Плановых контрольных уроков_________, зачетов________, тестов________ч. и др.;
Административных контрольных уроков_____________________________ч.
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского. Москва «Просвещение» 2004
1. Александрова Е.В., Арановская И.В. Организация и руководство этапом слушания музыки. - Волгоград: Перемена, 1999.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движения. – М.: Просвещение, 2006.
3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1986.
4. Детский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И.Атанова. – Волгоград, 1997.
5. Израилев А. Колокола и звоны. – СПб., 1884
6. Кабалевский Д.Б. Воспитание музыкой, - М.: Просвещение, 1989.
7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989.
8 . Кукловская В.Г. Музыкально-ритмические движения. – Киев: Музычна Украина, 1986.
9. Критская Е.Д. Музыка: Учебник для учащихся 6 класса.- М.: Просвещение, 2003.
10.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1980.
11.Музыка и ты: Альманах. – М.: Советский композитор, 1989. № 6,8,9.
12. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 1993.
13. Т.А.Замятина. Современный урок музыки. – М.:Глобус, 2007
14. О.К.Разумовская. Зарубежные композиторы (Биографии, викторины, кроссворды). – М.: Айрис-пресс, 2008
15. О.К.Разумовская. Русские композиторы (Биографии, викторины, кроссворды). - М.: Айрис-пресс, 2007
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
уроков музыки в 6 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часа.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Характеристика деятельности учащихся
или виды учебной деятельности
|
Виды контроля, измерители
|
Планируемые результаты освоения материала
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
Преобразующая сила музыки
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Рассказать о роли музыки в жизни человека, о её влиянии на мысли, чувства, И. Штраус «Полька», С. В. Рахманинов « Прелюдия» соль минор, «Школьный вальс». настроение людей.
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Формирование представлений у учащихся о влиянии музыки на человека.
|
Выучить песню «Школьный порог»
|
02.09
|
|
2
|
Преобразующая сила музыки П.И. Чайковского Разное воздействие музыки на людей
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать на примере песен влияние музыки на настроение людей; создать ситуации эмоциональных переживаний.«Матушка, что во поле пыльно?»М. Матвеева, «Вальс» Жака Бреля, «Школьный вальс»
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений у учащихся о влиянии музыки на человека.
|
Доучить песню «Школьный порог»
|
09.09
|
|
3
|
Песенность вальсов П. Чайковского и танцевальность вальсов Ф .Шопена Задушевность лирической интонации музыки.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать способность музыки затрагивать тончайшие струны человеческой души на примере музыки П. И. Чайковского и Ф.Шопена; развивать умение сравнивать и обобщать .«Вальс» ми минор Блестящий №14 Ф. Шопена, «Вальс» фа минор, Сентиментальный», «Школьный вальс»
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Формирование представлений у учащихся о влиянии музыки на человека
|
Детские и юношеские годы С.З. Сайдашева
|
16.09
|
|
4
|
Роль колыбельной песни в музыке Музыка приносит человеку «утешение и опору».
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Помочь учащимся осознать, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души». Вторая тема 1части Шестой симфонии П. И. Чайковского, «Школьный вальс»- исполнение.
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений у учащихся о влиянии музыки на человека
|
Творчески зрелый период С.З. Сайдашева
|
23.09
|
|
5
|
Роль музыки в творчестве М.Теодоракиса. Музыка с человеком в горе и радости.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать роль песни в жизни человека на примере оперы «Повесть о настоящем человеке».. С.Прокофьева«Зелёная рощица», русская народная песня; сцена из 5 картины оперы « Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева.
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений у учащихся о влиянии музыки на человека
|
Последние годы жизни С.З. Сайдашева
|
30.09
|
|
6
|
Музыка – оружие в борьбе за свободу.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Помочь осознать учащимся роль музыки в борьбе за свободу на примере произведения М.Теодоракиса.«На побережье тайном», « Я- фронт!» муз. М.Теодоракиса.
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Формирование у учащихся о роле музыке в борьбе за свободу
|
Составить кроссворд по творчеству С.З. Сайдашева
|
07.10
|
|
7
|
Сила героической интонации Л.Бетховена
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий, - через борьбу к победе! «часть 5 симфонии Л. Бетховена, « Я – фронт!» - исполнение.
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений у учащихся о стилевых особенностях музыки Л. Бетховена.
|
Написать реферат по творчеству С.З. Сайдашева
|
14.10
|
|
8
|
Вечный музыкальный двигатель Человек - это звучит гордо!
|
1
|
Закрепления и обобщения знаний
|
Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С, Баха, музыка которого помогала людям поверить в силу человеческого разума и человеческих чувств. И.С. Бах. « Органная фуга соль минор», « Весенняя песня», музыка И. С. Баха.
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Формирование представлений у учащихся о стилевых особенностях музыки И.С.Баха.
|
|
21.10
|
|
9
|
Урок - концерт Музыка помогает человеку в трудную минуту.
|
1
|
Контроль и проверка знаний
|
Обобщить темы 1 четверти; подвести к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние.
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений у учащихся о влиянии музыки на человека
|
Выучить песню «Каникулы»
|
28.10
|
|
10
|
Преобразующая сила революционных песен Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории.
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Показать как песня проявляла себя в переломные моменты истории. Руже де Лиль « Марсельеза», музыка Пьера Дегейтера, слова ЭженаПотье « Интернационал», Д. Б. Кабалевский « Маленький реквием».
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Сформировать представления о воздействии музыки в переломные моменты истории
|
Выучить гимн России
|
11.11
|
|
11-12
|
В чём сила музыки С. Рахманинова, А.Скрябина Взволнованные интонации искусства.
|
2.
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени. С.В.Рахманинов 1часть Второго концерта для фортепиано с оркестром, «Песня Единого фронта». Скрябин Этюд № 12 для фортепиано, Г.Эйслер «Песня Единого фронта»
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка».
|
Формирование представлений у учащихся о стилевых особенностях музыки А.Н.Скрябина.
|
Детские и юношеские годы Н.Г. Жиганова.
Творчески зрелый период Н.Г. Жиганова
|
18.11
25.11
|
|
13-14
|
Сатирические интонации в музыке.
|
2.
|
Расширение и углубление знаний
|
Рассказать о силе сатиры. Г.Эйслер « Песня Единого фронта» Н.А. Римский - Корсаков « Шествие» из оперы «Золотой петушок», фрагменты - характеристики образов Додона, Воеводы Полкана, Петушка, Звездочёта. в музыке.
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование у учащихся представление о сатирических интонаций в музыке
|
Последние годы жизни Н.Г. Жи-ганова
Составить кроссворд по творчеству Н.Г. Жига-нова
|
02.12
09.12
|
|
15
|
Музыка Рождества
|
1
|
Закрепления и обобщения знаний
|
Показать роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Колядка Грубер « Тихая ночь», Тропарь «Рождество Христово,
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование у учащихся представления о роле музыки в праздновании Рождества сформировать представления о воплощении в музыке русских обрядов.
|
Написать сообщение по творчеству Н.Г. Жи-ганова
|
16.12
|
|
16
|
Преобразующая сила музыки
Урок-концерт.
|
1
|
Контроль и проверка знаний
|
Обобщить темы I полугодия.
И. С. Бах Фуга ре – диез минор, Ф. Шопен « Полонез», « Баллада» соль ми-нор
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Обобщить представление учащихся о роли музыки в жизни человека; контроль усвоения материала.
|
|
23.12
30.12
|
|
17
|
Правда войны в музыке М. Глинка Красота и правда в искусстве и в жизни.
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, также как красота искусства неотделима от жизненной красоты. М.И.Глинка «Ария Сусанина», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Сформировать первоначальные представления о силе музыкального искусства
|
Выучить песню «Школа»
|
13.01
|
|
18
|
Красота и правда о героях Великой Отечественной войны.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать, как точно найденные слова и музыкальные интонации помогли поэту и и композитору правдиво рассказать о подвиге русских солдат в годы Великой Отечественной войны. Музыка В. Соловьёго – Седого, слова М. Матусовского «Баллада о солдате», «Зорька».
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Сформировать представления о песнях военных лет.
|
Доучить песню «Школа»
|
20.01
|
|
19-20
|
Красота и правда музыки И. С. Баха.
|
2
|
Расширение и углубление знаний
|
Доказать, что сила музыки И. С, Баха в жизненной силе, в желании сделать человека И. С, Бах « Шутка», «Двухголосный по-лифоническийвока-лиз № 1 на тему И. С. Баха», « Зорька». благородным, свободным ,гордым.
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Расширить представление учащихся о многообразии музыкальных образов музыки И.С.Баха.
|
Детские и юношеские годы С.В. Рахманинова
|
27.01
03.02
|
|
21
|
Красота и правда шутливой музыки.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать какими приёмами пользуется композитор, чтобы создать эффект весёлой шутки. И.Ф. Стравинский «Сюита № 2», «Зорька».
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений учащихся о стилистических особенностях музыкального языка И.Ф.Стравинского
|
Творчески зрелый период С.В. Рахманинова
|
10.02
|
|
22
|
Сила любви в опере «Снегурочка» Красота природы и правда отображения её в музыке.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения
Н.А. Римский - Корсаков «Ария Снегурочки», « Песня Леля» из оперы
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Развитие представлений о создании образов природы в музыке на примере творчества Н.А.Римского-Корсакова
|
Последние годы С.В. Рахманинова
|
17.02
|
|
23
|
Сила нравственной красоты человека в музыке.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Показать, что сила музыки Н.А.Римского – Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора. Н.А.Римский - -Корсаков «Сцена таяния Снегурочки» из оперы «Снегурочка», музыка А.Зацепина, слова М.Пляцковского «Ты слышишь, море?».
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Развитие представлений о создании образов природы в музыке на примере творчества Н.А.Римского-Корсакова
|
Составить кроссворд по творчеству С.В. Рахманинова
|
24.02
|
|
24
|
В чём сила музыки В. А. Моцарта?
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства». В.А, Моцарт «Рондо» (из «Маленькой ночной серенады»), «Лакримоза» (из «Реквиема»), «Ария Фигаро» ( из оперы «Свадьба Фигаро»).
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений о стилистических особенностях музыкального языка В.А.Моцарта.
|
Написать сообщение по творчеству С.В. Рахманинова
|
02.03
|
|
25
|
Роль современной музыки сегодня (Г.Свиридов)
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Определить, в чём красота музыки, созвучной нашему времени. Г.Свиридов «Время, вперёд», «Романс».
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Развитие представлений о стилистических особенностях музыкального языка Г.В.Свиридова.
|
Выучить песню «Вечер бродит» А.Якушева
|
09.03
|
|
26
|
Роль современной музыки сегодня (Д. Кабалевский) разнообразие красоты и выразительности в музыке.
|
1
|
Закрепления и обобщения знаний
|
Определить, в чём красота музыки о современной молодёжи. Д.Б.Кабалевский финал Третьего концерта для фортепиано с оркестром.
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Расширить представления о стилистических особенностях музыкального языка Д.Кабалевского
|
Доучить песню «Вечер бродит»
|
16.03
|
|
27
|
В чём сила музыки? (обобщение)
|
1
|
Контроль и проверка знаний
|
Обобщить материал 3 четверти пройденный в М.И.Глинка « Ария Ивана Сусанина», И. С. Бах « Шутка», И.Ф. Стравинский «Сюита № 2»,
М.И.Глинка « Ария Ивана Сусанина», И. С. Бах « Шутка», И.Ф. Стравинский «Сюита № 2»,
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Обобщение по теме «В чем сила музыки». Резерв (актированные дни).
|
|
23.03
|
|
28
|
В чём сила музыки С.Прокофьева, Красота и правда музыки о детях.
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она правдива. С.С,Прокофьев «Отъезд» из сюиты «Зимний костёр», «Прощальный вальс».
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Выявить изобразительные черты в музыке.
|
Выучить песню «Школьная пора»
|
06.04
|
|
29
|
Сила музыки В.Салманова Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Помочь учащимся глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором В. Салмановым, показать единство русского песенного склада стихов и В.Салманов «Увели нашу подружку»- 4 часть концерта для смешанного хора «Лебёдушка»композиторской музыки.
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Расширить представление учащихся о многообразии музыкальных образов музыки В. Салманова
|
Доучить песню «Школьная пора»
|
13.04
|
|
30
|
Единство содержания и формы - красота музыки С.Рахманинова
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Помочь учащимся осознать взаимосвязь содержания и формы ( для выражения радости жизни) на примере музыки романса «Весенние С.В.Рахманинов романс «Весенние воды», П.И. Чайковский «Осенняя песня».воды» С. В. Рахманинова.
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Формирование представлений у учащихся о стилевых особенностях музыки С.В.Рахманинова.
|
Знать определение термина «романс», заполнить таблицу
|
20.04
|
|
31.
|
Красота и правда «лёгкой» и «серьёзной» музыки.
|
1.
|
Расширение и углубление знаний
|
Доказать, что музыка написанная настоящим Мастером, выстраданная им, независимо «лёгкая» она или «серьёзная» - красива.
И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», А. Морозов «Малиновый звон».
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Сформировать представления о «легкой» и «серьезной» музыке
|
Знать особенности вальсовой музыки
|
27.04
|
|
32
|
Никто не забыт, ничто не забыто».
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Рассказать о силе музыки, посвящённой памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Д.Б. Кабалевский хор «Наши дети» из «Реквиема», «Малиновый звон»
|
Слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Ссформировать представления о песнях военных лет
|
Подобрать репродукции картин и стихотворения о войне
|
04.05
|
|
33
|
Жизненная сила музыки П. И. Чайковского.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Помочь осознать силу музыки П.И. Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой жизни. П.И.Чайковский «Концерт № 1» для фортепиано с оркестром.
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
|
Формирование представлений у учащихся о стилевых особенностях музыки П.И.Чайковкого
|
Выучить песню «Живет повсюду красота»
|
11.05
|
|
34
|
Гармония красоты и правды в жизни и музыке.
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Помочь осознать гармонию красоты и правды в жизни и музыке
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Расширить представление учащихся о многообразии музыкальных образов музыки
|
Доучить песню «Живет повсюду красота»
|
18.05
|
|
35
|
Красота и правда в музыке
Урок - концерт
|
1
|
Закрепления и обобщения знаний
|
Помочь разобраться в музыке, что музыка отображает саму жизнь И.С. Бах «Токката и фуга» (ре минор)
|
Слушание музыки, хоровое пение. Музыкальная «Угадай-ка»
|
Расширить представление учащихся о многообразии музыкальных образов музыки И.С.Баха
|
Подготовить презентацию по творчеству одного из композиторов
|
25.05
|
|
|
|
|
|
|
Защита презентаций
|
|
|
|
|