Главная
страница 1
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утверждены


Ученым советом
факультета культуры
28 мая 2009г., пр.№9

Опубликовано на основании решения


кафедры социальной работы
от 26.11.09 пр. № 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ


в социальной работе

(специальность — 040101.65 Социальная работа)

Санкт-Петербург
2009
Кафедра социальной работы

Авторы:
профессор кафедры социальной работы СПбГУП В.В. Горшкова,


профессор кафедры социальной работы СПбГУП А.С. Соловьёв,
доцент кафедры социальной работы СПбГУП В.А. Писанко,
старший преподаватель кафедры социальной
работы СПбГУП О.Г. Липницкая

Рецензент


доцент кафедры социальной психологии СП6ГУП,
кандидат психологических наук Г.П. Цейтина
Пояснительная записка

Курсовая работа «Методика исследований в социальной работе» выполняется согласно учебному плану в восьмом семестре и предполагает осуществление студентами самостоятельной научно-исследовательской деятельности, включающей активное использование теоретических знаний и практических навыков, обретённых в ходе аудиторных занятий и прохождения разных видов ознакомительной, учебной и производственной практики. Цель и задачи курсовой работы определяются содержанием Госстандарта учебной дисциплины.


Целью выполнения курсовой работы является закрепление и углубление в формах индивидуальной научно-исследовательской учебной работы теоретического и практико-методического материала, изучаемого в на протяжении седьмого и восьмого семестров по курсу «Методика исследований в социальной работе» и другим дисциплинам.
Задачи курсовой работы включают:
- изучение и применение на практике методов планирования и организации исследований в области социальной работы;
- выявление особенностей научно-исследовательской деятельности, осуществляемой специалистами социальной работы в различных сферах жизнедеятельности применительно к разным группам населения;
- овладение практическими навыками экспериментирования и правильной интерпретации получаемых результатов;
- освоение процедур подведения итогов, апробации, экспертизы и внедрение результатов исследований, осуществляемых в социальной работе;
- изучение основных требований к оформлению итогов исследования, к методике подготовки выпускной (квалификационной) работы.
Особенностью курсовой работы по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» является частое применение её материалов в ходе работы студента над дипломным проектом. Это сообщает данному курсу междисциплинарный характер и обеспечивает его тесные связи со всеми дисциплинами специальности «Социальная работа».
Требования к уровню подготовки студентов

В результате выполнения курсовой работы по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» студент должен знать:


- основные отечественные и зарубежные методики исследований в социальной работе;
- принципы организации социологических, психологических и педагогических исследований;
- технологии осуществления прикладных исследований применительно к разным группам населения и разным социальным ситуациям.
- основные характеристики наиболее часто встречаемых в области социальной работы объектов и процессов;
- статистическую вероятность явлений, диктуемых объективными и субъективными условиями развития социальной жизни во всех её проявлениях.
На основе практического применения конкретных исследовательских процедур студент должен уметь:
- анализировать проблемы теории и практики социальной работы с точки зрения современных требований;
- проектировать, планировать и осуществлять исследования эффективности внедряемых инноваций;
- прогнозировать развитие мотивации к осознанному преодолению социальных трудностей клиентами социальных служб;
- проектировать создание социальной среды, способствующей успешной адаптации и реабилитации клиентов социальных служб к изменяющимся условиям жизни;
- вырабатывать практико-методические рекомендации, направленные на совершенствование деятельности социальных служб.

I. Положение о курсовой работе


по дисциплине «Методика исследований в социальной работе»

Актуальность повышения научно-исследовательского потенциала специалистов социальной работы обусловлена динамичностью современного общества, его подверженностью многочисленным изменениям, обусловленным реформированием «сверху» и развитием инициатив «снизу». Синхронно переменам общества развивается и социальная работа, от специалистов которой требуется всё более высокий уровень компетентности и творческой самостоятельности в принятии научно обоснованных решений. Это обусловливает углубление знаний студента в области социологических и психологических исследований.

1. Общие требования к курсовой работе

1. Курсовая работа должна представлять собой законченное учебное исследование, характеризующее уровень профессиональной компетентности студента.


2. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно. Научное руководство процессом выполнения курсовой работы осуществляют сотрудники кафедры.
3. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно или по рекомендации кафедры.
4. Логико-гносеологическими характеристиками курсовой работы являются: актуальность темы исследования, конкретность в постановке цели и задач; краткость и точность формулировок, логичность и последовательность изложения; убедительность аргументации, доказательность и обоснованность выводов.
5. Объём курсовой работы составляет не менее 30 страниц текста через 1,5 интервала, исключая приложения.

2. Требования к структуре и содержанию курсовой работы

1. В тексте курсовой работы должны быть четко выделены законченные по смыслу и логически соподчиненные части: введение, содержательная часть, состоящая из 2-х глав, и заключение. В структуру курсовой работы входит также список использованной литературы и приложения.
2. Введение должно содержать краткую характеристику современного состояния проблемы, в рамках которой выбрана тема работы, актуальность выбранной темы и научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, методы исследования).
3. Содержательная часть работы должна включать анализ и обобщение научных источников по темам исследования, описание хода исследования, анализ полученных результатов.
4. Заключение должно содержать оценку степени решения поставленных задач исследования и выводы о значимости результатов исследования для теории и практики социальной работы.
5. Список литературы должен включать все источники, опубликованные в печати, на которые сделаны автором ссылки в тексте, пронумерованные в алфавитном порядке.
6. В приложение выносятся материалы, иллюстрирующие и дополняющие основной текст.

3. Порядок оценивания выпускной квалификационной работы

7. Курсовая работа оценивается по 4-балльной шкале: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно.
8. Курсовая работа, получившая, по мнению комиссии, неудовлетворительную оценку, должна быть переработана автором и представлена к защите в установленном порядке.
9. Курсовая работа оценивается членами комиссии по принятию защиты курсовых работ на основании доклада студента, его аргументированных ответов на вопросы во время процедуры защиты.
10. Оценка курсовой осуществляется на закрытом заседании комиссии.

Порядок защиты курсовой работы

11. Курсовая работа допускается к защите при условии ее законченного оформления, наличия отзыва руководителя, положительно оценивающего работу.
12. Время на доклад на защите курсовой работы отводится 7-10 минут.
13. Требования к содержанию и форме доклада предусматривают: четкое обоснование актуальности темы исследования; четкая формулировка аппарата исследования; краткое изложение сути исследования; сопровождение текста доклада иллюстрациями.
14. Процедура защиты выпускной квалификационной работы включает: доклад студента – 7-10 минут; вопросы докладчику членов комиссии по защите курсовых работ; ответы докладчика на вопросы.

II. Этапы выполнения курсовой работы

Первый этап. Анализ специальной литературы. Приступая к исследованию, необходимо установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования.
Задача студента – найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного, нормативного и методического характера.
Предварительное изучение литературы по теме преследует задачи обнаружения следующих проблем: поставленных и решенных другими авторами; поставленных, но нерешенных или решенных частично другими авторами; наиболее актуальных, которые должны быть поставлены и решены, но выпали из поля зрения исследователей.
На этом этапе определяется предварительная оценка слабых и сильных сторон разработки темы курсовой работы. Это дает возможность уточнить тему или, в крайних случаях, изменить её.
Второй этап. Составление плана курсовой работы. Выбрав тему, студент под руководством научного руководителя определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения. Такой план облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.
Определение структуры работы находит воплощение в виде разработки плана курсовой работы. При составлении плана следует продумать не только содержание отдельных частей, но и примерный объем каждой главы и параграфа, это позволит выдержать соразмерность частей курсовой работы.
Следует иметь в виду, что план является предварительным, ориентировочным и, по мере дальнейшего, более глубокого изучения теоретического и практического материала, перед студентом могут открыться отдельные аспекты темы исследования, которые будут требовать внесения корректив, дополнения и изменения глав, параграфов.
Чем более тщательно продуман и детально составлен план, тем в большей степени студент будет способен определить весь комплекс работ в отношении исследования.

Третий этап. Разработка исследовательского проекта. После составления плана курсовой работы следует определить аппарат исследования. Этот процесс включает в себя: обоснование актуальности темы работы; обоснование теоретической и практической значимости темы, определение «проблемного поля», противоречий, задающих эту проблему; цель, задачи курсовой работы; объект и предмет исследования; определение операционных понятий темы; методы исследования.


Этот этап исследования в курсовой работе находит свое воплощение в виде введения.
Четвёртый этап. Теоретический анализ объекта и предмета исследования. На основе анализа специальной литературы очертить теоретические положения, которые составляют методологические, теоретические и методические основы исследования. Следует обосновать: те теоретические положения, которые подлежат защите, охарактеризовать сущность, функции, структуру, состояние предмета исследования; проанализировать условия и факторы, которые обуславливают состояние и тенденции изменения предмета исследования и т.д. Этот этап исследования раскрывается в первой главе курсовой работы.
Пятый этап. Анализ практической деятельности по предмету исследования. Наработки этого этапа составляют содержание второй главы курсовой работы. Они включают: исследования существующих тенденций решения проблемы, затронутой в курсовой работе; анализ приоритетных направлений деятельности по преодолению данной проблемы; авторские предложения по преодолению противоречий, обуславливающих проблему исследования; методики оценки эффективности работы по преодолению противоречий, выдвинутых в курсовой работе; разработку материалов в помощь специалистам или клиентам социальной работы по проблеме курсовой работы.
Шестой этап. Работа над текстом курсовой работы, ее окончательная редакция, оформление. Курсовая представляет собой творческий труд студента, оформляется как дипломная работа. Текст курсовой работы по объему составляет 30-35 страниц и оформляется соответственно ГОСТу 7.32-91 «Система стандартов по информации, библиотечному делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.». Курсовая работа оформляется на листах формата А4. Курсовая работа оформляется с титульным листом, с оглавлением, с разбиением текста согласно плану, с оформлением основной надписи, со списком литературы, формы которых приведены в настоящем пособии. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы, в отличие от подразделов. ГОСТ определяет следующие требования: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая пробелы между словами) и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева – 3см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см. Текст печатается 14 кеглем шрифтом Times New Roman. Текст печатается с абзацами (5 ударов клавишей «пробел»). Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала. Ссылки на источники литературы осуществляются в конце предложения в виде квадратной скобки, в которую включен порядковый номер источника согласно списку использованной литературы. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Изложение ведется в неопределенной форме или от множественного числа: «исследования подтвердили…», «анализ литературы показал…», «наблюдения свидетельствуют…», «были сделаны выводы…» и т.д. В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

III. Содержание и структура курсовой работы



Курсовая работа содержит следующие элементы оформления:
Титульный лист. Он оформляется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся название академической работы, тема курсовой работы; фамилия, имя, отчество слушателя указывается внизу с левой стороны, напротив – должность, имя, отчество научного руководителя, внизу – город и год издания. (См. приложение 1).
2. Содержание. В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.
3. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и другие). Во введении требуется отражение следующих вопросов: значимость проблемы; определение темы работы, почему именно эта тема выбрана, степень востребованности этой темы; обзор литературы по данной теме; определение границ исследования (предмет, объект); формирование целей и задач. При выделении проблемы предполагаются методы решения задач исследования и прогнозируется конечный результат по работе. Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Указываются теории, методики, законы, закономерности, в том числе прикладного характера, используемые для достижения цели и решения задач. Объем введения – не более 2-3 страниц.
4. Основная часть курсовой работы включает в себя две главы, но может быть представлена и большим количеством глав по согласованию с научным руководителем. В первой главе раскрываются научно-теоретическое обоснование проблемы исследования. Последующие параграфы главы являются логическим продолжением предыдущих.
Вторая глава включает анализ состояния решения рассматриваемой проблемы в социальной работе по какому-либо направлению (социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое), либо в конкретных видах учреждений социальной работы. Во второй главе также целесообразно рассмотреть оценку эффективности социальных услуг населению. Если автор предполагает обширное обоснование эффективности социальной работы по рассматриваемой проблеме, то этот материал целесообразно выделить в отдельную главу.
5. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы: Зачем предпринято студентом данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор? Каковы пути повышения качества по этому направлению в социальной работе?
6. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы. В списке применяется общая нумерация литературных источников. При оформлении исходных данных указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания, общее количество страниц. Например: «3. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) М.:«Просвещение», 2000. 215 с.». Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом: «15. Понятийно-терминологический словарь для педагогов дополнительного образования / Сост.: М.Б.Ковень, В.В.Белова, М.П.Чумакова. – М., 1999. – С. 14 – 21.». Образец оформления статьи: «7. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идеи до внедрения // Педагогика, 1999, №6. – С.20-25.». Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например: «13. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития. // Гуманизация образования. – Бийск, 1995. - № 1. – С. 41-54.». При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например: «16. Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования. // Татьянин день. – 1995. - № 3 (23). – авг. – С.8-10.».
8. Приложения. Оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В приложении помещаются: аналитические сведения по исследуемой проблеме; программа деятельности специалиста по социальной работе с клиентом, группой клиентов; развернутые таблицы, схемы, графики, методические материалы, материалы для распространения среди клиентов социальной работы; фотографии и т.д. Приложения нумеруются в продолжение курсовой работы (сквозная нумерация), но в объем курсовой работы они не засчитываются.

IV. Выбор темы выпускной квалификационной работы

Темы курсовых работ могут быть определены и утверждены на заседании кафедры социальной работы, а могут быть определены студентом в соответствии со своими научно-практическими интересами. При этом она должна отвечать следующим требованиям: соответствует задачам подготовки специалистов социальной работы; учитывает направления и проблематику современных исследований в области социальной работы; отвечает потребностям современной практики социальной работы. Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из предложенной тематики. Если эта тематика не в полной мере устраивает студента, он может предложить свой аспект рассмотрения проблемы или другую формулировку темы, представив необходимое обоснование целесообразности ее разработки. От правильного выбора темы во многом зависит успех всего курсового исследования, которое может быть основой для написания дипломной работы
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» предусматривают возможную склонность студентов и к социологическим, и к психологическим исследованиям, что акцентируется в их названиях:
1. Методы социологических исследований в социальной работе (теория, организация проведения, выбор адекватных методик, технология и процедуры, разработка программы исследования).
2. Принципы, цели и задачи психодиагностики в практике социальной работы.
3. Разработка программы и проведение конкретного социологического исследования.
4. Разработка программы и проведение конкретного психологического исследования.
Примечание: Темы курсовых работ конкретизируются применительно к объекту и среде исследования. Например: «Разработка программы и проведение конкретного психологического исследования эффективности психосоциальной поддержки пенсионеров в условиях Дома ветеранов», «Методы социологических исследований в социальной работе с детьми и подростками в условиях детского дома» и т.д.
V. Руководство курсовыми работами

Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели кафедры социальной работы. Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.

Руководитель курсовой работы выполняет следующий объём организационно-методических функций:
— помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения работы;
— консультирует слушателя в ходе исследования, осуществляет систематический контроль и информирует об этом кафедру социальной работы;
— проверяет и пишет отзыв на курсовую работу.
В итоговой оценке руководитель учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности слушателя, что отмечается в отзыве. Отзыв на выпускную квалификационную работу отражает позиции: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; выводы о качестве работы и заключение о том, что работа допущена (или не допущена) к защите.

Приложение 1. Образец оформления титульного листа


НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
_________________________________________________________________

Факультет культуры

Кафедра социальной работы
Курсовая работа

Дисциплина: «Методы исследований в социальной работе»

Тема:__________________________________________________________________________________________________

Выполнил

Проверил

Студент ___группы

преподаватель кафедры социальной работы

Ф.И.О
Подпись, дата

Ф.И.О.
Подпись, дата

Санкт-Петербург


2009


Смотрите также:
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по учебной дисциплине
165.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ
59.76kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Фитоэкология»
498.14kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине
234.06kb.
1 стр.
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по химии и методике преподавания химии саранск 2009
474.09kb.
2 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 13
454.05kb.
3 стр.
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей
542.29kb.
5 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине «Философия конфликта»
84.46kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «залоговое право» для специальности «Юриспруденция»
613.68kb.
5 стр.
Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых работ по специальности 100104(2307) «Туризм» и100105(2302) «Гостиничный сервис»
391.48kb.
2 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/ темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 10
484.26kb.
8 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и защите
420.57kb.
3 стр.