Главная
страница 1
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Генцена.

Факультет философии человека, кафедра теории и истории культуры

2004
Рабочая программа курса
Источниковедение культуры

Курс "Источниковедение культуры" опирается на фундаментальный курс "Источниковедение: история, теория и метод", который был разработан кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. В настоящем курсе представлены основные принципы и методы источниковедения, приемы источниковедческого анализа и синтеза, и представляет собой одну из ветвей развития источниковедения как научной дисциплины.

В результате изучения курса студенты

- должны знать теоретические основы системного изучения предметов, созданных в процессе целенаправленной человеческой деятельности, как явлений культуры своего времени; знать основные социальные функции вещи, возникающие в связи с целями и условиями ее создания и бытования в различных общественных системах;

- уметь ориентироваться в исторических источниках, знать важнейшие виды исторических источников и свойства этих видов;

- овладеть системой методов поиска необходимой информации о функционировании вещественных источников; приемами получения надежной и достоверной информации о вещах, их функционировании, их бытовании в социально-культурной среде;

- познакомиться с методами интерпретации этой информации в соответствии с целями своего исследования; уметь применять научные методы получения, обработки источниковедческой информации, ее интерпретации и реконструктивного анализа на материале исторических источников.

Тематический план



Название темы

кол-во часов







лекции

практика

1. Источниковедение как учебная дисциплина

2




2.Виды источников по изучению культуры

4

2

3. Теоретическое источниковедение

4

2

4. Практическое источниковедение

2

2

5.Проблемы реконструкции исторических форм культуры

2

2

Итого

14

10










Тема 1. Источниковедение культуры как учебная дисциплина
История становления источниковедения культуры в европейской и русской науке. Общее источниковедение и специальное источниковедение культуры. Предмет источниковедения культуры. Структура источниковедческого знания. Роль источниковедения в исследовании историко- культурных феноменов и процессов.
Тема 2.Виды источников по изучению культуры
Типы исторических источников: письменных, вещественных, устных. Общая классификация источников по изучению культуры. Археологические источники, эпиграфика. Этнографические источники. Мифология, фольклор как исторический источник. Документальные источники. Лингвистические источники. Картография истории культуры. Статистика. Ономастика. Современные массовые и уникальные источники культуры.
Тема 3. Теоретическое источниковедение культуры
Изучение закономерностей формирования культурологических источников. Структура и свойства информации в источнике. Определение принципов и систематизации источников. Методические аспекты изучения, интерпретация и использование источников. Методологические аспекты изучения, интерпретации и использования источников. Эволюция источников изучения культуры. Значение современной прессы, публицистики, кинофотодокументации, произведений искусства в познании историко-культурных процессов и форм существования культуры.
Тема 4. Практическое источниковедение культуры
Практика выявления, сбора, изучения и использования культурологических источников. Формирование навыков работы с разнообразными источниками на этапах поиска. Выявления источников. Их критики, обработки и применения. Особенности прочтения источниковедческих текстов и установления их соответствия культурной эпохе.
Тема 5. Проблемы реконструкции исторических форм культуры
Понятие «историческая реконструкция» Характер реконструкции. Степень достоверности и пределы реконструкции. Средства и методы реконструкции. Понятие «историческая реконструкция». Характер реконструкции. Степень достоверности и пределы реконструкции. Средства и методы реконструкции. Понятие «Памятник культуры». Возможности историко-культурных менталитетов.
Вопросы для итоговой аттестации
Исторический источник как след реальности культуры

Роль субъективного начала в источнике

Проблема достоверности источника

Характеристика методов источниковедческого анализа

Типы информации в источнике изучения культуры.

.Исторический источник как след реальности культуры: типы источников

Роль субъективного начала в источнике на примере хроник, жизнеописаний, литературы (Египет, Греция, Рим, Славинский мир, Древний Китай и др.)

Проблема достоверности источника

Характеристика методов источниковедческого анализа

Типы информации в источнике изучения культуры

Архнологические источники: видя источников (по хронологии), этапы работы с археологическими источниками)

Этнографические источники: виды источников, этапы работы с этнографическими источниками

Этнографический музей как источник информации.

Картографирование памятников культуры как работа с источниками

Мифология и фольклор как исторический источник

Статистические источники: виды источников, методы сбора информации, интерпретационные подходы

Ономастика: виды источников, методы работы и интерпретационные подходы

Эпиграфика: виды источников, методы работы и интерпретационное подходы

Соврменные массовые и уникальные источники культуры: типы, методы работы с ними

Тесктология: характеристика методов работы, круга памятников

Палеолграфия: характеристика методов работы, круга памятников

Димлопатика: характеристика методов работы, круга памятников

Эпиграфика: характеристика методов работы, круга памятников

Критика источника: методы, подходы.

Источники по истории южный и западных славян письменные памятники, материальная культура

Китайский источники: письменные памятники, материальная культура

Египетские источники: письменные памятники, памятники материальной культуры

Источники по истории культуры Месопотамии: письменные памятники, памятники материальной культуры

Источники по истории культуры Руси: письменные памятники, памятники материальной культуры

Библия как исторический источник

Источники по культуре Древнего Рима

Источники по истории культуры Древней Греции.

Исторический источник как объек исторической реконструкции.

Литература




  1. Бржоставская Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных сранах. История и соврменное состояние Уч. Пособие.М. 1971.

  2. Григорьева И.в. Источниковедение новой и новейшей истории стран Западной Европы.Уч.пособие для ВУЗ ов М. 1984.

  3. Звучащий мир: книга о звуковой документалистике. М. 1984.

  4. Источниковедение: история Древнего Востока М. 1984

  5. Кузин А.А., Ромаль Л.М. Кинофотоархивы: Уч. Пособие. М. 1982.

  6. Медушевская О.М. Современное зарубежное источниковедение. М. 1983.

  7. Мнухина Р.С. Источниковедение истории нового и новейшего времени М. 1970.

  8. Справочник. Негосударственные организации культуры Санкт- Петербурга. Спб. 1997

  9. Степанов Ю. С. Контексты: Словарь русской культуры М., 1997

  10. Фарсобин В.в. Источниковедение и его метод: опыт анализа понятий и терминов. М. 1983.




  1. Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири: В 2 т. Т. I. М., 1960; Т. II. М., 1965.

  2. АрциховскийА.В. Древнерусские миниатюры как историческийисточник.М.,1944.213с.

  3. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. 254 с.

  4. Бодрийяр Ж. Система вещей: Пер.сфр..М.,1999.220.с.

  5. Буганов В.И. Разрядные книги последней четверти XV- начала XVII вв. М., 1958.

  6. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб.,1861.Т.1-2.

  7. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях: В 2 т. М., 1918.

  8. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1991 (репринт издания - М., 1905). 652 с.

  9. Западноевропейские купцы и их товары в России XVII века. М., 1992. 140 с.

  10. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб.,1993.351с.

  11. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991..

  12. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография: Пер. с англ. М., 1980. 485 с.

  13. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. III. СПб., 1910-1913.

  14. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985.536с.

  15. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1970.366 с.

  16. Петровская И. Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматическоготеатра.Л.,1971.199с.

  17. Петровская И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры. Л., 1983.318с.

  18. Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей: К истории лицевого летописания.М.,1965.334с.

  19. Русский народ, его обряды, обычаи, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 (репринт издания:М,1880.560с.

  20. Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIIIв.М.,1962.495с.



  1. Тихомиров М. Н. Русская культура Х-ХVII вв. М., 1968.445 с.


Смотрите также:
Рабочая программа курса Источниковедение культуры
67.39kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 8 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
350.52kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 7 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
342.75kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса
303.35kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «источниковедение монголии»
248.47kb.
1 стр.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Источниковедение
105.99kb.
1 стр.
Учебная программа по курсу «Источниковедение» для студентов специальностей «история» и«юриспруденция»
639.27kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы
348.08kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы
352.48kb.
3 стр.