Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени О.Е. КУТАФИНА»
ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора

по учебной и научной работе


_______________ А.Ф. Колотов

"_____" ______________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу
Судебная риторика

для студентов 3 курса очной формы обучения
(Дисциплина по выбору)

на 2011/12 учебный год



Оренбург

2011

Рабочая программа

дисциплины «Судебная риторика»
Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами уголовно-процессуального законодательства и предполагает оценочно-правовой характер речи.

В соответствии с Госстандартом дисциплина «Судебная риторика» изучается в шестом семестре на дневном отделении в цикле «дисциплины по выбору». Данный курс занимает особое место. Судебная риторика - наука об ораторском искусстве, об отношении мысли к высказыванию и средствах риторического доказывания в различных сферах юридической практики. Обычно под судебной риторикой понимают дисциплину, которая изучает отношение мысли к слову в речи юриста. Как правило, предметом исследования структура языковой личности судебного оратора (или коммуникатора) и получателя речи (реципиента). Кроме того, в судебной риторике фундаментом должно служить знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях. В связи с этим исследуется речевая технология аргументации и способы конструирования целесообразного соразмерного судебного высказывания.

Судебная риторика как прикладная дисциплина содержит набор теоретических положений, которые создаются в разных сферах лингвистических наук, философии, психологии, логике и др. Кроме того, судебная риторика содержит набор правил, технологий и предписаний, которые позволяют практически создавать и произносить речи, соответствующие культуре и влияющие на людей в процессе юридической практики. Теоретические аспекты риторики позволяют основательно и творчески заниматься конструированием общения.

Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления. А также полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершенствования, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию, используя точные языковые средства для этого. Практические технологии помогают создавать речевые высказывания, которые соответствуют целям создателей речи.

1. Цель дисциплины:
Цель данного курса (судебная риторика) познакомить студентов с методологическими и теоретическими проблемами в области науки о речевой коммуникации юриста в целом.

Судебная риторика призвана сформировать сознательное отношение к оптимальным способам выражения мысли в результате быстрого выбора языковых средств в соответствии с условиями и задачами общения в процессе речевой практики будущего юриста. А также способствовать развитию чувства стиля (соразмерности и сообразности в употреблении языковых единиц), приобретение и закрепление навыка речевого контроля, позволяющего говорящему сознательно воздействовать на свою речь с целью её совершенствования.



2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Судебная риторика» входит в вариативный гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин. Для освоения дисциплины «Судебная риторика» представляет необходимые для будущих юристов знания о современном состоянии, проблемах и тенденциях развития речевых коммуникаций.

Юристы, не будучи профессиональными ораторами, в состоянии использовать определенный минимум навыков риторики, чтобы технологически грамотно действовать в ряде случаев, связанных с профессиональными задачами специалиста в области юриспруденции. Данный курс лекций и семинарских занятий – ступень к изучению ораторского мастерства именно в ракурсе целей и возможностей юристов в целом как публичной профессии, и как работы, связанной с профессиональным общением.



3. Задачи дисциплины «Судебная риторика»
заключаются в развитии профессиональных умений будущего юриста:

  1. развитие и совершенствование навыков и умений в сфере производства риторически грамотной, в частности выразительной и убедительной речи как основного из способов поиска истины в процессе судебного разбирательства;

  2. усвоение понятийно-терминологического аппарата изучаемой дисциплины;

  3. ориентация в специальной литературе, посвящённой проблемам риторики и теории коммуникации.



4. Общая трудоемкость дисциплины «Судебная риторика»

составляет 20 аудиторных часов.





Общ.

кол-во часов



Формы занятий

Кол-во часов

Форма контроля

Из них:

Аудиторных часов:

20

Лекций

8













Семинарских

12













форма контроля




Зачет




часов самостоят-ной работы




подготовка к занятиям
















Самостоятельное выполнение контрольных работ

1к/р

Создание текста публичного выступления.















в том числе: творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСРС)

Подготовка словаря













подготовка к зачету










Итого часов

20




20

6 семестр – зачет



5. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих компетенций:

1) владение первоначальными навыками выступления перед аудиторией непосредственно;

2) развитие в начинающем ораторе чувства взаимного общения со слушателями и чувства ответственности за результат выступления.
В результате изучения курса «Судебная риторика» студент должен:
знать:


  • принципы построения правильной и коммуникативно целесообразной речи;

  • основы коммуникативно-речевой культуры;

  • виды, средства, формы и методы вербальной коммуникации;

  • структуру языка как средства коммуникации;

  • нормы современного русского литературного языка;

  • допустимые отступления от норм языка в зависимости от ситуации общения;

  • особенности функционирования языковых единиц в разных сферах общения;


уметь:

  • сосредотачиваться на тщательной подготовке речей, отдавая равное внимание и содержанию, и форме публичного выступления;

  • бесконфликтно общаться с различными субъектами юридического процесса;

  • участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

  • использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации в будущей профессиональной деятельности;

  • строить правильную, выразительную, логичную, точную, ясную, ситуативно и тематически уместную речь в её основных профессионально релевантных жанрах и стилях, с учётом различных социальных, культурных и национальных контекстов, в которых протекают процессы коммуникации юриста;


владеть:

  • различными способами и средствами вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной юридической деятельности;

  • прагматическими нормами современного русского литературного языка;

  • способами установления контактов и поддержания взаимодействия с коммуникантами.

  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации;

  • способностью к деловой коммуникации в юридической профессиональной сфере общения;

  • способностью подготовки и редактирования текстов профессионального юридического содержания.



6. Структура и содержание дисциплины

«Судебная риторика»


Наименование разделов

Учебных часов

Форма

контроля


Всего

Лекции

Лаб.

Семинары

1.

Введение, судебная риторика как наука. Цели и задачи курса.

2

2







Проверка конспект. Тезисы лекции.

2.

Искусство судебной речи. Содержание судебной речи. Основой судебной речи –знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях.

Искусство судебного оратора должно проявляться в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжении всего выступления.. Для чего полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения. Также для этого необходимо выстроить систему опровержений и доказательств, дав глубокий психологоический анализ личности подсудимого и потерпевшего. Для убедительности в процессе публичного выступления необходимо , делая правильные правовые и процессуальные выводы, найти точные языковые средства. Необходимо говорить только по существу, тщательно анализируя материалы дела (доходчиво, логично,убедительно, в соответствии с нормами литературного языка).

Судебная речь направлена на разных адресатов. Поэтому она сочетает в себе стандартные и эмоционально-экспрессивные средства выражения..

Традиции юридической риторики в России (Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков (П. Сергеич).и др.)

Современное состояние судебного ораторского красноречия (Г. М. Резник, М. Ф. Барщевсий, П.С. Астахов, А.Г Кучерена и др.)..


4

2




2

Подготовка презент. И индив. сообщений

3.

Речевое взаимодействие в юридической практике.

Общение и коммуникация. Виды и стили общения юриста. Постулаты общения и публичная речь юриста..

Коммуникативные намерения в процессе выступления. Коммуникативный барьер. Коммуникативная неудача и коммуникативное самоубийство.


6

2




4

Тестирование

4.

Структура публичного выступления юриста. Монолог и диалог как основные типы речи. Расположение материала судебной речи. Главная цель. Две части главной цели. Главный тезис-основная мысль речи юриста в процессе публичного выступления.План расположения мыслей и композиция судебной речи в целом. Логическая схема и использование ее судебным оратором. Дедуктивная логическая схзема и использование ее в процессе публичного выступления. Доказательство о опровержение в судебной речи. Умозаключение. Использование выразительных и изобразительных средств языка в публичной речи юриста.

Текст публичного выступления как продукт речевой деятельности. Речевой жанр. Риторические каноны и современное судебное красноречие.



4

2




2

Деловая игра

Презент.


Тесты
















Презент.

5

Этапы создания текста. Инвенция.

Этапы создания текста. Диспозиция.

Этапы создания текста. Элокуция.

Особенности работы над языком публичного выступления юриста.

Подготовка к публичному выступлению.(на заданную тему)


4







4

Текст выступления на заданную тему




Итого

20

8




12

Зачет



8. Образовательные технологии, используемые на занятиях по дисциплине «Судебная риторика», и информационно-коммуникационное и методическое сопровождение занятий


№ занятия

Наименование разделов

Часы

Применяемые образовательные технологии

Информационно-коммуникационное и методическое сопровождение занятий

1.

Введение, судебная риторика как наука. Цели и задачи курса

2 лекция

Информационная лекция

Использование мультимед. сопровожд.

2.

Искусство судебной речи. Содержание судебной речи. Основой судебной речи – знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях.

Искусство судебного оратора должно проявляться в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжении всего выступления.. Для чего полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения. Также для этого необходимо выстроить систему опровержений и доказательств, дав глубокий психологоический анализ личности подсудимого и потерпевшего. Для убедительности в процессе публичного выступления необходимо , делая правильные правовые и процессуальные выводы, найти точные языковые средства. Необходимо говорить только по существу, тщательно анализируя материалы дела (доходчиво, логично,убедительно, в соответствии с нормами литературного языка).

Судебная речь направлена на разных адресатов. Поэтому она сочетает в себе стандартные и эмоционально-экспрессивные средства выражения..

Традиции юридической риторики в России (Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков (П. Сергеич).и др.)

Современное состояние судебного ораторского красноречия (Г. М. Резник, М. Ф. Барщевсий, П.С.Астахов, А.Г Кучерена и др.).


2 лекция

Информационная лекция

Мультимедийное сопровождение

Подготовка презент. И индив. сообщений



3.

Речевое взаимодействие в юридической практике.

Общение и коммуникация. Виды и стили общения юриста. Постулаты общения и публичная речь юриста.



2 семинар

Практическое занятие

Мультимедийное сопровожд.

4.

.Речевое взаимодействие в юридической практике.

2 семинар.

Практическое занятие

Интерактивная доска, работа с текстом, экспресс-тестирование.

5.

Коммуникативная ситуация в юридической практике, ее составляющие.

Коммуникативные намерения. Речевая ситуация. Речевая стратегия и тактика



2 лекция.

Информационная лекция-

Лекция с мультимедийным сопровождением.

6.

Коммуникативная ситуация, коммуникативное равновесие.

2 семинар.

Практическое занятие

Мультимед. презентация, тестирование, деловая игра.

7.

Факторы эффективности речевого воздействия. Коммуникативные неудачи

2 семинар

Прапктическое занятие

Мультимед. презентация коммун.ситуаций. Тестирование. Выполнение заданий.

8.

Структура публичного выступления юриста. Монолог и диалог как основные типы речи. Расположение материала судебной речи. Главная цель. Две части главной цели. Главный тезис-основная мысль речи юриста в процессе публичного выступления.План расположения мыслей и композиция судебной речи в целом. Логическая схема и использование ее судебным оратором. Дедуктивная логическая схзема и использование ее в процессе публичного выступления. Доказательство о опровержение в судебной речи. Умозаключение. Использование выразительных и изобразительных средств языка в публичной речи юриста



2 лекция

Информационная лекция

Мультимедийное сопровождение. Аудиокассеты

9.

Текст публичного выступления как продукт речевой деятельности. Речевой жанр. Риторические каноны и современное судебное красноречие.

2 семинар.

Практическое занятие

Мультмедийная презентация. Деловая игра.

10.

Текст как продукт речевой деятельности. Речевой жанр. Риторические каноны и современное судебное красноречие.

2 семинар

Практическое занятие

Мультимедийное сопровождение текста публичного выступления.




Итого:

20 ч.










9. Система контроля знаний студентов по дисциплине «Судебная риторика» и оценочные средства, применяемые для контроля успеваемости.




Система контроля знаний студентов по дисциплине «Судебная риторика»

Время проведения контроля знаний

Оценочные средства, применяемые для контроля качества знаний студентов по дисциплине «Судебная риторика».

Методические материалы кафедры, используемые для оценки качества знаний студентов

Входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения дисциплины;

Занятие №1

Тестирование (экспресс-тестирование )

Банк тестов по риторике

Текущий контроль знаний (регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях)

Занятия № 4

устный опрос

фиксация качества выполнения домашних заданий

фиксация качества усвоения учебного материала на занятиях

задания на реферирование учебного материала

подготовка доклада к практическим занятиям

подготовка презентации

подготовка и произнесение публичной речи


Примерная тематика рефератов

Аннотированный каталог Интернет-ресурсов

Банк тестов по риторике, применяемых на практических занятиях.

Создание текстов публичных выступлений

Оценка текстов публичных выступлений по анкете оценок.

Создание словаря наблюдений.



Рубежный контроль по окончании изучения темы, раздела или модуля курса

Занятий № 2

№3


Тестирование

Подготовка текстов начала выступления на суде



Банк тестов по риторике

Материалы самостоятельной контр работы № 1 (домашней).



Индивид-ный контроль за работой студентов в течение всего времени, вызывные консультации, контроль индивидуальной работы.




Выступление без подготовки: импровизация на заданную тему.

Подготовленная студентом мультимедийная презентация.



Пакет материалов преподавателя и студентов

Наблюдение за речью в процессе судебного заседания, обсуждение материалов, представленных студентами.



Самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;




Составление Выступление с собственной речью (3-4)мин.

Обсудить с аудиторией варианты завершения (начала) темы публичного выступления.



Тексты публичных выступлений.

Учебно-методические пособия преподавателей кафедры (Панина Л.С.)

Панина Л.С. Риторика. Учебно-методическое пособие. Оренбург «Агентство» Пресса», 2010. С.95.


Промежуточный контроль по дисциплине (зачета или экзамен)

По окончании занятий

Зачет

Вопросы к зачету (На кафедре,)

Контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Начало 7

(сентябрь)



Тестирование


Банк тестов по риторике, представленный на кафедре






следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу Судебная риторика для студентов 3 курса очной формы обучения
437.83kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
533.37kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
632.96kb.
3 стр.
Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 031100. 62 «Лингвистика». «Подготовлено к изданию»
251.02kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов специальности 230201 Информационные системы и технологии очной формы обучения «подготовлено к изданию»
409.59kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту для студентов заочной формы обучения степень подготовки бакалавр
216.36kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
1438.22kb.
7 стр.
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной формы обучения
351.75kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной формы обучения
487.51kb.
3 стр.
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной формы обучения
294.72kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300. 68 «Физическая культура»
357.04kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300. 62 «Физическая культура»
839.77kb.
10 стр.