Главная
страница 1
Министерство культуры Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

СД.01 «Художественное слово»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070201 «Актёрское искусство»

(среднее профессиональное образование)



СОДЕРЖАНИЕ
Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса_____________________________________________________________3

Пояснительная записка__________________________________________________3

Цель изучения предмета_________________________________________________4

Задачи изучения предмета_______________________________________________4

Учебно-тематический план ______________________________________________5

Содержание предмета___________________________________________________6

Формы контроля (семестровые требования)_________________________________8

Библиографический список______________________________________________10



Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

– требований Государственного Стандарта к уровню подготовки выпускников по специальности 0507 «Актёрское искусство» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;

– «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры и искусств»

– преподавательского и профессионального опыта составителей.

Пояснительная записка

Предмет «Художественное слово» относится к блоку специальных дисциплин, родственно связан с курсом «Сценической речи» и в комплексе с ним служит надёжной базой успешного преподавания предмета «Мастерство актёра ».

В художественном слове вся идейная нагрузка ложится на одного исполнителя. Как правило, он один воплощает авторский замысел, доносит сверхзадачу произведения, т.е. осуществляет всё то, что в спектакле делает режиссер вместе с актёрами, выстраивая взаимоотношения и определяя задачи всех участников спектакля. В художественном слове студент учится вскрывать и доносить смысл произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить её связь и связанную с ней социальную и философскую направленность текста – это та необходимая работа, которая формирует и оттачивает мировоззрение.

Умение ощутить композицию материала, сосредоточить внимание на основных этапах развития мысли, подчинить второстепенное главному, рассчитать свои силы и возможности – всё это ясно осознаётся в работе над художественным текстом.

Методической основой предмета является система К.С. Станиславского, работы его учеников, развивающие и дополняющие систему (М. Кнебель, М. Чехов и др.).

Для овладения словом чтецу нужна та же подготовительная работа, которую проделывает актёр. Создавая роль: анализ содержания, сюжета, идеи, понимание того, что заставило автора написать произведение, анализ характеров в их взаимоотношениях с окружающим миром, овладение внутренней жизнью героя.

Художественное чтение даёт актёру умение рассказывать, приучает его к свободному общению с аудиторией, учит вызывать те самые приёмы, которые нужны для актёрской роли, развивают внутреннюю технику, внутренние переживания, развивает фантазию, приучает давать хорошую форму стиху.

На занятиях по сценической речи художественное слово выступает не только как средство воспитания речевой выразительности – оно приучает видеть, думать, оценивать, увлекаться смыслами, вести перспективу, понимать сверхзадачу рассказа. Особое значение приобретает не создание произведения самостоятельного жанра, а овладение текстом, освоение содержания, достижения максимальной выразительности речи. Творческая работа над художественным словом, эмоциональный подъём, углубление внутренних видений вызывают сами по себе дополнительную мобилизацию организма для более точного и яркого воплощения текстов в звучащем слове. Речевые возможности студента раскрываются более глубоко и полно, нежели в занятиях непосредственно техникой речи.

Поэтому так важно осваивать оба раздел предмета «Сценическая речь»- художественное слово и технику речи – в неразрывном единстве.

Говоря о художественном слове в применении к задачам воспитания актёра, мы имеем в виду искусство художественного рассказа, отличающегося по некоторым своим приёмам от других направлений в искусстве художественного слова.

Работа ведётся именно в плане рассказывания о событиях на основе прямого, непосредственного общения со слушателями.
Цель изучения предмета

Предмет «Художественное слово» является подготовка высококультурного, всесторонне сценически насыщенного, профессионального артиста.

Задача актёра состоит в создании сценического образа.

На занятиях по предмету «Художественное слово» студенты должны приобрести навыки, которые помогут в дальнейшем создавать яркие сценические образы, помогут образно мыслить и образно говорить на сцене.

Не играть образ, а овладеть характером, логикой мышления, темпераментом героя вот цель и перспектива изучения предмета « Художественное слово».
Задачи изучения предмета


  • изучить основы техники использования в работе художественного слова;

  • изучить способы работы над художественным текстом;

  • научить постигать смысл литературного произведения, разбираться в особенностях его формы и способах сценического выражения словесного материала;

  • выработать исполнительско-чтецкие навыки;

  • выработать навыки рассказчика;

  • дать основы профессиональных навыков работы актёра, имеющего дело с литературной эстрадой;

  • развивать речевой слух;

  • учить работать над текстом, мимикой;

  • учить применять теоретические знания в области сценической речи в подготовке роли;

  • развивать самостоятельность, умение добиваться положительного результата в работе над определённым заданием;

  • воспитывать личность, обладающую творческой волей и стремлением к совершенствованию.

Преподавание курса проходит в форме теоретических занятий (беседа, лекция) и практических уроков, связанных с работой над чтецким материалом.

В результате изучения курса студент должен: знать:

– способы работы над художественным текстом;

– основы техники использования в работе художественного слова;

–профессиональную специфику работы актёра, имеющего дело с литературной эстрадой

уметь

– выразительно передавать мысли автора литературного произведения, учитывая при этом его жанровые и стилистические особенности;

–использовать навыки рассказчика в спектаклях кукольного или синтетического (с использованием кукол и «живых» актёров) спектаклях.
Учебно-тематический план.





Часы

Введение.

Раздел 1. Художественное слово в системе сценической речи.






1. Художественное слово. Искусство чтеца. (Исторический экскурс);

8

2.Анализ литературного произведения;

10

З.Словесное действие в театре и на эстраде;

10

4.Творческие работы над текстом и техника стиха.

18

Итого по разделу:

46

Раздел II. Логический анализ текста.




1. Грамматические особенности;

14

2.Логика текста.

14

Итого по разделу:

28

Раздел III. Работа над прямой речью в рассказе.

20

Итого по разделу:

20

Раздел IV. Рассказ от первого лица.




1. Принцип работы над текстом от первого лица;

22

2.Методы работы над текстом.

20

Итого по разделу:

42

Всего по предмету:

136

Содержание предмета
Введение.


  1. Цели и задачи предмета «Художественное слово».

  2. Связь предмета «Художественное слово» с основополагающим курсом «Сценическая речь».

  3. Художественное слово как важнейший компонент театрального спектакля, литературной эстрады и речевого жанра на эстраде.

Раздел I. Художественное слово в системе сценической речи.

1. Художественное слово. Искусство чтеца (исторический экскурс).

Искусство художественного слова и драматическое искусство. Различия. Рассказ «от себя» как основная особенность искусства художественного слова. К.С.Станиславский о чтеце. Задача чтеца - рассказать о своих героях, не играя (по Станиславскому). У чтеца - иная форма общения со зрителями. Сходство чтеца и драматического актёра. Одинаковая подготовительная работа. Использование словесного действия. Чтецы прошлого. Рассказчики - артисты российских театров. Артисты балаганных театров («Подкачельные», «карусельные» Деды-зазывалы и др.). Мастера художественного слова XX века (В. Яхонтов, Д. Журавлёв, Е. Шварц, С. Юрский, О. Басилашвили и др.).

2. Анализ литературного произведения.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко о работе актёра над художественным словом. Чтение как действие. «Актёрский путь» овладения литературного материала. Выявление идейного смысла произведения. Умение вскрыть и донести идею. Анализ материала по линии видений, подтекста. Историко-литературное осмысление текста, событийный ряд. Сквозное действие и сверхзадача в литературном тексте. Предлагаемые обстоятельства и видения.

3. Словесное действие в театре и на эстраде.

Умение доносить до слушателя актёрские видения. Сопереживания актёра-чтеца и слушателя. Связь слова с целенаправленным действием. Выявление действия через анализ текста. Вскрытие внутреннего действия. Линия словесного действия. Жизнь жизнью героев в театре и на эстраде. Сходство и различие словесного действия в спектакле и чтецком исполнении. Овладение стилевыми особенностями произведения. Идейный замысел и языковое воплощение. Смысл, словесная форма, манера. Многоплановость языка. Выразительные средства языка как один из способов выражения словесного действия.

4. Творческая работа над текстом и техника стиха.

Сложность работы над стихотворными пьесами. Смысл и мелодия стиха. Содержание стихотворения и выразительные средства стихотворной речи. Размер и ритм. Особенности размера. Соблюдение цезуры. Действенное осмысление текста и соблюдение пауз. Мысль, стихотворное действие и пауза как гармоническое целое стихотворного произведения. Правильное дыхание в процессе исполнения стихотворения. Физическая жизнь в стихотворном тексте.

Раздел II. Логический анализ текста.

1. Грамматические особенности.

Грамматические паузы, связанные со знаками препинания. Логико-грамматический принцип пунктуации. Ритмомелодика и пунктуация. Знаки препинания как «ноты при чтении» (А.П. Чехов). Знаки препинания и логический анализ текста. Точка.

Расположение точки в тексте и уровень понижения тона на точке. Запятая. Многозначность запятой. Точка с запятой. Особенности использования и произнесения. Двоеточие. Тире. Употребление тире. Восклицательный знак. Вопросительный знак. Многоточие. Многоточие как перерывы в тексте. Другое значение многоточия.

2.Логика текста.

Логические паузы. Речевое звено. Логическая пауза - одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз. Закономерность употребления. Логические паузы и соединительный союз «и», логическое ударение. Речевое (логическое) звено. «Ударное» слово. Фразы и речевые звенья. Повышение и понижение голоса. Силовые ударения. Усиление голоса и изменение тона. Логическая связь фраз в литературном тексте.



Раздел III. Работа над прямой речью в рассказе.

Работа над прямой речью как часть работы над всем литературным произведением. Прямая речь и авторские пояснения. Прямая речь и главная линия рассказа. Виды прямой речи (отдельные реплики, диалог и т.д.). Прямая речь действующих лиц, преобладающая над текстом от автора. Прямая речь в рассказе от первого лица в виде реплик, поданных другими. Разговор лиц разного возраста. Конфликтный диалог. Эпизоды с прямой речью нескольких персонажей или содержащие в себе массовые сцены. Прямая речь, сопровождаемая словами автора о внешних действиях героев. Прямая речь с ограниченными авторскими указаниями. Прямая речь героя, которому автор в дальнейшем передаёт всё повествование.



Раздел IV. Рассказ от первого лица.

1. Принципы работы над текстом от первого лица.

Рассказ от первого лица и личная причастность исполнителя к материалу. Отсутствие необходимости в гриме и костюме. Действенное слово, выразительные речевые средства. Определение темы и сверхзадачи, выявление главного и второстепенного в тексте, сквозное действие. Конфликт. Конфликт в произведении.

«Конфликт» чтеца и публики. (С. Юрский). Превращение публики из оппонента в единомышленника.

2. Методы работы над текстом.

Выбор текста для исполнения. Герой рассказа – единомышленник исполнителя. Рассказ от имени исполнителя. Рассказ от имени современника. Рассказ от персонажа другой эпохи. Изучение исторических особенностей эпохи, привычек, нравов, особенностей речи. Понимание мировоззрения героя. Анализ смысла и образного строя речи. Характер и характерность речи. Мысли героя. Учёт сверхзадачи, сквозного действия, конфликта и объекта внимания рассказчика.


Формы контроля
СЕМЕСТРОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Второй семестр. В течение семестра подготовить небольшие публицистические отрывки различных авторов на 2–3 минуты, передающие зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие ощущения. Работа над этими отрывками развивает воображение, фантазию, образное мышление будущих актёров, учит « присвоению» текста, умению лепить фразу. Отрывки должны быть показаны на экзамене.

Это могут быть публицистические произведения, отрывки из мемуаров, очерков, статей из газет и журналов.



Третий семестр. В течение семестра подготовить 1 – 2 небольших стихотворных отрывка с последующим показом их на зачёте. Материал подбирается и выбирается в зависимости от подготовленности студента и его понимания материала.

Рекомендуемые авторы: А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Северянин, Д. Хармс, С. Чёрный.

Произведения писателей пишущих для детей.

Очень поощряется самостоятельный выбор студента, это диагноз его творческого состояния (начитанность, интерес к поэзии). Зачёт проверяет его готовность к работе над более сложными поэтическими произведениями.



Четвёртый семестр. В течение семестра подготовить отрывок художественной прозы, который может увеличиться до 3-4 минут. с показом их на экзамене.

Произведения К. Паустовского, И. Шмелёва, В. Астафьева, И. Тургенева могут стать основой в выборе материала.



Пятый семестр и шестой семестр. В течение этих семестров ставится задача овладеть образным мышлением людей, разных по профессиональной и социальной принадлежности, живших в разные эпохи и т.д. Исполнителю надо стать на позицию человека от лица которого идёт рассказ, надо стать единомышленником героя, т.е. овладеть строем его речи, передать его своеобразие.

В 5 и 6 семестрах студенты представляют свои работы на зачётах.

Эти семестры являются подготовительным этапом показа крупного материала на экзамене 7 семестра.
Рекомендуемый материал


  1. Ф. Достоевский. «Дядюшкин сон», «Белые ночи», «Неточка Незванова», Подросток».

  2. И. Тургенев. «Дневник лишнего человека», «Переписка», «Степной король Лир».

  3. Н. Лесков. «Очарованный странник», «Тупейный художник».

  4. И. Бунин. «Олеся», «Как я был актёром», «Гоголь-моголь».

  5. Л. Андреев. «Рассказ, который никогда не был закончен», «Смех», «Мысль», «Рассказ змеи, как у неё появились ядовитые зубы»

  6. А. Чехов. Рассказы.

  7. А. Платонов. «Неодушевлённый враг», «Родина электричества», «Усомнившийся Макар».

  8. М. Булгаков. «Театральный роман», «Записки юного врача».

  9. О. Генри. Новеллы.

Седьмой семестр. На этом семестре студенты на экзамен выносят лучшие страницы современной, классической отечественной и зарубежной прозы.

Основной задачей при выборе материала всегда остаётся раскрытие индивидуальности у студента, пробуждение в нём качеств, способных расширить диапазон его актёрской заразительности, обогатить его речевые средства.

Работа студентов выносится на экзамен. Он подводит итог работы 6 семестров.
Рекомендуемый материал


  1. У. Шекспир. «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Отелло», «Король Лир», «Гамлет».

  2. Сафокл. «Электра», «Антигона».

  3. Еврипид. «Ифигенея в Авлиаде».

  4. К. Гоцци. «Принцесса Турандот».

  5. Л. Вега. «Собака на сене».

  6. Ж.Б. Мольер. «Тартюф».

  7. А. Пушкин. «Борис Годунов», «Анджело», «Каменный гость».

  8. А. Островский. «Снегурочка».

  9. А. Грибоедов. «Горе от ума», «Грузинская ночь».

Этот список можно продолжать до бесконечности, но самое верное, с моей точки зрения, чтобы зрители и члены комиссии на экзамене почувствовали в каждом из студентов будущего художника. Тогда цели и задачи этого предмета будут выполнены.



Библиографический список


  1. Коонен, А. Г. Страницы жизни / А. Г. Коонен. – Москва : Искусство, 1975.

  2. Марков, П. А. О театре: в 4 т. Т. 2. Театральные портреты / П. А. Марков. – Москва : Искусство, 1974.

  3. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера / К. С. Станиславский, М. А. Чехов ; предисл. О. А. Радищевой. – Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2003.

  4. Труд актера : Симонов, Смоктуновский, Шелест, Тихонов, Табаков : сб. статей. / ред. И. Г. Полева. – Москва : Советская Россия, 1964. – Вып. 12.

  5. Чехов, М. А. Путь актера. Жизнь и встречи / М. А. Чехов. – Москва : АСТ ; Олимп ; Астрель, 2001.

  6. Юрский, С. Кто держит паузу / С. Юрский. – Москва : Искусство, 1989.

  7. Яхонтов, В. Н. Театр одного актера / В. Н. Яхонтов ; лит. ред. Е. Поповой ; ед. В.А. Катанян ; вступ. ст. И. Андроникова. – Москва : Искусство, 1958.

А так же, вся лучшая отечественная, зарубежная литература и драматургия, которая и является основным творческим родником для преподавателей, студентов и тех людей, которые выбрали театр делом своей жизни!





Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности 070201 «Актёрское искусство»
159.47kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности 070201 «Актёрское искусство»
141.52kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302. 02«Хореографическое искусство»
135.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070100. 62 «Музыкальное искусство»
126.94kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 0 71301 «Народное художественное творчество»
167.46kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»
599.35kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»
337.29kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
990.54kb.
3 стр.