Главная
страница 1

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА: проблемы, поиски, перспективы / Материалы международной научно-практической конференции 15-16 декабря 2003 года / Выпуск 1. – Орехово-Зуево, 2003.- С. 217-221.

Сахнова И.В - сотрудник кафедры музыкального образования МГУКИ



Некоторые принципы индивидуального подхода в вокально-хоровой подготовке студентов на музыкально-педагогических факультетах

(на основе анализа учебного процесса кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств)

Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к учащемуся имеет большое значение в процессе вокального обучения студентов музыкально-педагогических факультетов, при этом он должен опираться на основу, исходящую из объективно существующих явлений творческого процесса и закономерностей их взаимосвязи.

Как показал анализ контингента кафедры музыкального образования из ста опрошенных инструменталисты составляют 72%, студенты, получившие среднее профессиональное вокальное образование – 1%, теоретическую подготовку – 8%, дирижёрско-хоровую подготовку – 15%, закончили педагогические училища – 4%; согласно проведёному анкетированию студентов кафедры музыкального образования до поступления во МГУКИ профессиональной сольной исполнительской вокальной деятельностью занимались 3% опрошенных, самодеятельной сольной исполнительской вокальной деятельностью – 1%, участвовали в деятельности профессионального хорового или вокального коллектива – 23%, проходили дисциплины дирижёрско-хорового цикла факультативно – 5%, не занимались вокально-хоровой деятельностью – 68% опрешенных.

Таким образом, согласно полученным данным, из числа поступивших на кафедру музыкального образования готовы с первых дней обучения заниматься в хоровом классе только 20-32% студентов, все остальные никогда не имели вокального опыта и, соответственно, не готовы к занятиям в хоровом классе наравне с теми, кто имел возможность получить соответствующую подготовку и опыт.

Бесспорно, что студент, не владеющий определёнными навыками игры на каком-либо из оркестровых инструментов, не может быть допущен до занятий в оркестровом классе. Но анализ учебного процесса кафедры музыкального образования показывает, что студенты, часто не имеющие навыков профессионального владения голосом, не обученные вокальному дыханию, абсолютно не имеющие опыта работы в хоровом коллективе обязаны посещать занятия в хоровом классе наравне с практически профессиональными хоровыми певцами. Репертуар хорового класса данной кафедры предполагает достаточно высокий уровень подготовки и ориентирован как раз на то меньшинство, которое представляют выпускники дирижёрско-хоровых и вокальных отделений музыкальных и педагогических училищ.

Данная противоречивая ситуация может быть разрешена двумя способами: либо производить набор абитуриентов по специальности 030700 «Музыкальное образование» только из выпускников дирижёрско-хоровых и вокальных отделений музыкальных и педагогических училищ, способных воплотить в жизнь предлагаемую программу по данной специальности, либо внести в учебный план данной специальности некоторые изменения, касающиеся индивидуального подхода к вокально-хоровой подготовке студентов.

Так как идея подготовки учителя музыки образца 70-х, 80-х гг. давно перестала быть актуальной, а современная общеобразовательная школа XXI века пришла к давно назревавшему выводу о замене достаточно ёмкого школьного предмета «Музыка» с неизменным прослушиванием музыкальных произведений и пением в хоре на ряд объединённых в систему музыкальных дисциплин, то нам кажется более приемлемым второй способ выхода из сложившейся ситуации, который предполагается набор и профессиональную подготовку студентов с учётом различных специализаций и индивидуальный подход по ряду дисциплин, в том числе и вокально-хорового цикла.

Нам кажется логичным освобождение студентов первого курса, не имеющих вокальной или хоровой подготовки от активных занятий в хоровом классе (заменить активное участие этих студентов в хоровом коллективе на пассивную практику: наблюдение за деятельность хористов и руководителя-дирижёра). С целью скорейшего обучения этих студентов певческим навыкам необходимо увеличить количество часов по сольному пению (за счёт часов занятий в хоровом классе). Для этой категории студентов необходимо также введение в учебный план вокального ансамбля, учебная программа которого будет предполагать подготовку к дальнейшей хоровой практике.

В данной ситуации на преподавателя по сольному пению возлагается задача обучить владению голосом уже сформировавшегося музыканта, часто уже имеющего не малый жизненный и педагогический опыт (имеются в виду студенты заочной формы обучения) и массу профессиональных, а часто и возрастных комплексов, - всё это очень осложняет работу преподавателя. Кроме того, личность каждого студента сугубо индивидуальна: у каждого свой психологический склад, образ мышления, темперамент, волевые качества, в той или иной мере выраженные музыкальные способности (в частности, каждый обладает определёнными индивидуально-неповторимыми певческими данными, которые с самого начала обусловлены индивидуальным строением его голосового аппарата и определяют в дальнейшем тип и характер голоса обучаемого). Таким образом, в классе сольного пения учёт этих индивидуальных особенностей звучания голоса (т.е. индивидуальный подход к личности каждого студента) выходит на первый план.

Каждый новый студент становится для педагога-вокалиста новой неповторимой задачей, которую ему необходимо решить, гибко преломляя приёмы и методы обучения.

Первые занятия не являются только учебными, на них происходит знакомство, как с голосовыми данными студента, так и с его психологическим складом, выявляются его отдельные черты: активность на занятиях, его восприимчивость к знаниям и навыкам, память, способность собирать и удерживать внимание, волевые качества – настойчивость и уверенность в себе, либо полное или частичное отсутствие перечисленных качеств.

В результате такого детального анализа составляется индивидуальный план работы, в котором намечаются не только пути воспитания необходимых навыков и устранения отрицательных особенностей голосообразования, но также способы и методы воспитательного воздействия на личность студента.

Далее в процессе занятий в зависимости от этапа развития голосового аппарата и от индивидуальных особенностей обучаемого выделяют отдельные вокально-технические задачи: в начале обучения это организация вдоха, атаки, определённых качеств звука, плавного выдоха и опоры, затем – выравнивание звучания регистров, расширение певческого диапазона и т.д. К вопросу индивидуального подхода можно отнести и проблему подбора репертуара.

С самого начала необходимо акцентировать внимание на индивидуальных отрицательных особенностях голосообразования, таких как шумный поверхностный вдох, при помощи поднятия плеч (ключичное дыхание), придыхательная или чрезмерно твёрдая атака, спадение грудной клетки при пении, напряжённый корень языка, гнусавость и горление, сип, дефекты речи. При этом необходимо выяснить, связаны ли эти особенности голосообразования со своеобразием голосового аппарата, обусловлены ли нездоровым его состоянием или являются просто привычной манерой пения (порочным навыком), приобретённым в процессе самостоятельного вокального опыта.

Важный шаг в работе с начинающим певцом – организация мягкой атаки звука. Здесь также необходимо помнить об индивидуальном подходе к ученику в зависимости от особенностей голосообразования. В целом нужно добиться того, чтобы атака была чёткой, чтобы поющий брал звук сразу, без «въездов» и призвуков (как бы сверху).

Только после того как студент-инструменталист, не имевший до поступления на специальность «Музыкальное образование» вокально-хорового опыта, обучиться некоторым вокальным приёмам, певческому дыханию, приобретёт некоторый опыт пения в ансамбле, возможно, на наш взгляд допустить его к активной работе в хоровом коллективе. Нам кажется, что такой подход обеспечит не только достаточно высокий уровень вокально-хоровой подготовки студентов, но сделает обучение в хоровом классе более увлекательным, так как высокие исполнительские способности певцов обеспечат профессиональное звучание учебного хорового коллектива и возможность усложнения репертуара.



Таким образом, индивидуальный подход на начальном этапе обучения вокально-хоровым дисциплинам является основополагающим; от осознания всей полноты его значимости во многом зависят положительные результаты обучения, профессиональной подготовки будущих учителей, а, следовательно, и качество музыкального воспитания школьников в конечном итоге.



Смотрите также:
Некоторые принципы индивидуального подхода в вокально-хоровой подготовке студентов на музыкально-педагогических факультетах
54.36kb.
1 стр.
Программа патриотического и духовного воспитания обучающихся в вокально-хоровой студии
29.86kb.
1 стр.
Преподавание информатики на гуманитарных факультетах
32.66kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
1540.36kb.
12 стр.
Рабочая программа по «истории зарубежной хоровой музыки» для студентов вузов культуры и искусств
428.72kb.
3 стр.
Развитие творческих способностей детей и самосовершенствование личности учащихся через организацию вокально-хоровой деятельности
105.06kb.
1 стр.
Супер – Шоу «Битва Хоров»
95.16kb.
1 стр.
Пояснительная записка Актуальность
96.74kb.
1 стр.
Достижения педагогических работников за 2010-2011 учебный год Награды
155.67kb.
1 стр.
Конспект урока для 2-го класса с применением здоровьесберегающей технологии Тема урока : «Разнообразие танцевальных ритмов в музыке П. И. Чайковского» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом
50.83kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по хоровой литературе для студентов третьего курса по программе одного года обучения
24.95kb.
1 стр.
Описание опыта работы преподавателя вокально–хоровых дисциплин мбоудод «Детская музыкально – хоровая школа №3» Ново – Савиновского района г. Казани. Туктамышевой Лилии Аркадьевны
99.4kb.
1 стр.