Главная
страница 1страница 2страница 3


Утверждены приказом Минспорттуризма России

от « 16 » апреля 2010г. № 359

ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «БИЛЬЯРДНЫЙ СПОРТ»

Бильярдный спорт культивирует следующие дисциплины:



  • пирамида

  • русская пирамида

  • московская пирамида

  • пул «8»

  • пул «9»

  • пул «14+1»

  • снукер

  • карамболь 3 борта


Общие положения

«Пирамида», «Московская пирамида», «Русская пирамида».



  1. Столы, шары и оборудование.

Спортивные бильярдные игры проводятся на столах, имеющих разметку основных линий и точек, шестнадцатью шарами с использованием киев, машинок, мелков.

В комплект оборудования для игры могут входить: удлиненные и укороченные машинки и кии, полки для расстановки забитых шаров, суконные и льняные салфетки для протирания киев, шаров и рук, и др.…

Шары, которыми ведется игра, маркированы. Пятнадцать из них белого цвета, они имеют собственные номера с первого по пятнадцатый, а шестнадцатый шар отличается от них цветом или специальной разметкой.

Результаты встреч и соревнований, зафиксированные в официальных протоколах, не могут опротестовываться по причинам несоответствия стандартам используемого инвентаря и оборудования.

Для замеров на столе разрешается использовать только кий, нанесение дополнительных разметок на столе запрещается.


  1. Регламент игровых встреч.

Во всех видах спортивных бильярдных игр количество партий и побед во встречах для определения победителей и призеров на различных этапах соревнований определяются Главной судейской коллегией, и может корректироваться в процессе соревнования.

Перерыв во время игры может объявляться только судьей для решения некоторых технических проблем и в связи с особыми обстоятельствами.



  1. Исходное положение шаров на столе.

Перед начальным ударом пятнадцать шаров с номерами устанавливаются с помощью треугольника вплотную друг к другу в форме треугольной равносторонней пирамиды.

Передний (головной шар) пирамиды располагается на задней точке стола, а основание пирамиды устанавливается параллельно линии заднего борта.

Положение шара на столе определяется точкой касания шара игровой поверхности стола.

Шестнадцатый шар (без номера), используется как биток, он располагается в «доме».

Если удар производится из «дома», то шар, расположенный на линии «дома» считается вне «дома».

Если шар расположен на средней линии, то он считается на половине стола противоположной той, откуда производится удар.




  1. Удар по битку.

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

Началом удара считается момент соприкосновения наклейки кия и битка, вследствие которого биток приходит в движение, а окончанием удара – остановка движения всех шаров на игровой поверхности стола.

Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Очередной удар по битку разрешается наносить только тогда, когда все шары на столе прекратили движение после предшествующего удара, а также на стол выставлены шары: выскочившие за борт, штрафные, забитые при нарушении правил и забитые без заказа (''Пирамида русская''). Удар по битку, который соприкасается с прицельным шаром, можно наносить кием под углом не менее 45 к линии центров этих шаров.

Удар кием по битку должен исключать затягивание контакта наклейки кия с битком после его соприкосновения с прицельным шаром (двойной удар, пропих, нажим), а также касание битка наклейкой кия более одного раза.


  1. Удар по прицельному шару.

Удар битком по прицельному шару считается правильным, если выполнено хотя бы одно из следующих условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров

  • упал в лузу (падение битка в лузу определяется Правилами конкретного вида игры);

  • коснулся губы лузы (резко изменил направление движения);

  • коснулся двух разных бортов или довел до второго борта любой другой шар;

  • пересек среднюю линию, а затем коснулся любого борта, или довел до борта любой шар;

  • коснулся любого борта, а затем пересек среднюю линию, или перекатил через нее любой шар.

  1. Начальный удар и его розыгрыш.

Игрока, которому надлежит произвести начальный удар, определяет тот из двух соперников во встрече, который выиграет розыгрыш перед началом первой партии, далее до конца встречи соблюдается очередность.

Розыгрыш производится по следующей процедуре:

Соперники располагаются у переднего борта стола по разные стороны от осевой линии. Они используют при розыгрыше только свою половину стола, ограниченную длинным бортом, осевой линией и передним и задним бортами.

По команде судьи они производят удар «с руки из дома», посылая шар от заднего борта к переднему.

Розыгрыш выигрывает тот игрок, чей шар остановится ближе к переднему борту, именно он и определяет – кто производит «начальный удар».

Розыгрыш считается проигранным, если шар:

- не коснулся заднего борта;

- зашел на половину соперника или коснулся длинного борта;

- упал в лузу или выскочил за борт.

Розыгрыш повторяется, если оба соперника нарушат правила розыгрыша или их шары остановятся на одинаковом расстоянии от переднего борта.

Розыгрыш заканчивается, как только один из игроков выполнит эту процедуру без ошибки или выиграет розыгрыш.

Начальный удар не является заказным, он производится ударом битка «из дома» по шарам, установленным в форме пирамиды, вершина которой располагается на задней точке стола. Игрок при этом не должен выходить за линию «дома».

В качестве битка используется шар без номера (с особой разметкой).

Биток считается введенным в игру, если он, вследствие удара по нему кием, пересек линию «дома».

При начальном ударе должно быть выполнено хотя бы одно из трех условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров:

- упал в лузу;

- коснулся двух разных бортов;

- пересек среднюю линию.

Все, упавшие в лузу, прицельные шары при начальном ударе засчитываются игроку, производившему удар, и это является основанием для продолжения им игры.

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему условия, но ни один из шаров не упал в лузу, то в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если условия начального удара не соблюдены, то на игрока налагается штраф, а его соперник имеет право:

- принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру;

- установить исходное положение шаров на столе и сам произвести начальный удар;

- заставить соперника произвести начальный удар из исходного положения еще раз.

Если вследствие начального удара падает в лузу биток, то продолжение игры определяется правилами конкретного вида игры.

Чтобы повысить динамику и зрелищность бильярдной игры, организатор соревнования может внести в условия начального удара следующие дополнения: игрок после начального удара продолжает игру, независимо от того, упал или нет в лузу шар, предусмотренный конкретным видом игры, если при этом начальный удар не был штрафным. Эти условия должны оговариваться в Положении о соревновании.


7. Игра «с руки из дома».

Если Правилами предусмотрена игра «с руки из дома», судья (игрок) должен устанавливать биток в «доме» таким образом, чтобы при этом не произошло касания других шаров. Если игрок коснулся при этом какого-либо шара, то с него взимается штраф.

При игре «с руки из дома» игрок должен располагаться так, чтобы не выходить за линию «дома». Он может играть любой шар, расположенный вне «дома», и в любую лузу.

Если при этом он намерен сыграть шар, расположенный в доме, то перед первым касанием с прицельным шаром биток должен выйти из «дома».


8. Сыгранные, выскочившие и зависшие шары.

Шар считается сыгранным (забитым), если вследствие удара он падает в лузу и остается там.

Шары, выскочившие из лузы на игровую поверхность стола, считаются не сыгранными и остаются в игре.

Если за борт выскакивает шар или несколько шаров, то он (они) выставляется (выставляются) на заднюю точку (линию возврата). При этом на игрока налагается штраф.

Шары, подлежащие выставлению на стол, устанавливаются, как правило, номером вверх.

Если в процессе игры биток выскакивает за борт или забит в лузу и им предусматривается продолжение игры, то он вводится в игру ударом «с руки из дома». Если все прицельные шары окажутся при этом в «доме», то «дом» переносится для очередного удара на противоположную сторону стола симметрично стандартному положению и удар битком производится оттуда аналогичным образом.

Шары, остановившиеся (зависшие) в створе лузы, но упавшие затем в нее до завершения удара (остановки всех шаров), считаются сыгранными.

Шары, зависшие в лузе и упавшие в нее после прекращения движения всех шаров на столе, как правило, вследствие внешнего воздействия, возвращаются на место в створ лузы.


9. Пассивная и замедленная игра.
Если в процессе игры складывается ситуация, когда после серии отыгрышей (более трех раз подряд обоими игроками) позиция прицельных шаров на столе принципиально не изменяется, и это ведет к затягиванию времени игры, то судья, после предупреждения игроков о пассивном ведении игры, может расставить все оставшиеся прицельные шары на столе в форме пирамиды в исходное положение (по возможности симметрично) и продолжить игру «с руки из дома» по правилу «начального удара».

Если игрок на подготовку к удару затрачивает много времени и затягивает игру, то судья (соперник) вправе потребовать контроль игрового времени. На подготовку и выполнение ударов при этом игрокам представляется 45 секунд. Время засекается судьей по секундомеру после полной остановки шаров на столе. За десять секунд до истечения отпущенного времени делается устное предупреждение - «осталось десять секунд».

Если игрок не укладывается в отпущенное время, судья подает команду «Стоп!», право удара переходит к сопернику, позиция шаров при этом сохраняется, а на нарушителя налагается штраф.

10. Корректная игра.

Игра считается корректной, если соперники в процессе игры демонстрируют не только высокое мастерство, но также уважение к своему сопернику и окружающим.

Во время встречи игрок должен находиться в отведённом для него месте и быть готовым к очередному удару сразу после завершения игры у стола соперника.

Общение игрока во время встречи у стола разрешается только с судьей.

Некорректным считается ведение игроком разговоров, не связанных с игровой ситуацией, комментарии по поводу ударов, апелляция к судьям и зрителям и все то, что отвлекает от ровного и спокойного проведения спортивного состязания.

Если игрок, после замечания судьи, продолжает демонстративно нарушать эти правила, судья обязан ставить вопрос о его «неспортивном поведении».




  1. Вмешательство в игру постороннего.

Организатор соревнования и судьи должны обеспечивать условия, исключающие возможность вмешательства в игру посторонних лиц, а если такое происходит, то действовать при этом незамедлительно в соответствии с Правилами.

Если вследствие вмешательства в игру постороннего, шары на столе приходят в движение, то позиция шаров восстанавливается и игра продолжается на общих основаниях. Штраф на игроков при этом не налагается.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилам «начального удара».

Решение на эти действия принимает судья.

Аналогичным образом судьи действуют и при чрезвычайных ситуациях (аварии, ветре, сотрясении бильярдного стола и др.).


  1. Вмешательство в игру соперника.

Вмешательством в игру соперника считаются действия или слова, оказывающие влияние на результат спортивной борьбы.

Судья обязан решительно пресекать вмешательство в игру соперника.

Если соперник переместит положение шара (шаров) на столе, то их положение восстанавливается, виновному в этом объявляется штраф, игра продолжается на общих основаниях.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилу «начального удара». Решение на «начальный удар» принимает соперник нарушителя.

Если соперник остановит или помешает движению шара в сторону лузы, то шар при этом считается сыгранным, а виновному объявляется штраф.


  1. Штрафы.

За нарушение Правил игры с игрока взимается штраф. Это или выставление шара «с полки нарушителя на стол» или перерасчет текущего счета очков («пирамида русская»).

Если на момент нарушения Правил у игрока нет забитых шаров, то штраф с него взимается сразу после первого сыгранного им шара.

Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений – штраф берется в одинарном размере.

Шары, забитые при штрафном ударе, не засчитываются и выставляются на заднюю точку (линию возврата).

По выставленным шарам и ими можно играть сразу после выставления, если это не противоречит Правилам конкретного вида игры.

Если игрок, выполняющий удар, штрафуется, то его соперник вправе потребовать продолжения игры «нарушителем».

Штрафы налагаются в следующих случаях:

1. Биток при ударе не коснулся ни одного прицельного шара.

2. При выскакивании шара за пределы игровой поверхности стола.

3. При касании любого шара на столе: одеждой, машинкой, мелом и пр…

4. При неправильном ударе по битку.


  1. При неправильном ударе по прицельному шару.

  2. При неправильном начальном ударе.

7. При неправильном ударе «с руки из дома».

  1. При вмешательстве в игру соперника с перемещением шара (шаров).

  1. Особый случай.

Если в процессе игры, по недосмотру игрока (судьи) игра продолжается, несмотря на то, что у одного из игроков уже закончена партия (забито 8 шаров, или счет в «Пирамиде русской» более 70 очков), то, несмотря на дальнейшее развитие партии, игра останавливается сразу, как только это обстоятельство обнаружено. Победа присуждается на общих основаниях по принципу - «выигранная партия не проигрывается».

  1. Игрок и «Правила игры».

Каждый игрок должен знать «Общие правила игры», а также правила конкретных видов игр, он должен руководствоваться ими, и именно он отвечает за соблюдение Правил.

Игрок может обращаться к судье за разъяснениями Правил в процессе игры по конкретной ситуации на столе до нанесения им очередного удара по шарам. Если удар по шарам после возникновения особой ситуации произведен до её выяснения, то обсуждать ее считается невозможным.



Правила игры в «Пирамиду».
При игре в «Пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами», а также нижеследующим.

Цель игры.

Цель игры в «Пирамиду» - раньше соперника забить в лузы восемь любых шаров («своих» и «чужих»).

В качестве битка в процессе игры может использоваться любой шар.
Исходное положение шаров.

Исходное положение шаров соответствует «Общим правилам».


Начальный удар.

Начальный удар, как и все последующие, не является заказным, он производится в соответствии с «Общими правилами».

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему, условия, но в лузы не упал ни один шар, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Все шары, упавшие в лузы вследствие начального удара, в том числе и биток, засчитываются игроку, производившему начальный удар, и это является основанием для продолжения им игры.



Ведение игры.

Игрок продолжает серию ударов пока не завершит партию, забив восемь шаров, или не забьет шар вследствие правильного удара, или нарушит Правила игры.

Если Правила игры не нарушены и ни один из шаров не забит, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если Правила игры нарушены, то выставляется шар с полки игрока-нарушителя на заднюю точку (линию возврата), а его соперник продолжает игру любым шаром, в том числе любым выставленным.



Правила игры в «Пирамиду русскую».
При игре в «Пирамиду русскую» следует руководствоваться «Общими правилами», а также нижеследующим.

Цель игры.

Цель игры в «Пирамиду русскую» - раньше соперника забить более 70 очков.

В игре засчитываются только заказанные прицельные шары, забитые в заказанную лузу.

В качестве битка при этом используется шар без номера.



Исходное положение шаров.

Все прицельные шары расставляются на игровой поверхности стола в форме треугольной пирамиды с учетом их номеров. В вершину пирамиды (головным шаром) устанавливается шар с номером 4. Его исходное положение – на задней точке стола. Ниже четверки располагаются остальные прицельные шары вплотную к ней и друг к другу в четыре ряда, образуя пирамиду. Первый ряд составляют шары с номерами 5 и 6; второй ряд – 7, 15, 8; третий ряд – 9,14,13,10; четвертый ряд – 2,1,12,11,3. Последний - четвертый ряд является основанием пирамиды, он устанавливается параллельно линии заднего борта.

Биток (шар без номера) располагается в «доме».


Начальный удар.

Начальный удар не является заказным, он производится в соответствии с «Общими правилами».

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему, условия, но в лузы не упал ни один прицельный шар, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Все «чужие» шары, упавшие вследствие начального удара, засчитываются игроку, производившему начальный удар, и это является основанием для продолжения им игры.

Падение битка в лузу при начальном ударе - штраф. Соперник при этом имеет право:


  • продолжить игру ударом «с руки из дома», приняв сложившуюся позицию шаров на столе;

  • произвести начальный удар самому из исходного положения;

  • заставить соперника произвести начальный удар еще раз.

Ведение игры.

После начального удара все прицельные шары должны заказываться. Игрокам засчитываются только те забитые шары, которые они заказали, а также шары, упавшие в лузы вследствие удара, при котором был забит заказанный шар в заказанную лузу.

Заказ шара состоит в том, чтобы игрок перед ударом назвал номер прицельного шара или указал на него, а также указал словом или жестом лузу, в которую он намерен забить (сыграть) этот шар.

Если прицельный шар забивается вследствие комбинационных ударов (от борта или нескольких бортов, от шара или шарами…), игроку достаточно назвать номер прицельного шара и указать конкретную лузу, не поясняя подробностей комбинации. Такой заказ называется «шар - луза», именно он и применяется в спортивном бильярде.

До нанесения удара заказ может быть изменен, но после удара изменение заказа не принимается. Заказывать можно только один прицельный шар.

Игрок продолжает серию ударов пока не завершит партию, набрав более 70 очков, или не забьет заказанный прицельный шар в заказанную лузу, или нарушит Правила игры.

Если Правила игры не нарушены и в лузы не забит ни один прицельный шар, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если Правила игры нарушены, то с текущего счета игрока-нарушителя списывается пять очков, а к текущему счету соперника прибавляется пять очков. Соперник продолжает игру при этом, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Прицельные шары, забитые с нарушением Правил, а также выскочившие за борт и упавшие в лузы без заказа, выставляются на заднюю точку (линию возврата) в порядке возрастания номеров.

Падение битка в лузу и выскакивание его за борт - штраф. Соперник при этом продолжает игру битком «с руки из дома».

В процессе игры суммируются очки всех забитых шаров вследствие правильных ударов за вычетом штрафных очков.

Счет очков.

Количество очков, которое начисляется игроку за забитый шар, соответствует номеру шара. Однако при этом есть некоторые особенности при подсчете очков.

Шар с номером 1 именуется «тузом», за него игроку начисляется 11 очков.

Если игра сводится к последнему шару (на столе остается один прицельный шар) и при этом ни у одного из игроков нет 70 очков, то победа в партии присуждается игроку, забившему последний прицельный шар, т.к. за него начисляется еще дополнительно 10 очков.




Игра при счете 70: 70.

Если в процессе игры, после того как забит последний прицельный шар, количество очков у обоих соперников окажется равным 70 и 70, то игра продолжается до повторного забивания в лузу последнего прицельного шара.

При этом последний забитый прицельный шар выставляется на заднюю точку и первый удар по нему производится битком «с руки из дома» игроком, выигравшим розыгрыш. Далее игра продолжается на общих основаниях.

Игра завершается после первого забивания этого шара правильным ударом в заказанную лузу, или после первого штрафного удара.



Возможное ограничение времени игры.

Продолжительность одной партии в «Русскую пирамиду» может ограничиваться одним часом. Это условие оговаривается в Положении о соревновании.

Судья при этом фиксирует в протоколе время начала партии и объявляет его соперникам. За минуту до окончания часа он предупреждает игроков фразой «До окончания партии осталась одна минута».

Игрок, который в это время находится у стола, имеет право полностью завершить свою результативную серию и, если после этого остается менее 30 секунд, его соперник в игру уже не вступает.

Если сопернику остается более тридцати секунд, он может вступить в игру и завершить полностью свою результативную серию.

После этого игра приостанавливается, фиксируется счет обоих соперников, все шары, оставшиеся на столе, снимаются, а на заднюю точку устанавливается шар с номером «7».

Соперники начинают по очереди играть «семерку» в любую из ближайших к ней угловых луз, располагая биток на другой половине стола и не выходя за среднюю линию.

Первый удар производит игрок, выигравший розыгрыш, далее соблюдается очередность.

С каждым правильно забитым шаром к текущему счету игрока прибавляется семь очков. Как только у одного из игроков окажется более семидесяти очков, он объявляется победителем в партии.

При этом также действует правило «шар - луза», т.е. при правильном ударе засчитывается шар, упавший в заказанную лузу любым образом.


Правила игры в «Пирамиду московскую».
При игре в «Пирамиду московскую» следует руководствоваться «Общими правилами», а также нижеследующим.

Цель игры.

Цель игры в «Пирамиду московскую» - раньше соперника забить восемь шаров «чужих» и «своих» ударами только битка по прицельным шарам.

В качестве битка при этом используется шар без номера.

Исходное положение шаров.

Исходное положение шаров соответствует «Общим правилам».



Начальный удар.

Начальный удар, как и все последующие, не является заказным, он производится в соответствии с «Общими правилами».

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему условия, но в лузы не упал ни один шар, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Все шары, упавшие в лузы вследствие начального удара, в том числе и биток, засчитываются игроку, производившему начальный удар, и это является основанием для продолжения им игры.



Ведение игры.

Игрок продолжает серию ударов пока не завершит партию, забив восемь шаров, или не забьет шар вследствие правильного удара, или нарушит Правила игры.

Если Правила игры не нарушены, но не забит шар, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если Правила игры нарушены, то с полки игрока – нарушителя выставляется на заднюю точку (линию возврата) шар, а его соперник продолжает игру битком по любому шару или от любого шара.

Если игрок забивает биток от прицельного шара - «свояком», он получает право продолжить игру битком с «руки из дома».

Перед очередным ударом судья снимает со стола один из прицельных шаров (по решению соперника) в расчет за забитый «свояк».


Основные стандарты.
1. Столы:

- Игровая поверхность стола 3.55 x 1.87 мм

- Высота игровой поверхности стола над уровнем пола 820 мм

- Размер (ширина) луз: а) угловых 74 - 76 мм

б) средних 80 - 82 мм

- Предел наклона игровой поверхности стола относительно

плоскости горизонта: а) продольный 0.5 мм

б) поперечный 0.25 мм




2. Шары:

- Материал арамит

- Вес 280 -290 г

- Диаметр 68 мм




3. Кии:

- Длина 150 - 160 мм

- Вес 650 - 700 г

- Диаметр основания турника 28 - 30 мм

- Диаметр наклейки 12 - 14 мм


Примечание:
На Всероссийских соревнованиях требования к залам, где проводятся соревнования, столам, шарам, киям и оборудованию обеспечиваются Федерацией бильярдного спорта России и контролируется судейской коллегией.

На соревнованиях в региональных федерациях бильярдного спорта иногда используются столы, шары, кии и оборудование, отличающиеся от декларированных стандартов. Это обусловлено и поиском новых решений в бильярдном спорте и отсутствием возможностей для приобретения оборудования ведущих фирм- производителей, на которые ориентируется ФБСР.

Во всяком случае, устанавливаемое и используемое оборудование и приспособления не должны наносить ущерба бильярдным залам, столам, участникам и гостям соревнований и, по возможности, соответствовать стандартам.

Пул «8», «9», «14+1».

Требования к оборудованию и столам, используемые на

соревнованиях.

1. Высота игровой поверхности стола

Должна быть между 74,3 см и 78,74 см.



2. Строение стола

Не должно содержать острых углов или материалов, которые могут поранить людей или повредить одежду. Конструкция стола должна быть такой, чтобы обеспечить устойчивость и ровность стола во всех игровых условиях.



3. Плиты.

Толщина должна быть не меньше 2,54 см, и игровая поверхность должна сохранять общую плоскость в пределах 0,508 мм по длине и 0,254 мм по ширине, либо сама по себе, либо в сочетании с прочностью рамы стола. Кроме того, эта поверхность не должна иметь дополнительную деформацию более 0,762 мм под воздействием статичной силы в 200 фунтов (90,7 кг), приложенной к ее центру. Все стыки плит должны находиться в одной плоскости в пределах 0,127 мм после выравнивания и шлифовки. Турнирные столы должны иметь плиту, состоящую из трех частей одинакового размера, на деревянном основании толщиной не меньше 1,905 см, находящемся под плитой. Части плиты должны быть надежно прикреплены к раме стола винтами или болтами с утопленными головками.



4. Игровая поверхность.

Игровая поверхность стола должна быть прямоугольной и симметричной, учитывая форму луз:

9 футов – 2,54 м (3,175 мм) х 1,27 м (3,175 мм) (не включая упругих бортов)

8 футов – 2,3368 м (3,175 мм) х 1,1684 м (3,175 мм) (не включая упругих бортов)



5. Борт стола и упругий борт.

Ширина борта стола должна быть в пределах от 10,16 см до 19,05 см, включая резиновые борта. 18 меток (или 17 и табличка с названием производителя) должны быть прикреплены вровень с поверхностью борта:

на расстоянии 31,75 см от метки до метки на нормальном 9-футовом столе;

на расстоянии 29,20 см от метки до метки на нормальном 8-футовом столе.

Центр каждой метки должен находиться на расстоянии 93,6625 мм (3,175 мм) от носика борта.

Метки могут быть круглой формы (диаметром от 11 мм до 13 мм) или в форме ромба (размером от 25,4 х 11 мм до 31,75 х 15,875 мм). Любые таблички с названиями и счетчики должны быть на одном уровне с поверхностью борта. Все крепежные болты борта должны быть расположены таким образом, чтобы, будучи надлежащим образом закручены, обеспечивали тихий и оптимальный отскок шара от любой точки носика упругого борта.



6. Высота упругого борта.

Резиновые борта должны быть треугольной формы, ширина борта, покрытого сукном, должна быть в пределах между 4,67 см и 5,40 см, будучи измеренной от внешнего края штапика до носика борта. Высота борта (от носика до поверхности стола) должна составлять 63 1/2% (1), или между 62 1/2% и 64 1/2 % диаметра шара.



7. Резина упругого борта.

Упругие борта стола должны влиять на скорость раската стола таким образом, чтобы при сильном ударе по шару, установленному на передней отметке, в направлении задней отметки, нанесенном параллельным поверхности стола кием в центр шара, этот шар прокатывался без подпрыгивания как минимум от 4 до 4 1/2 продольных расстояний стола.



8. Размеры луз.

По краям луз могут быть использованы только резиновые накладки толщиной минимум 1,5875 мм и максимум 6,35 мм. Предпочтительная с точки зрения WPA максимальная толщина накладок – 3,175 мм. Накладки по обеим сторонам лузы должны быть одинаковой толщины. Накладки должны быть изготовлены из жесткой армированной резины, крепко приклеенной к упругому борту и борту стола и соответственно прикрепленной к деревянной подкладке для предотвращения сдвигов.

Резина накладок должна быть жестче, чем резина упругих бортов.

Размер луз столов для пула замеряется между противолежащими носиками упругих бортов, в том месте, где их направление меняется в сторону лузы (от губы до губы). Это называется створом лузы.

Створ угловой лузы: между 11,43 см 11,75 см

Створ средней лузы: между 12,7 см и 13,0175 см

* Створ средней лузы обычно на 1,27 см шире, чем створ угловой лузы.

Вертикальный угол среза лузы (втягивающий срез плиты): минимум 12, максимум 15 градусов.

Горизонтальный угол разреза лузы: Углы с обеих сторон входа в лузу должны быть одинаковыми.

1. Общие правила.


Нижеследующие Общие правила применимы ко всем играм, которые упоминаются в данных правилах, если только нет противоречия дополнительных правил конкретной отдельно взятой игры. Кроме того, аспекты, которые не имеют прямого отношения к правилам игры, например, такие, как требования к оборудованию и организации соревнований, определяются Инструкциями пула.

Различные виды игры в пул проводятся на столе с плоской поверхностью, покрытой сукном и ограниченной резиновыми упругими бортами. Игрок использует палку (кий) для удара по битку, который, в свою очередь, ударяет по прицельному шару. Целью является забить прицельные шары в шесть луз, расположенных по периметру стола. Игры различаются в зависимости от того, в какие шары должен быть произведен удар согласно правилам и каковы требования для победы в матче.



1.1 Обязанности игрока.

Игрок обязан знать все правила, положения и предписания, применимые к соревнованию.

Несмотря на то, что судейская коллегия турнира должна прилагать все возможные усилия, чтобы в положенное время обеспечить всех игроков необходимой информацией, конечная

ответственность лежит на самом игроке.



1.2 Раскат для определения очередности игры.

Раскат является первым ударом в матче и определяет очередность игры. Игрок, выигравший раскат, выбирает, кто будет играть первым.

Судья располагает по одному шару с каждой стороны стола за передней линией и поблизости от нее. Игроки должны выполнить удар приблизительно одновременно, так чтобы шар коснулся заднего короткого борта и, вернувшись обратно, остановился ближе к переднему короткому борту, чем шар соперника.

Раскат считается выполненным неверно и автоматически проигрывается, если:

(а) шар перекатывается на половину стола соперника;

(b) шар касается заднего борта более одного раза;

(c) шар падает в лузу или выскакивает за пределы стола;

(d) шар касается длинного борта; или

(e) шар останавливается в створе угловой лузы за губой переднего борта;

Раскат также считается неправильным, если совершено любое нарушение из категории фолов, не связанных с прицельными шарами, кроме нарушения Правила 6.9 "Удар при движущихся шарах".

Игроки должны выполнить раскат заново в том случае, если:

(а) удар по шару сделан игроком после того, как шар соперника коснулся заднего борта;

(b) судья не в состоянии определить, чей шар остановился ближе к переднему борту;

(c) оба удара выполнены неверно.



1.3 Использование игроками оборудования.

Оборудование должно отвечать соответствующим требованиям WPA. В общих чертах, игрокам не разрешается привносить в игру какие-либо новшества. Разрешенным считается нижеследующее применение. Если игрок не уверен в легальности использования определенного вида оборудования, ему следует обсудить это с организаторами турнира до начала игры.

Оборудование должно использоваться только в таких целях и таким образом, для которых оно предназначено (см. Правило 6.16 "Неспортивное поведение").

(а) Кий - игроку разрешено менять кии в течение матча, например, использовать кий для разбоя, перескока и игровой кий. Он также может использовать встроенный в конструкцию кия или отдельный удлинитель в целях увеличения длины кия.

(b) Мел - игрок может наносить мел на наклейку кия для предотвращения киксов, и может

(c) Машинки – игрок может использовать до двух машинок для поддержки кия во время удара.

Конфигурация (способ расположения) машинок остается на усмотрение игрока. Он может

использовать собственную машинку, если она похожа на стандартные.

(d) Перчатки - игрок может применять перчатки для улучшения функциональности хвата и/или кистевого упора (моста).

(e) Тальк - игроку разрешается использовать тальк (присыпку) в разумном количестве, что

определяется судьей.

1.4 Выставление шаров.

Шары выставляются (возвращаются в игру на столе) путем их размещения на продольной линии как можно ближе к задней отметке и между задней отметкой и задним бортом, при этом не сдвигая каких-либо шаров, которые этому мешают. Если шар не может быть выставлен на заднюю отметку, он должен быть помещен на стол, вплотную касаясь (если возможно) соответствующего мешающего шара. Однако если рядом с выставляемым шаром оказывается биток, выставляемый шар не должен касаться битка; следует оставить небольшой зазор. Если вся продольная линия от задней отметки до борта занята другими шарами, то шар выставляется выше задней отметки и как можно ближе к ней.



1.5 Игра битком с руки.

Играя с руки, игрок может расположить биток в любом месте игровой поверхности стола (см. 8.1 "Части стола") и может перемещать его до тех пор, пока не выполнит удар (см. определение 8.2 "Удар"). Игроки могут использовать для перемещения битка любую часть кия (включая наклейку, но не ударным движением вперед). В некоторых играх и при большинстве начальных ударов (разбоев пирамиды) расположение битка может быть ограничено пространством за передней линией стола в зависимости от правил конкретной игры, и в таком случае могут вступать в действие Правила 6.10 "Неправильное расположение битка" и 6.11 "Неправильная игра из-за передней линии".

Если игрок должен играть с руки из-за передней линии, а все прицельные шары находятся за нею, он может попросить выставить на заднюю отметку тот из шаров, что находится ближе всех к линии. Если два или более шаров находятся на одинаковом расстоянии от линии, игрок может выбрать любой из равноудаленных шаров. Шар, который расположен точно на передней линии, можно играть.

1.6 Стандартный заказной удар.

В тех играх, где от игрока требуется объявлять заказ ударов, при каждом из них следует назвать шар и лузу, в которую предполагается его забить, в том случае, если это не очевидно.

Подробности удара, такие как попадания в борта или соударения с другими шарами либо их падение в лузы, значения не имеют. При каждом ударе можно заказать только один шар. Чтобы заказной удар был засчитан, судья должен убедиться в том, что был выполнен предполагаемый удар, поэтому, если существует вероятность сомнения, к примеру, при выполнении дуплета, комбинации и других подобных ударов, игрок должен обозначить шар и лузу. Если судье или сопернику не ясно, какой удар будет выполнен, они имеют право уточнить заказ.

В заказных играх игрок может объявить "отыгрыш" вместо забиваемого шара и лузы, и в таком случае право удара после его выполнения переходит к сопернику. Правила конкретной игры определяют, следует ли выставлять шары после отыгрыша.



1.7 Стабилизация шара.

После того, как шар вроде бы остановился, он иногда может слегка стабилизировать свое

положение, как правило, вследствие небольших неровностей стола или самого шара. В случае, если это не приводит к падению шара в лузу, такое его поведение считается нормальным, и возвращать шар на место не следует. Если же в результате такой стабилизации шар падает в лузу, его как можно более точно возвращают в исходное положение. Если стабилизировавшийся

Версия 21.12.2007

Версия 21.12.2007 – Правила игры Страница 5 из 19

шар падает в лузу в процессе выполнения удара или как раз перед ним, и это сказалось на

результате удара, судья восстанавливает первоначальную позицию, и удар повторяется. Игрок не наказывается за выполнение удара во время стабилизации шара.

1.8 Восстановление позиции.

В случаях, когда необходимо восстановить позицию шаров на столе или почистить их, судья прилагает максимум старания, чтобы вернуть шары на их прежнее место. Игроки обязаны принять решение судьи в отношении расположения шаров.



1.9 Внешнее вмешательство.

Если в процессе выполнения удара имеет место внешнее вмешательство, оказывающее влияние на исход этого удара, судья должен восстановить шары на их позициях, предшествовавших удару, и удар следует повторить. Если вмешательство не оказало влияния на удар, судья восстанавливает позиции шаров и игра продолжается. Если исходное положение шаров восстановить невозможно, ситуация признается патовой.



1.10 Уточнение решения и процедура протеста.

Если игрок считает, что судья принял неверное решение, он может попросить судью изменить решение (или отсутствие такового), но объявление окончательного вердикта остается за судьей. Однако если игрок считает, что судья неправильно применяет правила игры, он может обратиться в соответствующий апелляционный орган за решением вопроса. Судья должен приостановить игру на время рассмотрения апелляции (См. также часть (d) Правила 6.16 "Неспортивное поведение"). Совершенные нарушения правил должны быть объявлены четко и своевременно.



1.11 Признание поражения.

Если игрок признает поражение, он проигрывает матч. Например, если игрок развинчивает свой составной игровой кий во время подхода соперника у стола в решающей для соперника партии матча, это считается признанием поражения в матче.



1.12 Патовая позиция.

Если судья считает, что нет продвижения к окончанию игры, он объявляет о своем решении, и с этого момента у каждого игрока есть по три подхода к столу. Затем, если судья определяет, что продвижения по-прежнему нет, он объявляет о патовой позиции. Если оба игрока согласны, они могут признать позицию патовой и без трех подходов. Процедура при патовой позиции определяется правилами каждой конкретной игры.



следующая страница >>
Смотрите также:
Правила вида спорта «бильярдный спорт» Бильярдный спорт культивирует следующие дисциплины: пирамида русская пирамида московская пирамида пул «8» пул
565.55kb.
3 стр.
Вступление Великая пирамида в Гизе
309.06kb.
1 стр.
Могла ли пирамида Хеопса служить для связи с космосом? Тимофеева А. А. Здесь приведен электронный (более подробный) вариант статьи Тимофеевой А. А.: «Могла ли пирамида Хеопса служить для связи с космосом?»
539.07kb.
7 стр.
Правила вида спорта «служебно-прикладной спорт фсо россии»
627.45kb.
3 стр.
Пирамида майя Венера Милосская
38.78kb.
1 стр.
Конкурсул «Минте сэнэтоасэ ынтр-ун корп сэнэтос» (пирамида) Газета «Де зиуа Татианей»
56.7kb.
1 стр.
«Древний Восток», выполнить устно следующие задания
13.83kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине теория и методика избранного вида спорта Рекомендована Методическим советом угту-упи для направления 022300 Физическая культура и спорт
750.05kb.
4 стр.
Правила вида спорта «конькобежный спорт»
510.54kb.
4 стр.
Храм св. Николая – храм-пирамида – Михайловская батарея
18.7kb.
1 стр.
Урок обобщения по теме «Население мира»
51.39kb.
1 стр.
Программа: День 1 Знакомство Деловая игра «Шпионаж» Менеджмент и коучинг новые инструменты управления
11.39kb.
1 стр.