Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Цели и задачи 1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. 2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. 3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой. О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии растительного и животного мира тундры, гербарий.
В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать!
1. Конкурс рисунков. 2. Сообщения учащихся о животных Арктики. 3. Графический диктант. Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
Территория Арктики не имеет коренного населения. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки». О т в е т ы: – + + – ++ ++ – . Учащиеся сдают графический диктант на проверку.
Учащиеся показывают тундру на карте на доске. Учитель. Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как? Ученики. Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. Учитель. Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим с х е м у: ![]() Учитель. Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? Ученики. Растительный мир беден. Учитель. Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на с. 88–89 учебника. Назовите растения тундры. Ученики. Брусника, голубика, морошка, карликовая ива. Учитель демонстрирует гербарий: карликовая береза, карликовая ива, морошка, голубика, мох, лишайники. Учитель. Какая у них наземная часть? Почему? Ученики. Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья. Учитель. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. ![]() Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Тундра забелела, Точно пеленою Всю ее одело.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» на с. 88–89 учебника. Учитель. Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? Ученики. В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень. ![]() Учитель. Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще и подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира? Ученики. У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех. Учитель. Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра и человек» на с. 93–95 учебника. Учащиеся самостоятельно читают. Учитель. Какое основное занятие населения тундры? Ученики. Основное занятие – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. Учитель. Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека? Ученики. От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища. Учитель. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Ученики. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам. V. Закрепление изученного материала. Учащиеся рассказывают о тундре по плану: 1. Географическое положение. 2. Климат. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Деятельность человека. После ответов заполняется пирамида. ![]() Далее учитель предлагает составить 4–5 цепей питания. 1. Растения тундры белая куропатка песец. 2. Мох-ягель северный олень волк. 3. Растения тундры лемминг белая сова. 4. Растения тундры лемминг песец. Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».
Учащиеся читают вывод на с. 96 учебника. Учитель. Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем. Домашнее задание. С. 87–97. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполнить задание 3 (с. 96). Смотрите также: Тундра цели и задачи
58.1kb.
1 стр.
Урок15. Рельеф ашинского района. Цели и задачи урока
51.38kb.
1 стр.
Урок 18 цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности
65.18kb.
1 стр.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота Цели и задачи урока
120.74kb.
1 стр.
А. Волков. Волшебник Изумрудного города (4-й класс) Цели и задачи
71.86kb.
1 стр.
«Природные зоны России тундра»
67.65kb.
1 стр.
Дипломная работа
1407.61kb.
10 стр.
Книга мой лучший друг. ’’ (7 класс) Цели и задачи
71.68kb.
1 стр.
Тема. Тундра. Цель: создать у учащегося яркое представление об удивительном мире зоны тундры. Задачи
65.51kb.
1 стр.
Рабочая программа По дисциплине «Предметы антиквариата» По специальности
312.65kb.
1 стр.
«цели и задачи на должности менеджер по стратегическим инициативам на период 6 12 месяцев» Миссия Корпорации. Миссия ОАО «Корпорация развития Вологодской области»
33.02kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа лекция Тема: Предмет и задачи психиатрии. Общая психопатология. Расстройства ощущений, восприятия, памяти и внимания 399.32kb.
6 стр.
|