Главная
страница 1
Аксёнова О.Ю.,

методист МОУ «ЦМО УО»

Копейского городского округа
Информатизация библиотек как средство повышения информационной культуры.

Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение. Происходящие перемены в образовании обязательно приведут к повышению роли школьных библиотек. Необходимо принять во внимание все ключевые направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотеки с учетом этих положений.

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации.

Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование. Библиотечные специалисты и учителя, использующие технологии, лучше других подготовлены для оказания помощи школьникам, педагогам, администрации, родителям и другим членам школьного сообщества в развитии этих навыков. Сотрудники библиотеки могут стать ключевым звеном в обучении пользователей, содействуя развитию и становлению их информационной культуры.

Акценты в развитии библиотек должны быть перенесены с внутрибиблиотечной на внешнюю, социальную сферу. Проблема, для решения которой предпринимаются изменения, должна затрагивать не только внутренние организационные аспекты деятельности библиотеки (заработная плата, кадровый голод, реконструкция здания, приобретение компьютеров). Создавая проект развития библиотек, стоит ориентироваться прежде всего на решение социальных проблем: доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении образования, необходимость развития определенных услуг. Последнее положение особенно актуально в свете выявившихся тенденций нового века. А тенденции эти таковы, что услуговая направленность деятельности человека будет активно развиваться и станет приоритетной в ближайшие годы.

Рассмотрим на примере школьных библиотек Копейского городского округа реализацию инновационных процессов в библиотечной системе. Библиотека является основным посредником между миром книжной культуры и читателями, а большинство из них считает залогом престижа библиотеки постоянное пополнение фонда новыми изданиями. В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» ШБ значительно пополнились новой справочной и художественной литературой, цифровыми образовательными ресурсами, каждая библиотека оснащена автоматизированным рабочим местом (АРМ) для библиотекаря, в 2-х школах (№44,48) есть АРМы для читателей, в 4-х ШБ (№39,44,45,48) есть выход в Интернет. Все вышеперечисленные условия позволяют перевести учебный процесс на качественно новый уровень, т.к. возникают новые возможности для построения системы работы библиотекаря.

Сегодня информационная культура личности становится очень важной составляющей культуры человека. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Библиотека помогает получить целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Зачастую ШБ выступают в роли досуговых центров. Это объясняется тем, что на некоторых поселках (Калачево, Козырево, 2-ой участок, Кадровик, Северный рудник, Вахрушево, шахта Северная, поселок РМЗ) нет никаких культурных заведений кроме школы и ШБ, поэтому она является единственным очагом культуры. В библиотеках поддерживается особый психологический климат, атмосфера гостеприимства, доброжелательности, заинтересованности в каждом читателе. Это открытое пространство активного социального действия, в котором каждый может принять участие.

Для повышения своего профессионального мастерства, библиотекари общеобразовательных учреждений принимают участие в городских и областных конкурсах. В 2005г. на областном конкурсе профессионального мастерства «БиблиОбраз» зав. библиотекой МОУ СОШ№43 Емельянова О.А. заняла почетное 3-е место среди 29 участников со всей области, а в 2007г. зав. библиотекой МОУ СОШ №4 Морозов О.Ю. - 1 место. В 2008г. Панова З.В. (МОУ СОШ №38) была награждена областной грамотой и премией губернатора Челябинской области за огромный вклад в библиотечное дело Копейского городского округа, а также за развитие семейного чтения.

В своей профессиональной деятельности школьные библиотекари активно внедряют компьютерные технологии, составляют медиапроекты, разрабатывают виртуальные книжные выставки, веб-сайты.

В ходе решения профессиональных задач педагог и библиотекарь проявляют себя в нескольких аспектах: с точки зрения интереса, возможностей, деятельности, взаимодействия. Данный алгоритм свойствен сетевым организациям.

Сетевое взаимодействие осуществляется не только во внутренней среде, но и во внешней. Например, методическое объединение библиотекарей ОУ проводят и посещают совместные семинары с: Централизованной библиотечной системой КГО; краеведческим музеем, музеем завода им. Кирова, музеями школ, музеем народного образования; ММЦ; МО учителей русского языка и литературы

В апреле 2007 года на коллегии при главе КГО рассматривалась очень важная на сегодняшний день тема: «Создание единого информационного пространства КГО». Основными участниками и разработчиками данной программы выступили Централизованная библиотечная система и сеть школьных библиотек. Для более качественного обслуживания читателей и создания единого информационного пространства мы выдвинули следующие предложения:

1. Создание электронных каталогов и единой поисковой сети через Интернет.

2. Сетевое взаимодействие с библиотеками других ведомств.

3. Общая база данных читателей в Интернете – для удовлетворения любого запроса читателя и получения источника в любой библиотеке города (обеспечение свободного и равного доступа всех жителей города независимо от места проживания к библиотечным ресурсам библиотек КГО, области, России).

4. Партнерство с издателями и подписными компаниями.

5. Создание веб-сайтов школьных библиотек (почти во всех школах есть страничка ШБ на школьных веб-сайтах).

За прошедший и текущий год в нашем городе уже сформировались и продолжаются развиваться определенные связи в информационной деятельности (см. вышеперечисленное).



ШБ – основной ресурс развития образования, и ее деятельность может стать эффективным инструментом модернизации общеобразовательной школы. Именно от методически верно выстроенной системы работы ШБ, можно сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.


Смотрите также:
Информатизация библиотек как средство повышения информационной культуры
47.2kb.
1 стр.
Возрастает роль иностранных языков
271.22kb.
1 стр.
Семинар библиотекарей «Школьная библиотека, как центр формирования информационной культуры»
18.79kb.
1 стр.
Бумажные и электронные деньги
258.2kb.
1 стр.
Наталия Кондратьева большая европа и региональное развитие
628.61kb.
3 стр.
Программа курсов повышения квалификации для методистов центральных библиотек
88.03kb.
1 стр.
Опыта: «Использование коммуникативных технологий, как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах»
445.38kb.
2 стр.
Икт как средство интенсификации и повышения качества обучения иностранному языку
123.29kb.
1 стр.
Информатизация психологического образования как средство подготовки современного специалиста
51.01kb.
1 стр.
Курсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство повышения познавательного интереса учащихся в процессе обучения географии
256.45kb.
1 стр.
Стандартизация как средство повышения качества Стандарт
392.06kb.
4 стр.
Дипломного образования» клуб «хрустальный журавль»
76.56kb.
1 стр.