Главная
страница 1
ИЗ ИСТОРИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства. Право изби­рать признавалось изначально только за свободным мужским населением. Например, в Древней Греции рабы, женщины, дети, а также неграждане Афин были лишены избирательного права. В

XVIII и XIX веках картина изменилась не сильно. В Соединенных Штатах Америки во второй половине XVIII века, после Войны за независимость право голоса принадлежало только белым муж­чинам. Не имели права голоса чернокожие рабы, женщины и коренные индейцы. Причем некото­рые штаты даже для белых устанавливали ценз грамотности, благонадежности и добропорядочнос­ти. Вводился также имущественный ценз, то есть голосовать могли люди лишь с имуществом опре­деленной стоимости. Известный публицист и политик Томас Пейн (1737-1809) писал: «Вы требу­ете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека есть осел, который стоит 60 долларов. Этот человек сегодня избиратель, он идет к изби­рательной урне и опускает свой голос. А завтра осел сдох, и когда человек идет голосовать без осла, его не допускают. Скажите мне, кто голосует в этой стране, осел или его хозяин?» Только к середине

XIX века все белые мужчины получили избирательные права. После 1864 года избирательное право распространилось на негров, хотя еще в 1898 году Верховный Суд США признавал конституцион­ными ограничения избирательных прав негров. В 1920 году добились права голосовать женщины, ав 1971 году избирательные права получили все 18-летние граждане США (до этого времени голосо­вать было возможно только после 21 года).

В России Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года была установлена куриальная система выборов. Создавались три избирательных курии (части): курия уездных землевладельцев, куда входили дворяне-помещики с высоким имущественным цензом; го­родская курия, участники которой должны были иметь купеческое свидетельство или предприятие определенного размера; сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена трехступенчатая система выборов: сначала крестьяне на волостном сходе избирали выбор­щиков, а те в свою очередь - земских гласных. Конечно, это была система неравных выборов. Однако она имела и свои основания - в обществе, разделенном на сословия, участники каждой курии луч­ше знали друг друга, могли более обоснованно принять решение. Выборы депутатов в дореволюци­онные государственные думы в принципе повторяют эту схему. Дополнительно была создана еще одна курия - рабочая. Таким образом, избирательное право принадлежало практически всему муж­скому населению страны в возрасте старше 25 лет, за исключением солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников. Куриальные выборы позволяли регулировать численность депутатов от той или иной группы населения. Например, при изменении Положения о выборах в 1907 году число выборщиков от землевладельческой курии возросло с 31 до 50%, а от крестьянской - сократи­лось (с 42 до 22%). Кстати, куриальную систему применили во время перестройки - общественные организации образовали как бы самостоятельную курию. Депутаты избирались от всего населения, а треть депутатов - от общественных организаций. Таким образом партия стремилась сохранить свое влияние на Съезде народных депутатов.



Всеобщее-равное-прямое-тайное голосование с 18-летнего возраста (знаменитая «сталинская че-тыреххвостка») была введена Конституцией СССР 1936 года, когда были уничтожены основные противники коммунистического режима. Ранее избирателями могли быть только трудящиеся. Од­нако выборы на самом деле были несвободными вплоть до перестройки. Партийные органы по суще­ству назначали единственного кандидата, за которого потом 99,9% избирателей единодушно голо­совали. Выборы по такому сценарию проходят во всех странах тоталитарного социализма. В неко­торых странах (например, в Заире) список кандидатов в парламент просто зачитывался на собрани­ях граждан и восклицания одобрения считались избранием.

Не во всех государствах выборы рассматриваются как подходящий способ избрания достойных. Например, в мусульманских странах, хотя и используют выборы, но явно ставят выше их совеща­ние особо авторитетных лиц при главе государства - аш-шура. Эти лица не избираются, они «есте­ственно» выдвигаются благодаря их личным качествам и приглашаются правителем в совет. В усло­виях военных режимов выборы не отвергаются, но их обещают провести, как только военный (рево­люционный) совет наведет порядок в стране. Иногда выборы не проводятся в течение 10 и более лет


Смотрите также:
1. Общая характеристика международных стандартов избирательного права
235.89kb.
1 стр.
Приложение №1
100.04kb.
1 стр.
Ноября 2012г. 1 Членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен
240.17kb.
1 стр.
Ноября 2012г. 1 Членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен
268.99kb.
1 стр.
Из истории избирательного права
28.52kb.
1 стр.
Программа курса «история отечественного государства и права» Тема Предмет истории отечественного государства и права
100.54kb.
1 стр.
Занятие 4 Принципы организации вызывных и разговорных устройств
63.5kb.
1 стр.
«многопрофильный учебно научно-производственный комплекс «академия экономики и права имени у. А. Джолдасбекова»
466.54kb.
2 стр.
Молодежная политика
52.09kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Истории отечественного государства и права»
28.54kb.
1 стр.
Конституционные основы избирательного права в республике беларусь
228kb.
1 стр.
Кафедра права расположена в Учебном корпусе №1, проспект им. Ленина
159.42kb.
1 стр.