Главная
страница 1


Муниципальное образовательное учреждение

«Браженская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено на метод.совете школы

«__»________200__г.


Директор:____________

Л.И. Лебедева


Дополнительная образовательная

Программа

Спортивный туризм
(туристско-краеведческое направление

модифицированная)


Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Силина Ольга Владимировна, руководитель туристского кружка.

Бражное

2006 г.


Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм» основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национано-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.

Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:

- разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;

- повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;

- в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;

- воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе;

- приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Красноярского края;

- приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях.

Программа направлена на обучение, развитие личности, и воспитание учащихся средствами туризма и спорта. Она рассчитана на возраст детей 12-15 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере.

Учащиеся проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, а также для участия в походах выходного дня, степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму.



Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья.

При обучении используются методики: совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода.

Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах.

Уникальность программы заключается в сочетании обучения по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика.
Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.

Особенности реализации программы по годам обучения
На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня (с привлечением родителей), участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях.
Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом.
Критерии оценки.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:

- делать пешие переходы с грузом;

- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;

- определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте;

- передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия;

- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки;

- выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью;

- принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере.
На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм.
Критерии оценки.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:

- участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный);

- прокладывать свой путь с помощью компаса и карты;

- передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия;

- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях;

- принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса;

- совершить ряд походов:



  • походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы).

  • категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности),

  • поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.


На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации.
Критерии оценки:

- участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма

(пеший, лыжный);

- участие в организации и проведении экспедиций;

- участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.;

- участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей;

- участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений;

- участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму;

- выполнение нормативов на спортивные разряды;

- подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ;

- видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.
Мониторинг реализации программы осуществляется 2 раза (в середине и в конце учебного года), в походах и туристских лагерях в каникулярное время.

Итоговая аттестация по результатам первого года обучения проводится в форме собеседования по результатам походов, соревнований, мониторинга. Результатом наиболее успешного освоения образовательной программы является присвоение спортивного разряда.



Учебно-тематический план 1 года обучения


Тема

Всего

Теория

Практика

в

помещении

на

местности


1.Виды и формы туризма

2

1

1

-

2.Туристское снаряжение

6

2

2

2

3.Основные этапы подготовки к походу

10

2

3

5

4.Туристские биваки

5

1

1

3

5.Туристская топография

10

5

2

3

6.Лыжный туризм

10

3

2

5

7.Туристские соревнования

10

-

5

5

8.Работа с веревкой

14

2

5

7

9.Инструктаж по ТБ

5

5

-

-

10.Итого:

72

21

21

30

В план не включены часы для подготовки и проведения зачетного категорийного похода или участие в туристском лагере в летний период.



Содержание изучаемых тем 1-ого года обучения


Тема 1 Виды и формы туризма - 2 часа.
Тема 2 Туристское снаряжение - 6 часов.

Групповое и личное снаряжение туристов. Основные требования к нему: малый вес, прочность, удобство, соответствие назначению. Подготовка снаряжения к путешествию. Уход за снаряжением и его ремонт. Укладка рюкзака. Транспортировка острых и громоздких предметов. Порядок получения и сдачи снаряжения.


Тема 3 Основные этапы подготовки к походу - 10 часов.

Принципы подбора группы. Распределение обязанностей. Подбор материала о районе похода. Смета похода. Проверка готовности группы к походу. Сообщения о прохождении маршрута. Режим дня. Права и обязанности руководителя и участников похода. Ведение дневниковых записей. Фотографирование в походе. Составление отчета о походе.


Тема 4 Туристские биваки - 5 часов.

Основные требования к бивакам. Планировка бивака. Виды бивачных работ. Порядок свертывания и развертывания бивака. Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Противопожарные меры. Меры по охране природы. Яма для отбросов. Правила купания.


Тема 5 Туристская топография - 10 часов.

Знакомство с картой. Виды карт. Масштаб. Измерения по карте. Топографические знаки. Чтение карты. Стороны горизонта, их определение. Азимут. Компас. Определение азимута по компасу и без него. Ориентирование карты. Движение по азимуту. Топографический диктант. Задачи: на масштаб, усвоение топографических знаков, построение маршрута, определение характеристик пути. Определение сторон горизонта по компасу и без него. Определение направлений, азимутов. Глазомерная оценка расстояний. Сличение карты с местностью.


Тема 6 Лыжный туризм. Особенности лыжных походов - 10 часов.

Особенности снаряжения, питания. Ориентирования. Организации биваков, техники преодоления препятствий. Лыжный инвентарь. Лыжная этика. Техника передвижения на лыжах и преодоления препятствий. Движение в походном строю во время лыжного похода. Подготовка лыжного инвентаря к походу.



Тема 7 Виды туристских соревнований - 10 часов.

Теория. Этапы соревнований. Порядок их прохождения. Соревнования по пешему и лыжному туризму.

Практика. Подготовка к участию. Отработка личных и действий на этапах. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью.
Тема 8 Работа с веревкой - 14 часов.

Теория. Типы веревок. Типы и значения узлов.

Практика. Отработка приемов вязания. Применение узлов в реальных условиях. Работа с веревкой на страховке и при преодолении препятствий.
Тема 9 Инструктаж по ТБ - 5 часов.

Теория. Проведение инструктажа по ТБ при занятиях, при поездках в общественном транспорте, при проведении походов.

Учебно-тематический план курса 2-го года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

в

помещении

на

местности

1.Туризм, природа, право

4

3

1

-

2.Подготовка к походу

6

2

4

-

3.Туристские биваки

3

1

-

2

4.Туристская топография

9

3

2

4

5.Лыжный туризм. Особенности лыжных походов

12

5

2

5

6.Туристские соревнования

12

-

4

8

7.Работа с веревкой

19

3

8

8

8.Питание

2

1

1

-

9.Медицинское обеспечение похода

3

1

1

1

10.Отчет о походе

2

1

1

-

11.Итого:

72

20

24

28


Содержание изучаемых тем 2-го года обучения


Тема 1 Туризм, природа, право - 4 часа

Законы об охране природы, охоте и рыболовстве. Кодекс путешественника. Разрядные требования по спортивному туризму. Инструкция по проведению походов, экспедиций и экскурсий с учащимися.


Тема 2 Подготовка к походу - 6 часов

Сбор сведений о районе. Разработка маршрута, календарного плана похода и сметы. Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный. Их возможности, преимущества, недостатки. Особенности разработки аварийных вариантов. Оформление путевых документов, утверждение маршрута похода в МКК и сообщение о нем. Практика. Принятие участия в разработке маршрутов и оформлении походных документов запланированных походов.


Тема 3 Туристские биваки - 3 часа

Меры предосторожности безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печкой или под заслоном, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре или примусах и др. внешний вид бивака. Сохранение природы: запрещение порубки живых деревьев и устройство настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и т. п. типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья» и поддержание его равномерного горения. Меры предосторожности. Требования к месту ночлега с точки зрения безопасности и комфорта. Планировка бивака в походе. Установка палатки. Оборудование кострища. Заготовка дров, разведение костра. Работа пилой и топором. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья» и поддержание его равномерного горения.


Тема 4 Туристская топография - -9 часов

Изучение местности на карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности (наличие дорожной и гидрографической сети, наличие и характер переправ, растительности, грунты, крутизна склонов). Выбор и описание по карте оптимального пути. Ориентирование карты, способы определения точки стояния. Выбор тактики ориентирования и ограничивающих ориентиров. Выбор ориентиров по карте местности. Надежные и вероятные привязки, ориентирование по совокупности признаков. Особенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Построение маршрута, определение характеристик пути. Определение направлений, азимутов. Определение сторон горизонта по компасу и без него. Глазомерная оценка расстояний. Ориентирование в походных условиях при работе в качестве штурмана.


Тема 5 Лыжный туризм. Особенности лыжных походов - 12 часов

Особенности передвижения по снегу и фирну и характерные опасности. Лавины, их виды. Опасность подрезания склонов. Опасность движения по v-образным долинам, кулуарам и местам их выхода, желобам и открытым крутым склонам. Особая опасность снежных досок и мокрых грунтовых лавин. Специфические приемы страховки и самостраховки на снегу. Наиболее рациональные способы передвижения на лыжах с рюкзаком по пересеченной местности. Тропление лыжни в зависимости от характера рельефа, погоды, снежного покрова и физического состояния участника. Отработка основных приемов и совершенствование навыков подъемов, спусков, поворотов и торможений на лыжах с рюкзаком, на средних и крутых склонах горной местности. использование тормозящих приспособлений. Остановка предумышленным падением. Самозадержание при падении. Отработка приемов передвижения на лыжах и преодоления препятствий с рюкзаком и без него, тропление лыжни. Движение в походном строю во время лыжного похода. Подготовка лыжного инвентаря к походу.


Тема 6 Туристские соревнования - 12 часов

Правила соревнований по ТМ. Виды туристских соревнований и их особенности. Положение о соревновании. Судейская коллегия, ее состав, права и обязанности. Методика судейства. Подготовка к участию. Отработка личных и командных действий на этапах. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью.


Тема 7 Работа с веревкой - 19 часов

Командные действия при преодолении препятствий и этапов туристских соревнований. Веревка на страховке и при преодолении препятствий. Отработка приемов вязания узлов. Применение узлов в реальных условиях. Работа с веревкой на страховке и при преодолении препятствий.


Тема 8 Питание - 2 часа

Значение правильной организации питания в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений. «НЗ» продуктов и «карманное питание». Составление набора продуктов дневного рациона питания и меню для конкретного путешествия заданной категории сложности. Подготовка и хранение продуктов в условиях похода, их учет. Выполнение обязанностей «завпита» в условиях похода. Отработка практических навыков и умений по теме.


Тема 9 Медицинское обеспечение похода - 3 часа

Врачебный контроль и самоконтроль. Особенности медицинского обеспечения похода. Комплекс мер. Организация самообслуживания в группе. Обязанности участника, ответственного за медобслуживание. Личная гигиена туриста в походе. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Комплектование медицинской аптечки. Применение специальных медикаментозных средств. Первая медицинская доврачебная помощь в походе, значение своевременного оказания. Транспортировка пострадавшего.


Тема 10 Отчет о походе - 2 часа

Назначение и роль отчета о походе. Походный дневник. Основные разделы отчета. Требования к оформлению отчета. Ведение дневника в условиях похода.



Учебно-тематический план курса 3-его года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

в

помещении

на

местности

1.Топография и ориентирование

20

4

4

12

2.Лыжный туризм

12

2

5

5

3.Обеспечение безопасности

20

4

6

10

4.Организация массовых туристских мероприятий

20

3

3

14

5.Итого:

72

13

18

41

В сетку не включены часы многодневных категорийных походов.



Содержание изучаемых тем 3-его года обучения
Тема 1 Топография и ориентирование - 20 часов

Теория. Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Требования к местности и дистанциям соревнований. Длина дистанции, ее обозначение на карте и оборудование на местности. Карта соревнований. Контрольное время прохождения дистанции, определение результатов соревнований. Обеспечение безопасности в соревнованиях по ориентированию: район соревнований, его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информирование участников о действиях в случае потери ориентировки.

Практика. Участие в соревнованиях по ориентированию. Участие в судействе соревнований по ориентированию в составе бригады старта, финиша, секретариата, информации. Участие в разработке условий проведения соревнований, оборудование этапов, судействе соревнований в составе различных бригад.
Тема 2 Лыжный туризм - 12 часов

Теория. Стратегия и тактика лыжных путешествий. Особенности планирования и построения маршрута. Техника преодоления характерных препятствий: движение по тонкому льду, наледям, при сильном ветре, снегопаде, в условиях недостаточной видимости, в зарослях и завалах, движение в кошках, организация страховки на склонах и проч.

Практика. Совершенствование лыжной техники при преодолении препятствий в условиях похода и соревнований. Участие в судействе соревнований по технике лыжного туризма.
Тема 3 Обеспечение безопасности - 20 часов

Теория. Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Опасности в туризме субъективные и объективные. Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах. Действия группы в аварийных ситуациях. Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка движения, разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение движения до более подходящего места установки бивака). Организация бивака в экстремальных ситуациях.

Практика. Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях. Практическое освоение современных средств и способов страховки и самостраховки в экстремальных условиях. Выработка тактики действия группы в конкретной аварийной ситуации в зависимости от вида туризма, местности, погодных условий. Тренинг по выработке решений по ликвидации аварийных ситуаций.

Тема 4. Организация массовых туристских мероприятий - 20 часов

Теория. Соревнования по туристскому многоборью. План подготовки и организации, работа судейских бригад и ГСК. Организация и проведение туристских лагерей. Организация и проведение экспедиций.

Практика. Участие в подготовке и проведении массовых туристских мероприятий, лагерей, экспедиций.

Методическое обеспечение



Тема

Формы занятий

Техническое оснащение,

Дидактический материал

1.Виды и формы туризма

Лекция,

DUD диск,

видеоролик


DUD-плеер, телевизор,

видеомагнитофон, телевизор



2.Туристское снаряжение

Беседа,

игра, соревнование, поход



Буклеты, рекламные проспекты, групповое снаряжение

3.Основные этапы подготовки к походу

Лекция,

самостоятельная работа,

поход


Картографический материал, групповое снаряжение

4.Туристские биваки

Лекция,

игра, соревнование, поход



Бивачное снаряжение

5.Туристская топография

Лекция, топографический диктант, решение задач, игры,

соревнование



Компаса, карты в ассортименте, линейки, циркули, раздаточный материал, рулетка, оборудование дистанций ориентирования, секундомеры

6.Лыжный туризм

Лекция, видеофильм,

игры, конкурсы, соревнования, походы



Лыжный стадион, места занятий с различными уклонами, лыжный инвентарь, соответствующая форма одежды

7.Туристские соревнования

Лекция, беседа,

наставничество,

соревнования,

игры


Пересеченная местность, страховочное снаряжение

8.Работа с веревкой

Беседа, игры,

конкурсы,

домашние задания,

поход


Расходные концы, групповое и индивидуальное страховочное снаряжение

9.Инструктаж по ТБ

Лекция


Журнал по ТБ

Список использованной литературы
1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. М.: Просвещение, 1982.
2. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся

Российской Федерации. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.


3. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм, М.: ФиС, 1990.
4. Куприн А.М. Слово о карте. М.: Недра, 1987.
5. Работа кружка юных туристов в школе. Методические рекомендации. М.: «Турист», 1989.
6. Спортивное ориентирование. Учебно-методическое пособие. М.: ЦСЮТ, 1986.
7. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М.: ФиС, 1986.
8. Методические рекомендации по организации и проведению школьных туристских соревнований. Харьков: ОСЮТ, 1988.
9. Энциклопедия туриста. Гл. редактор Тамм Е.И. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
10. Русский турист. Сборник документов по спортивно-оздоровительному туризму, ТССР, 1998.
11. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Ю.А. Штюрмер. 3-е изд., с изм. и доп.-М.: Профиздат, 1985.
12. Рожинский М.М, Катковский Г.Б. Оказание доврачебной помощи. М.:

Медицина, 1981.


13. Узлы. способы вязания и применение. Авт.-состав. В.В. Новиков. М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2003.
14. Константинов Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Туристы-проводники. М.: ЦДЮТК, 2000.
15. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2002.




Смотрите также:
Силина Ольга Владимировна, руководитель туристского кружка. Бражное 2006 г пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
238.13kb.
1 стр.
Программа кружка кружка «Юный краевед» Руководитель кружка О. Н. Лисаневич Пояснительная записка Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать
178.4kb.
1 стр.
Леонтьева Елена Николаевна, учитель чувашского языка мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
319.14kb.
1 стр.
Национальная образовательная инициатива и традиции Российской школы по развитию творческих способностей и инициативы учащихся в 21 веке
163.74kb.
1 стр.
Образовательная программа «школа россии» пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования для гбоу сош №790 г. Москвы, работающего по умк «Школа России»
3073.53kb.
15 стр.
Iii. Общая пояснительная записка IV образовательная программа начального общего образования
2189.59kb.
11 стр.
Пояснительная записка Комплексная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Хореографическое искусство разработана с
269.86kb.
1 стр.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый рабочая программа
326.28kb.
3 стр.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка. Уровень рабочей программы базовый рабочая программа
303.63kb.
1 стр.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый рабочая программа
378.16kb.
2 стр.
Пояснительная записка Программа военно-патриотического кружка
232.08kb.
1 стр.
Образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы пояснительная записка «Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы»
1225kb.
7 стр.