Главная
страница 1
«Новый Градостроительный кодекс и рынок доступного жилья»

(Тезисы выступления 24.11.04 на заседании комитета торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ)
1. Что сдерживает формирование рынка доступного жилья в России?

1.1. Важнейшим из факторов сдерживающих формирование рынка доступ­ного жилья остается дефицит платежеспособного спроса.

Рынок жилья доступного узкому слою представителей крупного капитала и коррумпированных чиновников высокого ранга ограничен, в силу ограниченного количества представителей этого слоя.

Основным участником рынка доступного жилья должен стать средний класс, который сформируется из представителей среднего и малого бизнеса, получающих достойную плату за свой труд наемных работников сферы произ­водства и непроизводственной сферы, в том числе науки и искусства. Пока ма­териальная обеспеченность представителей этих слоев населения низка, такого рынка не будет. Причины этой проблемы известны. Способы ее решения лежат в сфере социальной политики государства.

1.2. Следующим по значимости фактором являются высокие цены на про­дукцию строительного комплекса и часто ее низкое качество. Причины и сред­ства решения этой проблемы профессионалам достаточно хорошо известны.

1.3. Одним из важнейших факторов является недостаточная развитость и отставание развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Причины и средства решения этой проблемы профессионалам также достаточно хорошо известны.

1.4. Одним из значимых факторов является наличие Административных барьеров.

Административные барьеры связаны:

с отставанием в обеспеченности градостроительной деятельности квали­фицированными кадрами и современными технологиями (работники органов регулирующих градостроительную деятельность не справляются со своими за­дачами в силу недостатка квалификации и перегруженностью текущей рабо­той);

с отставанием в информационном обеспечении градостроительной дея­тельности (работники органов регулирующих градостроительную деятельность, инвесторы, проектные и строительные организации, не обладают необходимой для принятия компетентных решений информацией);

с отставанием в разработке градостроительной документации (без которой могут приниматься решения, оборачивающиеся при их реализации чрезвычай­ными ситуациями);

с коррумпированностью органов государственной власти и местного са­моуправления.

1.5. Важнейшим, влияющим на решение проблем связанных с остальными факторами, является некомпетентность большинства руководителей органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах регулирования развития территории. Решение проблем повышения компетентности, руководи­телей органов государственной власти и местного самоуправления, в вопросах регулирования развития территории, потребует наименьших затрат и даст наи­больший эффект. Первоочередными проявлениями этого эффекта станут слу­чаи перехода к компетентному решению проблем перечисленных выше.

2. Чем мог бы быть полезен и чем вреден принимаемый думой новый градостроительный кодекс?

Новый градостроительный кодекс мог бы способствовать формированию рынка доступного жилья, если бы в нем появились правовые основы систем:

регулирования градостроительной деятельности, отвечающей современ­ным потребностям России - способствующей поддержанию целостности госу­дарства и эффективному использованию его территории;

информационного обеспечения градостроительной деятельности, способ­ствующей интенсификации и повышению качественного уровня этой деятель­ности;

средств защиты прав участников градостроительной деятельности и прав граждан, связанных с ее последствиями для них.

Однако новый градостроительный кодекс, в том виде, в котором он пред­ставлен на второе чтение, нацелен:

на отстранение профессионалов от функций регулирования градострои­тельной деятельности и передачу их непрофессионалам;

на отстранение государства от регулирования пространственной организа­ции обустройства и использования своей территории;

на развал начавшей формироваться системы информационного обеспече­ния градостроительной деятельности.

3. Каковы прогнозируемые последствия?

Положения Нового градостроительного кодекса, отвечающие его нацелен­ности охарактеризованной выше, могут не реализовываться или наносить ущерб при их реализации.

1.1. Эти Положения Нового градостроительного кодекса, если они будут реализованы нанесут ущерб:

формированию рынка доступного жилья;

авторитету и целостности государства;

участникам градостроительной деятельности;

гражданам России.

1.2. Определенная часть этих Положений Нового градостроительного кодекса не будет реализовываться субъектами РФ, поскольку она практически нереализуема или противоречат Конституции РФ.

4. Что делать?

Возможные следующие варианты:

изъятие градостроительного кодекса из пакета правовых актов по форми­рованию рынка доступного жилья, отзыв и кардинальная переработка;

внесение дополнений и изменений, снимающих положения, реализация ко­торых приведет к наиболее опасным последствиям.

К числу наиболее важных дополнений и изменений следует отнести:

1. Изменение определений ключевых терминов. Следует напомнить, что замена профессиональных общеизвестных терминов, на придуманные для того, чтобы запутать людей, не безобидна. Градостроительный кодекс, не должен стать законом о «территориальном планировании и зонировании», санкциони­рующим отказ государства от контроля использования своей территории и сти­мулирующим спекуляции недвижимостью, а не формирование рынка доступ­ного жилья.

Необходимо заменить определение градостроительной деятельности, трак­тующее ее как территориальное планирование и зонирование; изменить опреде­ление территориального планирования (которое представляет собой в действи­тельности планирование развития территориальной структуры отраслей хозяйст­ва и планирование показателей экономического и социального развития по еди­ницам территориального деления), которым подменено планирование развития территории - планирование пространственной организации, обустройства и ис­пользования территории. Термин «территориальная зона», следует заменить на термин «зона градостроительного регулирования», которой является целостная территория с единым набором, действующих в ее границах, зональных градо­строительных регламентов. Замена этих понятий необходима по всему тексту кодекса.

2. Введение положений о системе градостроительного регулирования; о взаимодействии федерального, регионального и муниципального уровней этой системы; о функциях, правах, обязанностях и ответственности ключевых уча­стников градостроительной деятельности - органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих ее регулирование;



3. Введение положений о системе информационного обеспечения градо­строительной деятельности; о взаимодействии федерального, регионального и муниципального уровней этой системы; о требованиях к этой системе и поряд­ку ее формирования на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне.
М.Я.Вильнер, заместитель директора РААСН, руководитель НМЦ «Теринформ», почетный академик РААСН



Смотрите также:
Тезисы выступления 24. 11. 04 на заседании комитета торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства и жкх
49.03kb.
1 стр.
В латвии наконец появилось представительство Торгово-промышленной палаты РФ
15.44kb.
1 стр.
Представители администрации области и болгарской деловой миссии обсудили возможности налаживания взаимовыгодного сотрудничества
16.12kb.
1 стр.
Программа конференции «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса»
94.21kb.
1 стр.
Интервью с президентом Кузбасской торгово-промышленной палаты, подготовлено для публикации в газете «Торгово-промышленные Ведомости, сайте ктпп, сайте оп ко и др. Сми (по согласованию) «Бизнесу в Сибири нужны общие правила»
62.56kb.
1 стр.
Тезисы выступления председателя Комитета по образованию Натальи Владимировны Третьяк >07. 06. 2012
59.24kb.
1 стр.
Архив новостей за 2011-2012 учебный год 1 декабря в Санкт-Петербурге на базе гбоу лицей №226 состоялась региональная конференция «Учимся предпринимательству»
120.21kb.
1 стр.
Информация о международной деятельности Торгово-промышленной палаты
292.63kb.
1 стр.
Лучшее освещение темы «Малый и средний бизнес в Челябинской области» Номинация «Лучший материал по формированию положительного образа малого и среднего бизнеса в обществе»
24.9kb.
1 стр.
Состав Комитета тпп рб по предпринимательству
72.14kb.
1 стр.
Отчет о деятельности Торгово-промышленной палаты Нижегородской области за 2006-2010 годы Нижний Новгород
532.78kb.
4 стр.
Minsk Department of Минское отделение Белорусской the Belarusian Chamber of Commerce торгово-промышленной палаты
107.39kb.
1 стр.