Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Факультет «Экономический»


Кафедра «Экономики и права»
Рабочая ПРОГРАММА

(Дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла, по выбору)

Наименование дисциплины ДВ.1.03 СОЦИОЛОГИЯ

Направление подготовки 080100 «Экономика»

Квалификация выпускника бакалавр

Кафедра-разработчик «Социально-правовых и гуманитарных наук»


СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

__________________Л.Н.Зайцева



Заведующий кафедрой «Социально-правовых и гуманитарных наук»_____________В.А.Журавлева

Златоуст

2012

1. Цели и задачи дисциплины:
Целью дисциплины является: рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с этапами исторического развития; показать структуру и особенности современного общества, специфику теоретического и прикладного социологического познания, перспективы научного поиска.

Задачи:


  • рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии от частных социологических концепций;

  • проанализировать этапы развития социологической науки, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций;

  • структурировать основные разделы общей социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;

  • показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых объясняются социальные структуры, явления и процессы;

  • представить актуальные проблемы ряда отраслей социологии и показать на их примере междисциплинарные связи;

  • познакомить с процессом и методами социологических исследований и спецификой социологической интерпретации.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин. Изучение дисциплины «Социология» предполагает наличие у студентов базовых знаний по основным социально-гуманитарным дисциплинам: истории, культурологи. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения социологии, необходимы для последующего изучения дисциплин гуманитарного цикла (например, философии, политологии, психологии).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС-3 ВПО по направлению 080100 «Экономика»:

ОК – 1 - знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

ОК – 2 – знание и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

ОК – 3 – способность занимать активную гражданскую позицию;

ОК – 7 – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК – 10 – стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;

ОК – 12 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК – 13 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:


  • основные социологические понятия и термины

  • особенности предмета социологии, ее роли функций в современном обществе

  • содержание основных теоретических концепций, сформировавшихся в процессе становления и развития социологической науки;

  • основные социальные институты и механизмы их функционирования;

  • применять теоретические социологические концепции для создания научных объяснений в эмпирических исследованиях.



    Уметь:

  • уметь свободно использовать понятийно-категориальный аппарат социологии, законы социальной жизни в профессиональной деятельности

  • уметь применять социологические концепции, методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

  • оценить свое место в обществе, давать адекватную оценку процессам, происходящим в различных сферах общества; проявлять готовность к кооперации с коллегами при работе в трудовом коллективе.

    .

    Владеть:

  • навыками социально-философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

  • навыками личностного и профессионального саморазвития.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72часа





Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 2

Аудиторные занятия (всего)

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа (всего)

36

36

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Контрольные работы (реферат, эссе и др.)

-

-

Другие виды самостоятельной работы

32

32

Контроль самостоятельной работы

4

4

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.


72

72

2

2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Историко-социологическое введение

Социология как наука о системном понимании общества. Объект, предмет социологии. Основные категории социологии как науки (общество, социальный институт, социальные взаимодействия и механизмы, социальная динамика и др.). Структура, уровни и функции социологии.

Возникновение и развитие социологии.

Прикладные социологические исследования.


2.

Общие социологические понятия

Понятие социальной системы, основные системные принципы. Основные модели анализа общества как системы. Индустриальное и постиндустриальное общество. Современное российское общество и его черты. Структура общества, социальная мобильность. Культура как основа общества. Нормы, социальный контроль, девиантность. Личность и социализация.

3.

Отраслевые социологии.

Социология семьи. Семья как социальный институт, виды семьи, современное состояние. Социология образования. Образование как социальный институт, его функции и роль в обществе. Социология инноваций. Виды модернизации. Инновационный цикл. Модернизация и инновационная политика в России.



5.2. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

Темы,
разделы
дисциплины

Кол-во
часов







Компетенции

Σ

общее


количество компетенций

ОК-1



ОК-2

ОК-3

ОК-7

ОК-10


ОК-12

ОК-13


Раздел 1. Историко-социологическое введение

20

+


+







+


+




4

Тема 1. Социология как наука

4

+

+








+







3

Тема 2. Прикладная социология
8

+












+





2

Тема 3. Возникновение и развитие социологии
8

+

+




















Раздел 2. Общие социологические понятия

28

+


+

+

+

+


+

+

7

Тема 4. Общество как система

8

+




+

+







+

4

Тема 5. Социальная структура

6



+








+







2

Тема 6. Общество и культура

6

+




+

+

+




+

5

Тема 7. Личность в обществе и проблема девиантного поведения
8







+

+

+

+





4

Раздел 3. Отрасли социологии

24

+


+

+

+

+


+

+

7

Тема 8. Социология семьи

8

+




+




+







3

Тема 9. Социология образования

8

+




+

+

+




+

5

Тема 10. Социология инноваций

8







+

+

+




+

4

Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.

5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина «Социология» связана с изучаемой одновременно политологией и служит основой для изучения впоследствии философии, психологии.


5.4. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Семинары

СРС

КСР

Все-го

час.


Формы текущего контроля

1.

Историко-социологическое введение

4

4

-

12

1

20

Зачет

2.

Общие социологические понятия

8

8

-

12

2

28

Зачет

3.

Отраслевые социологии

6

6

-

12

1

24

Зачет


6. Лекции

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лекционного занятия

Трудоемкость

(час.)


1.

1

Социология как наука

2

2

1

Прикладная социология

2

3.

1

Возникновение и развитие социологии

1

4.

2

Общество как система

2

5.

2

Социальная структура

2

6

2

Общество и культура

1

7

2

Личность в обществе и проблема девиантного поведения

2

8

3

Социология семьи и брака

2

9

3

Социология образования

2

10

3

Социология инноваций

2




Итого




18



7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость

(час.)


1.

Раздел I тема 1

Социология как наука

Контрольная работа, тест



1

2.

Раздел I тема 2

Прикладная социология

Групповое исследование по предложенной теме

Интерпретация мониторинга Всероссийских центров


2

3.

Раздел I тема 3

Возникновение и развитие социологии

1

4.

Раздел II тема 4

Общество как система

Контрольная работа, тест



2

5.

Раздел II тема 5

Социальная структура

Интерактивное задание: анализ межпоколенной социальной мобильности в семье студента



2

6.

Раздел II тема 6

Общество и культура

Контрольная работа, тест



2

7

Раздел II тема 7

Личность в обществе и проблема девиантного поведения

Фокус-группа: Причины и упреждение девиаций



2

8.

Раздел III тема 8

Социология семьи и брака

Эссе: «Будущее российской семьи»



2

9.

Раздел III тема 9

Социология образования

Круглый стол: Кризис или модернизация образования



2

10

Раздел III тема 10

Социология инноваций

Рефераты


2



8. Лабораторный практикум – не предусмотрен.

9. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрены.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Социология: общий курс: учеб. для вузов/ В. И. Кандауров и др.- М.:

Инфра, 2010.-331 с.

2. Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. - 3-е изд.-М.: Гардарики, 2006.-510 с 6

3.Кравченко, А. И. Социология: учеб. для вузов / А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.- М.:Проспект, 2006. -534 с

4. Социология: Учебное пособие.- М., Проспект, 2005.



б) дополнительная литература

  1. Асп Э.К. Введение в социологию: пер. с фин.- СПб., 2002

2. Панков, В. В. Социология культуры: учеб.пособие/ В. В. Панков; Под ред. В. А. Кукка; Юж.-Урал. гос. ун-т, Златоуст.фил. , Каф. Социал.- полит. и гуманитар. науки; ЮУрГУ.- Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004.- 41 с.

3.Социология: краткий темат. словарь/ под общ ред. Ю. Г. Волкова. – Ростов н/Д:Феникс, 2001.- 317 с.



в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. http://www.ecsocman.edu.ru/ - научный портал «Экономика, Социология, Менеджмент»

  2. http://lib.susu.ac.ru/ - научная библиотека ЮУрГУ

  3. www.auditorium.ru – библиотечный портал

  4. www.wciom.ru – архив статей о результатах социологических исследований

  5. www.levada.ru – архив статей о результатах социологических исследований

  6. www.fom.ru - архив статей о результатах социологических исследований, библиотека

  7. www.chelstat.ru – сайт Челябинского областного комитета Государственной статистики.

  8. www.gks.ru – сайт Государственного комитета статистики


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийное оборудование.



11. Кадровое обеспечение дисциплины: дисциплина преподается ППС кафедры в соответствии с распределением учебной нагрузки на текущий учебный год.

12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Методические пособия и рекомендации предполагают связь с другими дисциплинами общегуманитарного цикла и опираются на их материал (история, психология, философия, культурология).



12.1. Применяемые образовательные технологии

Проведение фокус-групп в специально оборудованной аудитории, проведение ролевых игр, мозговых штурмов, анализ конкретных ситуций (case studies). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе составляют 30% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа составляют 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

На восьмой учебной неделе выполняется исследовательское задание: анализ межпоколенной социальной мобильности в семье студента.

12.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости предполагает:

1) оценка конспекта лекций;

2) контрольные работы и тесты.

Самостоятельная работа студентов предполагает:


  1. творческая работа по выбранной теме;

  2. подготовка студентов к практическим занятиям (семинарам).

Итоговая оценка знаний студентов по дисциплине предполагает:

1) устный ответ на 1 теоретический вопрос по дисциплине;

2) итоговый тест.

Оценка текущего контроля и промежуточной аттестации студентов осуществляется по балльно-рейтинговой системе.



Формы и содержание текущего контроля: подготовка и выполнение рефератов.

Примерная тематика рефератов по курсу:

  1. Актуальные вопросы социальной стратификации российского общества.

  2. Бедность как основа социальной напряженности.

  3. Взаимодействие общества и государства – проект «Открытое правительство».

  4. Информатизация общества в контексте глобальных проблем современного мира.

  5. Компьютерная преступность как комплексная международная проблема.

  6. Национальная идея и патриотизм в условиях демократической России.

  7. Новый патриотизм и "старый" интернационализм.

  8. Процессы глобализации информационных потоков и их социальные последствия.

  9. Российская модель информационного общества: трансформация институтов и стиля жизни.

  10. Социальное партнерство в России: проблемы и противоречия.

  11. Коррупция как социальная девиация: причины и методы упреждения

  12. Общественное мнение в России: проблемы и перспективы.

  13. Негативное девиантное поведение: масштабы, причины и методы профилактики.

  14. Современная российская семья и демографические проблемы.

  15. Модернизация в России: характер, темпы, противоречия.

  16. Инновационная политика в современной России.


12.3. Формой итогового контроля знаний студентов по завершении курса «Социология» является зачет.

Примерные вопросы к зачету:

  1. Объект и предмет социологии

  2. Структура и уровни социологического знания

  3. Основные функции социологии в обществе

  4. Основные парадигмы социологии XIX - XX вв.

  5. Понятие социальной системы, основные системные принципы, законы и закономерности

  6. Виды социальных структур - институциональная, демографическая

  7. Социальная стратификация: понятие и критерии

  8. Социальная мобильность: понятие и виды

  9. Маргинальность как социальное явление

  10. Культура как базис общества. Компоненты культуры

  11. Личность как совокупность социальных ролей. Социализация личности

  12. Современные тенденции и проблемы социализации молодежи

  13. Сущность и виды девиантного поведения

  14. Причины девиаций и превентивные методы

  15. Образование как социальный институт, его функции

  16. Кризис образования и пути выхода из него

  17. Понятие и типология семьи

  18. Функции семьи

  19. Кризис семьи в современном обществе

  20. Социальная динамика Модернизация и ее виды

  21. Виды инноваций, инновационный цикл.


13. Разделы дисциплины, выносимые на итоговую государственную аттестацию (ИГА)

- не предусмотрено.


Смотрите также:
Программа (Дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла, по выбору) Наименование дисциплины дв 03 социология направление подготовки 080100
231.24kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Теория элит и бюрократии Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий
118.69kb.
1 стр.
Программа наименование дисциплины организация садоводства
182.29kb.
1 стр.
Рабочей программы Дисциплина «Психология»
16.49kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Криминология и предупреждение преступлений Направление подготовки
464.14kb.
4 стр.
Программа дисциплины Анализ инвестиций в недвижимость  Направление подготовки 080100. 68 Экономика, магистерские программы
237.84kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Операционные системы Направление подготовки: 010400 Прикладная математика и информатика
180.49kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «основы конструирования и надежности электронных средств» Направление подготовки специалиста
162.49kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины теория вероятностей и математическая статистика Направление подготовки
216.1kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «физика ядерных реакторов» Цикл: профессиональный
143.05kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Русская культура XIX века Направление подготовки 033000 Культурология Профиль подготовки
258.15kb.
1 стр.
Программа подготовки магистров: Технология воды и топлива в энергетике Квалификация (степень) выпускника: магистр
119.88kb.
1 стр.