Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6 Тюменской области Автономное образовательное учреждение Тюменской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» ПРОЕКТ Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень 2012 Авторы:
Чеботарь Л.Г. (глава 1), Пиманова Л.А. (главы 2, 3) Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области: Учебно-методическое пособие. – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – с. Пособие предназначено преподавателям нового учебного курса по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ). Оно раскрывает особенности преподавания ОРКСЭ в общеобразовательной начальной школе. Показывает основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются преподаватели ОРКСЭ, даются рекомендации по организации внеурочной работы и взаимодействию с родителями. Учебно-методическое пособие призвано помочь педагогам овладеть современными методологическими подходами к духовно-нравственному образованию младших школьников. В приложении даны разработки уроков учителей Тюменской области. Глава 1. Организационные приоритеты внедрения модульного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (далее – курс ОРКСЭ) 1.1. Общие организационно-нормативные условия реализации курса ОРКСЭ В российской педагогике накоплен немалый опыт различных моделей духовно-нравственного, в том числе полиэтнического и поликультурного развития и воспитания. В 1980-90-ые годы в рамках различных учебных, факультативных, элективных занятий в школах довольно активно осуществлялось преподавание различных курсов по изучению истории мировых религий, культур, этносов и т.п. Однако практика и общественные события конца 20 – начала 21 века показали, что, к сожалению, это не позволяет сформировать у подростков, особенно в старших классах, устойчивые принципы толерантного отношения к широкому поликультурному окружению в обществе и не защищает общество от проявлений агрессии в молодёжной среде. В связи с этим поиск эффективных путей нравственного воспитания и формирования толерантного сознания в условиях многоконфессионального и многонационального общества продолжился и получил развитие в свете перехода на новые образовательные стандарты, в основе которых лежит приоритет развития личности ребёнка через его личный опыт, практику и творческое освоение окружающего мира. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания детей является знакомство и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, носителями которых наряду с государством, семьёй, культурно-территориальными сообществами являются и традиционные российские религиозные объединения. С целью формирования и апробации нового учебного предмета, ориентированного на духовно-нравственное развитие детей посредством освоения основ религиозных культур или светской этики, с 2009 по 2011 годы в 21 субъекте Российской Федерации были организованы пилотные площадки, на базе которых отрабатывались содержание, методика преподавания, учебно-методические и дидактические материалы для реализации учебного курса. В результате были выработаны концепция, единые подходы и требования к объёму, временным рамкам и результатам освоения модульного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", вошедшего в число предметов федерального компонента учебного плана школ. Выбор четвёртого класса, как наиболее оптимального возраста для освоения детьми предложенного содержания обусловлен многими психолого-педагогическими факторами. В частности, к этому времени, как правило, складывается дружный детский коллектив с устойчивыми межличностными связями. Высок уровень комфортности и безопасности детей, находящихся под руководством одного учителя. Дети восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Вместе с тем, это последний год такого относительно замкнутого, достаточно "тепличного" пребывания детей в школе. Именно в этот период необходимо сформировать у детей устойчивое осознание, что все люди разные – это норма (реальность жизни) жизни, это не мешает им быть едиными в главном – в отношении к добру и злу, в любви к Родине, к семье, в стремлении жить честно, уметь сочувствовать и помогать тем, кто нуждается в помощи. Не случайно был выбран, на первый взгляд, спорный приём – разделение детей на группы для изучения разных модулей. Изучение разных тем единым коллективом класса более привычно, но именно разделение позволяет каждому ребёнку на личном опыте осознать, что друг не перестанет быть другом, даже если он будет обучаться в другой группе и окажется, что он чем-то отличается от других. Спокойное и конструктивное принятие разных взглядов, умение вычленять и ценить то, что объединяет, быть терпимым к разнообразию, не нарушающему общую гармонию и нравственные устои общества – вот те простые истины, которые легко усвоить именно в этом возрасте и именно благодаря личному проживанию педагогически организованной ситуации разъединения, которая предусмотрена технологией освоения курса ОРКСЭ. Восполнить недостатки развития и воспитания навыков межкультурного взаимопонимания в последующие годы гораздо сложнее в силу многих объективных и субъективных причин. К изучению курса ОРКСЭ обучающиеся 4-ых классов всех общеобразовательных школ области приступят с 1 сентября 2012 года. Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: "Основы православной культуры" "Основы исламской культуры" "Основы буддийской культуры" "Основы иудейской культуры" "Основы мировых религиозных культур" "Основы светской этики". Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 35 уроков, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на группы, изучающие разные модули. 1.2. Основные принципы информационно-разъяснительной работы с родителями по вопросам введения курса ОРКСЭ Выбор модуля курса осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер. Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы. Поскольку выбор изучаемого модуля курса осуществляют родители будущих четвероклассников, очень важно донести до них цели, задачи, смысл, основное содержание и целесообразность особенностей преподавания данного курса. Для этого необходимо провести с родителями как общеклассные собрания, так и уделить время для индивидуальной или групповой работы. Не следует спешить с окончательным выбором, разъяснительную работу следует вести до тех пор, пока не будут сняты все сомнения и опасения у родителей. Рекомендуем первые собрания завершать анкетированием с целью определения уровня информированности и точек "непонимания (неприятия)" родителями тематики и технологий преподавания курса ОРКСЭ. Примерная анкета для родителей
После детального анализа полученной по результатам анкетирования информации следует, при необходимости, организовать проведение дополнительных разъяснительных мероприятий с акцентом на индивидуальные (групповые) встречи с родителями с участием муниципальных тьюторов, привлечением потенциала управляющих советов школ. Наряду с этим необходимо обеспечить постоянное консультирование по вопросам введения курса педагогов и родителей на школьном и муниципальном уровнях, в том числе через проведение телефонных "горячих линий", размещение необходимой информации на сайтах школ. Особое внимание следует уделить созданию условий для всестороннего информирования общественности и не допускать препятствий со стороны педагогов и руководителей школ свободному волеизъявлению родителей в отношении выбора модуля по изучению курса ОРКСЭ. 1.3. Наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" По итогам разъяснительной работы в марте – мае 2012 года был сформирован перечень типичных вопросов, которые задавали родители педагогам в ходе разъяснительных бесед. Ниже прилагается выборка из данного перечня для использования в работе при проведении родительских встреч.
Смотрите также: Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1500.66kb.
6 стр.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
115.61kb.
1 стр.
Рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
57.13kb.
1 стр.
Разработка урока по одной из тем учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
420.65kb.
1 стр.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» иметодикам преподавания
223.36kb.
1 стр.
Учебное пособие для учащихся "Основы мировых религиозных культур" комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.»
34.4kb.
1 стр.
Программа «Основы религиозных культур и светской этики»
707.59kb.
5 стр.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
145.73kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации учебного процесса в оу по комплексному учебному курсу орксэ для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса
696.55kb.
4 стр.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей
82.94kb.
1 стр.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
539.4kb.
4 стр.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проблемы и пути их решения» 52.04kb.
1 стр.
|