Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32 имени «Молодой гвардии»

Октябрьского района г. Ростова-на-Дону

Разработка урока-конференции по географии для

9 класса

с использований мультимедийных презентаций
по теме «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»


Составитель: Макиевская И.С.

учитель географии МОУ СОШ №32

9 класс

Экономическая и социальная география России

урок-конференция «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

учитель географии МОУ СОШ №32

И.С.Макиевская
Тип урока: урок - конференция
Цели урока:


  • продолжить формирование представлений и знаний у школьников об экономических районах России;

  • познакомить учащихся с особенностями географического положения и основными чертами природы республик Северного Кавказа;

  • изучить особенности населения региона, его состав и структуру;

  • проанализировать основные проблемы региона – социальные, экономические, экологические и возможные пути решения этих проблем.


Задачи урока:

  • развивать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • способствовать формированию информационной культуры;

  • формирование умений работать с разными источниками географической информации;

  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к Родине;

  • развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность);

  • понимание важности толерантности и общественного поведения в многонациональной стране;

  • уважение к истории и культуре, традициям народов России;

1

Технологии урока:



  • постановка учебного процесса на опережающей основе;

  • педагогического сотрудничества;

  • критического мышления.



Методы урока:

  • интегративный

  • личностно-ориентированный


Оборудование:

карты России – политико-административная, физическая, Северного Кавказа, компьютер и проектор; презентации учащихся по республикам Северного Кавказа; атласы.


Подготовка к уроку
Класс заранее делится на группы, это представители республик, эксперты, корреспонденты. В группе по 5-6 человек. Каждая группа выполняет электронную презентацию по республике.


ХОД УРОКА
I. Активизация опорных знаний
Учитель задает вопросы аудитории:
1. Перечислите особенности экономико-географического положения Северного Кавказа?

2. Охарактеризуйте особенности рельефа района. 3. Назовите главную отрасль специализации этого района?

4. Каковы особенности сельскохозяйственной специализации этих территорий?

5. Почему г. Ростов-на-Дону называют «воротами Кавказа»?

6. Добыча каких полезных ископаемых ведется на территории Северного Кавказа?

7. Перечислите и покажите на карте республики со столицами, края, области, входящие в состав ЮФО и СКО



Учащиеся дают ответы, используя настенные карты России и Северного Кавказа

2


II. Постановка темы и целей урока
Учитель. Северный Кавказ - самый многонациональный район России. Здесь проживает 140 народов. В его составе выделяется ЮФО и образованный в 2010 году СКО (Ставропольский край, Карачаево-Черкесская республика, Кабардино-Балкарская республика, Северная Осетия-Алания, Чеченская и Ингушские республики, Дагестан).

Основная причина объединения данных территорий – общность социальных и экономических проблем. Цель нашего урока: познакомиться с экономико-географическими особенностями территорий на примере республик Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии;

вскрыть социально-политические предпосылки развития гражданского общества на Северном Кавказе; определить пути к урегулированию религиозных и национальных проблем (цели урока, план работы конференции записаны на доске).

III. Приветствие к участникам урока- конференции:

( звучит музыка народов Кавказа)

Представители республик обращаются к участникам на армянском, лезгинском, азербайджанском, ассирийском, адыгейском ингушском языках:

« Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствует дружная семья народов Северного Кавказа. Россия – многонациональное государство. Его история – это история взаимоотношения ее народов. Каждый из народов имеет свой язык, уклад жизни, обычаи и традиции, культуру, трудовые навыки. Задачи сегодняшнего дня – это создание условий для мира и процветания на нашей Земле!»



Ученица читает стихотворение Буртылевой Е.Г. учителя русского языка МОУ СОШ №32 « Дружба всех дороже»
Земля Донская – Родина для всех,

Живут на ней различные народы.

Ведь все они, как пальцы в кулаке,

Боролись ради жизни на Земле

И ради счастья и свободы!

Татары, русские, армяне,

Чеченцы, немцы, ингуши,

Лезгины, турки, украинцы,

Грузины, греки, латыши.

И победили мы в войне лишь потому,

Что дружба нас соединила,

А дружба всех народов – это сила,

3

Которую ничем не заменить,



Для этого на свете стоит жить!

Ученик читает слова Расула Гамзатова
« Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль.

Человеку дают имя, папаху и оружие, человека с колыбели учат родным песням.

В какие бы края ни забросила его судьба, он должен везде чувствовать себя представителем той земли, тех гор, того аула, где он научился седлать коня.

Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт. Когда же у народа спросить, кто он такой, то народ, как документ, предъявит своего ученого, писателя, художника, композитора»


Учитель Северный Кавказ – это болевая точка на карте России. Давайте вспомним и почтим память погибших в террористических актах в Беслане, Москве, Каспийске, Волгодонске и других гjродах.
(звучит тихая скорбная музыка)
Ученик 1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой даты?!

Она вошло в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане! (Минута молчания)



1-й чтец

Снег на камне, снег на рябине,

Снег появился в висках матерей.

Кто не дождался своих сыновей

Из школы в Беслане, И дочерей…

Кто их утешит? Кто им поможет?

Кто повелел их детей уничтожить?

Кто им приглушит великую боль?



2-й чтец

Нет, не найти им, пожалуй, покоя.

Вы их растили и воспитали,

Радости, счастья им в жизнь желали.

Но оборвалась их юная жизнь…

4

Те, кто вернулся, и цел и калеки,



Они о терроре будут помнить вовеки.

3-й чтец

И детям расскажут о горе в Беслане,

О том, что случилось тогда в стране…

Милым ребятам я стих посвящаю

И низкий поклон матерям посылаю

4-й чтец

А мы не забудем про этот террор,

О тех, кто погибли в Беслане,

О тех, кто погибли в бою.


IV. Работа в группах

Учитель: Северный Кавказ имеет особое геополитическое положение, это международный транспортный коридор - «Ворота Кавказа». Регион , единственный в России имеющий выход к бассейнам трех южных морей: Азовского, Черного и Каспийского. Уникальное курортное хозяйство: теплое море, вершины гор, минеральные источники, лечебные воды и грязи. Уникальная культура, обряды, танцы, традиционные ремесла, многочисленные языки и диалекты – все это делает регион неповторимым и привлекательным для изучения

Учитель при подготовке конференции корреспондентам и экономистам было предложено подготовить вопросы для обсуждения на уроке.
Корреспонденты и экономисты формулируют вопросы:

  1. Какие виды спорта получили развитие на Северном Кавказе, почему?

  2. Есть ли запреты на профессии для женщин в исламских республиках Северного Кавказа?

  3. Пути решения проблемы сохранения национальных языков в республиках.

  4. Какие проблемы возникают в Чеченской и Ингушской республиках в связи с особой демографической ситуацией?

  5. Какие отрасли машиностроения могут получить развитие на данных территориях, почему?

  6. Ваш взгляд на раздельное обучение в школах для девочек и мальчиков.

  7. Какова необходимость сохранения культурных, этнических особенностей в многонациональном государстве?

Участники конференции высказывают свои мнения по предложенным вопросам опираясь на знания по географии, истории, обществознанию и личный опыт. Между группами возникает дискуссия, которая переходит к представлению презентаций учащихся по экономико-географической характеристике республик

5

V. Защита слайд-шоу по государственной символике

( на экране проецируется изображение герба, флага республики)
Учитель предлагает выступить с защитой слайдов по государственной символике Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии.

Учитель Ребята, почему на ваш взгляд, любое государство, республика должны иметь герб, флаг, гимн? В чем их значимость, роль в становлении личности молодого человека?

Учащиеся высказывают свои мнения


VI. Защита презентаций по республикам

( на экране проецируются изображения)
Республика Дагестан


  • Столица – город Махачкала

  • Площадь- 50300 км2

  • Население- 2711679 чел

  • Федеральный округ - Северо- Кавказский

  • Код субъекта РФ: 05,105

  • Плотность-53,9 чел/ км

Парламент Дагестана - Народное собрание Республика образована 20 января 1921 года.



  • 17 декабря 1991 г- переименование в Республику Дагестан.

  • 1994 г- принятие конституции Республики Дагестан.

Орография Дагестана своеобразна: 245- километровая полоса предгорий упирается в поперечные хребты. Две основные реки вырываются из гор- Сулак на севере и Самур на юге.

Территория Дагестана граничит с Азербайджаном на юге, с Грузией на юго-западе, также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере. С востока территория Дагестана омывается водами Каспийского моря. Юг республики занимают горы и предгорья Большого Кавказа, на севере начинается Прикаспийская низменность. Через центральную часть республики протекают реки Терек и Сулак. Дагестан в переводе с азербайджанского языка означает «Страна гор».

Столица республики город Махачкала.

Свое современное название город получил в 1921 году в честь Махача Дахадаева. Позже Махачкала стала столицей ДАССР. Сегодня Махачкала- это культурный экономический научный центр Юга России.


6
Дербент- второй по величине в Дагестане и один из самых древних городов мира. В Дербенте расположена крепость Нарын-Кала, возраст которого составляет около двух с половиной тысяч лет. Дербент - старейший культурный центр Дагестана, откуда распространились искусство, ремесло, письменность и т.д.

Сельское население республики составляет 57,6% , а городское население 42,4%.Народы Дагестана говорят на языках четырех групп 95% верующие- мусульмане из них: 90%- сунниты, 5%- шииты.5% верующих- христиане.

Рождаемость 19,5 на тысячу населения (3 место в РФ, после Ингушетии и Чечни). Дагестан является самой многонациональной республикой России. 14 языкам народов Дагестана придан статус государственных.

Дагестан издавна считается мусульманским оплотом на Северном Кавказе. Ислам стал проникать на территорию Дагестана благодаря арабам в 7 веке. Полумесяц- символ прироста и возрождения. Если же месяц изображается вместе со звездой, как в исламской традиции, то в этом случае он выступает аллегорией рая.

Основные производства республики:


  • Сельское хозяйство

  • Виноделие

  • Рыболовство

  • Народные промыслы

  • Добыча нефти

  • Легкая и химическая промышленность

  • Производство электроэнергии

В Дагестане широко известны лезгинские поэты С. Кочхюров и Е. Эмин, кумыкский поэт И.Казак, аварский- Махмуд (М.Магомедов), даргинский- Батырай. Расул Гамзатов всемирно известный поэт республики. Богато народно-поэтическое творчество дагестанцев- песни, сказки, предания и легенды.

Огромный интерес представляют старые сооружения Дагестана. В Дербенте сохранились Джума- мечети и цитадель Нарын-Кала . В горных районов Дагестана остались многочисленные постройки бешен и крепостей. Террасы горных аулов тоже памятники старены. Жилые дома, построенные в 18-19 в.в образуют единое ступенчатое сооружение. Распространены были купольные мавзолеи, арочные мосты, архитектурно оформленые родники.

Ювелирные украшения в женском костюме- особая тема для дагестанских женщин. В прошлом больше всего ценилось золото и серебро.

Дагестанская женская одежда необычайно разнообразна по форме, используемому материалу, художественной композиции и декору. В каждом костюме есть свой художественный образ, своя индивидуальная выразительность.

7
Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:



  • Первое достоинство человека - ум

  • Второе достоинство человека - дружба

  • Третье достоинство человека - совесть

  • Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание

  • Пятое достоинство человек а- счастье

Лезгинка - народный танец кавказских горцев. Знаменитый танец «лезгинка» известен в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури». Лезгинка-танец - соревнование демонстрирующий ловкость, неутомимость танцоров. Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подают как первое или второе. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из трав, творога, овощей.


Республика Адыгея
Земля Адыгеи заселена с давних времен. Письменные свидетельства о предках адыгов имеются в работах древнегреческих писателей начиная c V века до н.э. Адыги - народ, давший название республике, - древнейшие обитатели Северо-Западного Кавказа, известные с XIII в. как черкесы. Адыгейский язык относится к адыго-абхазской группе кавказских языков.

В средние века здесь проходил знаменитый Великий Шелковый путь из Европы в Азию.

Предки адыгов создали культуру, известную в мировой археологии как Майкопская. Десятки курганов, связанных между собой легендами, загадочные дольмены свидетельствуют о ее ярчайшем расцвете у древнейших кавказцев, их тесных связях с Европой и Востоком.

Адыгейская автономная область - образована 27 июля 1922 года. 28 июня 1991 года на V сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Закон РФ от 3 июля 1991 года официально закрепил преобразование Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.

Площадь Адыгеи – 7790 кв.км., длина границ – 900 км, протяженность территории республики с севера на юг – 208 км, с запада на восток – 165 км, в ней проживает 441,2 тыс. чел. В состав республики входят 7 административных районов: Гиагинский, Кошехабльский, Шовгеновский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский. Адыгея входит в состав Южного федерального округа.
8
Положение Адыгеи на юге России, в предгорьях и горах Кавказа, в междуречье крупных рек благоприятно для освоения территории и удобно для связей со своими соседями.

Одной из крупных рек Адыгеи, ее естественной границей на востоке является река Лаба. Она самый крупный приток р. Кубани. Началом ее считается место слияния рек Большой и Малой Лабы. Длина собственно р. Лабы 214 км, вместе с Большой Лабой она составляет 341 км; общая площадь ее водосборного бассейна 12500 кв.км. Водный режим р. Лабы своеобразен, ее водность значительно колеблется по сезонам года. Сильные разливы и наводнения возможны практически во все сезоны, кроме зимы. Причины паводков - весеннее снеготаяние, летнее таяние ледников и осенние ливни.

Основные лесные ресурсы находятся в Майкопском районе, в котором сосредоточено 98 % всех лесов. В низкогорных лесах господствуют дуб черешчатый и дуб Гартвиса. Здесь же встречаются клен, ясень, груша кавказская, яблоня, кизил, боярышник.

На высоте 450 - 500 м дубовые леса сменяются поясом буковых лесов. Произрастают также дуб скальный и граб кавказский. Из третичных реликтов здесь можно встретить тис ягодный.

Животный мир самых верхних ландшафтных зон представлен значительным количеством эндемичных видов и подвидов. Кавказская мышовка, прометеева полевка, кубанский тур, кавказская серна, каменная куница распространены только в Майкопском районе. Главной достопримечательностью фауны республики является горный зубр. В лесах горной Адыгеи обитают кавказский благородный олень, тур кавказский, серна, кавказский бурый медведь, кавказские виды выдры, барсука, рыси, дикого кота, лисицы, лесная и каменная куницы и др.

Ведущей отраслью производства является пищевая промышленность, удельный вес которой в общем объеме производства составляет более 35%. Производятся мясные, плодоовощные консервы, кондитерские, макаронные, винно-водочные изделия, различная молочная и мясная продукция. Наличие в республике лесных ресурсов обусловило развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности,

продукцией которой являются деловая древесина и изделия из неё, паркет, полуцеллюлоза, картон. Предприятия машиностроения и металлообработки производят и поставляют в различные регионы страны и за её пределы средние и тяжелые цилиндрические редукторы, технологическое оборудование для лесозаготовок, металлорежущие и деревообрабатывающие станки, станочные нормали и др.

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики. Ведущее место занимают выращивание и переработка зерна, сахарной свеклы, масличных и эфиромасличных культур, овощей и плодов, табака, выращивание крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, племенное коневодство.

9
Уникальные природно-климатические условия Адыгеи способствуют произрастанию таких южных культур как персик, черешня, кизил, айва, груша, виноград, чай. Промышленная продукция агропромышленного комплекса составляет 32% всей промышленной продукции республики.

Территория Адыгеи относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов. Территория насыщена природными объектами, многие из которых имеют высокую экскурсионную ценность.

Правительством Республики Адыгея ведется большая работа по привлечению туристов и отдыхающих в регион, формированию его положительного имиджа.

Численность населения Республики Адыгея, по данным на 1 января 2007 года, составляет 441,2 тысячи человек, в том числе 69,6 тысячи человек - дети до 14 лет. Средняя плотность населения - 56,6 человек на 1 кв. км, что почти втрое превышает соответствующий показатель по России. Наиболее высока плотность населения в районах, расположенных на равнине - до 141 человека на 1 км.


Северная Осетия
Образована 7 июля 1924г как Северо-Осетинская АО; 5 декабря 1936г преобразована в Северо-Осетинская АССР; с 1990г Северо-Осетинская ССР; с 1991г Республика Северная Осетия-Алания.

Северная Осетия расположена на северном склоне Большого Кавказа.

На севере республики простирается Ставропольская равнина, южнее её поднимается Терский и Сунженский хребты, в центральной части расположена Северо-Осетинская равнина, на юге возвышается Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа (г. Казбек высотой до 5033м)

Территория 8 тыс. км2 (0,05% от РФ), население 709,9тыс.человек, доля городского населения 65,3%. Плотность населения одна из самых высоких в Российской Федерации- 84,5 человека на 1км2.

Наиболее плотно заселены Правобережный район (120 человек на 1 км2) на востоке республики и территория вокруг Владикавказа. Города: Владикавказ (315,1 тыс.жителей) – столица республики, Моздок 942,6 тыс.),Беслан (35,6 тыс.), Алагир (21,5 тыс.), Ардон (17,5 тыс. жителей). Официальный язык-русский.

Ведущие производства: цветная металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая.

Промышленность представлена производством цинка, свинца, кадмия, серной кислоты (завод «Электроцинк»), твёрдых сплавов (завод «Победит»), осветительных электроламп, приборов, кожевенно-обувным.

10

В сельском хозяйстве преобладает животноводство мясного направления. Успешно развиваются зерновое хозяйство, садоводство и виноградарство.



Транспортная сеть республики развита довольно хорошо. Ведущую роль в перевозках играет автомобильный транспорт. Плотность сети автомобильных дорог 285 км на 1 тыс. км. В Северной Осетии начинаются Военно-Грузинские и Военно-Осетинские дороги. Построена дорога с Северного Кавказа и Закавказье через Рокский перевал. Функционирует железнодорожный транспорт.

Северная Осетия богата в рекреационном отношении. Большой популярностью пользуются бальнеологические курорты Кармадон, Тамиск и горно-рекреационный комплекс в Цейском ущелье. Республика - один из центров туризма и альпинизма Северного Кавказа.



Республика Ингушетия
Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши - от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса –ети-, что в сумме означает «место где живут ингуши». Но это название стало употребляться только с XVIII века. Само название народа «гІалгІай» - что означает «строитель», «житель башен»

Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс км2 , население – 460 тыс человек по меркам 2009 года.

Столицей республики является город Магас.

Граничит с Чеченской республикой, но границы являются лишь условными.

Президент республики – Евкуров Янус-Бек


  • городское население – 198 тыс чел

  • сельское население – 269 тыс чел

  • плотность население – 127 чел на км2

  • средний возраст – 26-28 лет

  • национальный состав - ингуши 77%, чеченцы 20%, русские – 2%

Важнейшие ресурсы республики – это нефть, природный газ, мрамор, глина. Нефть, конечно же, основа топливно-энергетического комплекса. За год добывают примерно 11 млн. тонн нефти. Термальные источники используют как воду для оздоровительного купания, и как питьевую минеральную воду.

Горный и чистый воздух – вот секрет долгожительства ингушей. В республике много термальных источников, красивые пейзажи, великое множество исторических памятников. Особенностью республики является уникальное, традиционное построение домов. Большая часть населения проживает в горных районах, поэтому их жилища просто уникальны! Строения выдерживают оползни с гор и падающие камни.

11

Наиболее любимой пищей ингушей является мясо. Больше всего в республике употребляют баранину и птицу. Национальное блюдо – это жаренный на углях баран, украшенный овощами.



Национальный костюм ингушей внешне очень напоминает костюм казаков Дона. Но ингушей от казаков отличает яркость и пестрота тканей костюма (в данном случае женского) и дополнения из овечьей шерсти. У женщин это было платье-сарафан из нескольких слоев, волосы, как правило, частично были закрыты платком. У мужчин же, национальный костюм не повторим. Он состоит из жилетки и высокой шапки сделанной из овечьей шерсти. Раньше носить черную шапку и жилетку позволялось только женатому мужчине, но сейчас это утеряло свое значение.

Самой важной традицией за все существование ингушей является уважение и почитание предков. На каждый праздник принято посещать родственников на кладбище. В эту же традицию входит полнейшее послушание родителей. Еще одна интересная традиция – гостеприимность. Любой человек, зашедший в дом ингуша, тут же становился гостем. Гостю давали пищу и если надобно давали ночлег

Ингуши – мусульмане. Доминирующие религии в республике – ислам суннитского толка и православное христианство. Функционирует 45 Мечетей. А в станице Слепцовской имеется Исламский институт.

Промышленность у республики развита слабо. Только нефтяная отрасль процветает, все остальное находится в упадке. Помимо нефтедобычи в республике есть химическая, трикотажная, металлообрабатывающая, кондитерская промышленности (фабрики).




VII. Подведение итогов урока
Учитель Ребята, мы познакомились с презентациями, которые помогли нам ответить на главные вопросы нашего урока. Предлагаю вам дома в рабочей тетради письменно ответить на вопросы:

( вопросы проецируются на экран)




  1. Северный Кавказ всегда привлекал жителей из других районов страны, почему? Укажи не менее трех факторов.

  2. Выдели наиболее острые современные проблемы данного региона.

  3. Можно ли считать что сохранение политической стабильности, мирное разрешение этнополитических и экономических противоречий между народами Северного Кавказа – главная задача перспективного развития региона.




    • Выставление оценок

    • Домашнее задание


12


Смотрите также:
Разработка урока-конференции по географии для 9 класса
177.65kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для учащихся 7 класса учителя математики Засыпкиной Е. В. Тема урока: Начальные сведения из планиметрии
46.02kb.
1 стр.
Урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса Тема урока: «Картины моря»
24.77kb.
1 стр.
Разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса.
61.69kb.
1 стр.
Разработка урока по музыке для 2 класса Тема урока "Народная песня душа народа" Фокина Ю. В. учитель музыки
65.39kb.
1 стр.
Конспект урока географии для 6 класса по теме «Атмосфера Земли. Температура воздуха»
47.13kb.
1 стр.
Разработка плана-конспекта урока географии в 7 классе Тема урока: «Население и хозяйство сша»
108.32kb.
1 стр.
Разработка урока права для 10 класса по теме "Формы права"
48.97kb.
1 стр.
Разработка урока для 2 класса, презентация Название материала «На волшебном острове»
47.02kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 8-м классе.
54.42kb.
1 стр.
Разработка урока для 7 класса Урок
53.12kb.
1 стр.