Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа
Новомалыклинского района Ульяновской области
Рассмотрено
на заседании методического
объединения учителей естественно-гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «31» августа 2012 года
Руководитель методического объединения: _______
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________Васина Т.Н.
от «03» сентября 2012 года
|
Утверждаю
Директор школы
________А.В.Долгова
Приказ № ________
от «03» сентября 2012 г.
|
Рабочая программа
по истории
на 2012 – 2013 учебный год
7-9 класс
Составитель:
учитель истории
Елифанкина Ольга Михайловна
первая квалификационная категория
с. Нижняя Якушка 2012 год
Раздел VII. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся по Новой истории 7 класс
№
модуля
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
|
Виды
контроля, измерители
|
Планируемые
результаты
освоения
материала
|
Дом.
задание
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
I блок «Мир в начале нового времени» (14 ч.)
|
1.
|
От Средневековья к Новому времени
|
1
|
Вводный
|
Беседа
|
Вопросы
|
Использовать ранее изученный материал; анализировать источники
|
с. 4-7
|
|
|
2.
|
Технические открытия и выход к Мировому океану
|
|
Урок изучения нового материала
|
Работа по карте, беседа, работа по учебнику
|
Тест
|
Работать с картой (показывать маршруты путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы
|
§ 1
|
|
|
3.
|
Великие географические открытия в начале XV- начале XVI вв.
|
1
|
Комбинированный
|
Самостоятельная работа с текстом, беседа, работа по карте
|
Тест
|
Знать последствия географических открытий, уметь характеризовать деятельность конкистадоров
|
§ 2
|
|
|
4.
|
Абсолютизм в Европе
|
1
|
Лабораторное занятие по учебнику и документу
|
Составление схем; составление устного рассказа по сюжету, беседа
|
Тест
|
Объяснять значение абсолютизма для развития общества
|
§ 3
|
|
|
5.
|
Дух предпринимательства преобразует экономику ( Торговый и мануфактурный капитализм. – антикоррупция)
|
1
|
Комбинированный
|
Решение творческих задач, работа с терминами
|
Тест
|
Устанавливать причинно-следственные связи, объяснять процесс модернизации в Европе в XVI-XVII вв.
|
§ 4
|
|
|
6.
|
Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь.
|
1
|
Урок-семинар
|
Дискуссия, презентация,
беседа
|
Тест
|
Уметь представлять сословия европейского общества, называть условия их жизни
|
§ 5-6
|
|
|
7.
|
Великие гуманисты Европы
|
1
|
Комбинированный
|
Работа по учебнику, беседа,
|
Тест
|
Сравнивать особенности развития культуры разных периодов, делать выводы
|
§ 7
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. По новой истории 8 класс
№урока
|
Тема раздела, урока
|
Кол-во
часов
|
дата
проведения
|
материалы и
оборудование
|
основные термины
и
понятия
|
Домашнее
задание
дом.
задание
|
Примечания
|
|
Раздел № 1: Мир в первую половину XIX века 14 часов.
|
Тема 1: Становление индустриального общества 5 часов
|
1
|
Индустриальная революция
|
1
|
|
Иллюстрации, презентация по теме
|
промышленный переворот, монополизм
|
§ 1-2.
|
|
2
|
Индустриальное общество
( промышленный переворот- антикоррупция)
|
1
|
|
иллюстрации
презентация по теме
|
урбанизация, миграция, индустриализация, модернизация
|
§ 3—4.
|
|
3
|
Наука в XIX в.
|
1
|
|
Иллюстрации, презентация по теме
|
либерализм, социализм, анархизм, консерватизм
|
§ 5-6
|
|
4
|
Искусство XIX в.
|
1
|
|
иллюстрации, фотографии
презентация по теме
|
романтизм, реализм, натурализм, ампир, академизм
|
§ 7-8.
|
|
5
|
Либералы, консерваторы, социалисты.
|
1
|
|
фотографии, презентация по теме
|
либерализм, социализм, анархизм, консерватизм
|
§ 9-10
|
|
Тема 2: строительство новой Европы 9ч
|
6
|
Образование наполеоновской империи
|
1
|
|
карта «Европа с 1799 по 1815гг.» презентация по теме
|
империя, коалиция, реквизиция, первый консул
|
§11
|
|
7
|
Падение империи Наполеона
|
1
|
|
карта та же, иллюстрации презентация по теме
|
континентальная блокада, легитимность, Бурбоны, Ватерлоо
|
§ 12.
|
|
8
|
Англия в первой половине XIX в.
|
1
|
|
карта «Европа в 19в.»
презентация по теме
|
чартизм, «гнилые местечки»
|
§ 13.
|
|
9
|
Франция в первой
половине XIX в.
|
1
|
|
карта та же
презентация по теме
|
Реставрация, Июльская монархия
|
§ 14.
|
|
10
|
Франция в 1848-1 870 гг.
|
1
|
|
карта та же
презентация по теме
|
Вторая республика, Вторая империя
|
§ 15.
|
|
11
|
Германия в первой
половине XIX в.
|
1
|
|
карта та же
презентация по теме
|
кайзер, канцлер
|
§ 1 6.
|
|
12
|
Италия в первой половине XIX в.
|
1
|
|
карта та же презентация по теме
|
республиканцы, карбонарии,
|
§ 17.
|
|
13
|
Франко-прусская война. Парижская коммуна
|
1
|
|
карта та же презентация по теме
|
Парижская коммуна,
мобилизация, оппозиция, реванш,
|
§ 18.
|
|
14
|
Обобщение по теме «Мир в первую половину XIX в.»
|
1
|
|
тест
|
См. выше
|
§1-18
|
|
Учебно-тематическое планирование
по Новейшей истории
9 класс
Кол-во часов
|
№
урока
|
Тема
урока
|
Кол-во
ча-
сов
|
Тип урока
|
Понятия
|
Виды
контроля, измерители
|
Планируемые
результаты
освоения
материала
|
Дом.
задание
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
|
1.
|
1.
|
Новейшая история как историческая эпоха.
|
1
|
Вводный
|
Новейшая и современная история
|
Вопросы
|
Знать периодизацию новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Характеризовать основные события и вехи XX века, достижения и проблемы
|
§ 1-2 (А)
|
|
|
СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1900- 1918 г.г. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (3 часа)
|
2.
|
1.
|
Политическое устройство мира. Развитие политической коррупции.
|
1
|
Изучение нового материала
|
Монополистический капитализм, империализм, Антанта, Тройственный союз, лоббист, лоббистская деятельность
|
КИМ
|
Определять предпосылки глобальных конфликтов; выявлять особенности модернизации в начале XX в.; характеризовать страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеров и догоняющих. Знать предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия, неравномерность экономического развития. Выявлять новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами.
|
§ 3-4 (А)
|
|
|
3/4.
|
2/3.
|
Первая мировая война (причины, ход, итоги)
|
2
|
Урок-презентация
|
Блицкриг, аннексия, позиционная война, контрибуция
|
КИМ
|
Определять причины, цели, характер, основные фронты, этапы и сражения I мировой войны. Знать Версальско-Вашингтонскую систему и ее противоречия. Характеризовать новое соотношение сил между великими державами и причины неустойчивости новой системы международных отношений.
|
§ 6-8 (А)
|
|
|
ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ (6 часов)
|
5.
|
1.
|
Новая карта Европы. Версальско– Вашингтонская система
|
1
|
Комбинированный
|
«Тайная дипломатия»,
«14 пунктов», репарации,
Лига Наций
|
КИМ
|
Характеризовать изменения в расстановке политических сил в странах Европы; выявить роль Интернационала в международной политике в 1920-е гг. Проводить сравнительный анализ революций в Германии, Австрии, Венгрии
|
§ 9 (А)
|
|
|
6/7.
|
2/3.
|
Страны Европы и США в 1924– 1939 гг.
|
2
|
Урок-лекция
|
Комм. интернационал «новый курс», народный фронт, интернациональные бригады
|
КИМ
|
Определять причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Характеризовать Великую депрессию. Оценивать деятельность Ф. Рузвельта и его «Новый курс». Иметь представление о британской и французской модели борьбы с экономическим кризисом.
|
§ 11-12 (А)
|
|
|
8.
|
4.
|
Зарождение фашизма и нацизма
|
1
|
Комбинированный
|
Фашизм, антисемитизм, рейхсканцлер, авторитаризм, тоталитаризм
|
КИМ
|
Определять и объяснять свое отношение и оценку к формированию тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. Характеризовать особенности итальянского, германского и испанского фашизма. Знать условия утверждения и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Определять сущность гражданской войны в Испании (1936—1939 )
|
§ 10 (А)
|
|
|
Урок в 7-м классе
"Дух предпринимательства преобразует экономику" ( торговый и мануфактурный капитализм)
Цели и задачи урока:
Сформировать у учащихся представление о методах и формах накопления капитала в Западной Европе в XV-XVI веках, тем самым показать перемены, происходящие в образе жизни европейцев раннего нового времени
Дать представления о явлениях коррупции в период формирования торгового и мануфактурного капитализма.
Умение анализировать информационный материал в поисках решения исторической задачи
Развивать коммуникативные навыки и творческий подход в реализации задания
Основной терминологический материал: рост цен, деньги, капитал, рынок, монополия, биржа, банк, мануфактура, капитал, коррупция, протекционизм
Оборудование урока: учебник "Новая История. 1500-1800" - Юдовская А.Я. и др., "Просвещение"
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Виды ученической деятельности: вопросно-ответная деятельность, выдвижение гипотез, формулирование выводов, самостоятельная работа.
Ход урока
I. ПОСЛЕДСТВИЯ РОСТА ЦЕН
Великие географические открытия способствовали обогащению европейцев - драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре они обнаружили обратную отрицательную сторону лёгкого и быстрого обогащения.
Пришлось европейцам думать, как сохранить и приумножить свои богатства. Выход они нашли простой - НАДО ДЕНЬГИ (БОГАТСТВО) ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ.
Место, где деньги работают вам всем хорошо известно - это РЫНОК:
В любом городе мира с давних времён существует место, куда люди приходят ежедневно. Каждый из них занимается своим ремеслом - кто-то хлебороб, кто-то сапожник, кто-то пекарь, кто-то животновод и т.д. Все они в совершенстве знают своё дело, но нуждаются в том, что делает другой. Поэтому встречаются и обмениваются плодами своего труда, превращаясь в продавцов и покупателей. Между ними возникают жаркие споры, каждый доказывает, что его товар самый лучший и заслуживает наибольшего вознаграждения. В конечном итоге торг завершается сделкой - в обмен на свой товар они получают -
Сделайте самостоятельный вывод о том, что собой представляет рынок (на основании блиц-опроса в тетради формулируется ответ)
II. ТРИ СПОСОБА ОБОГАЩЕНИЯ
Первоначально именно с помощью рынка европейцы заставляли работать деньги. Все, кто приходил на рынок и хотел вернуться домой с прибылью вели бойкую торговлю под лозунгом "КУПИТЬ ПОДЕШЕВЛЕ - ПРОДАТЬ ПОДОРОЖЕ". Но не у всех это получалось хорошо. Многие так и оставались продавцами розничной или мелкооптовой торговли, но были и удачливые предприниматели, для которых торговля стала дорогой к сказочным богатствам.
(зачитывается отрывок "Век Фуггеров")
Учитель
Назовите способы, с помощью которых Фуггеры добились такого могущества (на основании блиц-опроса в тетради формулируется ответ в тетради) какими новыми формами пользовались предприимчивые дельцы для максимального извлечения прибыли
(ответ записывается в тетради на основе рассказов учащихся - проверка д/з)
ТРИ СПОСОБА ОБОГАЩЕНИЯ торговля ростовщичество производство
Торговые компании Монополии Биржи Банки Мануфактуры
III. ЭПОХА КАПИТАЛИЗМА
(формулируются выводы в форме схемы на основе текста, который учитель читает, а учащиеся вставляют необходимые по смыслу слова)
Таким образом, предприимчивые европейцы нашли выход из той ситуации, когда Великие географические открытия спровоцировали в Западной Европе РОСТ ЦЕН.
Они заставили работать ДЕНЬГИ и, работая, в торговле, в банке или на мануфактуре, ДЕНЬГИ превратились в КАПИТАЛ
С появление и активным развитием капитала в жизни европейцев происходят важные перемены, в корне меняющие их образ жизни - их желания и направленность действий. Если раньше они трудились, чтобы накопить как можно больше богатства (денег), то теперь они стремились найти выгодное им применение. Хранить деньги в сундуках стало бессмысленным разорительным делом. Для благополучия и процветания необходимо было найти прибыльный способ обогащения. Так в Западной Европе в XV-XVI веках наступает НОВОЕ ВРЕМЯ или эпоха КАПИТАЛИЗМА
Элементы содержания по антикоррупционной проблематике: новации в образе жизни, характере мышления в этот период
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕСоставить исторический кроссворд из новых слов-терминов: рост цен, деньги, капитал, рынок, монополия, биржа, банк, мануфактура, капитал.
Мини-эссе на тему "Если бы у меня был капитал:" (устный вариант ответа)
Урок в 8 классе
УРОКИ 2—3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема уроков, план уроков, возможная личностно значимая проблема
|
Индустриальная революция: достижения и проблемы
1. Как завершился промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества ( элементы стандарта, в которые включена тематика связанная с коррупцией2. Переворот в средствах транспорта. 3. Экипаж без лошадей. 4. «Страна на колесах». 5. Дороги, мосты, туннели. 6. Первые полеты человека. Военная техника. 7. Новые источники энергии. 8. «Превратить ночь в день». 9. Революция в средствах связи. 10. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма. Экономический кризис — регулятор стихийного рынка. 11. Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий.
Возможная личностно значимая проблема: безудержное развитие технического прогресса может привести к экологическим и военным катастрофам, поэтому развитие техники и новых технологий должно находиться под контролем гуманистически ориентированного общественного мнения
|
Планируемые результаты изучения материала
|
Учащиеся знают основные черты индустриального общества (классического капитализма); знакомятся с основными достижениями технического прогресса; объясняют причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; осознают связь между промышленной революцией и концентрацией производства; понимают различия между корпорацией и монополией и характеризуют формы слияния предприятий, знакомятся с элементами содержания по антикоррупционной проблематике: Американские железные дороги
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
|
Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемные и познавательные задания: 1. Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и экологические проблемы? 2. Как вы думаете, почему капитализм свободной конкуренции перерастает в конце XIX в. в капитализм монополистический?
Форма урока: урок-конференция или работа в малых группах (первые 9 пунктов плана) и лекция (10й и 11й пункты плана).
Приемы деятельности учителя: организация и руководство конференцией, обобщение сообщений учащихся и обсуждение проблемы, лекция (о новых явлениях в экономической жизни общества), эвристическая беседа (о формах слияния корпораций), руководство решением познавательного задания
|
Развитие умений учащихся
|
Умения делать сообщения, используя межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии; слушать товарищей и анализировать их сообщения; решать проблемы
|
Основные понятия и термины
|
Промышленный переворот, дирижабль, капитализм, экономический кризис перепроизводства, корпорация, картель, синдикат, трест, концерн, империализм, коррупция,
|
Источники информации: школьные и внешкольные
|
Учебник, § 1—2. Рабочая тетрадь. Карты: «Начало промышленного переворота в Англии», «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров; Г. Уэллс.Человек-невидимка. Война миров
|
9 класс
Урок 2 Политическое устройство мира. Развитие политической коррупции.
Проверка домашнего задания:
1. Назовите промышленно-технологические революции в истории человечества
2. В чём суть второй промышленно-технологической революции? Каковы её причины?
3. Вопросы и задания № 1,2.
4. Составьте рассказ по карте у доски по темам:
- причины экономического роста США и Германии в начале XX века;
- экономическое развитие Великобритании и Франции;
-чем отличалось экономическое развитие Австро-Венгрии и Италии от других стран?
5. Дайте определение: модернизация, индустриализация, технологическая революция,
империализм, монополия, финансовый капитал, финансовая олигархия.
6. Запишите в тетрадь определение
Рантье-человек, живущий на процент с отдаваемого в ссуду капитала или на доходы
от ценных бумаг(акций, облигаций).,
( основные термины по коррупции)
лоббизм – система организаций и агентов крупного бизнеса при законодательных органах власти, имеющих целью оказание давления на законодателей и чиновников
лоббист- физическое лицо, которое имеет право заниматься лоббистской деятельностью или предприятие, учреждение, организация, внесенное в список лоббистов в установленном законом порядке.
Лоббистская деятельность – возмещенные действия лоббистов, направленные на осуществление влияния в сфере изменения, дополнения правовых актов или признание их недействительными актами, на принятие или неприятие новых правовых актов. Целью такой деятельности является превращение в жизнь интересов заказчика с соблюдением личных прав или общественных и государственных интересов
План новой темы
1. Направления развития демократизации.
2. Партии: определение, типология, основные признаки. Развитие политической коррупции
3. Динамика развития политической борьбы на рубеже XIX-XX веков.
4. Социалистическое движение.
5. Либералы у власти.
1. Демократизация - общемировая тенденция на рубеже XIX-XX веков.
Направления развития демократизации
|
Примеры проявления этих направлений в политической жизни стран
|
Расширение полномочий представительных органов власти - парламентов
|
1. В США с 1913г. верхняя палата Конгресса-Сенат-стала избираться всеобщим голосованием
2. В Великобритании либералы добились ограничения прав палаты лордов- с 1911г. лорды отстранялись от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет.
|
Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов
|
На рубеже веков по конституциям Германии, Франции, Испании, по избирательным законам Великобритании, Бельгии, России, Австро-Венгрии, Швеции, Португалии, Италии и др.-введено всеобщее избирательное право ( по мнению современников). Им обладали имущие грамотные мужчины-30-40% населения.
1946г.- во Франции женщины получили избирательные права
|
Снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.
|
Перестали действовать запреты на деятельность социалистических партий (Германия, Италия)
|
2. Партия - добровольная общественно-политическая организация, созданная
и действующая на идеологической основе, ориентированная на завоевание
либо соучастие во власти на государственном уровне.
Типология партий
|
Примеры
|
По типу руководства
|
Партии с коллективным, единоличным и харизматическим (партии вождистского типа) руководством
|
По характеру идеологии
|
Социалистические, консервативные, либеральные, религиозные, национальные.
|
По степени радикализма
|
Радикальные(крайне левые, крайне правые), умеренные, центристские
|
По отношению к власти
|
Партии власти, оппозиционные
|
Основные признаки партий
- борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;
- наличие структуры организации;
-наличие программы и устава;
-наличие аппарата управления;
- партия - носитель определённой идеологии;
- наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;
- постоянство, долговременность существования по сравнению с политическим движением.
Многопартийность является одним из основных условий демократичности политической системы. Определяющей для демократического процесса является тесная связь политических партий с широкими социальными силами, выражение партиями интересов этих сил и народных масс в целом.
Развитие политической коррупции
3. Динамика развития политической борьбы на рубеже XIX-XX веков.
В конце XIX века политическая борьба проходила по линии консерваторы-либералы,
монархисты- республиканцы; первые выступали за сохранение традиций и порядка, вторые - за свободу
и равенство.
В начале XX века политическая борьба определялась противостоянием буржуазных и
социалистических партий, капитализма и социализма.
4. Социалистическое движение.
Интернационал
(Международное Товарищество Рабочих – МТР)
|
Хронологические рамки существования
|
События, задачи…
|
Итоги
|
Первый
|
1864 - 1876
|
1. Сплочение сил международного пролетариата
2. Создание рабочих партий для самостоятельной политической борьбы за победу социалистической революции.
|
Марксизм стал самым влиятельным направлением в международном рабочем движении
|
Второй
|
1889 - 1914
|
1. Стал отмечаться день международной солидарности трудящихся – 1 Мая.
2. Положено начало интернациональной федерации рабочих партий и профсоюзов.
3.Формирование двух направлений в социал-демократии:
-умеренное реформистское крыло
(программа 1891г. германской социал-демократии принятая в Эрфурте):парламентские формы борьбы;
-леворадикальное крыло: отрицание реформ, ставка на социальную революцию.
|
В начале XX века социалистические и рабочие партии большинства европейских стран стали массовыми парламентскими партиями.
В 1914г. внутри II Интернационала произошёл раскол по вопросу отношения партий к I Мировой войне.
|
Национализм – идеология и политика, основа которых идеи национальной исключительности,
национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общности.
Каковы были отличительные черты национализма в Европе в начале XX века?
5. Либералы у власти (для самостоятельного разбора)
Какие силы пришли к власти в начале XX века во многих европейских странах и США?
Почему Германии не удалось в начале века провести либеральные реформы?
Домашнее задание:
Читать параграф 3.
Ответить на вопросы 2, 3, 4, 8.
Повторить складывание военных блоков накануне I Первой Мировой Войны, причины и повод к войне.