Главная
страница 1
Автор: Евдокимова Вероника Витальевна, МБОУ СОШ № 7 г. Шарья, 8 класс. Руководитель: Торопова И.В., учитель МБОУ СОШ № 7, Кочихина Ольга Анатольевна, преподаватель художественной школы

Тема: «Тайна картины «Последний день Помпеи»

Цель: познакомиться с творчеством Карла Брюллова и узнать историю создания картины «Последний день Помпеи»

Задачи:

  • познакомиться с биографией художника Карла Брюллова

  • познакомиться с творчеством художника

  • изучить историю создания главного полотна художника картины «Последний день Помпеи»

Искусства мирные трофеи

Ты внёс в отеческую осень

И был «Последний день Помпеи»,

Для русской кисти первый день!

Е. А. Баратынский

Русский художник Карл Брюллов родился в 1799 году в Петербурге от онемечившегося француза Павла Ивановича Брюлло – художника-миниатюриста и Марии Ивановны Шрёдер, имевшей немецкие корни. Отец приучил сына с самого раннего возраста к владению кистью и карандашом. В десять лет он поступил в Академию, где очень скоро завоевал первенствующее положение среди своих товарищей. Преподаватель Карла был Егоров, восхищавшийся той чистотой античного штриха, которой обладал Карлуша. Товарищи нередко просили его исправлять их рисунки, и тихонько, по ночам, в спальнях он исправлял выкраденные из классов этюды.

С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником А. И. Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс». В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1830—33). По всей видимости, сюжет этот ему был навеян оперой Пуччини, имевшей огромный успех во всей Италии и называвшийся LUltimo giorno di Pompea.

Задумав композицию Брюллов неоднократно посещал Помпею, где проводил часы, чтобы запечатлеть в памяти каждый камешек мостовой, каждый завиток карниза, копировал позы найденных под пеплом помпеянцев. Брюллов перечитывал описания историков, особенно римского писателя Плиния младшего — современника и очевидца гибели Помпеи. В музеях художник изучал костюмы, украшения и предметы быта той далекой эпохи. Но главным в работе была идея, захватившая ум и сердце художника. Это была мысль о гибели всего прекрасного, и, прежде всего человека, под натиском необузданной, жестокой стихии. Так было и в тот августовский вечер, когда жители Помпеи отправились на покой, не ведая, какая ужасная участь постигнет их через несколько часов.

Художник задался целью изобразить бегство жителей Помпеи через Геркуланские ворота. Местность, выбранная Брюлловым для фона картины,- улица, лежащая за городскими воротами, на месте её пересечения с кладбищенской улицей. На картине борются два освещения: красное, от извержения, и синевато-жёлтое, которым осветила первый план сверкающая молния. Небо заволокло густыми чёрными клубами дыма и пепла. Среди ночи вдруг раздался страшный грохот — оживший Везувий отверз свои огнедышащие недра.... Кое-как одетые, объятые неописуемым ужасом, помпеяне выбегают из своих домов. А в небе бичи молний полосуют тучи, сверху на город низвергаются камни и пепел из кратера вулкана, земля под ногами колеблется и дрожит...

Вдруг раздается еще более оглушительный грохот, молния раскалывает небо, и люди в ужасе глядят на страшные небеса, откуда, кроме гибели, они уже ничего не ждут... Вспышки молний выхватывают из тьмы мраморные статуи. Они наклонились, вот-вот рухнут...

Обитатели Помпеи в этот ужасный момент проявляют свои истинные лица. Брюллов видит будто наяву: два сына несут на плечах старика отца; юноша, спасая старуху мать, упрашивает продолжать путь;


муж стремится уберечь от гибели любимых жену и сына;
мать перед смертью в последний раз обнимает своих дочерей.

Художник видит и самого себя среди жителей Помпеи с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними для того, чтобы помочь, поддержать их дух. Но даже перед гибелью его не покидает зоркая наблюдательность художника — он отчетливо в блесках молний видит совершенные в своей пластической красоте человеческие фигуры. Кроме себя на картине он изобразил свою знакомую Юлию Павловну Самойлову, вместе с которой художник впервые посещал Помпею. Самойлова изображена на картине трижды, мать с двумя дочерями, девушка с кувшином, стоящая перед самим Брюлловым, и женщина скрывающаяся вместе с мужем и двумя детьми под покрывалом, также находящаяся в левой части полотна.

Прошло почти шесть лет с того памятного дня, когда на улицах безжизненной Помпеи у Брюллова возникла мысль написать картину о гибели этого древнего города. В последний год художник так неистово работал, что его не раз выносили из мастерской в состоянии полного изнеможения. Работая без перерыва над огромным холстом три года, создал лучшее своё произведение, сохранившее до наших дней весь блеск и свежесть красок. Враги Брюллова обвиняли художника в том, что слишком ярко подчёркнута у него борьба язычества с христианством, тогда ещё едва народившемся и едва ли приютившемся в этом городе.

Осенью 1833 года Карл Брюллов открыл для посетителей двери мастерской. В ней находилось огромное полотно «Последний день Помпеи», размер которого достигал тридцати квадратных метров! Работа над таким огромным полотном заняла у него три года. Выставка картины Брюллова стала важнейшим событием в Риме. Толпы зрителей осаждали выставку. Картиной восхищались все — итальянцы, многочисленные иностранцы, постоянно наводняющие Рим, знатная публика и простой народ. Даже художники, обычно столь ревнивые к чужому успеху, называли Брюллова «вторым Рафаэлем». Успех Помпеи был громадный не только за границей, но и у нас в Петербурге. Это была вершина его славы; наименование «гений» раздавалось со всех сторон, Академия преклонялась перед ним; молодые художники считали за честь быть его учениками. Пушкин на коленях выпрашивал у него на память эскизы; Пушкин, вернувшись из Академии художеств, домой, излил свои впечатления в стихах:



Везувий зев открыл — дым хлынул кубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами стар и млад бежит из града вон.

Говорили, что Брюллов открывает собой новую школу, и никто не предполагал, что песня и Брюллова, и всего предыдущего течения живописи уже спета, и в будущем, кроме портретов и отдельных этюдов, ничего существенного художник не создаст.

Брюллов понимал, что в Петербурге, в круговороте светской жизни, он не сможет совершенствоваться и идти вперёд; он порывался в Италию. По другой версии художник хотел уехать в Италию потому, что там осталась Юлия Самойлова, и по некоторым сведениям с Брюлловым у них были более чем дружеские отношения.

Карл Брюллов блестящим образом заключил собою цикл художников, которые, слепо идя по дорогам, указанным западным искусством, не только оставались совершенно чужды своей национальности, но совершенно уклонялись от великих образцов эпохи Возрождения.



Список информационных ресурсов

  1. Публичная библиотека Новоуральского городского округа [Электронный ресурс] http://www.publiclibrary.ru/readers/beauty/painting-Brullov.htm

  2. Петр Гнедич. Шедевры русской живописи. - Белый город, 2012 г.

  3. Кто есть кто. Серия: «Энциклопедический справочник»


Смотрите также:
«Тайна картины «Последний день Помпеи»
54.96kb.
1 стр.
Вариант 1 Блок тибмзи
131.47kb.
1 стр.
Марина морозова последний день помпеи
450.9kb.
1 стр.
Когда появился День Благодарения
27.61kb.
1 стр.
16 октября 1941 г.: Последний день обороны одессы или первый день её оккупации румынскими войсками
238.97kb.
1 стр.
Увлекательная экскурсия в Великий Ростов
11.65kb.
1 стр.
Менахем Раат Последний День Иерусалима
39.48kb.
1 стр.
Реконструкция картины мира и картины речевого поведения в дискурсе англоязычного клубного журнального издания
157.96kb.
1 стр.
«Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана
77.16kb.
1 стр.
Биография Книги: "Расшифрованный Нострадамус", "Тайна имени", "Последняя тайна Нострадамуса"
87.45kb.
1 стр.
Виктор Кузнецов Тайна гибели Есенина
4232.79kb.
22 стр.
Николай Черкашин Тайна «Aрхелона» (Крик дельфина) Николай Черкашин тайна
1333.62kb.
7 стр.