Главная
страница 1

Изучение истории Донского края

О реализации регионального компонента через изучение истории Донского края
Одним из важнейших направлений воспитания образованного, нравственного, самостоятельного, с чувством ответственности за судьбу страны человека выступает историческое образование, включающее в себя краеведческий компонент.

Наша школа с 2005-2006 учебного года заявлена как пилотная площадка по реализации регионального компонента в общеобразовательной школе через изучение истории Донского края.

Современная практика показывает, что необходимо такое патриотическое воспитание, которое сочетается с требованиями гражданского общества, прежде всего, толерантности.

Богатые исторические, культурные и социальные традиции, которыми славится Донская земля, дают сегодня уверенность в должной реализации замыслов о становлении настоящих российских граждан, всесторонне образованных, ответственных, с личной и гражданской устойчивостью, высокой нравственностью.

Обязательный минимум содержания регионального компонента по истории Донского края имеет свои особенности. Он охватывает историю Донского края с древнейших времён до начала XXI века, которая не отделяется от общероссийской в самостоятельную отрасль знаний. Содержание включает в себя основные ценности и достижения культуры региона, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации обучающихся.

Главной целью реализации регионального компонента по истории Донского края является - воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностей современной жизни.

Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:

- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

- развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывать сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

- создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры.

К изучению истории Донского края, как формы реализации регионального компонента, рекомендуется приступать в начальной школе, включая пропедевтический материал в курс «Окружающий мир». К сожалению в школах района этого нет.

В 2006г. изданы очень интересные и красочные пособия (автор О.Г. Веряскина), которые желательно иметь каждой школе, хотя бы в библиотеке. Эта серия «Мы живем на Дону» состоит из 3-х учебных пособий: «Давайте знакомиться», «Страницы истории Донского края» и «Символика Донского края».

Изучение истории края с древнейших времен до наших дней в хронологической последовательности рекомендуется вести в основной школе с 5-го по 9-е классы параллельно с базовым курсом истории. В нашей школе по этой программе уже 3-и года работает 2-а класса. В этом учебном году это 7-е классы.

Опрос ребят показал, что им нравится заниматься историей Донского края. Это помогает им лучше понять и усвоить базовый курс истории, когда ребята проводя параллель могут увидеть неразрывную связь между событиями в нашем крае и государстве в целом. Учащиеся более четко видят, что история нашей малой родины тесно связана с историей России, что они могут гордиться своими земляками – участниками решающих событий в истории страны.

Чтобы поддерживать интерес использую различные формы и приемы деятельности. Интерес у ребят вызывают познавательные и ролевые игры, например «Наш край глазами путешественников XIII-XIVвеков», решение кроссвордов, сочинения (например: «О чем могут рассказать курган кургану?», «Слово о Тихом Доне» и др.). В настоящее время готовим большое внеклассное мероприятие для параллелей 4-х и 7-х классов: «Странички былого Тихого Дона». Здесь вы можете увидеть оформленный уголок комнаты казачьего куреня и макет казачьего городка подготовленные руками ребят.

Изучив определенный период, посещали районный историко - краеведческий музей, в мае 2006г. посетили музей «Танаис», в 2007г. в музеи г. Азова и г.Ростова-на-Дону. Знакомясь с жизнью казачества, изучили материал полученный в историко - краеведческом музее г.Ростова-на-Дону, где нам показали и рассказали об особенностях казачьего костюма. Недавно мы посетили костюмерную Дома культуры «Юбилейный» с той же целью. Весной 2008г. планируем поездку в Старочеркасск- бывшую столицу Войска Донского обо всем вышесказанном можно увидеть фото - отчет.

На уровне муниципальных образований региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории может быть расширен за счет образовательных программ по локальной истории «История Ростова-на-Дону» или «История Песчанокопского района» (моя малая родина) и т.п.

В настоящее время я возглавляю работу творческой группы учителей по созданию рабочей тетради по истории Песчанокопского района. Собирая материал я планировала подготовить тетрадь для 5-9 классов, где изучается история Донского края, но проанализировав собранный материал пришла к выводу, что эту тетрадь лучше подготовить для учащихся 10-11 классов, когда история России изучается более углубленно. В тетради много информационного материала который не так просто найти, даются рекомендации для поиска. Воспитывать патриотические чувства в душах ребят, интерес к истории своих населенных пунктов и рядом живущим людям, помогут творческо - поисковые задания. Тетрадь охватывает все основные вехи истории России и края.

С сентября этого года в кабинете истории вместе с 9-классниками оформляем стенды по истории Донского края:

* линия времени на Дону,

* карта Войска Донского,

* карта Ростовской области, с символикой р-на.

Как утверждают исследователи в наших местах казачества не было, но мы не отделяем себя от истории всего Донского края, южной частью которого является наш Песчанокопский район, и с интересом изучаем историю и быт, традиции и обычаи Донского казачества, которое находилось у истоков истории Донского края и является его визитной карточкой.



ВЕДЬ ДОНСКАЯ ЗЕМЛЯ - ЭТО НАШ КРАЙ!

ЭТО НАША МАЛАЯ РОДИНА!


Смотрите также:
О реализации регионального компонента через изучение истории Донского края
41.65kb.
1 стр.
И. В. Двухжилова История Тамбовского края
3097.66kb.
14 стр.
В. В. Яварович Значение регионального компонента в ознакомлении дошкольников с историей родного края
1025.15kb.
5 стр.
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент»
499.26kb.
2 стр.
Рабочая программа 5-9 класса нрк «Природа и экология Красноярского края»
184.37kb.
1 стр.
Руководством И. Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология»
329.56kb.
2 стр.
Медицинская география как дисциплина регионального компонента в вузовском образовании
34.32kb.
1 стр.
2 часа в неделю, всего – 68 часов в год( 34 часа федерального компонента, 34 часа регионального компонента) 6 класс
385.48kb.
4 стр.
Урок истории и культуры Башкортостана в контексте нововведений
89.01kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по географии Красноярского края для изучения национально-регионального компонента
39.68kb.
1 стр.
Подготовила и провела учитель химии Парамошкина А. А
179.99kb.
1 стр.
Мбоу «Сугайкасинская сош» Канашского района Чувашской республики
73.57kb.
1 стр.