Главная
страница 1
Программа непрерывного образования работников

муниципального бюджетного учреждения культуры г.Иркутска

«Централизованная библиотечная система»
Профессионал

Повышение уровня профессиональной компетенции библиотекарей

в условиях модернизации библиотечного дела
Паспорт программы


 Наименование программы

 Профессинал

Повышение уровня профессиональной компетенции библиотекарей в условиях модернизации библиотечного дела

Заказчик программы 

Разработчик программы




Муниципальное бюджетное учреждение культуры г.Иркутска «Централизованная библиотечная система»
Заместитель директора по библиотечному обслуживанию Пильнова Л.В. 

Цели программы 

Содействие формированию инновационной культуры в муниципальных библиотеках г.Иркутска, осознанному применению новшеств, стимулированию профессиональной активности специалистов для положительного изменения качества библиотечного обслуживания

Задачи программы 


  1.  Создание и внедрение в практику работы ЦБС системы непрерывного образования кадров на основе дифференцированного подхода.

  2. Обучение основам библиотечной инноватики, формирование профессиональных и личностных компетенций сотрудников библиотечной системы.

  3. Овладение способами практической реализации нововведений.

  4. Поддержание творческих мотиваций библиотечных работников в освоении новых знаний посредством проведения конкурсов профессионального мастерства.

  5. Формирование нового библиотечного мыщления.

  6. Объединение интеллектуального и творческого потенциала библиотекарей в единое информационное пространство города.




Сроки реализации программы

 2013-2017 гг.

 Исполнители программы

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры г.Иркутска «Централизованная библиотечная система»
Заместитель директора по библиотечному обслуживанию Пильнова Л.В. 
Организационно-методический отдел по библиотечному обслуживанию

Объемы и источники финансирования 


260 000 руб. (в первый год реализации программы)

210 000 руб. (в каждый последующий год реализации программы)


Источники финансирования:

- субсидия учреждению на выполнение муниципального задания;

- целевые средства из бюджета г.Иркутска (возможно);

- долевое участие городского бюджета (возможно);

- внебюджетные средства.


Ожидаемые конечные результаты



 - повышение качества библиотечного обслуживания населения г.Иркутска;

- развитие инновационных процессов, внедрение и использование новых технологий в библиотеках;

- рост профессиональной комфортности и компетентности персонала


Система организации контроля за исполнением программы 

Текущее управление и контроль за реализацией программы осуществляет администрация учреждения и Совет учреждения


Введение
Персонал является важнейшим стратегическим ресурсом любого учреждения культуры. Для подготовки гибко мыслящих специалистов, способных работать в условиях сегодняшних нововведений, необходимо уделять внимание непрерывному образованию и системной подготовке библиотечных кадров.

Изменение условий существования библиотек в обществе (взрыв новых информационных технологий, социально-экономические преобразования в обществе, введение электронных услуг в практику библиотек) поставили библиотекарей перед необходимостью искать новые принципы работы, формы функционирования, технологии, что, в свою очередь, поставило проблему необходимости изменений в сознании работников библиотек.

Данная программа призвана реализовать принцип непрерывного образования библиотечных кадров, осуществляет компенсацию недостающего профессионального знания у молодых специалистов, возникающего в силу объективного отставания базового отраслевого образования от потребностей динамично развивающейся библиотечной практики. Кроме того, программа - это площадка освоения новых идей, концепций, технологий: в её недрах аккумулируется инновационный библиотечный опыт, а затем транслируется и внедряется в практическую деятельность.

Разработка данной программы является важным условием реформирования библиотечной сферы с учетом задач кадровой и технологической модернизации библиотечного дела.

Задача Централизованной библиотечной системы г.Иркутска – разработка таких форм повышения квалификации, которые направлены как на качественные изменения профессионального уровня, так и на сознание библиотекарей как личностей, которые способны и могут существовать в изменяющихся условиях жизни, способствующих формированию креативного мышления, создания лидеров коллективов, способных изменить коллективное сознание, способствовать внедрению инноваций в работу своих библиотек.

Базовое положение данной программы основано на том, что обучение отдельных работников учреждения малоэффективно для всей библиотечной системы. Более эффективно, если все работники учреждения обучаются практически одновременно, причем максимально приближенно к ежедневной практике. Эффективность повышается, если происходит взаимообучение, каждый из специалистов выступает и обучаемым, и обучающим. Это повышает внутреннюю самооценку и усиливает мотивацию к самообразованию.


Анализ сложившейся ситуации
С развитием информационно-коммуникативных технологий особенно быстро изменяется технология и методика культурно-досуговой деятельности, содержание производственно-творческой деятельности. Информационные, PR-технологии, фандрайзинг, новые формы организации деятельности, партнерство, формирование имиджа – сейчас действенные инструменты стратегической политики в сфере культуры. Инновации, направленные на потребителей услуг, приводят к повышению качества библиотечного обслуживания населения, расширению ассортимента предоставляемых социально-культурных услуг. Специалисты, желающие и умеющие внедрять новшества, создают важнейшие предпосылки деятельности учреждения культуры.

Централизованная библиотечная система г.Иркутска (далее – ЦБС г.Иркутска) объединяет 27 библиотек-филиалов.

Администрация ЦБС г.Иркутска ежегодно проводит мониторинг профессиональной среды, в ходе которого выявлены определенные тенденции, характерные для отрасли в целом: «старение» кадрового состава и сокращение числа профессионалов в отрасли.

Штатная численность на 01.01.2012 г. в муниципальном бюджетном учреждении культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система» составила 235 единиц. Из числа 129 библиотечных специалистов только 72 библиотекаря имеют высшее образование, из них библиотечное - 41 человек. Количество персонала с библиотечным образованием снизилось, обучение по заочной форме не проходит ни один сотрудник, что связано с удаленным нахождением ВУЗов и высокими материальными затратами на обучение. Среднее профессиональное образование имеют 27 человек, из них библиотечное – 17. Крайне низкая заработная плата в отрасли и невысокий престиж профессии сказываются на низком количестве желающих получить профильное высшее образование.

Исходя из сказанного, повышение квалификации сотрудников является актуальной проблемой в учреждении.

Программа повышения квалификации библиотечных сотрудников опирается на основополагающие государственные документы: “Национальную доктрину образования в Российской Федерации”, которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года, законы Российской Федерации “Об образовании” (1992 г.), “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (1996 г.)

Повышение квалификации является обязательным для каждого библиотечного сотрудника ЦБС г.Иркутска. Это отражено в следующих документах:


  1. Устав учреждения (раздел 2 «Цели, предмет и виды деятельности учреждения» п.2.5.: «…организация системы повышения квалификации работников Учреждения, предоставление возможности повышения квалификации сотрудникам Учреждения на курсах, семинарах, конференциях, творческих лабораториях, проводимых другими учреждениями, организациями»);

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 9 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников»);

  3. Кодекс этики российского библиотекаря (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город Тюмень; «По отношению к своей профессии библиотекарь: стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга»);

  4. Положение об общедоступной библиотеке МБУК «ЦБС» (раздел 3 п.3.14.: «Изучение и обобщение передового опыта по обслуживанию пользователей, внедрение его в практику работы. Повышение квалификации кадров»);

  5. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации на VI Ежегодной сессии 24 мая 2001 года

«Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы обучения (организационно-деятельные игры, курсы, семинары, практикумы, стажировки, телеконференции, др.), позволяющие на практике внедрять методы эффективного обслуживания, направленные на поддержку процессов обучения пользователей технологиям информационного общества.

Каждый работник библиотеки должен раз в 3 года обновить знания по установленной программе. Крайне необходимо систематическое обучение работников информационным технологиям.

На базе центральной библиотеки целесообразно создать специально оборудованный учебный центр с возможностью участия библиотекарей в телеконференциях и дистанционном обучении.

Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами, включая участие в деятельности РБА, ИФЛА, других профессиональных объединений библиотекарей и библиотек.

Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5 % от статей бюджета, выделяемых на персонал, и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату»




  1. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки муниципальных образований Иркутской области;

  2. Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации;

  3. Приказ начальника управления культуры администрации г.Иркутска об утверждении муниципального задания МБУК «ЦБС» (одним из показателей качества муниципальной услуги является «доля специалистов, имеющих квалификационную категорию, в общей численности специалистов – нормативный показатель «не менее 70 %»).

  4. должностные инструкции сотрудников.

Ежегодно руководителем учреждения утверждается план повышения квалификации работников. Формами повышения квалификации библиотечных работников являются конференции и семинары, проводимые ведущими специалистами МБУК «ЦБС» и областных библиотек, а также курсы повышения квалификации в лицензированных организациях. Так в 2011 г. посещаемость мероприятий по повышению квалификации кадров составила 277 человек (в учреждении и за пределами учреждения), сертификаты получили 18 человек.

Определенные итоги профессиональной грамотности сотрудников подводятся на ежегодных конкурсах профессионального мастерства.

Несмотря на уже проделанную работу, в организации повышения квалификации работников остаются нерешенные проблемы.

С целью выявления отношения коллектива библиотек к непрерывному образованию, определения основных пробелов в знаниях ежегодно проводятся опросы специалистов. По результатам анализа опросов, отчетов и мониторинга библиотек, итогов конкурсов профессионального мастерства были определены следующие направления, нуждающиеся в дальнейшем развитии:

1. Необходимо создание такой системы обучения, которая охватила бы всех специалистов библиотеки в течение всего периода времени.

2. Несмотря на обучения персонала новым информационным технологиям в течение нескольких лет, необходимо продолжение работы по этой теме, т.к. это одно из самых быстро развивающихся направлений.

3. Современные библиотекари наиболее нуждаются в знаниях по развитию современного литературного процесса и навыках по проведению различных форм мероприятий.

4. Наиболее оптимальными формами обучения специалисты считают сочетание лекционных и практических занятий, а также мастер-классы, проводимые опытными специалистами.

В библиотечной сфере сложилась достаточно острая проблемная ситуация. Суть ее заключается в несоответствии между потребностями библиотечного дела в регулярном обновлении знаний кадрового потенциала и его адаптации к решению новых производственных задач, стоящих перед отраслью в период ее ускоренной модернизации, и сложившейся практикой переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров на муниципальном уровне, развиваемой спонтанно и бессистемно как в организационно-функциональном так и содержательно-дидактическом аспектах.

Исходя из этого, была разработана данная программа «Профессионал».



Цель программы
- содействие формированию инновационной культуры в муниципальных библиотеках г.Иркутска, осознанному применению новшеств, стимулированию профессиональной активности специалистов для положительного изменения качества библиотечного обслуживания.
Задачи программы:


  1. Создание и внедрение в практику работы ЦБС системы непрерывного образования кадров на основе дифференцированного подхода.

  2. Обучение основам библиотечной инноватики, формирование профессиональных и личностных компетенций сотрудников библиотечной системы.

  3. Овладение способами практической реализации нововведений.

  4. Поддержание творческих мотиваций библиотечных работников в освоении новых знаний посредством проведения конкурсов профессионального мастерства.

  5. Формирование нового библиотечного мыщления.

  6. Объединение интеллектуального и творческого потенциала библиотекарей в единое информационное пространство города.


Факторы, сопутствующие достижению цели:
- наличие системы в подготовке и непрерывном обучении библиотекарей;

- наличие условий для комфортного общения и проведения мероприятий программы;

- наличие инновационного опыта в работе библиотек;

- отработанная система социального партнерства с библиотеками и образовательными учреждениями города и региона.


Факторы, мешающие достижению цели:
- информационное неравенство между библиотеками (не все библиотеки города располагают компьютерной техникой с выходом в Интернет и мультимедиаоборудованием);

- отсутствие транспорта для проведения выездных обучающих мероприятий.





Социальная значимость и новизна программы
Необходимость разработки программы продиктована изменениями, связанными с модернизацией учреждений культуры, внедрением новых информационных и библиотечных технологий. Суть программы в организации единого учебно-методического процесса с разнообразными формами и методами обучения.

Данная программа:

- предусматривает взаимообучение и взаимодействие библиотекарей библиотек разных типов;

- предусматривает обучение максимального числа специалистов для повышения эффективности учреждения в целом;

- направлена не только на ознакомление библиотекарей с новыми тенденциями и технологиями в развитии библиотечного дела, но и на изменение сознания библиотекарей, профессионального и личностного;

- использует силы не только ЦБС г.Иркутска, но и образовательных учреждений и библиотек области;

- направлена на поддержание высокого профессионализма у библиотечных специалистов любого уровня подготовки и квалификации с использованием для этого полного набора форм, средств и методов.

Библиотекари должны почувствовать себя субъектами инновационной деятельности, ощутить азарт и вкус к работе. Необходимо взорвать тусклые будни библиотек и сделать библиотечную деятельность ярче и содержательнее. Перестройка в сознании и компетенциях библиотекаря ведет к перестройке в библиотеке.

Программа будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса, профессиональной компетентности и развитию творческого потенциала коллективов библиотек и в конечном итоге – динамичному развитию библиотечного дела, а следовательно, повышению качества жизни горожан.
Категории обучающихся
Программа построена на принципах непрерывности и дифференцированности и рассчитана на следующие категории работников:

- административный персонал;

- заведующие библиотеками-филиалами и функциональными отделами;

- библиотекари.



Принципы построения системы повышения квалификации библиотечных работников

  • приоритет инновационной компоненты в образовательном процессе относительно нормативной в связи с высокой степенью обновляемости профессиональных знаний в области библиотечного дела, а также с задачей оперативной трансляции библиотечной инноватики в широкую сферу профессиональной деятельности, являющейся прерогативой дополнительного профессионального образования как системы;

  • универсальность обучения с учетом отраслевого универсума библиотечного дела;

  • модульность построения учебных планов и программ, обеспечивающая их модификацию в зависимости от контингента обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;

  • социальная открытость образовательной системы, предусматривающая ее взаимодействие с органами государственной власти и самоуправления, другими функциональными уровнями отраслевой профессиональной деятельности (наукой, управлением и др.), смежными отраслями (книгоиздательское дело, книжная торговля, научно-информационная деятельность) и другими социальными партнерами;

  • динамизм процесса обучения (в минимальный срок – максимум знаний);

  • максимальная активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии.

Содержание программы
Содержание программы условно разделено на пять блоков:

  1. Школа руководителя библиотеки.

  2. Школа библиографа.

  3. Школа комплектатора.

  4. Школа краеведческих знаний.

  5. Школа творческого мастерства.

  6. Факультатив психологического развития.

  7. Школа компьютерных знаний.

Данные блоки не являются изолированными друг от друга, они взаимно дополняют друг друга. Библиотечные работники могут принимать участие в занятиях всех блоков в зависимости от производственной необходимости и желания самого специалиста.

Реализации программы будет способствовать формирование и организация документально-информационных методических ресурсов: издание библиотечной продукции обучающего характера (пособий в помощь работе библиотек, информационно-аналитических материалов, сборник сценарных материалов).

Программа позволяет перейти от дисциплинарного к проблемно-ориентированному и модульному построению учебных планов, дающему возможность их оперативной корректировки с учетом потребностей и целей обучения.

Творческие командировки (с посещением библиотек) – самая эмоциональная форма обучения. Личностное общение, создание деловых контактов работают на перспективу. Главный результат командировок – желание претворить в жизнь современные методики, интересные идеи.

В рамках программы планируется осуществить проект информационно-методического обеспечения работников муниципальных библиотек с помощью сайта учреждения, который создаст дополнительные предпосылки развития библиотек в городе. Продвижение рубрики «Коллегам» обеспечит максимальную доступность профессиональной информации, оперативность и комфортность поиска, когда все необходимые сведения собраны в одном месте.

Издание профессиональной литературы способствует информационному обеспечению специалистов отрасли. Планируется подготовка и выпуск информационно-аналитических обзоров деятельности библиотек и других методических материалов, сборников сценариев и инструктивных документов.



Сроки и этапы реализации программы
Настоящая программа рассчитана на период: 2013 – 2017 гг.
Организационные основы программы
Реализация программы проводится без отрыва работников от производства. Обучение персонала проводится ежемесячно в соответствии с планом. Занятия проводятся специалистами ЦБС г.Иркутска, преподавателями Иркутского областного училища культуры, иркутских ВУЗов, библиотекарями библиотек других систем и ведомств, приглашенными специалистами. К подготовке занятий привлекаются все специалисты библиотеки, т.к. программа предусматривает взаимное обучение. Программа предполагает развитие профессионального содружества с библиотеками местного, российского и зарубежного уровней, активное участие в корпоративном объединении библиотек.

Программа обучения предполагает использование в первую очередь активных форм обучения с применением методик, нетрадиционных для библиотечных работников, нацеленных на решение конкретных практических задач.

Для того, чтобы стимулировать интерес библиотек к инновационной деятельности, к обучению инноватике. с целью закрепления и развития основных положений программы в профессиональной практике, организационно-методическим отделом по библиотечному обслуживанию ЦБС г.Иркутска реализуются ежегодные конкурсы профессионального мастерства, организуется участие в городских, региональных и федеральных конкурсах, программах и проектах в области библиотечного дела. По окончании конкурсов делается анализ работ конкурсантов, что позволяет избежать ошибок в применении различных технологий, тиражировать лучший опыт.

Механизм управления качеством образовательного процесса

Разработка планов повышения квалификации нового поколения, их регулярное обновление, обеспечение целевого, функционального и содержательного разнообразия, освоение новых форм и методов обучения

Переход от дисциплинарного к проблемно-ориентированному и модульному построению учебных планов и программ, дающему возможность их оперативной корректировки с учетом потребности обучаемых и цели обучения

Акцентирование внимание на новейших библиотечных технологиях, в том числе корпоративного, межведомственного характера, позволяющих формировать новое профессиональное мышление, ориентированное на сетевые режимы работы

Опережающий характер обучения, нацеленный на освоение новых знаний и навыков долговременного использования

Соединение профильного отраслевого образования с получением знаний по смежным дисциплинам (информатика, книговедение, педагогика, психология и др.), а также дисциплинам гуманитарного профиля, расширяющим общекультурный кругозор (философия, история, политология, правоведение, социология и др.)

Широкое привлечение к учебному процессу специалистов-практиков с целью более эффективной адаптации полученных знаний к конкретным задачам библиотечной работы; опора на библиотеки-новаторы, создание на их базе творческих мастерских, лабораторий для освоения библиотечного инновационного опыта

Интеграция муниципальной системы повышения квалификации в региональную и федеральную, развитие межрегиональных и международных контактов в области повышения квалификации библиотечных кадров с целью освоения и внедрения опыта работы



Оценка эффективности реализации программы

Эффективность реализации программы будет оцениваться по следующим показателям:



    1. Количество специалистов библиотеки, принявших участие в различных формах обучения.

    2. Количество посетителей профессиональной страницы «Коллегам» на сайте учреждения.

    3. Улучшение качества услуг и продуктов библиотеки, создание новых сервисов, отвечающих читательским ожиданиям, качественное изменение форм продвижения литературы к читателям по результатам мониторинга деятельности библиотек методическими службами ЦБС г.Иркутска, конкурса профессионального мастерства, опросов пользователей библиотек.

    4. Результаты ежегодных опросов специалистов для корректировки программы.

    5. Результаты аттестации кадров.

Практика показывает, что муниципальные образования, которые вкладывают средства в программы повышения квалификации кадров, более прогрессивны и результативны по многим показателям культурно-досуговой деятельности.
Организация, формы и методы управления программой
Общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет директор муниципального бюджетного учреждения культуры г.Иркутска «Централизованная библиотечная система».

Заместитель директора по библиотечному обслуживанию совместно с организационно-методическим отделом по библиотечному обслуживанию:

- осуществляет организационное руководство реализацией программы;

- определяет перечень лиц, ответственных за реализацию отдельных программных мероприятий;

- осуществляет общую координацию работ, сбор и анализ информации о ходе выполнения программы;

- по итогам года подготавливает и предоставляет информацию о ходе реализации программы;

- осуществляет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств. направленных на реализацию программы.
Ожидаемые конечные результаты:
- повышение качества библиотечного обслуживания населения г.Иркутска;

- развитие инновационных процессов, внедрение и использование новых технологий в библиотеках;

- рост профессиональной комфортности и компетентности персонала.
Финансирование программы
Источники финансирования:

- субсидия учреждению на выполнение муниципального задания;

- целевые средства из бюджета г.Иркутска (возможно);

- долевое участие городского бюджета (возможно);

- внебюджетные средства.
Объемы финансирования программы


№ п/п

Наименование расходов

Сумма (руб.)

1

Приобретение ноутбука

30 000

2

Приобретение проектора

20 000

3

Транспортные расходы

150 000 (в год)

4

Оплата работы тренеров, психологов, преподавателей, курсов повышения квалификации и семинаров

20 000 (в год)

5

Приобретение расходных материалов для издания методических ресурсов обучающего характера

10 000 (в год)

6

Издательская деятельность. Типографские расходы.

10 000 (в год)

7

Командировочные расходы

20 000 (в год)

 

Итого

260 000

(в первый год реализации программы)


210 000

(в каждый последующий год реализации программы)


Организационные мероприятия программы носят долгосрочный характер, в случае отсутствия целевого финансирования из бюджета г.Иркутска, план мероприятий по повышению квалификации будет реализован в усеченном варианте силами ведущих специалистов учреждения и специалистами других учреждений на безвозмездной основе.

Расходы на реализацию программных мероприятий подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета учреждения и бюджета г.Иркутска.

При выполнении перечня основных мероприятий могут корректироваться места проведения мероприятий, курсов, семинаров, конференций в городах России, при этом расход запланированных средств не будет превышен.



Использованная литература:

  1. Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сборник статей и докладов / Э. Р. Сукиасян. - М.: Фаир-Пресс, 2004. – 447 с.

  2. Сукиасян Э.Р, Библиотечная профессия и кадровый менеджмент : избранные статьи 2004 - 2011 гг. / Э. Р. Сукиасян. - СПб.: Профессия, 2011. – 430 с.

  3. Гришина С.М. Нпрерывное профессиональное образование в условиях ЦБС: практическое пособие / С.М.Гришина. – М.: Литера, 2010. – 154 с.

  4.  Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова ; под науч. ред. В. А. Минкиной. - СПб.: Профессия, 2003. – 317 с.

  5. Рязанцева М.Л. Непрерывное образование: Опыт Тамбовской области по разработке программы повышения профессионального уровня библиотечных работников / М.Рязанцева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. - № 4. – С.8.

  6. Ежова Л.С. Формы и методы обучения персонала. Совершенствование профессиональных навыков / Л.Ежова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. - №11. – С.50.

  7. Ежова Л.С. Непрерывное образование: Опыт Саткинского района по разработке проектов подготовки и повышения профессионального уровня руководителей учреждений культуры / Л.Ежова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. - №10. – С.51.

  8. Семенихина Е. Особенности профессинального развития библиотекаря в информационном обществе в условиях ЦБС г.Орла / Е.Семенихина // Ваша библиотека . – 2012. - №32. – С.6.

  9. Борнеман О.В. Непрерывное образование в детских библиотеках г.Ярославля: Опыт работы по повышению квалификации МУК «Централизованная система детских библиотек г.Ярославля / О.Борнеман // Новая библиотека. – 2010. - №3. – С.18.

  10. Волкова Н.А. Программа повышения квалификации «Инициатива. Творчество. Компетентность» / Н.Волкова // Библиотечный вестник Прибайкалья. – 2008. - №1. – С.81.

  11. Алиева О.П. Повышение профессиональной компетентности школьных библиотекарей на муниципальном уровне / О.Алиева // Школьная библиотека. – 2009. - №6-7. – С.96.

  12. Семенихина Е.В. Как стать профессионалом: межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование – важнейший фактор социализации библиотек в местном сообществе» / Е.Семенихина // Новая библиотека. – 2009. - №1/ (114). – С.22.

  13. Программа повышения управленческой компетентности руководителей и специалистов муниципальных и культурно-досуговых учреждений на 2009-2011 годы // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - №4. – С.25.

  14. Ежова Л.С. Непрерывное образование: Опыт Саткинского района по разработке проектов подготовки и повышения профессионального уровня руководителей учреждений культуры / Л.Ежова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. - №9. – С.63.

  15. Комисарова Л. Кризис жанра: Кадры / Л.Комиссарова // Библиотека. - №3. – С.20.

  16. Таращенко А. Кадровый состав библиотек «стареет», число профессионалов сокращается. Где выход из создавшейся ситуации? / А.Таращенко // Библиотека. – 2010. - №4. – С.31.

  17. Решение Думы города Благовещенска об утверждении целевой программы «Развитие и сохранение кадрового потенциала муниципальных организаций культуры на 2006-2011 гг.» // Библиотека и закон. – 2009. - №2. – С.188.


Смотрите также:
Паспорт программы Наименование программы Профессинал
208.67kb.
1 стр.
Паспорт Программы (краткая аннотация Программы развития) Наименование программы
533.77kb.
3 стр.
Паспорт программы наименование программы: целевая воспитательная программа развития волонтерского движения
185.01kb.
1 стр.
Образовательная программа мбоу г. Иркутска сош №19 Иркутск, 2012 паспорт программы наименование программы
1473.98kb.
13 стр.
Образовательная программа 2012 г. Паспорт программы наименование Программы
3831.52kb.
20 стр.
Паспорт Программы: Наименование Программы
2809.63kb.
16 стр.
Паспорт программы наименование Программы
2957.49kb.
17 стр.
Паспорт программы наименование программы
86.96kb.
1 стр.
Паспорт Программы. Наименование Программы
3838.45kb.
21 стр.
Паспорт программы наименование программы
245.82kb.
1 стр.
Паспорт Программы Наименование Программы
123.78kb.
1 стр.
Паспорт программы Наименование программы
83.12kb.
1 стр.