Главная
страница 1
Тема: Кольчатые черви. Строение дождевого червя.

Цель: изучение нового материала

Задачи:

Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Задание: Повторение темы «Круглые черви»

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

Аскарида, острица, ришта, филярия


2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?


3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

  2. Санитарный контроль продуктов

  3. Соблюдение правил личной гигиены

  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

  5. Систематические медицинские осмотры

  6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?


3. Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

  2. Санитарный контроль продуктов

  3. Соблюдение правил личной гигиены

  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

  5. Систематические медицинские осмотры

  6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.


3. Изучение нового материала.

  1. Введение в тему. Беседа.

Учитель: Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые.

- Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности?

Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: сосальщик, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение?

Активная локомоция у многоклеточных животных требует развития мышц и опорного аппарата для них. Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость нематод, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет.

Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полости тела организма оказалось очень удачным. Им обладает самый многочисленный тип животных – Членистоногие, но ближе всего к исходному плану строения – кольчатые черви. Именно с них мы и начнем изучение новой группы животных – высшие беспозвоночные. Они успешно решили проблему активного передвижения


  1. Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить два главных момента.

- Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни?

- В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?
3) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву. Некоторым представителям свойствен временный или постоянный паразитизм.

Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя

2. Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого червя.

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы.
Текст:

Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.



Вопросы:

  1. Почему это животное получило такое название?

  2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?

  3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

(в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

3. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». (инструктивная карточка)



Задание: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Комментарий учителя к видеофрагменту: Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

4. Индивидуальная работа учащихся; рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.



Задание для учащихся: внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм


  1. Особенности кожно-мускульного мешка

  2. Полость тела

  3. Общий план строения пищеварительной системы

  4. Общий план строения выделительной системы

  5. Особенности строения кровеносной системы

  6. Особенности строения дыхательной системы

  7. Особенности строения нервной системы

  8. Особенности строения половой системы

Учитель: Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.

Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.
5. Первичное закрепление.

Учитель: Ребята, проверьте свои знания без текста учебника.



Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

питательные вещества



Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

обмена


Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Части организма

1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

6. Фронтальная работа с микроскопом.



Задание: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

4. Закрепление.

5. Выводы. Подведение итогов.

6. Домашнее задание. Параграф 9 читать, подготовить сообщение о любом представителе класса Кольчецов

Технологическая карта по теме



«Тип Кольчатые черви. Дождевой червь»

Цель: изучить особенности образа жизни и строения Кольчатых червей.

Задание 1: запишите в тетрадь: тему урока, дату урока.

Задание 2: Повторение темы «Круглые черви». Выполните задание в тетради.

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

Аскарида, острица, ришта, филярия


2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?


3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

  2. Санитарный контроль продуктов

  3. Соблюдение правил личной гигиены

  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

  5. Систематические медицинские осмотры

  6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида



2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?



3. Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

  1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

  2. Санитарный контроль продуктов

  3. Соблюдение правил личной гигиены

  4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

  5. Систематические медицинские осмотры

  6. Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.


Задание 3: Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

  1. Почему это животное получило такое название?

  2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?

  3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

Задание 4: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы(смотри инструктивную карточку) в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Задание 5: Внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм


  1. Особенности кожно-мускульного мешка

  2. Полость тела

  3. Общий план строения пищеварительной системы

  4. Общий план строения выделительной системы

  5. Особенности строения кровеносной системы

  6. Особенности строения дыхательной системы

  7. Особенности строения нервной системы

  8. Особенности строения половой системы

Задание 6: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами (смотри карточку).

Задание 7: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

Подведение итогов урока:

А) Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы её? В какой степени? Б) Какие затруднения у Вас возникли? В) Оцените свою работу: «5» - если выполнили все предложенные задания; «4» - если выполнили 1-5 задания; «3» - если выполнили 2-4 задания.

Домашнее задание.

Карточка с заданиями
Системы органов Функции

Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение



Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие



питательные вещества

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов



обмена

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных



Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание пищи





Части организма

1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Системы органов Функции

Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение



Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие



питательные вещества

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов



обмена

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных



Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание пищи





Части организма

1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Лабораторная работа

«Внешнее строение дождевого червя»



Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)



  1. Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите: - окраску тела,

- длину тела,

- толщину тела,

- передний и задний концы тела,

- поясок.

Сделайте рисунок червя.



  1. Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

Чем она отличается от спинной?

Найдите щетинки. Какова их функция?



Сделайте рисунок щетинки.

  1. Запишите вывод.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .


Смотрите также:
Кольчатые черви. Строение дождевого червя
147.1kb.
1 стр.
Тест «Кольчатые черви. Дождевой червь»
18.14kb.
1 стр.
Опорный конспект. Дата Фамилия, имя класс Тема урока: классификация дождевого червя
28.79kb.
1 стр.
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви
21.11kb.
1 стр.
Тесты по биологии 7 класс (часть 2)
30.25kb.
1 стр.
Исследовательская работа. Выполнена членами кружка «Юный эколог»
58.08kb.
1 стр.
1. Плоские черви это животные: Двустороннне- симметричные
44.67kb.
1 стр.
Контрольная работа по биологии по теме: Плоские черви
46.52kb.
1 стр.
Прочитайте текст «Плоские черви». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика плоских червей» графы, обозначенные цифрами 1,2 Сравнительная характеристика плоских червей
19.48kb.
1 стр.
Урок «Тип Плоские черви»
41.11kb.
1 стр.
Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 11: Общая характеристика класса Ленточные черви. Экологическая классификация
51.39kb.
1 стр.
Вирусы и антивирусы
165.73kb.
1 стр.