Главная
страница 1
Пояснительная записка

к учебному плану ГБОУ г. Москвы СОШ

с этнокультурным (русским) компонентом образования №838 ЮОУО ДО г.Москвы на

2012-2013 учебный год
1. Общие положения

Учебный план ГБОУ СОШ №838 разработан на основе



  • Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241),

  • с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889,

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 3 июня 2008 года № 164, от 31 августа 2009 года № 320, от 19 октября 2009 № 427

  • Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 №196 (в ред. от 10.03.2009 г.) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении»

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва, 2002 г.

  • Приказа Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009г. №427) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»

  • Письма Министерства образования РФ от 25 сентября 2000 года №2011/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»

  • Устава ГБОУ СОШ с этнокультурным (русским) компонентом образования №838

  • Программы развития школы «Оптимизация ресурсного обеспечения образовательного процесса на основе реализации компетентностного и деятельностного подходов на период с 2010/2011 до 2013/2014 годов»

  • Образовательной программы школы

  • Годового плана на 2012-2013 учебный год.

Учебный план ГБОУ СОШ №838 обеспечивает выполнение «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и преемственность с учебным планом на 2011-2012 учебный год.

При составлении учебного плана учитывались также результаты деятельности педагогического и школьного коллективов в предыдущем учебном году.

Учебный план ГБОУ СОШ №838 реализует общеобразовательные программы и определяет:


  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

  • распределение учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами;

  • распределение учебного времени:

- федеральный компонент - 75%,

- региональный компонент - 12 %,

- компонент образовательного учреждения - 13%.

максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;



  • максимальный объем домашних заданий;

  • показатели финансирования (в часах).

Учебный план ГБОУ СОШ №838 представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта и специфики образовательного учреждения.

Учебный план ГБОУ СОШ №838 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) предусматривает временные параметры организации учебно-воспитательного процесса.


  1. Начальное общее образование




  1. Общие положения




    1. Учебный план ГБОУ СОШ № 838 определяет:




  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

  • рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Федерального базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключения экспертов о возможности достижения требований для государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;

  • распределение учебного времени между федеральным (не менее 75 %), региональным (не менее 10 %) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10 %);

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

  • показатели финансирования (в часах);

  • максимальный объем домашних заданий.

1.2. Учебный план ГБОУ СОШ № 838 представлен для начального общего образования. Для данной ступени обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта.


1.3. Учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы на:

  • организацию индивидуальных, групповых занятий;

  • занятия проектной, этнокультурной, экскурсионной формами учебной деятельности.

1.4. Учебный план ГБОУ СОШ № 838 для I – IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I классы - 33 учебные недели, II – IV классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока в I классе - по 35 минут в сентябре, октябре (по 3 урока каждый день), в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут, январь – май – по 4 урока по 45 минут; II – IV классы – по 45 минут. В начальной школе 5-дневная учебная неделя.

1.5. При составлении учебного плана ГБОУ СОШ № 838 индивидуальные, групповые занятия и домашние задания, учитываются при планировании внеурочной деятельности обучающихся с учетом действующих санитарных правил и нормативов (п.10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10)
После обязательных занятий устраивается перерыв, продолжительностью 45 минут (п.10.6. СанПиН 2.4.2.2821-10)

1.6. Учебные часы компонента ГБОУ СОШ № 838 в учебном плане на 2012/2013 учебный год использованы на:



  • регулирование количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

  • организацию индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;

  • занятия проектной, исследовательской, экскурсионной, интеллектуальной формами учебной деятельности.


Часы компонента образовательного учреждения даны для индивидуальных и групповых занятий:


  • «Развивающие упражнения по русскому языку» во 2 – 4 классах по 1 часу;

  • «Проектная деятельность» во 2 – 4 классах по 1 часу;

  • «Подготовка к олимпиадам» во 2 – 4 классах по 1 часу;

  • «Введение в народоведение» во 2 – 4 классах по 1 часу;

  • «Русская словесность» во 2 – 4 классах по 1 часу.

1.7. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-х – 3-х классах – 1,5 часов, в 4-х классах – до 2-х часов (п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10). Домашние задания в 1-х классах не задаются (п.10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10).




    1. В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной школы учебный план ГБОУ СОШ № 838 для 1 – 4-х классов сформирован в «недельной» форме.


2. Особенности учебного плана ГБОУ СОШ № 838.
Начальное общее образование.


Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы

Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.


В начальной школе в 2012 – 2013 учебном году 10 классов: 1 «А,Б», 2 «А,Б», 3 «А,Б,В», ; «А,Б,В».


Школа России

1 «А», 2 «А», 3 «А», 4 «А,Б,В»

Школа 2100

2 «Б», 3 «Б»

Перспективная начальная школа

1 «Б», 2 «В»

Учебный предмет «Русский язык» изучается с 1 – 4 классы 4 часа в неделю за счет дифференциации и вариативности федерального базисного учебного плана. При изучении этого предмета уделено постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности.


Учебный предмет «Литературное чтение» 1 – 2 классы – 4 часа в неделю; 3 классы – 3 часа в неделю; 4 классы – 2 часа в неделю, согласно федеральному базисному учебному плану и за счет использования продуктивных педагогических технологий и методов обучения.
Учебный предмет «Английский язык» изучается со 2 класса. Количество учебных часов (2 часа в неделю) на изучение «Английского языка», определяется второй моделью языковой подготовки.
Учебный предмет «Математика» изучается с 1 – 4 класс в объеме 4 часа в неделю. Учебный план предусматривает возможность интегрированного освоения математических разделов информатики в 1 – 2 классах. Эти разделы особенно важны в первом классе, где они могут играть роль пропедевтики изучения математики. В последующие годы они содействуют, расширению предметного контекста математики, развитию коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей.
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 – 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Учебный предмет «Изобразительное искусство (ИЗО)» и «Музыка» изучается с 1 – 4 класс – 1 час в неделю.
Учебный предмет «Технология» изучается с 1 – 4 класс. В 1 – 2 классе отводится 1 час в неделю. В 3 – 4 классе построен по модульному принципу (в качестве учебного модуля изучается ИКТ) – 2 часа в неделю, направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Учебный предмет «Физическая культура» изучается с 1 – 4 класс – 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается с 4 класса - 1 час в неделю. В рамах данного предмета изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
3. Внеурочная деятельность.
3.1. Часы отведенные на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме проектной деятельности, спортивных соревнований и игр, поисковых и научных исследований.
3.2. Внеурочная деятельность в 1-х и 2-х классах организована по направлениям развития личности:


  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

  • Социальное

  • Духовно-нравственное

  • Спортивно-оздоровительное.

3.3. Занятия проводятся как учителями начальных классов, так и педагогами дополнительного образования.


3.4. В начале учебного года для 1-х классов вводится десятидневный учебный курс «Введение в школьную жизнь».

Предложенное распределение часов дает возможность образовательному учреждению перераспределять нагрузку в течение учебного года, строить учебный план на принципах дифференциации, вариативности и способствует профориентации младшего школьника.



II. Основное общее и среднее (полное) общее образование
Содержание и логика построения учебного плана основного общего образования и среднего (полного) общего образования отражает цели и задачи школьной образовательной программы, ориентированной на выполнение базового компонента, разработку компонента ОУ, внедрение предпрофильного и профильного и образования, реализацию этнокультурного (русского) компонента образования.

Учебный план основного общего образования (II ступень) состоит из инвариативной области (базовый компонент) и вариативной (школьный компонент) и обеспечивает базовую подготовку учащихся по следующим областям знаний:



  • русский язык и литература,

  • иностранный язык,

  • математика,

  • естествознание,

  • социальные науки,

  • физическая культура,

  • искусство,

  • технология.

Учебный план построен с учетом уровня подготовленности учащихся и соблюдения преемственности обучения.

Общее количество классов на II ступени обучения – 9 (из них 3 класса предпрофильные физико-математической направленности – 7Б, 8Б, 9Б), на III ступени – 3 класса; из них 1 профильный физико-математической направленности (11Б) с делением на 2 профиля: естественно-математический, социально-экономический; 1 класс (11А) – профильныей (социально-гуманитарный профиль). 10А класс – профильный с делением на 2 профиля: естественно-математический и социально-экономический, класс сформирован из учащихся 9Б ( бывшего лицейского) и 9А,В (общеобразовательных).

Учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.1996 г. №216) предусматривает временные параметры учебно-воспитательного процесса:


  • 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года – от 34 до 37 учебных недель (не включая летний экзаменационный период);

  • 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).

  • В соответствии с пп. Х.10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока для 5–11 кл. – 45 мин.

  • Продолжительность учебной недели – 6 дней, в соответствии с п. Х.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10.

  • Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) реализуется через урочную и внеурочную деятельность, определяется в соответствии с таблицей 3 «Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки» СанПиН 2.4.2.2821-10.

  • Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения использованы:

- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

- организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;

- на деление на подгруппы по отдельным предметам;

- на занятия проектной, исследовательской и другими видами и формами учебной деятельности.



  • Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 5 кл. – до 2ч. 6 – 8 кл. - до 2,5 ч., в 9 - 11-м кл. - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. Х.10.30).

  • В соответствии с традицией и для удобства восприятия для основного общего и для среднего (полного) общего образования план сформулирован в «недельной» форме.


II ступень обучения

Образовательный процесс основной школы строится по учебным планам общеобразовательного и предпрофильного направлений.

Обязательными для изучения в основной школе являются следующие учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, технология, физическая культура, изобразительное искусство, музыка.

В образовательной области «Русский язык и литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение литературы в 5-8 классах выделено 2 часа, в 9 классе – 3 часа. Остающиеся часы относятся к русскому языку.

В школьном учебном плане на изучение предметов выделено следующее количество часов:

5А кл. – русский язык – 7 часов (1 час за счет компонента ОУ)

5Б, 6А кл. – русский язык – 6 часов.

5 кл. – литература – 3 часа (1 час за счет компонента ОУ), что определяется статусом школы с этнокультурным (русским) компонентом образования и социальным заказом родителей. Данное увеличение способствует при переходе на II ступень обучения более глубокому знакомству с классической литературой, повышению речевой культуры, формированию навыков выразительного и беглого чтения.

6А кл. – литература – 2 часа.

7Б кл. – русский язык – 4 часа.

7А кл. – русский язык – 5 часов (1 час за счет компонента ОУ)

8Б кл. – русский язык – 3 часа.

8А кл. – русский язык – 4 часа (1 час за счет компонента ОУ)

Добавление 1 часа на русский язык в 5А,7А,8А способствует формированию навыков грамотного письма и орфографической зоркости, определяется спецификой классов.

7 кл. – литература – 2 часа.

8 кл. – литература – 2 часа.

9 кл. – русский язык – 3 часа (1 час за счет компонента ОУ, так как ведется подготовка к сдаче государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА), необходимы прочные орфографические и пунктуационные умения, навыки.

9 кл. – литература – 3 часа.

Образовательная область «Иностранные языки» использована в полном объеме. В общеобразовательных классах на изучение английского языка отводится три часа в неделю.

В 2012 – 2013 учебном году 5-е, 6-е, 7-е классы обучаются по второй модели (со 2-го класса), а 8 – 9 классы – по 1-ой модели (с 5-го класса).

В образовательной области «Математика» на изучение математики в 5А кл. предусматривается 5 часов, в 5Б, 6А – 6 часов (классы с расширенным образовательным пространством). Цель введения 1 часа математики за счет компонента ОУ – развитие вычислительных навыков и интеллектуальных способностей, что определено социальным заказом родителей, особенностями классов. В 7-х, 8-х, 9-х классах на изучение алгебры отведено 4 часа, на изучение геометрии – 2 часа. В 7Б,8Б,9Б(предпрофильные классы) на изучение алгебры выделено 5 часов (введен 1 час «Практикума по алгебре»), 1 час за счет компонента ОУ. Введение «Практикума по алгебре» способствует развитию вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач по математике и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие); усвоению аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач; овладению конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности; формированию самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач.

В содержательную часть образовательной области «Математика» в предмет «Алгебра» включена «Теория вероятностей, статистика и информатика (алгоритмика)». Минимальный объем на изучение теории вероятности и статистики в основной школе 102 часа. Таким образом, содержание курса математики, с одной стороны, расширилось вопросами теории вероятностей и теории алгоритмов, с другой стороны, темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных и математической статистикой.

Образовательная область «Естествознание» включает в себя изучение таких предметов, как: «природоведение»; «биология», география, физика, химия. На изучение учебного предмета «Природоведение» в 5 классах отводится 2 часа в неделю. Предмет «биология» изучается в 6-9 классах как самостоятельный предмет – 2 часа в неделю. На изучение предмета «биология» отводится в 6а классе 2 часа в неделю, 1 час за счет компонента ОУ. Часы на изучение предмета «география» распределены следующим образом: 6а класс- 2 часа (1 час за счет компонента ОУ), 7-8 классы по два часа в неделю. Предмет «физика» изучается как самостоятельный предмет с 7 по 9 классы; в7А,8А,9А классах в объеме 2 часа в неделю. В 7Б,8Б,9Б (предпрофильные классы физико- математической направленности) на изучение физики выделено 3 часа (введен «Практикум по физике» - 1 час), 1 час за счет компонента ОУ. Введение «Практикума по физике» способствует усилению политехнической направленности обучения физики; формированию измерительных и экспериментальных умений; формированию самостоятельной деятельности при решении задач по физике. Предмет «химия» изучается как самостоятельный предмет в 8-9 классах в объеме 2 часа в неделю. Суммарный минимальный объем изучения предмета «химия» составляет 136 часов.

Образовательная область «Социальные науки» предполагает изучение следующих учебных предметов: «история»; «обществознание», «география». На изучение предмета «история» в 5-9 классах выделено 2 часа. Минимальные объем изучения предмета «история» составляет 340 часов. Изучение предмета «обществознание» начинается с 6 класса, на изучение данного предмета в 6-9 классах выделено по 1 часу в неделю. Минимальный объем изучения предмета «обществознание» составляет 136 часов. В 9 кл. на изучение географии выделено 2 часа.

В образовательной области «Физическая культура» на изучение физической культуры в 5 – 9 кл. отводится 3 часа (в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2010 г. №889; СанПиН 2.4.2.2821-10, п. Х.10.20).

В разделе «Искусство» в 5-9 классах изучается предмет «Отечественная художественная культура» (в 8-х классах ОХК изучается за счет компонента ОУ), что определяется статусом школы – этнокультурный (русский) компонент образования. Введение этнокультурной составляющей в содержание образовательного процесса позволяет познакомить учащихся с национальными особенностями культурного развития своего народа, дать представление о духовных ценностях традиционной культуры, рассказать о культурно-историческом наследии этноса, решить задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, развитие творческого потенциала детей через приобщение к миру национальной культуры и искусства. На изучение ОХК в основной школе отведено 170 часов. Авторская программа предмета ОХК, утвержденная МИОО г.Москвы, в содержательную часть включает вопросы, темы ИЗО. В 8-х классах в содержательную часть предмета ОХК входят темы, вопросы предметов ИЗО, МХК. В 9 кл. – вопросы музыкальной культуры, ИЗО, МХК. Преподавание предмета ОХК строится на принципах преемственности между различными уровнями: возрастными и логическими, разделы предмета ОХК тесно связаны своим содержанием друг с другом, дополняют друг друга в целостной системе.

Учебный предмет «Музыка» изучается в 5-8 классах.

Образовательная область «Технология» в 5-8 классах, 9А кл. представлена в учебном плане предметом «Технология», который предусматривает технический труд (мальчики), обслуживающий труд (девочки). В 9А кл. на «Технологию» (технический, обслуживающий труд) выделено 2 часа за счет компонента ОУ. Также в образовательную область «Технология» введен предмет «Черчение» в 7А, 8А, 9А, 9Б, а в 7Б, 8Б кл. (предпрофильные) вопросы предмета «черчение» включены в содержательную часть предмета «технология». Введение «Черчения» способствует выработке графических навыков, развитию образного, технического мышления.

Введение «Технологии», «Черчения» в 8-9 классах связано с необходимостью предпрофильной подготовки, проведением работы по профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся. Цель предпрофильной подготовки – подготовить учащихся к выбору будущего профиля в 10-11 кл. Часы на предпрофильную подготовку в 9-х классах выделены и на курс «Профессиональное самоопределение. В поисках своего призвания» в 9-х классах во второй половине дня (см. ниже).

Статусом школы (этнокультурный русский компонент образования), социальным заказом родителей определяется введение в 5 – 9 кл. предмета «Русская словесность» по 1 часу за счет часов компонента ОУ. Введение данного предмета способствует формированию речевой культуры, риторических и литературоведческих навыков и умений, интереса сегодняшнего ученика к истокам родного языка и культуры, способствует подготовке к ГИА по русскому языку.

Учебный предмет ОБЖ в 8 классах изучается самостоятельно – 1 час в неделю.

По решению педагогического совета учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане используются в следующих целях:



  1. Для увеличения количества учебных часов на изучение отдельных предметов ( см. выше).

  2. На дифференцированное обучение, на индивидуальную работу со слабоуспевающими, развивающую, проектно-исследовательскую деятельность для мотивированных учащихся, предпрофильную подготовку:

5А кл. – 1 час – скорая помощь по русскому языку;

1 час – скорая помощь по математике;

1 час – проектно-исследовательская деятельность по математике.

5Б кл. – 1 час – скорая помощь по русскому языку;

1 час – проектно-исследовательская деятельность по математике;

1 час – проектно-исследовательская деятельность по природоведению.

6А кл. – 1 час – скорая помощь по русскому языку;

1 час – народные промыслы (материальная технология – мальчики, проектно исследовательская деятельность).

7А кл. - 1 час – скорая помощь по русскому языку;

1 час – скорая помощь по математике.

7Б кл. – 1 час – проектно-исследовательская деятельность по биологии;

1 час – проектно-исследовательская деятельность по английскому языку;

8А кл. – 1 час – скорая помощь по математике;

1 час – скорая помощь по русскому языку;

8Б кл. – 1 час – проектно-исследовательская деятельность по истории;

1 час – занимательная химия.

9А кл. – 1 час – подготовка к ГИА по алгебре;

1 час – подготовка к ГИА по русскому языку;

1 час – Профессиональное самоопределение. В поисках своего призвания.

9Б Кл. –1 час – подготовка к ГИА по алгебре;

1 час – подготовка к ГИА по русскому языку;

1 час – Профессиональное самоопределение. В поисках своего призвания.


Вышеназванные занятия проводятся во второй половине дня после часового перерыва от основных занятий, с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся. Максимальная нагрузка на одного ученика не превышает допустимую норму. Это учитывается при составлении расписания занятий и формировании групп (в соответствии с таблицей 3 «Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки» СанПиНа 2.4.2.2821-10).

3)А также часы компонента ОУ используются на деление на подгруппы.


III ступень обучения
При конструировании учебного плана 10-11 классов был использован механизм формирования содержания БУП старших классов, предложенный в Концепции профильного обучения.

Учебный план для 10 класса реализует модель профильного обучения Федерального базисного учебного плана. Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов: базисного и профильного и включение в компонент данного образовательного учреждения элективных курсов, которые учащиеся могут выбрать в соответствии с индивидуальным профилем образования, обеспечивает подготовку учащихся к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

При составлении учебного плана 10-11 классов учитывались разносторонние образовательные запросы учащихся и их родителей. Школа руководствовалась Письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 №14-51-102/13, а также приложением к нему – «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

Школа осуществляет модель внутришкольной профилизации.

В 2012 – 2013 учебном году сформирован один 10-й класс из 2-х профилей: естественно-математический, социально-экономический.

10А класс сформирован из учащихся 9Б класса, бывшего лицейского класса физико-математической направленности (лицейский компонент с 7 класса), и учащихся 9А,В общеобразовательных классов. Продолжают функционировать 11А – социально-гуманитарный профиль, 11Б лицейский класс физико-математической направленности (лицейский КО с 7 класса), в котором также реализуется 2 профиля: естественно-математический и социально-экономический.


Обязательными для изучения в профильных классах старшей школы являются такие общеобразовательные учебные предметы как:

Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История (История России, Всеобщая история), Обществознание, Физика, Химия, Биология, Физическая культура, Экология Москвы и устойчивое развитие, География, ОБЖ, Искусство и МХК.



В 10А классе реализуется 2 профиля: естественно-математический и социально-экономический. Данные профили определены образовательными запросами учащихся и их родителей.

Естественно-математический профиль.

Профильные предметы: математика, химия, информатика и ИКТ

Математика усилена на 2 часа ( 3 часа алгебра и начала анализа, 2 часа геометрия, 1 час практикум по алгебре), химия – на 2 часа ( 2 часа химии, практикум по химии), информатика и ИКТ- на 2 часа (2 часа информатика и ИКТ, математические основы информатики). Также в этом профиле – расширенное изучение физики (практикум по физике), биологии (практикум по биологии). За счет компонента ОУ, из профильного обучения выделены часы на географию. С целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку из профильного обучения добавлен 1 час на русский язык. Экология Москвы и устойчивое развитие, искусство и МХК изучается самостоятельно – по1 часу. ОБЖ – 1 час, при этом не учитывается проведение учебных сборов для обучающихся 10-х классов по основам военного дела (не менее 35 учебных часов).
Социально-экономический профиль

Профильные предметы: математика, экономика, обществознание.

Математика усилена на 1 час, обществознание – на 2 часа, введено 2 часа экономики. Также в этом профиле- расширенное изучение истории. За счет компонента ОУ из профильного обучения выделены часы на химию, географию, информатику и ИКТ. Экология Москвы и устойчивое развитие, искусство и МХК изучается самостоятельно – по1 часу. ОБЖ – 1 час, при этом не учитывается проведение учебных сборов для обучающихся 10-х классов по основам военного дела (не менее 35 учебных часов). С целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку из профильного обучения добавлен 1 час на русский язык.
В 2012 – 2013 учебном году на изучение физической культуры в 10-11 классах выделено 3 часа (в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2010 г. №889; СанПиН 2.4.2.2821-10, п. Х.10.20).

Вторая половина дня 10А класса включает элективные курсы, занятия по подготовке к ЕГЭ: «Культура делового общения» (1 час), «Русская словесность» (1 час), «Подготовка к ЕГЭ по математике» (1 час), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (1 час), «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (1час), «Проектно-исследовательская деятельность по биологии» (1 час), «Проектно-исследовательская деятельность по информатике» (1 час), «Решение задач по химии повышенной сложности» (1 час), «Решение задач по математике повышенной сложности» (1 час), «В поисках своего призвания» (1 час) – с целью дальнейшего профессионального самоопределения.


11А класс – социально-гуманитарный профиль.

Профильные предметы: литература (5 часов), история (4 часа); на расширение – русский язык (2 часа), обществознание (2 часа); за счет компонента ОУ выделены часы на биологию (1 час), химию (1 час), русская словесность – (1 час). ОБЖ, искусство и МХК изучается самостоятельно ( по 1 часу).

Во второй половине дня с учетом индивидуальных особенностей учащихся 11А класса сформированы элективные курсы («Культура делового общения» - 1 час), а также общеобразовательные курсы (групповые занятия), которые будут способствовать завершению образовательной подготовки учащихся, подготовке учащихся к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ: «Подготовка к ЕГЭ по математике» (2 часа), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (2 часа), «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (1 час), «Проектно-исследовательская деятельность по информатике» (1 час), «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку» (2 час), «Подготовка к ЕГЭ по физике» (1 час).
11Б класс – профильный класс физико-математической направленности (лицейский КО с 7 класса), в котором также реализуется 2 профиля: естественно-математический и социально-экономический.

11Б – естественно-математический профиль.

Профильные предметы: математика, биология; расширение физики, химии, информатики и ИКТ, обществознания за счет компонента ОУ, из профильного обучения. ОБЖ изучается самостоятельно (1 час). С целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку из профильного обучения добавлен 1 час на русский язык.
11Б – социально-экономический профиль.

Профильные предметы: математика, обществознание, экономика; на расширение – физика, химия, биология информатика и ИКТ за счет компонента ОУ из профильного обучения. ОБЖ, искусство и МХК изучается самостоятельно (по 1 часу). С целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку добавлен 1 час на русский язык.

Во второй половине дня в 11Б классе ведутся элективные курсы «Решение задач по математике повышенной сложности» (1час) – для естественно-математического профиля, «Культура делового общения» (1 час) – для социально-экономического профиля, а также общеобразовательные курсы (групповые занятия), которые будут способствовать завершению образовательной подготовки учащихся, подготовке учащихся к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ: «Решение задач по химии повышенной сложности» (1 час) – для естественно-математического профиля, «Подготовка к ЕГЭ по биологии» (1 час) – для естественно-математического профиля, «Подготовка к ЕГЭ по истории» (1 час) – для социально-экономического профиля, «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (1 час) – для социально-экономического профиля; для класса в целом: «Русская словесность» (1 час), «Подготовка к ЕГЭ по математике» (1 час), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (2 часа).

Элективные курсы, занятия по выбору проводятся во второй половине дня после часового перерыва от основных занятий, с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся. Максимальная нагрузка на одного ученика не превышает допустимую норму. Это учитывается при составлении расписания занятий и формировании групп.

А также часы компонента ОУ используются на деление на подгруппы.
Статусом школы (этнокультурный русский компонент образования), социальным заказом учащихся и родителей, подготовкой к ЕГЭ по русскому языку и по литературе определяется введение предмета «Русская словесность» в 11А классах в базовый компонент школы, а в 10А,11Б классе - во второй половине дня.
Данный учебный план старшей ступени позволит реализовать различные образовательные потребности обучающихся, предоставит возможность выбора изучения предметов с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволит совершенствовать модель профильного образования с возможностью дальнейшего частичного перехода на индивидуальные учебные планы. Психологическое сопровождение профильной подготовки учащихся представлено диагностикой профессиональной ориентации учащихся, диагностикой усвоения учащимися профильных и базовых предметов. При таком распределении часов учебного плана полностью учитывается предельно допустимая нагрузка учащихся для школ, работающих в режиме шестидневной учебной недели. Перегрузки учащихся нет. Часы компонента образовательного учреждения, выделенные на проведение индивидуальных и групповых занятий, проводятся во второй половине дня (согласно расписанию). Утверждены нормы домашних заданий.

Учебный план школы осуществляет основные направления в образовательной подготовке учащихся, согласно федеральному компоненту государственного стандарта образования. В учебном плане выполняются рекомендации по профилизации образования основной и старшей ступени. Учебный план создает условия для выбора учащимися определенных предметов с целью развития познавательных интересов и личностного самоопределения.


В целом выполнение данного учебного плана позволяет реализовать задачи, стоящие перед школой в 2012-2013 учебном году:

- получение основного и общего (полного) среднего образования каждым учеником на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

- формирование базовых ценностей как основы социального оптимизма;



- содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития посредством удовлетворения их образовательных потребностей, приобщения к социально значимым видам деятельности в рамках социальных проектов культурологической направленности.
Зам. директора по УВР Токарева Т.М.






Смотрите также:
Учебный план гбоу сош №838 разработан на основе
236.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану старшей школы гбоу сош №1243 цоуо до города Москвы на 2011-2012 учебный год
78.16kb.
1 стр.
Закона города Москвы «Об общем образовании в г. Москве»
101.83kb.
1 стр.
Учебный план на 2012/2013 учебный год
182.31kb.
1 стр.
Учебный план гбоу сош №566 Южного округа г. Москвы на 2013/2014 учебный год Начальное общее образование
45.28kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану системы дополнительного образования гбоу сош №930 2012-2013учебный год
105.29kb.
1 стр.
Гбоу сош №1270 В. П. Кинешова положение о приеме учащихся в гбоу сош №1270
84.86kb.
1 стр.
Закон РФ «Об образовании»
243.83kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования гбоу сош №1275 с углубленным изучением французского языка на 2012-2013 учебный год
166.2kb.
1 стр.
Закон «Об образовании»
1247.87kb.
6 стр.
Учебный план дополнительного образования детей гбоу сош с углублённым изучением музыки и хореографии №1113
55.31kb.
1 стр.
Директор гбоу сош №930 с ПК гбоу сош №930
58.7kb.
1 стр.