Главная
страница 1страница 2страница 3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ

Кафедра мировой экономики




Конференция по МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Доклад на тему: «Углеродные рынки в мире».

Научный руководитель:

Студентки группы МЭО Гутник Е.

Москва 2006 г.

Углеродные рынки в мире.
ЕС – Организация европейской системы эмиссионной торговли

Япония –Организация двух национальных систем эмиссионной торговли.

В США отказ от Киото, но: 13 штатов принимают или рассматривают введение ограничений на выбросы, регулирование передачи прав на выбросы, создают фонды чистой энергии. Например,

Штат Нью-Йорк – общее сокращение выбросов 10 % к 2020 г. Штат Калифорния – сокращение выбросов СО2 от транспорта. Штат Орегон – сокращение выбросов СО2 от ТЭС.

В Австралии отказ от Киото, но ограничение на удельные выбросы (NSW) c возможной торговлей.

Развивающие страны, ратифицировавшие Киотский Протокол (Non-Annex I countries) разрабатывают на своей территории проекты Механизма Чистого Развития с привлечением инвестиций развитых стран.


Потенциальный спрос и предложение на углеродные кредиты.





Объем сокращения к приобретению в других странах в 1-ый бюджетный период (млн.т. СО2)

В год

Канада

150-200

30-40

Япония

100-140

20-28

ЕС

400-600

80-120

Всего

650-940

130-188




Потенциальное предложение (млн.т. СО2 в в год в 1-ом бюджетном периоде)

Из ПСО/МЧР на данный момент (млн. т СО2/год )

Россия

600

30

Украина

25

18

Восточно-европейские страны

325

-

Прочие страны (МЧР)

-

3,5

Всего

950 (гипотетическая цифра)

51,5 (в реальности)



Организация схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов между странами Европейского Сообщества.
Комиссия + Комитет, образованный с целью оказания помощи Комиссии в соответствии со статьей 8 Решения 93/389/ЕЕС.

Центральный администратор, назначенный Комиссией для независимой регистрации всех сделок с квотами, их выпуска и погашения.


Страна-член ЕС



Участники первичного распределения разрешений на выброс парниковых газов





Государство(уполномоченный государственный орган) выполняет следующие функции:

Крупные стационарные источники выбросов(46% от суммарного объема выбросов СО2 в ЕС) :

1.планирование распределения квот

2.ведение отчетности по выбросам

3.государственные кадастры

4.обеспечение санкций по выполнению требований к объему выбросов (штрафные санкции: период 2005-2007 гг.- 40евро/тоннаСО2 ;период 2008-2012гг 100евро/ тоннаСО2 +возмещение в будущем периоде

Энергетика(установки для сжигания топлива с производительностью более 20МВт, для перегонки минеральных масел, коксовые печи);

Производство и обработка черных металлов

Горнорудная промышленность

Целлюлозно-бумажная промышленность



Первичное распределение разрешений на выброс парниковых газов


Государственный орган










(до 2008 года не менее 95%

с 2008 года не менее90%

квот распределяются бесплатно)






Участник(допускается объединение в форме треста)









Последующее распределение разрешений на выброс парниковых газов
Директива ЕС определяет свободную передачу квот внутри Сообщества и среди третьих стран, где признаются данные квоты.
Пример.

В данный момент времени российской компании, получившей от государства квоты (единицы установленных количеств) в соответствии со специальной Директивой ЕС нужно будет выполнить проект совместного осуществления1, далее происходит конвертация ЕУК в проектные единицы сокращения выбросов и последующая продажа на рынке ЕС.


В соответствии с Директивой ЕС разрешение на выбросы есть финансовый инструмент( без конкретных пояснений), который фиксируется на счетах национальных реестров, и заключающий в себе информацию о выпуске, владении, передаче и ликвидации.
Германия ( Акт «О торговле выбросами парниковых газов» и Акт «О распределении» (разрешений на выбросы))

Разрешения на выбросы может находиться в собственности любых лиц, и если соглашения о передаче разрешений заключаются в форме фьючерсов, опционов или сделок, цена которых изменяется в процессе исполнения, то данные действия попадают под действие банковского законодательства.


Дания ( Закон «О разрешениях на СО2»- относится только к электроэнергетике!)

Разрешения от уполномоченного министерства передаются оператору источника выбросов в держание.


Франция (Декрет «О системе торговли выбросами парниковых газов»)

Существование возможности последующей передачи квот.

Разрешение на выброс есть движимое имущество, фиксируемое на счете собственника в национальном реестре. Разрешение на выброс определяется как торгуемое и передаваемое, гарантирующее одинаковый объем закрепленных в нем прав, и относится к сфере регулирования финансового законодательства.

Разрешения на выбросы парниковых газов можно представить как форвардные финансовые инструменты.


Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в качестве производных финансовых инструментов разрешения на выбросы могут обращаться в системе биржевых торгов. Следовательно, участвовать в торговле квотами на выбросы парниковых газов будут и посредники.

Рейтинг стран, принимающих проекты СО


Страна

Рейтинг (СО)

Предыдущий рейтинг

Рейтинг (ЕУК)

1. Румыния

ВВВ+

ВВВ+

В

2. Болгария

BBB

BBВ

В-

3. Польша

BBB

BBB-

CCC

4. Венгрия

BB



CCC

5. Эстония

BB-

ВB-

CC+

6. Украина

BB-

В

B-

7. Чехия

B+

B

B+

8. Новая Зеландия

B

B+

-

9. Россия

B-

B-

CCC

10. Словакия

CCC+

B-

B


Болгария утратила свою лидирующую позицию в рейтинге стран, принимающих проекты совместного осуществления из-за отсрочек в утверждении проектов, позволив Румынии выйти на первое место. Украина поднялась на одну позицию, оставив позади Словакию и Россию, после того, как в стране была утверждена процедура рассмотрения проектов СО, начали выдаваться письма утверждения, и разработан проект критериев утверждения проектов СО.

То, что Болгария затягивает с принятием и утверждением проектов, понизило ее оценку с «ВВВ+» до «ВВВ». Этого оказалось достаточно, чтобы передать лидерство в рейтинге Румынии. В то же время в Румынии развивается правительственная инфраструктура по работе с проектами СО: достаточно прагматическое отношение к процессу Национального координационного органа укрепляет лидирующую позицию страны.


Новая Зеландия снова опустилась на 8 позицию, уступив место Чехии и Украине. Новые тендеры по проектам СО в стране не планируются, но проекты, принятые за предыдущие два раунда, до сих пор продаются на рынке.

Украина покинула последние позиции рейтинга, сделав значительный прогресс в связи с утверждением процедуры рассмотрения проектов СО. После более полугодового запрета на выдачу Писем утверждения и одобрения, Министерство охраны окружающей среды, уполномоченное утверждать проекты СО, разработало проект внутренних критериев утверждения проектов СО и выдало свое первое Письмо утверждения.

Более подробная характеристика стран, занимающих позиции в тройке лидеров, и России.

Румыния

На данный момент Румыния является страной с наибольшим потенциалом в сфере осуществления проектов СО. Наиболее перспективными являются области возобновляемых источников энергии (работает схема зеленых сертификатов), повышения энергоэффективности в сфере централизованного теплоснабжения, а также сокращения выбросов N2O (на данный момент ни одна сделка такого рода не заключена). Беспокойство по поводу достижения сокращений в период 2008-2012 гг. безосновательно, поскольку на крупных предприятиях достаточно возможностей. Инвестиционный климат за последние два года только постепенно улучшается. Разработчики проектов, планирующие реализацию проектов СО в этой стране, должны осознавать, что выполнение Директивы об использовании проектных квот может изменить ситуацию, потому следует ускорить разработку проектов до вступления Румынии в ЕС.



Основные данные: Торговля углеродом

 

Ратификация РКИК ООН /

8 июня 1994 / 19 марта 2001

Обязательство по Киотскому протоколу (1998б -8%)

244 MtCO2e

Текущие выбросы (2003)

143 MtCO2e

Углеродоемкость (2003)

0,903 tCO2e/1000$GDP PPP

Дания оказывала Румынии техническую и финансовую поддержку в разработке Национальной стратегии по вопросам изменения климата, в рамках более широкомасштабной программы по развитию институциональной инфраструктуры страны. Стратегия осуществляется согласно Национальному плану действий по предотвращению изменения климата, утвержденному румынским правительством в конце 2005 года.


Румыния пользуется двумя механизмами Киотского протокола: механизмом совместного осуществления и международной торговли выбросами. Румыния намерена стать страной, принимающей проекты СО по Варианту 1, и выполнить условия для участия в международной торговле выбросами к 2008 году. Румыния имеет ежегодный избыток квот в объеме 50 миллионов тонн CO2, который дает возможность стране стать серьезным игроком на международном углеродном рынке. Румыния должна к концу 2006 года подготовить национальный план распределения прав на выбросы, поскольку она присоединится к ЕСТВ с 1 января 2007 года.

Для того, чтобы получить письмо одобрения, проекты СО должны соответствовать таким критериям:

- отвечать национальным приоритетам и целям устойчивого развития, поддерживать экономическое и социальное развитие;
-проект должен быть дополнительным, а не осуществляться по сценарию обычного развития ;
- разработчик проекта должен доказать свою способность обеспечить необходимую финансовую поддержку проекта;
- минимальный размер проекта от 100,000 до 2,000,000 tCO2e на 2008-2012;
- проекты, которые осуществляются инвесторами в рамках приватизационного контракта, не считаются дополнительными.

Проекты СО могут внедряться только в рамках Меморандума о взаимопонимании. Румыния подписала такие Меморандумы с Австрией, Данией, Францией, Японией, Голландией (два меморандума), Норвегией, Швецией, Швейцарией, также было заключено соглашение с Экспериментальным углеродным фондом Мирового банка и Японским банком международного сотрудничества.

Самыми перспективными сферами для проектов СВ могут быть энергоэффективность и возобновляемые источники энергии. Тяжелая промышленность, энергетическая инфраструктура, а также развитая локальная отопительная система, нуждающаяся в новых технологиях и улучшении топлива, предлагают множество возможностей для разработчиков проектов.

В отношении возобновляемых источников энергии, Румыния владеет значительным гидропотенциалом, а также энергией биомассы, солнечными, ветровыми и геотермальными источниками энергии. Хотя было осуществлено два проекта СО по модернизации крупных гидростанций, недостроенные малые ГЭС по всей стране ждут завершения работ.



С 2005 года, в Румынии введена система зеленой сертификации с использованием обязательных квот для региональных поставщиков энергии. Предполагается, что минимальная квота 0,7% в 2005 году вырастет до 4,3% в 2010. Доля обязательной поставки зеленой энергии каждой компании подытоживается в конце года. Зеленые сертификаты выдаются оператором системы и распространяются на электроэнергию, полученную на основе энергии ветра, солнца и биомассы, а также малых гидроэлектростанций (с установленной мощностью меньше 10MВт). Среди покупателей данных проектов совместного осуществления – Австрия, Дания, Норвегия, Швеция и Швейцария.


Тип проекта

Количество

Объем до 2012 [MtCO2e]

Энергоэффективность

6

2,5

Возобновляемая энергетика

4

3,9

Промышленные процессы

1

7,1

Свалочный газ

3

0,9

Сельское\лесное хоз-во

1

0,8

Статус проектов

Количество

Объем до 2012 [MtCO2e]

Контракты, подписанные с Болгарскими компаниями

10

7,4

Утвержденные проекты СО

12

7,8

Проекты, получившие письма поддержки/утв.

16

15,5

Проекты СО, которые находятся на

15

15,3

Относительно большой излишек в 50 миллионов тон CO2 дает уверенность в возможностях существования торговли ЕУК в Румынии. Любое заключение сделки обязательно повлечет за собой создание схемы зеленых инвестиций, а прибыль будет использована как для экологического, так и углеродного финансирования. Румыния считает схему зеленого инвестирования неотъемлемой частью торговли ЕУК: с ее помощью страна сможет поддержать свой имидж на углеродном рынке, получить поддержку местных общественных организаций, а также избежать обвинений в коррупции.

Болгария

Несмотря на то, что Болгария располагает достаточно хорошим потенциалом СО, он сводится на нет внедрением в национальное законодательство Директивы об использовании проектных квот на предприятиях ЕСТВ. Согласно плану Болгария с первого января 2007 года становится полноправным членом Евросоюза и должна присоединиться к ЕСТВ. Что касается проектов СО, представлен образец письма поддержки, в котором говорится, что для дальнейшего утверждения проекта необходимо «наличие разрешений на выбросы для производителей электроэнергии и проектов по использованию электроэнергии в резерве для проектов СО национального плана распределения разрешений на выбросы, утвержденного Европейской комиссией». Безусловно, ограничения, установленные процедурой СО, касаются энергетического сектора; а значит, разработчики проектов, которые рассчитывают получить Письма утверждения должны поспешить, что бы успеть, до окончательного утверждения национального плана распределения разрешений на выбросы.

Политика Болгарии по вопросам СО основывается на следующих принципах:

- потенциал проектов СО Болгарии значительный, но имеет определенные временные ограничения; основные возможности – у малых проектов;


- наибольший потенциал для проектов СО лежит в области энергоэффективности (включая когенерацию) и возобновляемой энергии;
- поскольку Болгария присоединяется к Европейскому Союзу только в 2007, возможности для проектов СО пока еще сохраняются;
- в долгосрочной перспективе, в результате присоединения к ЕС, эта возможность будет уменьшаться, поскольку все труднее будет доказать дополнительность проектов.

Болгарское Министерство окружающей среды и водных ресурсов доказало, что оно хорошо организованно и полностью поддерживает проекты СО. Болгария подписала меморандум о взаимопонимании с Австрией, Данией, Голландией, Швейцарией, и соглашение страны-участника с Экспериментальным углеродным фондом Мирового банка.

Министерству окружающей среды Болгарии удалось объяснить основным потенциальным участникам торговли выбросами преимущества этого механизма. На уровне правительства (Премьер-министр, министерство энергетики, министерство финансов), промышленности (с помощью Торговой Палаты и профессиональных ассоциаций) и населения существует понимание выгоды от проектов СО и торговли ЕУК. Это убеждает в том, что разработчики проектов осведомленны о своих углеродных активах как дополнительном источнике финансирования.

Основными покупателями болгарских углеродных квот являются Австрия, Дания и Нидерланды. В рамках программы ERUPT было подписано четыре контракта на покупку сокращений выбросов, которые предполагают модернизацию систем централизованного теплоснабжения в некоторых городах страны с переходов на использование когенерационных установок. На реке Вача была построена крупная гидроэлектростанция, контракт на покупку сокращений выбросов этого проекта был подписан с Австрийским правительством. Дания подписала контракт на приобретение сокращений выбросов N2O на химическом заводе Агрополихим.

Энергетический сектор находится на переходном этапе, уходит от централизованной инфраструктуры, которой сопутствуют устаревшие производственные мощности и государственная собственность. Основными задачами являются приватизация и/или выведение из производства устарелых мощностей, обеспечение открытости рынка электрической энергии и повышение эффективности системы централизованного теплоснабжения.

Статус проектов

Количество

Объем до 2012 [MtCO2e]

Контракты, подписанные с Болгарскими компаниями

9

6,8

Утвержденные проекты СО

16

8,7

Проекты, получившие письма поддержки/утв.

27

17.2

Проекты СО, которые находятся на

23

15.5

 

 

 

Значительным шагом в реформировании структуры энергоснабжения стало утверждение в 2004 году благоприятных тарифов для возобновляемой энергетикии и когенерации. На это бы не повлияло введение новой системы зеленого сертифицирования в июле 2006 года, однако, Государственный комитет регулирования энергетики и водных ресурсов издал указ о перенесении срока ее внедрения на 2010 год, ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры.

После запланированного закрытия Болгарией в 2007 году атомной электростанции Козлодуй, мощностью 3 420 МВт, для возобновляемой энергетики освободится еще больше пространства для развития. Такая ситуация несет в себе некоторый сложности, поскольку по оценкам страна будет нуждаться в 2800 МВт электроэнергии. Вот почему, болгарское правительство дало зеленый свет строительству новой атомной электростанции в Белене, мощностью больше 2 000 МВт. Недостающая мощность будет компенсирована теплоэлектростанциями и возобновляемыми источниками энергии. В качестве альтернативы возможно использование бурого угля.

Ведутся дискуссии относительно уровня ограничений согласно плану распределения разрешений на выбросы и директивы о проектных квотах, а также проводится анализ их влияния на проекты СО. Так как основной потенциала СО связан с проектами по возобновляемой энергии и энергетической эффективности, которые прямо или опосредовано влияют на энергетический сектор. После внесения изменений в законодательство новым проектам будет достаточно сложно получить письмо одобрения. Хотя в национальном плане предусмотрен резерв для проектов СО, учтены в основном уже одобренные проекты.

Основной потенциал проектов СО такого типа как переход от жидкого топлива к газу, энергетическая эффективность жилых помещений, системы централизованного теплоснабжения, улавливание метана на свалках и поглощение углерода в лесном хозяйстве.



Тип проекта (PDD)

Количество

Объем до 2012 [MtCO2e]

Энергоэффективность

14

6.3

Возобновляемая энергетика

5

2,4

Промышленные процессы

2

4,5

Отходы

1

1,5

Свалочный газ

1

0,77

следующая страница >>
Смотрите также:
Углеродные рынки в мире
415.54kb.
3 стр.
Формирование тарифной политики и определение вариантов распределения квот на воду и энергетические ресурсы, обеспечивающих устойчивое развитие промышленности большого города
337.3kb.
2 стр.
1. Понятие и характеристики всемирного хозяйства
405.07kb.
3 стр.
Рынки в урумчи
53.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100. 68 «Экономика» Магистерская программа «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг»
266.8kb.
1 стр.
Программа дисциплины Мировые фондовые рынки для направления 080100,68 Экономика подготовки магистра
151.75kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики о рекламе в редакции Законов кр от 30 ноября 1999 года n 134, 25 июля 2002 года n 130
371.38kb.
1 стр.
Рынки депозитарных расписок в сша, Аргентине и Китае
176.76kb.
1 стр.
1. Внутренние рынки труда
43.46kb.
1 стр.
Рак в мире: факты и цифры, 2007 г. Примерные оценки числа новых случаев рака во всем мире, 2007 г. Во всем мире
1625.2kb.
9 стр.
Новый ra он изменился, но остался верен себе. «Тойота Мотор Казахстан» представил на рынки Казахстана и Кыргызстана Toyota rav4 нового поколения
70.75kb.
1 стр.
Деловой завтрак “ Продвижение компаний на глобальные рынки: Лондон трамплин для международной экспансии”
12.26kb.
1 стр.