Главная
страница 1страница 2страница 3
Проект

Перевод


КОНЦЕПЦИЯ

модернизации системы образования

Республики Молдова
Введение

Концепция модернизации системы образования Республики Молдова (в дальнейшем - Концепция) устанавливает концептуальные и методологические рамки развития образования в Республике Молдова в контексте европейской интеграции.

В настоящей Концепции разграничены направления и приоритеты модернизации образования из перспективы социально-экономического развития Республики Молдовы и сформулированы стратегические задачи для их реализации.

Цель настоящей Концепции состоит в преобразовании системы образования в приоритетный фактор обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Молдова, ее приведении в соответствие с тенденциями развития образования на международном уровне в целях интеграции в европейское образовательное пространство.

Настоящая Концепция станет основой для разработки и развития нормативно-правовой базы и национальных программ модернизации системы образования.

I. Актуальное положение в системе образования

Республики Молдова


    1. Образование в социально-экономическом контексте

Развитие молдавской государственности, создание гражданского общества и реформирование экономики являются следствием социальной и технологической способности нововведений, находящихся в прямой связи с качеством образования – решающим фактором развития экономики и общества, в контексте роста влияния человеческого капитала.

Для того, чтобы стать по-настоящему совместимым с системами образования передовых стран, в продивгаемой политике национальное образование должно обеспечить себя поддержкой общества и осуществлять устойчивую и многоплановую модернизацию системы путем выделения необходимых средств и создания механизмов эффективного их использования.

Качественный рост системы образования в значительной мере определяется имеющимися финансовыми средствами. Однако на протяжении 2000-2005 гг. средства, предназначенные для сектора образования, составили в среднем 6-7% ВВП по сравнению с 10,1% в 1996 году. В условиях недостаточного финансирования учебных заведений из государственного бюджета в системе образования введены платные образовательные услуги, открыты частные учебные заведения, а государственные учебные заведения осуществляют зачисление и на контрактной основе.

Углубление социальной дифференциации ограничило доступ некоторых социальных категорий к образованию. Имеются существенные различия в доступности образования для детей из сельских и городских населенных пунктов. Не во всех населенных пунктах действуют учебные заведения. Расходы на образование на одну единицу (лей/учащийся) в различных учебных заведениях отличаются в 2-3 раза. Проектная мощность учебных заведений используется только на 60-70%. К 2010 г. этот показатель составит 50%, а число учащихся/студентов уменьшится примерно на 40%. Демографические тенденции снижения контингента учащихся/студентов требуют пересмотра политик начальной подготовки, непрерывного образования и трудоустройства педагогических кадров, рационализации школьных площадей, создания системы перевозки детей и педагогических кадров и т.д.

Социально-экономический кризис последнего десятилетия обусловил массовый отказ от педагогической деятельности, прежде всего в сельской местности. Молодые кадры находят работу в других социально-экономических отраслях из-за невысокой заработной платы и низкого статуса педагога в обществе.

В условиях определения европейской интеграции в качестве «основной задачей развития» модернизация системы образования, являющейся первоочередным компонентом социально-экономических реформ, требует в целом нового видения количественных и качественных изменений в системе, обеспечивающих устойчивое функционирование системы образования и повышение ее роли в развитии человеческих ресурсов и экономики.

За последние 3 года экономика страны изменилась к лучшему, реальные годовые темпы роста достигли более 7,2%. Прогноз макроэкономического контекста политики образования предусматривает рост на 30% реального ВВП на протяжении 2005-2008 гг. В этом контексте образование смогло бы играть важную поддерживающую роль в благоприятном разрешении социально-экономических проблем, порожденных высоким ростом инфляции, миграцией, безработицей и неблагоприятной демографической ситуацией.

Достижение более высокого уровня образования продолжает оставаться путем к более высоким доходам и снижению уровня безработицы среди молодежи. Более динамичное внедрение количественных и качественных изменений в образование смогло бы преобразить фактор оснащения экономики, сместив ее сравнительное преимущество с продукции и услуг, основанных на сравнительно дешевых природных ресурсах и рабочей силе, на продукцию и услуги и, получаемые на основе высокой квалификации (Нота о политике образования. Документ Всемирного банка). Международный опыт свидетельствует об активной роли образования в меняющейся экономической перспективе.



1.2. Предпосылки для непрерывной модернизации системы образования

Принятые в последнее десятилетие меры по реформированию образования и приведению в его соответствие с требованиями меняющегося общества создали адекватные предпосылки для непрерывной модернизации системы образования в соответствии с требованиями национальной и международной образовательной среды.

Важной поддержкой в продвижении современной политики в области образования являются Национальная программа развития образования на 1996-2005 годы, внедрение Проекта реформирования обязательного среднего образования (1997-2003), финансируемого совместно со Всемирным банком, Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности на 2004-2006 гг., принятая Парламентом, Национальный план действий «Образование для всех» на 2004-2008 гг., утвержденный Правительством.

Для расширения доступа к услугам образования выполнен ряд мер по оптимизации сети учебных заведений. Увеличилось число учреждений лицейского образования. Учащиеся, обучающиеся в лицеях, составляют 52%. В процессе возрождения находится сеть дошкольных учреждений. С каждым годом растет число детей, подготовленных к школе (более 80%). Улучшаются показатели охвата детей школьным обучением. В более 1000 учебных заведений охвачены школьным обучением все дети школьного возраста, проживающие на обслуживаемом участке. Постановлением Правительства с 1 февраля 2005 г. охват бюджетных студентов стипендиями увеличен до 70%, а размер стипендий повысился на 20%. Для поддержки учащихся с высокими показателями в общем среднем образовании была утверждена программа «Одаренные дети» и Положение о поддержке одаренных детей.

В результате внедрения Проекта реформирования обязательного среднего образования пересмотрен весь комплекс образовательных процессов, стратегий и инструкций, внедрены новый Куррикулум и новая достоверная и объективная система оценки. В процессе внедрения находится проект «Улучшение качества и доступности к образовательным услугам в сельской местности на ранней стадии образования», в котором особый акцент делается на уязвимые группы, в стадии подготовки проект «Качественное образование в сельской местности», поддержанный Всемирным банком. Продолжается процесс разработки и внедрения новых стандартов в профессиональной подготовке.

В целях разработки эффективной программы мер по поддержке детей со специальными запросами в образовании, создана база данных об этих детях. Разработаны минимальные стандарты по уходу, воспитанию и социализации детей из учреждений интернатного типа.

По инициативе Президента Республики Молдова внедрена Президентская программа «SALT». В процессе внедрения находится картографирование учебных заведений, являющееся составной частью информационной системы образовательного менеджмента.

Релевантной для воспитательного процесса является и Национальная программа «Satul Moldovenesc», которая предусматривает ряд действий по улучшению образования в сельской среде.

Министерства и другие центральные административные органы поддерживают конструктивный и эффективный диалог в области образования с Европейским советом, Европейской комиссией, Пактом стабильности в Юго-Восточной Европе, Центрально-Европейской инициативой, Организацией по экономическому сотрудничеству стран Черноморского бассейна и др. Расширилось участие учебных заведений из Республики Молдова в европейских проектах TEMPUS/TACIS. Молдова подписала и внедряет более 35 международных двухсторонних соглашений в области образования. Новые качественные показатели наблюдаются в межуниверситетском кооперировании. На основании многочисленных договоров о сотрудничестве, подписанных с иностранными учебными заведениями, внедряются проекты по обеспечению качества в образовании, улучшению университетского менеджмента и куррикулума, продвижению мобильности студентов и преподавательских кадров, организации научных исследований и др.

В контексте реализации задач Болонской декларации внесены изменения в Закон об образовании, предусматривающие организацию высшего образования, кроме медицинского и фармацевтического, в два цикла, получение высшего образования путем накапливания студентом определенного числа переводных кредитов. В высших учебных заведениях были созданы группы по внедрению Болонского соглашения.

В экспериментальной фазе находится процесс улучшения методики бюджетного финансирования системы образования.

Принятые меры и полученные в последнее время результаты свидетельствуют о благоприятных предпосылках непрерывной модернизации системы образования, основанных на Программе деятельности Правительства «Модернизация страны - благосостояние народа», Плане действий «Республика Молдова – Европейский Союз» и Программе модернизации образования на 2005-2015 гг.

II. Воспитательные политики модернизации системы образования в Республике Молдова

2.1 Воспитательная доктрина и миссия системы образования

Миссия образования на актуальном этапе развития Республики Молдова определяется задачами по переходу к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике.

Значимость образования – первостепенного фактора в создании экономики и общества на качественно новом уровне - находится в прямой связи с темпами влияния человеческого капитала, который является категорией ключевой, определяющей для модернизации образования, культуры, экономики, общества.

Образование, в качестве основного механизма по воспроизводству качества человеческого капитала, имеет в основе следующие императивные доктрины:



  1. образование является национальным приоритетом;

  2. первоочередное развитие качества системы образования и человека, как основа национальной безопасности страны: экономической, экологической, социальной и др.;

  3. фундаментализация образования на всех ступенях;

  4. формирование новых технологий в образовании, ориентированных на развитие способностей;

  5. расширение доступа к образованию для всех социальных слоев населения;

  6. повышение ответственности учебных заведений, государства и общества за качественное развитие образования.

Образование является важным параметром качества жизни, общества, основным фактором его устойчивого развития, проводником сущности национальных и общечеловеческих ценностей.

Политика качества образования является составной частью государственной политики качества, ядром политики образования и опорой для ее модернизации, вытекающей из национальной доктрины образования, которая включает:



  1. воспитание – достояние общества: доступ к образованию для всех граждан страны; массовый характер образования; обеспечение равных прав на образование, независимо от социальной принадлежности, пола, расы, национальности, языка, этнического происхождения, вероисповедания наличия судимости или от политической принадлежности, на протяжении всей жизни;

  2. ответственность государства и общества за динамику развития образования, за осуществление мониторинга всей образовательной системы страны;

  3. опережающее развитие качества человека, общества и образования;

  4. соответствие тенденций развития молдавского общества с тенденциями развития мировых цивилизаций:

  1. обеспечение условий для непрерывного образования на протяжении всей жизни;

  2. обязательность общего среднего образования;

  3. обеспечение приоритетности образования, эффективное использование человеческих, информационных, материальных и финансовых ресурсов;

  4. реализация функций образования:

по прогрессивному воспроизводству качества социального интеллекта, культуры и воспитания;

по развитию способностей личности и подготовке к профессиональной деятельности и выполнению гражданских обязательств;

по удовлетворению общеобразовательных нужд человека - основного права, предусмотренного Всеобщей декларацией прав человека;

по формированию исторического самосознания, морально-духовному и аксиологическому воспитанию;

по развитию национальной культуры и обеспечению межкультурного диалога;

по интеграции в европейское образовательное пространство.



2.2. Задачи и приоритеты системы образования

Основной целью политики образования является обеспечение качества образования в соответствии с текущими и перспективными нуждами личности, общества и государства.

Модернизация образования - это национальный политический процесс, ценный для всех граждан страны, для семьи, социальных учреждений, органов публичного управления, научно-педагогических обществ, экономических агентов и др.

Модернизация системы образования должна гарантировать создание механизма стабильного развития по:



  1. обеспечению государственных гарантий доступности и равных шансов в получении образования;

  2. обеспечению нового качества образования на всех уровнях;

  3. разработке правовых и экономических нормативных механизмов для привлечения и использования специальных средств;

  4. повышению профессионального уровня и социального статуса педагогических кадров;

  5. обеспечению соответствия системы образования Республики Молдова в рамках европейского образования;

  6. повышению конкурентоспособности системы образования Республики Молдова на международном уровне;

  7. финансированию системы образования на основе программ в соответствии с достижениями;

  8. развитию системы руководства образования, основанной на принципах современного менеджмента;

  9. интегрированию образования и исследований в целях обеспечения качества и развития системы образования.

III. Направления модернизации системы образования

3.1 Функциональная и организационная структура системы образования

Образование, являющееся комплексной областью, с широким социальным вовлечением, нуждается в системном многостороннем структурировании, создающим сеть, основанную на вертикальных и горизонтальных взаимосвязях между различными уровнями и учреждениями.

Модернизация структуры системы образования осуществляется в соответствии с Международным классификатором стандартов образования (ISCED), традициями национальной школы и внутренними нуждами образования.

Система образования организована по уровням, ступеням и циклам:



  1. нулевой уровень – дошкольное воспитание;

  2. I уровень – начальное образование;

  3. II уровень – среднее образование I ступени (гимназическое образование);

  4. III уровень:

среднее образование II ступени (лицейское образование);

среднее профессиональное образование;



  1. IV уровень – постсреднее профессиональное образование;

  2. V уровень– высшее образование:

I цикл - высшее образование на получение степени лиценциата;

II цикл - высшее образование на получение степени магистра;

g) VI уровень – докторантура и постдокторантура.

Нулевой, I, II и III уровни (лицейское образование) составляют общее образование.

Система образования включает и другие подсистемы, выполняющие восстанавливающие функции (специальное образование), дополнительное (внешкольное образование), непрерывное образование, а также образование в обороны, национальной безопасности и общественного порядка, теологическое, художественное и спортивное образование.

3.1.1. Общее среднее образование

Главной целью общего среднего образования является формирование и развитие знаний, компетенций, навыков, необходимых для эффективного социального интегрирования и продолжения обучения на следующих эпатах и уровнях системы образования.



Дошкольное воспитание:

  1. обеспечивает формирование детей для школьного и социального интегрирования путем развития их творческих способностей и освоения психофизиологического и интеллектуального потенциала;

  2. организуется для детей в возрасте от 3 до 7 лет и осуществляется в дошкольных (государственных и частных) учреждениях с различным режимом работы или школах-садах с соблюдением образовательных стандартов.

Подготовка детей к школе с 5-летнего возраста носит обязательный характер и осуществляется в подготовительных группах (в саду или школе) либо, по желанию родителей, в семье.

Органы местного публичного управления обязаны обеспечить деятельность существующих дошкольных учреждений и в случае необходимости, создавать новые учреждения, обеспечивая их материальными и финансовыми ресурсами в соответствии с социальными требованиями населения.

Государство гарантирует заботу и воспитание детей-сирот и детей со специальными нуждами дошкольного возраста.

Начальное образование (I-IV классы) предназначено для формирования свободной и творческой личности ребенка и развития его основных способностей, необходимых для продолжения гимназического образования: основы социальной культуры, техники основного обучения, навыков общения и др.

Основными задачами начального образования являются:



  1. формирование основ обучения и базовых инструментов: письма, чтения, выполнение арифметических действий, элементарных двигательных навыков др.;

  2. стимулирование ребенка для восприятия и познания окружающей среды;

  3. развитие у ребенка творческого потенциала, инициативы и воображения.

Гимназическое образование обеспечивает развитие умственных способностей и наклонностей учащихся, которые рассматриваются как определяющий фактор в формировании личности, профессиональной ориентации и подготовке к лицейскому и профессиональному образованию.

Гимназическое образование организуется по дневной форме обучения в V- IX классах.

В гимназию принимаются без конкурса все учащиеся, окончившие начальное образование.

Лицейское образование осуществляется в лицеях (X-XII классы), обеспечивает основную теоретическую подготовку учащихся и формирование общеобразовательной культуры, необходимой для продолжения образования в высших учебных заведениях, заведениях среднего профессионального и специального образования. Лицейское образование, как правило, организуется по академическму типу (с гуманитарным и реальным профилем) или по призванию.

Дополнительное (внешкольное) образование является составной частью системы образования, реализует дополнительные мероприятия к образовательному процессу, призванные развивать познавательный, аффективный и побудительный потенциал детей и подростков, соответствовать интересам и выбору, путем полезной и приятной организации свободного времени.

Внешкольное образование осуществляется в группах и/или индивидуально, в государственных или частных внешкольных учреждениях (центры, дворцы, дома детского творчества, клубы научно-технического творчества, центры юных туристов, центры юных натуралистов, центры досуга, спортивные школы и др.) во взаимодействии с общественностью, социально-культурными учреждениями, детскими и молодежными организациями, средствами массовой информации и др. Внешкольная деятельность осуществляется в зависимости от интересов и запросов детей и подростков в ассоциативной, научной, культурно-художественной, технико-прикладной, спортивно-туристической, экологической и других областях.

Целью специального (восстанавливающего) образования является воспитание, обучение, восстановление и социальное интегрирование детей дошкольного возраста и учащихся с психическими, физическими, сенсорными отклонениями, логопедическими, социально аффективными, с отклонениями в поведении или со смешанными отклонениями. Социальное и школьное интегрирование детей, нуждающихся в специальном образовании, осуществляется в специальных учебных заведениях, в группах и классах в обычных учебных заведениях и другими альтернативными специальными формами обучения. Министерства, другие административные органы, центральные органы местного публичного управления обеспечивают интегрирование в активную жизнь выпускников специального образования.

Приоритеты развития общего среднего образования:


  1. обеспечение доступа всех детей/учащихся к обязательному обучению (дошкольное, начальное и гимназическое);

  2. приведение сети учебных заведений в соответсвие с демографическими школьными тенденциями;

  3. восстановление сети дошкольных учреждений; повышение качества дошкольного воспитания;

  4. развитие альтернативных учебных заведений в рамках специального образования; создание общественных центров по информированию и других альтернативных специализированных услуг по воспитанию детей из неблагоприятных семей;

  5. восстановление внешкольных учреждений и развитие альтернативных учебных заведений в сообществах;

  6. установление механизмов эффективного привлечения сообщества/семьи в решение воспитательных проблем и принятия на себя ответственности за воспитание;

7) диверсификация и синхронизация источников финансирования общего среднего образования: на учрежденческом, местном и национальном уровнях;

  1. обновление систем непрерывного образования педагогических и руководящих кадров путем создания мотивационных адекватных механизмов и внедрения накопительных кредитов;

  2. создание научных, менеджерских, методологических механизмов по непрерывному развитию школьного куррикулума;

  3. развитие национальной системы оценки и создание необходимых условий для ее функционирования.

3.1.2. Среднее профессиональное и постсреднее профессиональное образование

Профессиональное образование является составной частью национальной системы образования, общей задачей которой является формирование и развитие навыков, компетентности и профессионализма, основанных на гимназическом или лицейском образовании, организованных на двух уровнях:



  1. среднее профессиональное образование (профессиональные школы и лицеи);

  2. постсреднее профессиональное образование (колледжи).

Профессиональная школа обеспечивает профессиональное формирование в рамках существующих квалификационных категорий, продолжительностью обучения 1 год для лиц, имеющих лицейское образование, и 2 года для лиц с гимназическим образованием. Обучение в профессиональных школах заканчивается сдачей квалификационного экзамена и получением квалификационного сертификата, который позволяет устроиться на работу в соответствии с полученной квалификацией.

Профессиональный лицей продолжительностью обучения 3 года обеспечивает профессиональное формирование в рамках существующих квалификационных категорий и общего среднего образования. Обучение в профессиональных лицеях заканчивается сдачей экзамена на профессионального бакалавра. Диплом профессионального бакалавра позволяет устраиваться на работу, а также открывает доступ к постсреднему специальному и высшему образованию в соответствующей области професионального обучения. В профессиональном лицее могут действовать и профессиональные группы на базе гимназического образования (2 года) и на базе общего среднего и лицейского образования (1 год).

Профессиональное образование в колледжах обеспечивает подготовку специалистов в соответствии с IV уровнем Классификатора международного стандарта образования (ISCED) и осуществляется на основании Перечня специальностей, утвержденного Праивтельством. В постсреднем профессиональном образовании продолжительность учебы для лиц с гимназическим образованием составляет 4 года, а для лиц со средним общим или лицейским образованием – 2 года, по профилям медицина и фармацевтика продолжительность обучения увеличивается на один год, по специальности хореография продолжительность обучения - 3 года на базе профильного гимназического образования. Для учащихся, зачисленных на базе гимназического образования, по желанию, обеспечивается лицейское образование со сдачей экзаменов на бакалавра. Выпускники колледжей, владельцы дипломов постсреднего специального образования могут продолжить учебу в высших учебных заведениях по специальности, полученной в колледже, или устроиться на работу.

Профессиональное образование осуществляется на базе государственных стандартов образования, приведенных в соответствие со спросом рынка труда, европейскими требованиями и куррикулумом профессионального образования, состоящим из модулей, измеренных в кредитах и координируемых с профильными кафедрами высших учебных заведений.



Приоритеты развития среднего и постсреднего профессионального образования:

  1. синхронизация подготовки квалифицированых рабочих в среднем профессиональном образовании и специалистов в постсреднем профессиональном образовании с потребностями рынка труда;

  2. развитие учрежденческих структур профессионального образования в соответствии с Классификатором международного стандарта образования и с новыми формами организации профессионального образования: профессиональная школа, профессиональный лицей, колледж;

  3. расширение доступа к среднему и постсреднему профессиональному образованию;

  4. научное, методологическое и куррикулярное обеспечение среднего и постсреднего профессионального образования;

  5. создание системы профессиональной ориентации;

  6. внесение изменений в Перечень специальностей и разработка образовательных профессиональных стандартов, и стандартов занятости для среднего и постсреднего профессионального образования.

следующая страница >>
Смотрите также:
Концепция модернизации системы образования Республики Молдова
404.69kb.
3 стр.
Закон республики молдова о государственной границе Республики Молдова Nr. 108-xiii от 17. 05. 94 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 12/107 от 03. 11. 1994 Парламент Республики Молдова принимает настоящий закон. Глава I
524.53kb.
2 стр.
Постоянному бюро Парламента Республики Молдова
109.61kb.
1 стр.
Проект правительство республики молдова постановление №
17.39kb.
1 стр.
Regionale şi construcţiilor Marcel Răducan Правительство Республики Молдова постановление №
18.62kb.
1 стр.
Закон республики молдова таможенный кодекс Республики Молдова Nr. 1149-xiv от 20. 07. 2000 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 160-162/1201 от 23. 12. 2000 Содержание Раздел I общие положения глава 1
2463.57kb.
9 стр.
Проблемно-ориентированный анализ состояния мдоу
168.04kb.
1 стр.
География реализации Проекта модернизации системы общего образования Калачевского муниципального района
156.03kb.
1 стр.
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о международном автомобильном сообщении
117.52kb.
1 стр.
Постоянному бюро Парламента Республики Молдова
74.39kb.
1 стр.
Проект правительство республики молдова
21.81kb.
1 стр.
Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г
412.5kb.
2 стр.