Главная
страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Архитектура вычислительных систем»

для направления 010400.62 «Информационные технологии» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной математики
Программа дисциплины Архитектура вычислительных систем


для направления 010400.62 «Информационные технологии» подготовки бакалавра


Автор программы:

Махиборода Александр Васильевич, кандидат технических наук, avmakhiboroda@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной математики «12» октября 2009 г.

Зав. кафедрой М.В. Карасев


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.62 «Информационные технологии» изучающих дисциплину Архитектура вычислительных систем.


Программа разработана в соответствии с:

  • ГОС 010400 «Информационные технологии».

  • Образовательной программой 010400.62 «Информационные технологии».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.62 «Информационные технологии», утвержденным в 2012 г.

1Цели освоения дисциплины


Основные тенденции развития вычислительных средств в ближайшей перспективе предполагают выход на рынок целого спектра многопроцессорных конфигураций различного назначения и масштаба. При этом ожидается значительный прогресс в развитии архитектурных решений, которые позволят:

- преодолеть ограничения классической архитектуры и создать высокопараллельные структуры с новыми принципами организации процессов;

- осуществить практическое применение принципиально новых технологий программирования параллельных асинхронных процессов:

- существенно расширить области применения математических моделей и сложных численных экспериментов.


В этих условиях при подготовке специалистов в области электроники и математики необходимо учитывать ожидаемые направления развития рынка вычислительных средств. Необходимо заложить основы знаний, позволяющих эффективно осваивать практические приемы эксплуатации и проектирования информационных технологий в условиях быстрого обновления производимых вычислительных средств и принципов их программирования.

Цель настоящего курса − дать студентам систематизированные сведения об основах построения и тенденциях развития архитектуры вычислительных систем и их программного обеспечения. При этом важно особо выделить влияние архитектуры на технический облик системы программирования и обозначить направления развития технологий программирования, обусловленные переходом на неклассические архитектурные решения.



Значительная часть курса посвящается вычислительным системам с распределённым управлением, в том числе архитектуре самоопределяемых данных. Отдельно излагаются основы дискретной динамики принципы построения неклассических алгоритмических систем структурной динамики на потоковых формализмах .

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные положения архитектуры вычислительных средств, современное состояние архитектурных разработок, возникающие проблемы применения параллельных архитектур, перспективы развития архитектуры и ожидаемое состояние рынка высокопаралльльных структур.

  • Уметь отличать новые архитектурные решения от структурных версий классической архитектуры, правильно оценивать применимость новых архитектур к решению конкретных вычислительных задач и постановке численных экспериментов.

  • Иметь навыки математического моделирования динамики поведения самоопределяемых данных в распределённых системах и оценок применимости концепции дискретной динамики для создания перспективных информационных технологий.



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (Федеральный компонент), обеспечивающих подготовку бакалавра информационных технологий.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Алгоритмы и анализ сложности.


4Тематический план учебной дисциплины


1 семестр



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Понятие архитектуры, основные определения

2

2










2

Классическая архитектура, машина фон Неймана

8

8










3

Проекты неклассических архитектур


6

6










4

Сопутствующие архитектурные проекты

10

10










5

Архитектура распределённых систем

6

6













ИТОГО

32

32









2 семестр





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

6

Проблемы реализации массового параллелизма

4

4










7

Архитектура самоопределяемых данных, проблемы распределённого управления

8

8










8

Проблемы развития алгоритмических систем

4

4










9

Математическое обеспечение процесса развития архитектурных исследований

16

16













ИТОГО

32

32












1 семестр
1.. Определение архитектуры как знаковой системы

2..Архитеектура фон Неймана, система команд машины

3. Метод макрогенерации, микропрограммирование

4. Система программирования по уровням иерархии

5..Историю, технологию производства, проблематику САПР,

6..Неклассические архитектуры, классификация MIMD SIMD

7..Редукционная машина

8..Машина потока данных

9..Аналоговые машины,

10.. нейронные сети,

11..квантовые вычисления.

12.. Графические ускорители,

13..программирование в КУДЕ.

14..Системы телекоммуникации,

15..сети пакетной коммутации,

16.. технологию ВОС



2 семестр
1..Программа Бэкуса, проект ред. пот. машины

2. Эффект насыщения, проблемы массового параллелизма

3..Архитектура самоопределяемых данных, проблемы программирования

4..Биологическую проблематику на синтезе белков и

5.. самосборка вирусов,

6.. нанотехнологии,

7..Конвергенция, феномен самосборки, модели фон Неймана

8..Постановка проблемы развития алгоритмических систем

9..Основания математики

10..программа БРАУЭРА,

11. Начала дискретной динамики

12. Монады Арнольда, поля Галуа,

13..реверсивные генераторы

14..Задачи анализа и синтеза реверсивных рекуррентных генераторов

15.. Потоки Брауэра, потоковые формализмы, открытые потоки

16. Графовые грамматики, генерация графов на потоках


1 семестр
1 Понятие архитектуры, основные определения

1. История создания программируемых автоматов, определение архитектуры как знаковой системы


2 Классическая архитектура, машина фон Неймана

2. Архитеектура фон Неймана, система команд машины, форматы команд и данных, виды адресации

3. Метод макрогенерации, микропрограммирование, многоуровневая организация микропрограмм

4. Система программирования как вертикальная экспансия метода макрогенерации

5. История вычислительной техники, технология производства печатных плат, фотолитография, проблематика САПР.

3. Проекты неклассических архитектур

6..Неклассические архитектуры, классификация информационных потоков

7. Непроцедурные стили программирования, функциональные языки, редукционная машина

8. Архитектура Data Flow машина потока данных


4. Сопутствующие архитектурные проекты

9..Аналоговые машины,

10. Нейронные сети,

11. Квантовые вычисления.

12. Графические ускорители,

13. Технология параллельного программирования CUDA.


5 Архитектура распределённых систем

14. Системы телекоммуникации,

15. Сети пакетной коммутации,

16. Технология ВОС



2 семестр
6 Проблемы реализации массового параллелизма (2)

1. Программа Бэкуса, проект редукцоинно-потоковой машины

2. Эффект насыщения роста производительности, проблемы массового параллелизма
7 Архитектура самоопределяемых данных, проблемы распределённого управления

3. Архитектура самоопределяемых данных, проблемы программирования

4. Биологическую проблематику на синтезе белков и

5. Самосборка вирусов,

6. Нанотехнологии,
8 Проблемы развития алгоритмических систем

7. Конвергенция знаковых систем, феномен самосборки, модели фон Неймана

8. Постановка проблемы развития алгоритмических систем
9 Математическое обеспечение процесса развития архитектурных исследований

9. Основания математики

10. программа БРАУЭРА,

11. Начала дискретной динамики

12. Монады Арнольда, поля Галуа,

13. реверсивные генераторы

14. Задачи анализа и синтеза реверсивных рекуррентных генераторов

15. Потоки Брауэра, потоковые формализмы, открытые потоки

16. Графовые грамматики, генерация графов на потоках

5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1 семестр

2семестр

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*

*

письменная работа в обоих семестрах

Промежу­точный

Зачет

*







Итоговый

Экзамен





*






5.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

По желанию автора программы, укажите особенности проведения контроля (образовательные технологии)

При наличии, укажите, какая дистанционная поддержка осуществляется при проведении контроля (выдача заданий, проверка работ и др.).

5.2Порядок формирования оценок по дисциплине
(подробные методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине приведены в приложении)


[Укажите, какую работу студента оценивает преподаватель, что влияет на оценку за промежуточный или итоговый контроль.]

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: [Укажите, каким образом и что оценивается на семинарских и практических занятиях, например, активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на семинаре и т.д.]. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: [Укажите, каким образом оценивается самостоятельная работа, например, правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях (имеются ввиду домашние работы, которые не включаются в РУП, это не форма текущего контроля "Домашнее задание"), полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д.]. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз ;

[Оставьте те формы текущего контроля, которые предусмотрены в РУП. сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ni = 1] Способ округления накопленной оценки текущего контроля: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

  1. Если дисциплина преподается один модуль:

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].




  1. Если дисциплина преподается несколько модулей (например, 3):

Опромежуточная i = m1·Отекущая i этапа + m2·Опромежуточный зачет/экзамен

Где Отекущая i этапа рассчитывается по приведенной выше формуле


Онакопленная Итоговая=промежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Онакопленная 3):на число модулей
Где Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2 промежуточные оценки этапов 1 и 2,
а Онакопленная 3 накопленная оценка последнего этапа перед итоговым зачетом/экзаменом

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].

[Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑mi = 1, при этом, 0,2 ≤ m1 ≤ 0,8 (согласно Положению об организации контроля знаний, утвержденному УС НИУ ВШЭ от 29. 06.2012,протокол №38, приказ "О введении в действие новой редакции Положения об организации контроля знаний" № 6.18.1-06/2307-03 от 23.07.2012 г.)]

[Далее, по желанию автора, определите, может ли студент получить возможность пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу]

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.


[Оставьте те оценки, которые учитываются при выставлении результирующей оценки за промежуточный или итоговый контроль. Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом, 0,2 ≤ k1 ≤ 0,8 После всех формул в обязательном порядке приводится способ округления полученного результата.]
[Только для многомодульных дисциплин, по которым предусмотрен промежуточный контроль, укажите один из предложенных вариантов формирования оценки, которая идет в диплом]

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:



Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

6Содержание дисциплины




    1 семестр



1 Раздел 1. Понятие архитектуры, основные определения (2 часа, 1 лекция)

- История создания программируемых автоматов, определение архитектуры как знаковой системы. 2 часа, 1 лекция.


2 Раздел 2. Классическая архитектура, машина фон Неймана (8 часов, 4 лекции)

- Архитектура фон Неймана, система команд машины, форматы инструкций и представления данных, виды адресации. 2 часа, 1 лекция.

- Метод макрогенерации, микропрограммирование, многоуровневая организация микропрограмм. 2 часа, 1 лекция.

- Система программирования как вертикальная экспансия метода макрогенерации. 2 часа, 1 лекция.

- История вычислительной техники, технология производства печатных плат, фотолитография, проблематика САПР. 2 часа, 1 лекция.

3. Раздел 3. Проекты неклассических архитектур (6 часов, 3 лекции)

-.Неклассические архитектуры, классификация информационных потоков. 2 часа, 1 лекция.

- Непроцедурные стили программирования, функциональные языки, редукционная машина. 2 часа, 1 лекция.

- Архитектура Data Flow. машина потока данных. 2 часа, 1 лекция.


4. Раздел 4. Сопутствующие архитектурные проекты (10 часов, 5 лекций)

- Аналоговые машины. 2 часа, 1 лекция.

- Концепция нейронных сетей, нейрокомпьютеры. 2 часа, 1 лекция.

- Квантовые вычисления. 2 часа, 1 лекция.

- Мини суперкомпьютеры на базе графических ускорителей. 2 часа, 1 лекция.

- Программирование в системе CUDA. 2 часа, 1 лекция.


5 Раздел 5. Архитектура распределённых систем (6 часов, 3 лекции)

- Системы телекоммуникации. 2 часа, 1 лекция.

- Сети пакетной коммутации. 2 часа, 1 лекция.

- Технология взаимодействия открытых систем (ВОС). 2 часа, 1 лекция.



2 семестр
6 Раздел 6. Проблемы реализации массового параллелизма (4 часа, 2 лекции)

- Программа Бэкуса, проект редукционно-потоковой машины. 2 часа, 1 лекция.

- Эффект насыщения роста производительности, проблемы массового параллелизма. 2 часа, 1 лекция.
7 Раздел 7. Архитектура самоопределяемых данных, проблемы распределённого управления (8 часов, 4 лекции)

- Архитектура самоопределяемых данных, проблемы конструирования и программирования. 2 часа, 1 лекция.

- Знаковые системы в биологии, синтез первичной структуры белков. 2 часа, 1 лекция.

- Самосборка вирусов. 2 часа, 1 лекция.

- Нанотехнологии, проблемы самосборки. 2 часа, 1 лекция.
8 Раздел 8. Проблемы развития алгоритмических систем (4 часа, 2 лекции)

- Конвергенция знаковых систем, феномен самосборки, модели самовоспроизводящихся автоматов фон Неймана. 2 часа, 1 лекция.

- Постановка проблемы развития алгоритмических систем. 2 часа, 1 лекция.
9 Раздел 9. Математическое обеспечение процесса развития архитектурных исследований (16 часов, 8 лекций)

- Основания математики. 2 часа, 1 лекция.

- Программа Брауэра и её роли в развитии современных информационных технологий. 2 часа, 1 лекция.

- Начала дискретной динамики. 2 часа, 1 лекция.

- Монады Арнольда, поля Галуа. 2 часа, 1 лекция.

- Реверсивные генераторы. 2 часа, 1 лекция.

- Задачи анализа и синтеза реверсивных генераторов, синтез семейств сопряженных функций. 2 часа, 1 лекция.

- Потоки Брауэра, потоковые формализмы, открытые потоки. 2 часа, 1 лекция.

- Графовые грамматики, генерация графов на потоках. 2 часа, 1 лекция.

7Образовательные технологии


[Укажите образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги. Укажите, если предусмотрены в рамках курса, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов]

7.1Методические рекомендации преподавателю


Даются по желанию автора. Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства и методы обучения, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.

7.2Методические указания студентам


Даются по желанию автора. Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения самостоятельной работы.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для [Укажите название текущего контроля, проводимого в письменной форме - контрольной работы, коллоквиума, домашнего задания]:

  1. Вопрос


Тематика [Укажите название текущего контроля - курсовые, эссе или другое] :



  1. Тема



Тема [Укажите название текущего контроля - эссе, рефераты или другое] для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

8.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


По желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Рекомендуемая литература

1. Вычислительные машины с нетрадиционной архитектурой, Под ред. Бурцева B.C.,

М. ВЦКП РАН, 1994.
2. М. Амамия, Ю. Танака, Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект, М. Мир, 1993.
3. Дж. Донован, Системное программирование, М. Мир, 1976.
4. Д. Кнут, Искусство программирования. ч.З, М. Мир, 1978.
5. Ю. Блэк, Сети ЭВМ протоколы стандарты интерфейсы, М. Мир, 1990.
6. Арнольд В.И. Сложность конечных последовательностей нулей и единиц и геометрия конечных функциональных пространств. Доклад в Московском математическом обществе 13 мая 2006 г.


  1. Клини С. Весли Р. Основания интуиционистской математики - Москва. Наука. 1978. 271 с.

8. H.Ehrig H.-J. Kreowski G.Rosenberg “Graph Grammars and Their Application to Computer Science” — 4th International Workshop, Bremen, Germany, March 1990

9.1Базовый учебник


[Укажите базовый учебник. Норматив обеспеченности студентов базовым учебником - не менее 50 %. Ридеры указываются при отсутствии базового учебника или неполного покрытия базовым учебником основных тем программы один из предложенных вариантов формирования оценки, которая идет в диплом. Укажите, если доступна электронная версия базового учебника].

9.2Основная литература


[ Укажите обязательную литературу, которая является обязательной для освоения студентами. Должна быть доступна студентам по нормативу обеспеченности не менее 50 %. Несоблюдение данного норматива может распространяться не более чем на 10 % источников из списка основной литературы. Укажите, если доступна электронная версия каких-либо учебных пособий].

9.3Дополнительная литература


[ Укажите дополнительную литературу, которая не является обязательной]
Все источники в основной и дополнительной литературе даются с полными библиографическими описаниями в соответствии с российским или западным стандартами оформления.

Для магистратуры обязательно наличие литературы на английском языке.

По российскому стандарту:

Книга:

Автономов B. C. Модель человека в экономической науке. С. -Петербург:

Экономическая школа, 1998.

Глава в книге (сборнике):

Вебер М. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова, П. П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2008. С. 707-735.



Статья в журнале:

С.А. Айвазян С.А. Байесовский подход в эконометрическом анализе // Прикладная эконометрика. 2008. №1(9). с. 93–130.


По западному стандарту:

Книга:

Romer, David (2006). Advanced Macroeconomics. The MIT Press, 3rd ed.



Глава в книге (сборнике):

Eggertsson, Thrainn (1996), A Note on the Economics of Institutions, in: Alston, Lee J., Eggertsson, Thrainn and Douglass C. North (eds.). Empirical Studies in Institutional Change. Cambridge: Cambridge University Press, p. 6-24.



Статья в журнале:

Portes, Alejandro and Saskia Sassen-Koob (1987), Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies, American Journal of Sociology, Vol. 93, No. 1 (July), p. 51-56.


Источник в Интернете:

Демин А. Н. Возможности использования человеком индивидуальных и социальных ресурсов в ситуации отсутствия работы // Экономическая социология. Том 1. № 1. 2000. С. 37-47. http://www.ecsoc.msses.ru/Region.Php

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

9.4Справочники, словари, энциклопедии


[ Укажите рекомендуемые справочники, словари, энциклопедии. Источники оформляются в соответствии со стандартами как указано выше. Укажите, если используются, электронные версии изданий справочников, словари или электронные справочники]

9.5Программные средства


[ Укажите, если используются, обучающие компьютерные программы по отдельным разделам или темам]

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:



  • [ Укажите профессиональные пакеты программных средств, которые студент должен использовать на аудиторных занятиях или при самостоятельной работе, например программы статистической обработки данных, программы обработки звука или изображений]

  • [ Укажите специальные программные средства для научных исследований, если такие используются]

9.6Дистанционная поддержка дисциплины


[Если предусмотрена дистанционная поддержка курса, укажите информацию об электронных ресурсах, которыми должны пользоваться студенты для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем для подготовки заданий, укажите порядок доступа к дистанционным ресурсам. В соответствующем разделе "Содержание дисциплины" должна быть ссылка, какие элементы дистанционной поддержки используются для освоения темы или раздела]

10Материально-техническое обеспечение дисциплины


[Укажите, если используется, оборудование для лабораторных работ, практических занятий или других занятий, например, профессиональная аудио и видео аппаратура, проектор (для лекций или семинаров), подсобные материалы для проведения психологических тестов, карты и другое]Приложение

Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине

Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.



  1. Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:

































  1. Таблица 1. Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается 1 этап (модуль)


  2. Элемент оценки

    Накопленная оценка

    Итоговая оценка за экзамен/ зачет

    Результирующая оценка
    за дисциплину
    (Выставляется в диплом)

    Текущий контроль

    Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)

    Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

    Действия преподавателя

    1

    Выставление оценки
    в 10-балльной системе
    по каждой форме текущего

    контроля (эссе, контрольная работа, домашнее задание, реферат, коллоквиум)



    Выставление оценки Оауд по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    ВАЖНО: в НИУ ВШЭ в рамках аудиторной работы

    не оценивается посещение лекций, семинарских занятий и практических занятий, а только работа студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)



    Выставление оценки Осам.работа по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.



    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)

    Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

    1

    Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

    2

    Определение весов ni (ВНИМАНИЕ, сумма ni =1)

    2

    Орезульт =

    q1·Оитог.контроль + q2·Онакопленная


    3

    Расчет оценки за текущий контроль Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз

    Определение весов k1 k2 k3 (ВНИМАНИЕ, сумма ki =1, в случае, если преподаватель не учитывает аудиторную и самостоятельную внеаудиторную работу студентов, то k2 и k3 равны 0 (нулю), а k1=1).










    Расчет накопленной оценки

    Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

    Что получается в результате

    Онакопленная*

    Оитог.контроль

    Орезультирующая*
    Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).

Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей)





Промежуточная оценка
за 1 этап

Промежуточная оценка
за 2 этап

Накопленная оценка 3 (за 3 тап)

Итоговая оценка
за экзамен/ зачет

Результирующая оценка
за дисциплину

(Выставляется


в диплом)

Элемент оценки

Накопленная
оценка 1

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 1) (ВАЖНО!


Не является блокирующей)

Накопленная
оценка2

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 2)



(ВАЖНО!
Не является блокирующей)

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная
работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Действия
преподавателя

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия
преподавателя
(таблица 1)

Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

Орезульт итог =

q1·Оитог.контроль +

q2·Онакопленная

Результат

этап

Опромежуточная 1*

Опромежуточная 2*

Онакопленная 3*

Оитог.контроль

Орезультирующая Итог*

ИТОГ

Онакопленная Итоговая=промежут 1+ Опромежут 2+ Онакопленная 3):кол-во модулей

Среднее арифметическое от суммы оценок.
* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины



Смотрите также:
Программа дисциплины «Архитектура вычислительных систем»
271.42kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Архитектура информационных систем»
123.04kb.
1 стр.
Адаптационные дисциплины Программное обеспечение вычислительных систем и сетей
899.58kb.
6 стр.
Программа дисциплины "Программное обеспечение вычислительных систем и сетей" для магистерской программы "
139.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
70.47kb.
1 стр.
Реферат по дисциплине "Архитектура вычислительных систем и сети эвм" на тему "Электронная почта и факсимильная связь
148.27kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
345.18kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Проектирование и архитектура программных систем По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
202.82kb.
1 стр.
«Введение. Принципы построения операционных систем»
424.92kb.
5 стр.
Программа учебной дисциплины "Архитектура корпоративных информационных систем" для подготовки
204.71kb.
1 стр.
Аннотация программы учебной дисциплины
66.26kb.
1 стр.
Архитектура и принципы программирования потоковых вычислительных систем
776.86kb.
11 стр.