Главная
страница 1
Леонтьева Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 97»
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников

Изучение культуры речи на современном этапе актуально, потому что культура речи является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально-успешной личности, обладающей нравственно-эмоциональной культурой, способной к речевому взаимодействию.

Неслучайно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Развитие речевых способностей, воспитание языковой культуры учащихся в процессе обучения русскому языку считалось обязательным отечественными методистами как прошлого, так и настоящего (Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, Н. Шанским, Е.В. Архиповой, Д.М. Богоявленским, Л.А. Введенской, М.Р. Львовым).

Цель работы по культуре речи: развитие умений и навыков правильной и коммуникативно-целесообразной речи. Для этого необходимо сформировать у учащихся представление о языковой норме, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме с использованием известных языковых средств в соответствии с целью, содержанием и ситуацией общения, развить у учащихся языковой вкус и чутье, критическое отношение к ненормативному произношению, формировать навыки речевого контроля и самоконтроля.

Опыт показывает, что только систематическая и разнообразная работа на всех типах уроков способствует развитию речевой культуры. Причем для организации такой работы требуется особая методическая литература и дидактический материал.

Прежде чем начинать работу по культуре речи, необходимо провести отбор содержания учебного материала. Анализ учебного материала по русскому языку для V-VI класса (учебник М.М. Разумовской) показал, что возможности для формирования культуры речи имеются при изучении любой темы. Например, при изучении темы «Словообразование имен прилагательных» возможно использование сущностно-орфографических (творческих) упражнений (А.М. Пешковский, Д.М. Богоявленский, М.М Разумовская). При изучении темы «Глагол его роль в предложении» проводим минутку орфоэпии. Например: расставить ударение в глаголах прошедшего времени брать - брал- брала- брало- брали. Сформулировать правило постановки ударения.

Предлагаемые виды упражнений направлены на формирование речевой культуры.



  • Упражнения по предупреждению лексических, морфологических, синтаксических ошибок.

Упражнения по лексике обращают внимание на значение, стилистическую окраску, сочетаемость слова с другими словами. Упражнения по морфологии уделяют внимание структуре слова, различным его формам. Упражнения по синтаксису рассматривают порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим и т.д.

  • Упражнения по речевому этикету предполагают анализ готовых текстов, имеющих формулы вежливости, выбор, подбор, замену средств выражения вежливости, разыгрывание речевых ситуаций.

  • Упражнения по трансформации и моделированию текста.

Например, по названию текста предположите, каким будет его содержание; попробуйте восстановить пропущенные слова и словосочетания и др.

  • Упражнения по предупреждению орфоэпических ошибок способствуют нормированному произношению слов.

  • Упражнения, направленные на развитие монологической речи учащихся,

основаны на использовании текстов, которые развивают речь, обогащают

их словарный запас, дают возможность повторять правила орфографии и

пунктуации.


  • Сущностно-орфографические упражнения нацелены на отработку языковой

содержательной сущности каждого орфографического правила. Могут

включать элементы творческого письма.



  • Упражнения по культуре речи на основе текста дают возможность

вспомнить ранее изученный литературный материал, способствуют

развитию умений оценивать, логически мыслить, обобщать и приводить примеры.



  • Ситуативные упражнения используют реальные ситуации для

осуществления речевой деятельности.

Применение того или иного вида упражнения зависит от результатов обучения. Система упражнений формируется на основе диагностики. Начиная работу, провожу анализ устной и письменной речи школьников.

Критерий результативности работы – владение учащимся нормами русского литературного языка. Для изучения языковой среды использую метод наблюдения за речью школьников на уроках и во внеурочное время. Провожу диагностическое срезы, используя тексты и опросники, учитывая при этом возрастные особенности учащихся. По результатам тестирования определяются пробелы в знаниях, выбирается тип упражнений для их устранения, принимается решение использовать их выборочно или в комплексе.

Для проверки эффективности использования системы упражнений на протяжении всего учебного года проводятся контрольные срезы культурно-речевых знаний.



В целом, полученные результаты доказывают эффективность использования упражнений по культуре речи как средство развития речи школьника. Предлагаемая система упражнений способствует развитию умений понять особенности текста в целом, повышению интереса к вопросам культуры речи, обогащению словарного запаса, развитию монологической речи, формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Литература:





  1. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. №5. С.3- 11.

  2. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии. // РЯШ. 2003. №2. С. 3- 9.

  3. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // РЯШ. 2004. № 5. С.3- 6.

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 10-е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

  5. Гац И.Ю. «Целенаправленный комплекс сил…» (о работе по культуре речи на основе текста) // РЯШ. 2007. №2.С. 7- 11.

  6. Добротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста // РЯШ. 2006. №4. С. 24- 27.

  7. Захарова Л.А. Проблема устной речевой культуры в средней школе // РЯШ. 2005. №7. С. 45- 49.

  8. Иссерс О.С., Кузьмина М.А.. Почему так не говорят по-русски. ( Серьезно и юмором о речевых ошибках и о приеме их устранения): Учеб. пособие. 2 издание, испр. и доп. М.: «Прометей», 1996.

  9. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию устной речи// под ред. В.В. Голубкова. М., 1967.

  10. Львов М..Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) // РЯШ . 2006. №2. С. 3- 8.

  11. Ларионова Л.Г. Развитие речи учащихся при изучении орфографии. // РЯШ.- 2005.- №5. С. 3- 9.

  12. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования) // РЯШ. 2001. №4. С. 8- 11.

  13. Львов В.В. Упражнения по орфоэпии в 6-7 классах // РЯШ. 1991. №1.

  14. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторика.//Русская словесность 2003. - №7- С. 64-66.

  15. Львов А.В. Русский язык и культура речи Подготовка к тестированию: Учебное пособие – М: Высшая школа, 2004.

  16. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе 5-9 кл. Книга для учителя- М: Просвещение,1989.

  17. Михейкина С.Г. О любви и равнодушии к языку.// РЯШ. - 2006 –№5. – С. 77-78

  18. Новикова Л.И. Проблемы диагностики уровня культуроведческой компетенции учащихся // Русская словесность – 2005 - №3.- С. 49-57.

  19. Новикова Т.Ф. Стилистика и культура речи. Региональный аспект // Русская словесность. - 2003. – №8.- С.66-69.

  20. ПетряковаА.Г. Культура речи. Практикум – справочник для 10-11 классов – М.: Издательство «Флинта», издательство « Наука», 1997.


Смотрите также:
Комплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников
52.45kb.
1 стр.
Комплекс мультимедиа-объектов как средство формирования представлений о безопасности дорожного движения у младших школьников
43.82kb.
1 стр.
Сборник упражнений по детской речи пособие для студентов
1838.25kb.
10 стр.
Манипулятивное убеждение как вид речевого воздействия
46.04kb.
1 стр.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
32kb.
1 стр.
Бумажные и электронные деньги
258.2kb.
1 стр.
Сборник упражнений для школьников (без таблиц). Ю. Б. Голицынский
1308.05kb.
74 стр.
Мастер – класс Группа «Технология развития критического мышления»»
170.92kb.
1 стр.
«Грамматика – как средство формирования правильного речевого общения»
91.54kb.
1 стр.
Отношение современных школьников к речевой культуре
81.9kb.
1 стр.
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников
92.37kb.
1 стр.
Телекоммуникационный проект как средство активизации учебной деятельности школьников
43.58kb.
1 стр.