Главная
страница 1

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СУЩЕСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМАХ РОССИИ.



Баяхчян Елена Валерьевна - Председатель Правления НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», действительный член Международной Академии Информатизации, действительный член Российского философского общества РАН, член Международного художественного фонда, соискатель ученой степени кандидата экономических наук
Гоноболин Вячеслав Чарльзович - член Союза Художников СССР, член Союза Художников России, член Московского Союза Художников, член Международной Ассоциации Изобразительных искусств АИП ЮНЕСКО, член Международного Художественного Фонда, член Правления НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», преподаватель Высшей школы средового дизайна Московского архитектурного института
Баяхчян Майя Зурабовна - генеральный директор ООО «Центр комплексного развития и социальной адаптации детей и подростков», член Правления НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», участник программы «Российские интеллектуальные ресурсы»


«Задача современной школы - воспитать мудрого, талантливого человека, умеющего управлять процессом поддержания цивилизации на Земле»

Джагдиш Ганди

Обсуждая проблемы современного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в существующих социальной и образовательной системах России и необходимость создания условий для формирования гармоничной личности, следует понимать, что вопросы духовности, нравственности, этики, морали, проблемы образования и воспитания волнуют человечество с давних времен. Многие философы пытались разгадать тайны человеческой души и сознания. Создавая проекты в области поддержки и развития образования, творчества, культуры, занимаясь вопросами


комплексного развития и социальной адаптации детей и подростков, мы решили выразить свой взгляд на современные проблемы отечественного образования и воспитания.

Для того, чтобы приблизиться к общему пониманию термина «духовно-нравственное воспитание», обратимся к словарю Ожегова С.И., где даны следующие определения духовности, нравственности и воспитания:



Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными; Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

С древнейших времен, начиная с мифологического мировоззрения, существует представление о том, что человек двойственен, т.е. состоит из тела и души. Согласно Протагору, человек - это мера всех вещей. Он- универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, персонификация божественных энергий. Человек является выражением основных космических принципов. Человеческое тело - космический прототип мироздания. Человеческая душа - замкнутая целостная система, являющаяся отражением макрокосма как ее воспроизводящая реплика.

В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление высшего, божественного начала. Тело смертно, а душа бессмертна. В материализме Древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал. Как правило, именно душа понималась, как «носительница» внутреннего духовного мира человека, его сознания, эмоций, разума.

В эпоху Возрождения, и особенно в немецкой классической философии, сделан акцент на деятельность, активность, свободу человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как существенную характеристику человеческого бытия, но при этом деятельность понималась, главным образом, как духовная и мыслительная функции человека.

Диалектико-материалистическая философия, различая материальную и духовную деятельность человека, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики.

Общепринято, что Человек – социальное существо. При этом, нельзя забывать о том, что человек – это биологический организм. Таким образом, можно утверждать, что человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо.



С философской точки зрения человек рождается трижды: физически, социально, духовно.

По мере развития философии учеными были выделены главные отличительные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность.



Деятельность – это способ существования человека. Но не все действия и процессы, происходящие с человеком относятся к деятельности. Человек дышит, ест, видит, осязает и т.п. (бессознательные действия) - эти действия не относятся к философской категории деятельности. Человеческая деятельность отличается своим целенаправленным характером. Деятельность человека, с одной стороны, подчиняется естественным законам, а с другой – определенным целям, которые человек сам себе устанавливает.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек своей деятельностью преобразует ее, создает « вторую природу», искусственную среду для своего обитания. Именно осознанная деятельность человека порождает его развитие, в том числе творческое и социальное.

Поскольку деятельность людей весьма разнообразна, сегодня нет единой, общепризнанной классификации видов деятельности. Если подойти к вычленению и классификации ее видов с точки зрения развития отдельного человека, то можно исходить из следующих соображений.

Первый вид деятельности (начиная с раннего детства) – игровая деятельность. Она имеет большое значение, в играх дети познают действительность, осваивают нормы поведения, развивают физические и умственные способности. Игровая деятельность сопровождает человека всю его жизнь, являясь важным элементом проведения досуга.

Второй вид деятельности – учебная - познавательная деятельность. Обучаясь, ребенок, а затем подросток, приобретает знания, умения, навыки, необходимые для всей будущей жизни. Познавая окружающий мир, ребенок готовится для дальнейшей, уже самостоятельной жизни. Учеба не заканчивается в юношеском возрасте, человек учится всю свою жизнь.

Третья, главная форма деятельности – трудовая деятельность. Она направлена на создание условий, продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей. Труд здесь понимается в широком смысле слова, включая в себя как физический, так и умственный.

Основная причина трудовой деятельности человека – необходимость создания (получения) материальных благ. Цели, которые люди ставят перед собой в процессе труда, определяются материальными потребностями. Достичь абсолютно все цели, которые человек ставит перед собой, нельзя, оставаясь только в сфере разума. От того, что человек поставил ту или иную цель, само собою ничего не делается. Чтобы внести изменения в действительность, достичь цели, нужно воздействовать на окружающий мир материальными средствами, т.е. практически.

Деятельность может быть репродуктивной, т.е. воспроизводящей уже известное, существующее, и творческой, создающей новое, социально значимое.

В известном смысле человек – продукт своей собственной трудовой практической деятельности. Изменяя мир, человек изменяет себя как в материальном, так и духовном отношении.

Говорят: личностью не рождаются, а становятся. При этом явно подразумевается, что понятия человека и личности не тождественны. Так что же такое личность?

В философии «Личность» понимается как результат развития человека. Отдельный человек, индивид (например, ребенок) становится личностью по мере овладения опытом человечества.

Диалектико - материалистическая философия утверждает, что сущность человека как личности определяется общественными отношениями, прежде всего общественным трудом. В труде человек выделяет себя из природы, отличает себя от других людей и вступает с ними в общение, а затем это отражается в его сознании: человек осознает себя личностью. Содержание и самосознание отдельной личности определяется кроме трудовой деятельности семейно – бытовыми отношениями, общественной деятельностью, внешней средой, уровнем образования и воспитания и т.д. На человека влияет образ жизни той социальной группы, к которой он принадлежит. Человек говорит на языке окружающего его социума, который является продуктом общественного развития, использует понятия, которые выработал ряд предшествующих поколений. В каждую личность вложено общественное содержание. Процесс становления личности – это процесс социализации индивида.

Социальный аспект личности заключается в выполняемой ею системе социальных ролей. Социальная роль- это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего в обществе определенную позицию (например, молодой человек выполняет социальную роль учащегося школы или студента). В ходе своей жизни человек выполняет множество социальных ролей, поскольку одновременно или в разное время может принадлежать разным группам, в каждой из которых выполняет определенную ему роль. Из множества ролей личность может выбрать для себя главную (определяющую в жизни) роль. Если эта роль выполняется длительное время, она оказывает заметное влияние на личностные качества (так, например, офицера можно узнать и вне места службы, а преподавателя по манере говорить, слушать и жестикулировать).

Сочетание специфических биологических, психологических и социальных особенностей делает любого человека как личность уникальным. Эта уникальность отображается понятием «Я». У каждой личности, каждого «Я» есть своя композиция потребностей. Обычно выделяют три группы потребностей:


  • Базисные, биологические ( в пище, воде, гигиене и т.п.);

  • Социальные (потребность принадлежать к определенной группе, занимать в ней определенное место,

пользоваться вниманием, быть объектом уважения и т.п.);

  • Когнитивные ( потребность в познании окружающего мира и самого себя).

Те или иные потребности занимают свое место в шкале ценностей личности. Жизненный путь личности существенно зависит от того, как сочетаются эти потребности и ценности у личности. Люди по – разному видят смысл жизни. Для одних это – личный успех любой ценой, для других – творчество, самопознание, для третьих - забота о близких, для четвертых – охрана природы или ее уничтожение и т.д. и т.п. Все зависит от того, что заложено в основу воспитания и образования отдельно взятой личности.

Основоположник русской религиозной философии ХХ века Н. А. Бердяев, уделявший в своих работах особое внимание проблемам нравственного совершенствования человека, писал: «Человек поставлен перед многими мирами в соответствии с разными формами активности: миром обыденной жизни, миром религиозным, миром научным, миром художественным, миром политическим или хозяйственным и т.д. И эти разные миры кладут печать на формацию личности, на восприятие мира. Наше восприятие мира всегда есть выбор, ограничение, многое выходит из поля нашего сознания. Таков всякий наш акт, например чтение книги. Амиель верно говорил, что каждый понимает лишь то, что находит в себе».

Безусловно, определяющим в развитии и формировании личности является воспитание. Эффективность воспитательного процесса зависит от целенаправленности, систематичности и квалификации воспитателя, в том числе от его (воспитателя) уровня образованности.

Сегодня часто звучат призывы к «душевности» и «духовности». А ведь душевность связана с альтруизмом, потребностью быть полезным «для других»; «духовность» - с потребностью познания, развитием эмоциональной сферы и т.п. Сегодня много говорят о необходимости формирования « всесторонне развитой личности». Но как это понимать? Под каким углом зрения смотреть?

Традиционно, с давних времен у разных народов складывалось представление о «гармоничной» личности из следующих компонентов:


  • Сила и здоровье;

  • Прилежание, овладение практическими умениями и навыками;

  • Ум, мудрость, понимание жизни;

  • Доброта, нравственность, гуманность;

  • Красота, гармония внутреннего и внешнего содержания;

В лапидарной форме это выглядит следующим образом:



Сильный – прилежный – мудрый – добрый – красивый (так называемый гуманистический канон).

Если сделать акцент на духовно - нравственное воспитание личности, то для гармоничного развития современной личности, как нам кажется, государственному аппарату необходимо создать для граждан следующие условия:

- благоприятный социально- экономический климат;

- доступные качественные социальные условия для жизни, здоровья, образования, воспитания, развития;

- обеспечение гражданских прав и свобод для всех членов общества;

- организация внешней среды жизнедеятельности (пространство: в т.ч. архитектура, ландшафты, инфраструктура,

наружная реклама и информация, цвет, свет, звуковое сопровождение, речь и т.п.);

- благоприятный эмоциональный климат в семье и школе;

- комфортные условия для образования (качественные помещения, красивые интерьеры, организованный учебный

процесс, оборудование, качественные информационные источники, возможность изучения различных дисциплин,

высокий профессиональный уровень преподавателей и т.п.);

- благоприятные условия для творческого развития,

- сформированные культурные ценности и традиции;

- обеспечение активной социальной позиции личности как субъекта воспитания;

- обеспечение единства принципов воспитания и самовоспитания;

- наличие общественного мнения как регулятора нравственного поведения в обществе (понимание «Что такое

«хорошо»? и Что такое «Плохо»?»);

- воспитание патриотизма на реальных, а не провозглашаемых, примерах;

- качественное, контролируемое (с этических и нравственных позиций) информационное пространство (книги, кино, интернет, компьютерные игры, учебные пособия, радио и т.д.), недопустимость манипуляций сознанием подростков.

В качестве известного нам отечественного примера «сомнительного» научно – популярного издания из серии «Библиотека преподавателя истории» автора Владимира Борисовича Миронова сборник «Древнегреческая цивилизация», издан в ООО «Издательском доме «Новый учебник» в 2010 году, оплачен и официально направлен Департаментом образования Москвы в школьные библиотеки образовательных учреждений г. Москвы.

Социологи утверждают, что человеческая личность формируется обществом, социальными отношениями, что именно организованное общество есть источник высшей нравственности. При этом, социальное воздействие на человека, идущее извне, требует от него приспособления к существующим традициям, нравам, требованиям государства, территориальным особенностям и т.д., т.е. социальной адаптации. В то же время, социальная среда есть результат деятельности человека. То есть, среда и человек имеют прочные многоуровневые связи.

Общество же представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми, т.е. общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности, как на его элементы. Социологи указывают на два основных способа воздействия общества на личность:


  • Специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т.п.;

  • Воздействие на личность через перестройку (устройство) ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Известно, что Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи личности в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать социальная среда и «дух времени». В случае изменения общественного строя ( в том числе политические, экономические и социальные условия) меняется и положение личности в обществе, ее социальные интересы и духовные потребности.

Основоположники диалектико – материалистической философии делали акцент на необходимость следования человеческим обществом принципам концепции гуманизма. Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Благо человека является общепринятым критерием оценки любых социальных действий и институтов.

Сегодня, как нам кажется, перед человечеством стоит две задачи. Первая – восстановить истинный смысл общественных интересов, не отождествляя их с государственными и интересами некоторых отдельных групп. Вторая – развитие личности, ее инициативности, духовности, творческой оригинальности, культуры и т.п.

Основными проблемами современности многие ученые считают ошибочно выбранные во многих странах «западные» приоритеты: потребительское изобилие, расточительство, роскошь (потому что ради них бездумно, безрассудно транжирится и интеллектуальный и материальный потенциал человечества). В ходе развития научно-технического прогресса человек обедняет свой внутренний духовный мир, теряет связь с природой, эмоционально и душевно «леденеет». Утрату человеческого духовного начала можно вполне рассматривать как настоящую антропологическую катастрофу.

По мнению профессора Калифорнийского университета Т. Роззака «Единственный выход из кризиса цивилизации – именно в нравственно-этическом развитии личности, в росте ее самосознания, в ее духовном росте и создании подлинно гражданского общества (в котором все граждане государства могут проявлять себя, открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных лиц). Гражданское общество должно обладать следующими признаками, без которых оно не сможет полноценно функционировать и обеспечивать социальные и духовные потребности граждан:

- универсальное правовое государство;

- возможность легального существования неофициальных социальных институтов и учреждений;

- высокий уровень духовно-нравственного начала;

- доминирование социальных связей над личностными;

- равная свобода и ответственность для всех граждан.

- развитое общественное сознание;

- высокий уровень образованности граждан;

- высокий творческий потенциал граждан».

При этом, именно образование является одним из способов духовно- нравственного становления личности, поскольку образование (знания, умения, навыки) и воспитание неразрывно связаны между собой.

Думается, что главная задача и ответственность современной школы объединить наш разъединенный мир. Действительно, в современном мире нет единства в семье, в школе, в обществе, нет единства в политической воле государственной власти. Повсюду спорят, ссорятся, доказывая свою правоту. Вместо того, чтобы выяснять: кто прав, а кто виноват, уже в раннем детстве (в детском саду, школе) следует учить детей думать, изучать, анализировать, советоваться, слушать и слышать окружающий ребенка мир.

В высоком смысле, качественное образование является ключом к решению всех проблем. Судьба человека зависит от того, что он думает, как он это делает. Общество в полной мере соответствует той школе, в которой оно формировалось. Если мы хотим, чтобы на смену дезинтеграции пришла интеграция общества, следует обеспечить доступное (бесплатное) полноценное естественно-научное, гуманитарное, творческое ( в том числе художественное, музыкальное) и религиозное образование. Учителю следует вернуть функцию духовного воспитателя и хранителя культуры. Общепризнанно, что Образование есть непрерывный творческий (!) процесс. Целью его является развитие способностей человека, обретения необходимых навыков, имеющихся в человеческой природе и координация способов их выражения. Для того, чтобы наше общество было по-настоящему гражданским, нужно создать необходимые условия для того, чтобы подросток, получив базовое образование в школе, усвоил необходимый объем разноплановых профильных знаний и общечеловеческих ценностей, в т.ч. осознал основные общепризнанные позитивные установки (образ мышления, стиль жизни, отношение к здоровью, система правильного питания, культура поведения…), и, главное: получил полноценное воспитание в духе благородства, морали, чести и достоинства.

Достижение поставленных целей невозможно без надлежащего внимания к процессам формирования и реализации законодательных актов в образовательной сфере Российской Федерации с целью сохранения и преумножения отечественной научной школы и профильных кадров («Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности». Президент России Д.А. Медведев). Поэтому, очень важным для нашей страны представляется формирование нового закона «Об образовании в РФ» с учетом его соответствия Конституции РФ в части обеспечения социальных прав и свобод граждан. Необходимость создания образовательного пространства, психологически комфортного для каждого ребенка, способствующего эффективному обучению и духовно-нравственному воспитанию (в лучших отечественных традициях), сохраняющего психофизическое здоровье учащегося и формирующего необходимые условия для социальной адаптации личности, очевидна.

Веруя в лучшее и надеясь на сохранение и преумножение отечественных духовно-нравственных традиций образования и воспитания, закончить хотелось бы утверждениями Президента России Д.А. Медведева (Послание Президента Медведева Д.А.Федеральному Собранию Российской Федерации, ноябрь 2009 года): «…Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации… Наши ценности формируют и наше представление о будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем – Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан… Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом».



Литература


  1. Новая философская энциклопедия. – М., 2000-2001

  2. Всемирная энциклопедия. Философия. – М., 2001

  3. Шелер М. Положение человека в космосе. – М., 1988

  4. Горбачев В. Концепция современного естествознания/ В.В.Горбачев, В.М.Безденежных. – М., 2007

  5. Бердяев Н.А.О назначении человека. – М., 1993

  6. История философии. – М., 2006

  7. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005

  8. Горелов А.А. Философия» М:2007

  9. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М., 2003

  10. Слесарев В.О. Концепция человека в рамках парадигм научного и вне научного знания. – С-Пб., 2002

  11. Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. – М., 2004

  12. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. – М., 2004

  13. Гусейнов А.А. Этика/ А.А.Гусейнов Р.Г.Апресян. – М., 2006

  14. Адамчик М.В. Восточная философия. – М., 2006

  15. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях/ В.В.Ильин, А.В.Машенцев. – С-Пб: ООО «Питер Пресс», 2007

  16. Мирская Л.А. Карл Густав Юнг. – М-Р-Д., 2006


Смотрите также:
Необходимость создания условий для формирования гармоничной личности. Проблемы современного духовно- нравственного воспитания детей и молодежи в существующих социальной и образовательной системах россии
153.55kb.
1 стр.
«Использование духовно-нравственного потенциала курса истории в процессе формирования личности школьника»
141.46kb.
1 стр.
I. Обоснование необходимости решения проблемы духовно- нравственного воспитания программными методами
240.21kb.
1 стр.
Программа Истоки для детей 10 -15 лет
159.33kb.
1 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений чеченской республики
523.24kb.
3 стр.
Программа: «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008 2011 годы»
1142.08kb.
7 стр.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина россии
254.96kb.
1 стр.
Ямало-Ненецкий автономный округ
232.11kb.
1 стр.
Воронцов Сергей, аспирант Московского государственного университета культуры и искусств Модернизация программы повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов по пути духовно-нравственного воспитания молодёжи
92.15kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе
751.5kb.
4 стр.
Социально-психологические аспекты развития личности ребенка в семье
42.22kb.
1 стр.