Главная
страница 1
ПРОЕКТ

Резолюция Всероссийского Съезда учителей информатики

Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 24-26 марта 2011 г.

Всероссийский Съезд учителей информатики — первый съезд преподавателей информатики в истории России — созван по инициативе Ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, вице-президента РАН академика В.А. Садовничего при единодушной поддержке профессорско-преподавательского состава факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Целью созыва Съезда является анализ 25-летнего опыта преподавания общеобразовательного курса информатики в отечественной школе, оценка современных проблем школьной информатики и обсуждение перспектив развития предмета в связи с переходом к новым образовательным стандартам.

На Съезд прибыли 958 участников из 71 субъекта Российской Федерации и из других государств: Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана. В работе Съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов, научные сотрудники, специалисты по педагогике и методике преподавания информатики и ИКТ, руководители образовательных учреждений и представители органов управления образованием. В адрес Съезда поступили 420 тезисов докладов. На заседаниях 5 секций Съезда заслушан в общей сложности 91 доклад. Участники Съезда обменялись мнениями о проблемах школьной информатики и перспективах её развития на 8 круглых столах.

В ходе состоявшихся дискуссий были высказаны различные мнения по актуальным вопросам развития школьной информатики в России. При этом все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского, преподавательского, научного и бизнес-сообщества на благо развития образования и науки в области информатики в России XXI века.

1. Съезд подчеркивает, что информатика:

о представляет собой стратегически важное направление науки и практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, профессионального образования всех уровней и подготовки научных кадров;

о обеспечивает научную базу для формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях;

о в качестве фундаментальной науки стала ключевой составляющей всей системы научного познания.

2. Съезд подчеркивает, что образование в области информатики есть:

о важнейший и необходимый компонент развития личности, представляющий собой системообразующий фактор понимания законов мироздания, основу взаимодействия с окружающим миром, интеллектуального и творческого развития, подготовки к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

о стратегический ресурс инновационного развития России в условиях модернизации, что многократно доказано отечественным и всемирным историческим опытом;


  1. Съезд считает недопустимым факт отсутствия в новых стандартах начального и основного общего образования и в проекте ФГОС для старшей школы информатики как самостоятельного и обязательного для изучения общеобразовательного предмета.

  2. Съезд считает, что только учитель информатики может дать системный взгляд на информатику как науку, а также отмечает, что нельзя сводить информатику только к изучению программных продуктов, однако обучать компьютерным технологиям может и должен учитель информатики.

  3. Съезд обеспокоен несоблюдением в части преподавания информатики в средней школе одного из принципов образовательной деятельности — единого образовательного пространства — и отсутствием условий для его формирования, что выражается в отсутствии единых учебных планов, учебно-методического, программного, кадрового и материально-технического обеспечения, соответствующего современному образовательному процессу. Это приводит к неоднородности уровней подготовки выпускников средней школы.

  4. Съезд подчеркивает, что прямое негативное влияние на качество школьного образования в области информатики оказывают:

о сокращение количества или отсутствие часов, отводимых учебными планами на изучение информатики и ИКТ, особенно в начальной и средней школе;

о нарушение на уровне федеральных учебных планов принципов преемственности и непрерывности образовательного процесса по отношению к изучению информатики;

о отсутствие ЕГЭ по информатике в перечне обязательных вступительных испытаний в вузах, готовящих ИТ-специалистов.

7. Съезд отмечает, что отрицательное влияние на качество образования по всем школьным


предметам оказывают:

о непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы региона, школы, учителя, а также недостатки при введении новой системы оплаты труда;

о совмещение в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительного испытания;

о публикация демонстрационного варианта ЕГЭ, поскольку это приводит к тому, что перечень реально изучаемых в школах вопросов программы фактически сужается только до вопросов, фигурирующих в демонстрационных вариантах ЕГЭ.

8. Съезд обращается к Министерству образования и науки РФ с просьбой:

о пересмотреть новые стандарты начального и основного общего образования и проекта ФГОС для старшей школы ввиду безотлагательной необходимости:

- включения информатики и ИКТ в систему общего образования как самостоятельного и обязательного предмета, изучаемого на базовом или профильном уровне;

- обеспечения непрерывности и преемственности изучения общеобразовательного курса информатики и ИКТ на всех ступенях школьного образования начиная со второго класса;

о официально разъяснить возможность занятия педагогических должностей лицами, имеющими высшее профессиональное образование и достаточный опыт педагогической работы, но не имеющими педагогического образования;

с оптимизировать и обеспечить процесс целевой закупки программного и аппаратного обеспечения, оставив за школой выбор программного обеспечения и языка программирования для изучения на уроках информатики из утвержденного набора;

о отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний;

о изменить действующий принцип использования результатов ЕГЭ при оценке работы региона, школы, учителя;

о не публиковать демонстрационный вариант ЕГЭ, а публиковать на сайте ФИПИ все варианты прошлых лет с решениями;

о при переходе к компьютерной форме сдачи ЕГЭ по информатике сохранить возможность выбора языка программирования (не менее четырех языков);

о

предусмотреть для выпускников с ограниченными возможностями здоровья создание специальных условий для сдачи ЕГЭ и ГИА (вплоть до дистанционной формы).



9. Съезд считает впредь обязательным при разработке и утверждении новых образовательных
стандартов:

о проведение предварительного конкурса концепций с обеспечением широкой профессиональной экспертизы и общественного обсуждения;

о организацию в соответствии с концепциями, победившими в конкурсе, разработку ФГОС, их последующие профессиональную экспертизу, общественное обсуждение и апробацию в условиях массовой педагогической практики.

10. Съезд считает необходимым:

о развитие сложившейся системы работы с одаренными в области информатики детьми в виде движения энтузиастов — ученых, преподавателей вузов, школьных учителей и работников системы дополнительного образования;

о дальнейшее развитие системы олимпиад и конкурсов школьников;

о создание на федеральном уровне системы государственной поддержки одаренных детей и работающих с ними энтузиастов;

о обеспечение государственного уровня реализации особых условий обучения информатике и ИКТ детей с ограниченными возможностями здоровья как иногда единственной основы их возможной успешной социализации.

11. Съезд считает важным:

о повысить государственный статус учителя, включая восстановление на уровне государственной власти отношения к профессии учителя как к государственной миссии, а не к деятельности в сфере потребительских услуг;

о довести заработную плату учителя до уровня, соответствующего его государственному статусу и мере ответственности, возложенной на него обществом;

о рассматривать образование в области информатики в средней школе как важнейшую общественную и государственную функцию, которую осуществляет отдельно взятый учитель, а ответственность за предоставление условий для исполнения которой несут государственные органы управления образованием;

о улучшить условия труда учителя информатики и ИКТ; повсеместно провести аттестацию рабочих мест и возобновить в соответствии с ее результатами и российским трудовым законодательством компенсационные выплаты за особые условия труда;

о восстановить доплаты учителям информатики и ИКТ за заведование школьными кабинетами вычислительной техники;

о поддерживать и укреплять систему высшего педагогического образования, повышая качество подготовки в педагогических вузах, усиливая в них изучение школьного курса информатики и соответствующую методическую подготовку;

о поддерживать и укреплять систему повышения квалификации учителей информатики и преподавателей педагогических вузов;

о обеспечить выпуск учителей информатики и информационно-коммуникационных технологий в системе высшего педагогического образования.

12. Съезд считает целесообразным создание постоянно действующей Ассоциации преподавателей и учителей информатики, задачами которой должны стать:

о консолидация преподавателей и учителей информатики и ИКТ, создание условий для их профессионального общения и обмена опытом;

о активное участие в обсуждении стратегических проблем образования в области информатики и ИКТ и разработке путей их разрешения;

о обеспечение взаимодействия с ассоциациями преподавателей других предметов общеобразовательного цикла с целью обсуждения общезначимых проблем и выработке по ним согласованных совместных решений;

о обеспечение системного взаимодействия школьных учителей информатики с преподавателями вузов и представителями ИТ-индустрии.

С этой целью Съезд поручает Организационному комитету сформировать инициативную группу будущей Ассоциации преподавателей и учителей информатики.

13. Съезд считает необходимым при создании новых учебников по информатике:

о разработку соответствующей электронной поддержки уроков и методических пособий;

о проведение компетентной и независимой профессиональной и общественной экспертизы всего учебно-методического комплекса (УМК);

о при положительном результате экспертизы обязательное проведение апробации УМК в условиях массовой общеобразовательной школы, в том числе до замены грифа «допущен» грифом «рекомендован»;

о рекомендовать издательствам использовать для проведения экспертиз и апробаций УМК возможности Ассоциации преподавателей и учителей информатики.

14. Съезд:

о подтверждает востребованность инициативы МГУ имени М.В.Ломоносова по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной основе;

о постановляет созвать следующий Всероссийский Съезд учителей информатики через 3-5 лет и поручает Организационному и Программному комитетам настоящего Съезда провести для этого необходимую подготовительную работу;

о обращается к МГУ имени М.В.Ломоносова с предложением стать одним из координаторов всестороннего обсуждения хода модернизации школьного образования в рамках программы «МГУ — школе».



  1. Съезд призывает всех преподавателей и ученых в области информатики принять активное участие в открытом обсуждении проектов закона «Об образовании в РФ» и ФГОС и выразить свою профессиональную позицию.

  2. Съезд приглашает редакции педагогических и методических изданий, а также средства массовой информации к сотрудничеству в распространении идей и документов Съезда, а также к обсуждению предложений по реформированию российского школьного образования в области информатики в соответствии с отечественными традициями.

  3. Съезд поручает Организационному комитету Съезда на основе данной резолюции подготовить замечания и предложения к проекту ФГОС и направить их в Министерство образования и науки Российской Федерации.

  4. Съезд поручает Организационному комитету Съезда опубликовать настоящую Резолюцию на сайте Съезда и профильных изданиях, а также подготовить и издать материалы Съезда.

  5. Съезд поручает Организационному комитету Съезда направить настоящую Резолюцию в образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации.

Председатель Программного комитета Съезда Л.Н.Королев

Секретарь Съезда К.Б.Мурашкина


Смотрите также:
Проект резолюция Всероссийского Съезда учителей информатики
90.19kb.
1 стр.
Резолюция 2-го съезда детских урологов-андрологов России. Московская область, Нахабино, февраль 2011г. 1
23.08kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей математики, физики и информатики мо лицей №1 за 2011 2012 учебный год
314.99kb.
3 стр.
В настоящее время курс «Основы искусственного интеллекта» является базовым при подготовке учителей информатики по специальности 030100. 00 информатика
788.06kb.
6 стр.
Отделпоинформационн о-аналитическойработ е
40.28kb.
1 стр.
О. В. Савинова – председатель тверского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания
239.14kb.
1 стр.
Совет народных комиссаров рсфср
65.85kb.
1 стр.
Резолюция III съезда некоммерческих организаций России
806.13kb.
8 стр.
Почвоведы России посетили донские черноземы
12.38kb.
1 стр.
Резолюция I съезда коренных народов Баренцева региона
31.5kb.
1 стр.
Моу сош пгт. Новокручининский Рассмотрено: на заседании мо учителей математики и информатики
145.73kb.
1 стр.
Программа за год выполнена в полном объеме. Результатом деятельности педагогов стали следующие показатели учителей математики
424.48kb.
3 стр.