там бродит тень незримо,

От беды ослепла?

Это плачет Хиросима

В облаках из пепла.

Чей там голос в жарком мраке


Слышен исступленный?


Это плачет Нагасаки

На земле сожженной.

В этом плаче и рыданье

Никакой нет фальши,

Мир весь замер в ожиданье –

Кто заплачет дальше?




  1. На экране слайды природы (ученик читает)


Что жизнь без неба, где родится зной?


Без дальних гор, где снежные седины?

И дерева, цветущего весной,

Глядящего на белые вершины?

Что жизнь без добрых и без злых зверей,

Без птиц лесных и песни их беспечной?

Жизнь не полная без широты полей,

Жизнь без примера их свободы вечной.
Родился я под небом синим-синим.

Качались звезды где-то в вышине.

Ты в трудный час в меня вливала силы,

Как надо жить подсказывала мне.

Тебя ношу я в сердце, дорогую,

Все – небо, водопады и цветы.

Я обнял бы тебя, но не могу я

Тебя обнять, ведь в самом сердце ты.



  1. Видео сюжет «атомный взрыв»

(чтение за занавесом)
Ранним утром 6 августа 1945г. я вел тяжелый бомбардировщик, носивший красивое имя «Энола Гей» - имя моей матери. На борту был всего один пассажир – атомная бомба «Малыш». Под крылом простиралась Страна восходящего солнца и города, города,.. которые еще ничем не отличались от других… пока.. Хиросима, Нагасаки…

(звучит музыка)

1-й ребенок: Я никогда не увижу Землю из космоса…

2-й ребенок: Я никогда не буду жить в XXI веке…

3-й ребенок: Я никогда не увижу, как расцветает агава, цветущая в жизни лишь раз.

4-й ребенок: Никогда, никогда, потому что мне уготовлена участь быть атомным теплом, который даже не знает, кто был прав в последней войне, а кто виноват.

(звучит колокол)

Который не может любить, или стать гениальным, или слушать сигналы мерцающих звезд, истосковавшихся в одиночестве… От тепла рождается пепел!

(прекращается колокольный звон)

«Каждый человек – не есть остров, каждый человек – это часть большого континента. И никогда не спрашивай по ком звонит колокол. Он звонит по тебе…»

За последние 5500 лет на земле прошло 14500 войн. Наша страна в последней войне потеряла около 50 млн. человек…

II Основная часть.

Эпиграф: «Чего не хватает человечеству,



так это скамеечки,

чтобы сесть и подумать»

А. Эйнштейн

  1. «Листая страницы истории…»

(на экране слайды об открытии радиоактивности)
(1 слайд) Сто лет назад на протяжении короткого десятилетия было сделано несколько выдающихся открытий, что привело к возникновению и развитию ядерной физики. Все применения этих открытий разделились в основном на ядерную медицину, ядерную энергетику и ядерное оружие.

(2 слайд) Анри Антуан Беккерель – представитель знаменитой семьи физиков. Его дед Сезар Беккерель занимался пьезоэлектричеством, магнитными и электрическими явлениями. Отец – Эдмон Беккерель изобрел фосфороскоп, получил первую удачную фотографию солнечного спектра. Сын Жан – тоже физик. Сам Анри занимался фосфоресценцией, люминесценцией, рентгеновским излучением.

(3,4 слайды) Пьер Кюри – французский физик-исследователь, отличался незаурядным умом, живым интересом к естественным наукам и страстью ученого.

Мария Склодовская-Кюри – полька, физик и химик. О ней можно сказать: «Отдала сердце и ум науке». Супруги Кюри открыли радий и полоний в 1898г.



(5 слайд) Эрнест Резерфорд – уроженец Новой Зеландии, физик- исследователь. Его привлекла новая неизученная область физики. Оставив электромагнетизм, подарив сконструированный приемник итальянскому инженеру Маркони, занялся изучением радиоактивности.

В 1908г. присуждена Нобелевская премия. Что такое вещество? Радиоактивность говорила о сложном строении атома. (6 слайд) Его знаменитые опыты стали классикой физики.



(7 слайд) Супруги Жолио-Кюри. Ирен – физик и радиохимик. С 1934г директор института радия и заведующая кафедрой физики в Парижском университете. С 1936г – помощник министра народного образования Франции.

Фредерик в 1946-1960гг – руководитель Комиссариата по атомной энергетике. В годы оккупации участвовали в движении Сопротивления. После войны работали в Комитете сторонников мира.

В своих исследованиях подошли к цепной ядерной реакции.

(8-11 слайды)

(12 слайд) Заблуждения о безвредности атомного излучения – снимок руки в рентгеновском и радиоактивном излучениях.

Медицина: методы диагностики и лечения опухолей доказали свою высокую эффективность и несомненно будут развиваться дальше. Будущее ядерной энергетики более проблематично. В США прекратилось финансирование строительства новых атомных электростанций.

Реакторы для корабельных двигателей оказались выгодными только для судов военно-морского флота, где цена менее существенна, чем удобства.

Что касается ядерного оружия, оно, конечно, пока будет оставаться. частью нашего общества и в будущем, но его влияние на ход вещей в мире будет ослабевать.



(13 слайд) Может об этом нам пытается сказать Сальвадор Дали.

  1. Факты… Факты… Факты…

Факт 1. Радиационная опасность.

Факт 2. Челябинск – 65.

Факт 3. Чернобыль. (слайды)

Опасные объекты.

Факт 4. АЭС. (таблицы)

Факт 5. Флот.

Факт 6. Ядерное оружие. (видео сюжет)

Факт 7. Радиоактивные отходы.

Последствия.

Факт 8. Свидание в палате №6.

Факт 9. Мутации. (видео сюжет)

Факт 10. Группы пациентов.

Способы защиты.

Факт 11. Простые и доступные способы. (коллекция)

Факт 12. Микроб. Традисканция.

Факт 13. ХМАО.
III Заключение.
Вот почему…

Сейчас обязан думать человек,

Придет ли к людям XXI век?

Иль в полыханье атомной зари

Настольные сгорят календари.

И клинопись в пещерной тишине

Сползет слезой горящей по стене.

Сегодня должен думать человек,

Придет ли к людям XXI век?

Иль марсианин впишет в свой дневник,

Как по Вселенной прокатился крик

И он увидел искаженный лик,

Земли, что содрогаясь и звеня,

С распущенными косами огня

Упала в бездну, в вековую даль,

С хвостом орбиты, скрученной в спираль.

Сейчас обязан думать человек,

Чтоб он пришел к нам, XXI век!

Но XXI век уже стучится в нашу дверь, а потому, человек, помни:

Земли не вечна благодать,

Когда далекого потомка

Ты пустишь по миру с котомкой,

Ей будет нечего подать…

Вы думали: История – забвенье,

Архив, куда грехи свои сдают?!

Она тот высший суд, где нет прощенья,

Где срока давности не признают.

Наше мероприятие приурочено к 26 апреля – Дню памяти жертв радиационных и экологических катастроф. Мы верим, что люди планеты смогут сберечь красоту Земли, жизнь на ней. Спасибо всем участникам урока за их выступления.



Особую благодарность мы выражаем:
Першиной Марии Ивановне – заведующей библиотекой – за подборку книг;

Гринчишиной Светлане Николаевне – лаборанту физики – за техническое обеспечение урока;



Филипповой Ольге Алексеевне, Новиковой Зинаиде Федоровне – работникам подросткового центра – за выставку картин.

ПРИЛОЖЕНИЕ






Смотрите также:
Урок панорама «Радиоактивность и цивилизация»
60.91kb.
1 стр.
Д. Уилкинсон центральная цивилизация I
926.63kb.
4 стр.
Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11
2279.47kb.
7 стр.
Урок «Открытие Древнего Египта»
94.13kb.
1 стр.
Настольная игра Цивилизация Сержа Лаже («Mare Nostrum») Об игре Перед вами новая редакция игры «Цивилизация»
207.91kb.
1 стр.
Уроки педагогами всех предметных кафедр и мо: фио учителя Тема урока Шершунович Н. В. Урок химии в 7 классе по теме: «Ряд активности металлов»
374.38kb.
3 стр.
Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка". Тема урока: "Что цивилизация? Кому она нужна?"
102.4kb.
1 стр.
Правила определения стоимости активов и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет активов Открытого паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций «Мономах-Панорама»
54.56kb.
1 стр.
Урок-путешествие «Пушкинские места»
106.05kb.
1 стр.
Н. В. Мотрошилова «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов»
45.47kb.
1 стр.
Понятие радиоактивности
232.4kb.
1 стр.
Пояснительная записка в курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводиться только общее понятие «цивилизация»
296.28kb.
1 стр.