Главная
страница 1страница 2 ... страница 15страница 16
СОДЕРЖАНИЕ.


РАЗДЕЛ I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

3

РАЗДЕЛ II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.


8

РАЗДЕЛ III.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.


34

РАЗДЕЛ IV.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕР-САЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧА-ЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.


44

РАЗДЕЛ V.

ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ.


60

РАЗДЕЛ VI.

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.




РАЗДЕЛ VII.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ




РАЗДЕЛ VIII.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.




РАЗДЕЛ IX.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИ-РУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОС-НОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМ-МЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ






РАЗДЕЛ I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Документ «Основная образовательная программа начального общего образованияМОУ гимназии № 52 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» (далее«Программа»)разработанпедагогическим коллективом гимназии под руководством кандидата педагогических наук, заместителя директора гимназии по учебно-воспитательной работе Кукуевой Н.Н.

В состав временного творческого коллектива по разработке «Программы»вошлиучителя начальных классов и учителя-предметники, работающие в начальных классах. Среди нихКоролева Т.Б., Киреева Л.И., Латынина Н.М.,Макарова О.Е.,Маликова Т.В., Остапенко Н.В.,Рыльская Ю.С.;учитель музыки Полибина Е.В.;учитель английского языка Яценко А.Н.; социальный педагог Богданова Н.И.,а также заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кодацкая Е.С. и заведующая библиотекой Магоян С.А.

В основу разработки «Программы» были положеныследующие документы:



  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 2011 г.);

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010;

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерная основная образовательная программа ОС «Школа 2100» / Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»);

  • Учебно-методический комплекс «Школа 2100» (согласно Федеральному перечню учебников на 2011-2012 учебный год);

  • Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 184 с.

В соответствии с требованиями ФГОСначального общего образования «Программа» предусматривает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов образования, определяемых как планируемые результаты.

В рамках Концепции ОС «Школа 2100», по которой ведется преподавание на ступени начального общего образования гимназии, к числу планируемых результатов образования, помимо общих, относятся следующие:

- среди личностных результатов – социальные компетентности и личностные качества выпускников начальной школы; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

- среди метапредметных результатов – освоенные выпускниками начальной школы универсальные учебные действия как основа функциональной грамотности;

- среди предметных результатов – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Согласно ФГОС основной целью реализации «Программы»являетсяобеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых, с одной стороны, потребностями личности, семьи, общества, государства, а с другой стороны, возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу специфических целей реализации настоящей «Программы» относятся цели, обусловленные, прежде всего, достижением планируемых результатов образования, предусматриваемых ОС «Школа 2100» и отличающих ее от других образовательных систем. Среди них авторы «Программы» выделяют: во-первых, обеспечение достижения социальных компетентностей, во-вторых, сформированностьа) российской и гражданской идентичности, б) функциональной грамотности, в) элементов научного знания, г) опыта деятельности по получению нового знания.

Формирование функционально грамотной личности является одной из приоритетных целей ОС «Школа 2100», которой уделяется особое внимание. В Концепции ОС «Школа 2100» функционально грамотная личность – это человек, который:

- обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

- владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);

- привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

- усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

- толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;

- эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

- способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Достижение поставленных целей, как основной, так и специфических, предполагает решение следующих задач:


  1. создать условия для саморазвития младшего школьника;

  2. поддерживать его познавательную мотивацию;

  3. способствовать становлению и развитию социальных компетентностей выпускника начальной школы;

  4. заложить основу понимания им своей гражданской идентичности;

  5. формировать и развивать умения младшего школьника учиться и его способности к самоорганизации своей образовательной деятельности.

Реализация «Программы» предполагает,кроме того, решение задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни,укрепления их физического и духовного здоровья.

Своеобразие «Программы», отличающее ее от программ начального общего образования других общеобразовательных учреждений, обусловлено особенностями гимназии как одного из видов образовательных учреждений.

Цель гимназии – гуманитарное образование подрастающего поколения, призванное обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, что позволяет ей овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур.

Реализация гимназического образования начинается в МОУ гимназии № 52 со ступени основного общего образования. Гуманитарное образование в гимназии обеспечивается углубленным изучением двух предметов: русского и английского языков. В связи с этим на ступени начального общего образования, предшествующего гимназическому этапу образования, изучение данных предметов расширяется и углубляется. Так, вводится предмет «Риторика» иувеличивается на один час в неделю количество часов на предмет«Английский язык». С другой стороны, учитывая образовательные, культурные и социальные потребности личности, на ступени начального общего образования вводится предмет «Информатика и ИКТ», изучение которого направлено на развитие мышления младших школьников.

Вслед за ОС «Школа 2100» «Программа» опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов, разработанных А.А. Леонтьевым, среди которых в системе начального общего образования МОУ гимназии № 52 педагоги первой ступени образования особовыделяют:

а) среди личностно ориентированных принципов – принцип развития, принцип психологической комфортности;

б) среди культурно ориентированных принципов – принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру, принцип овладения культурой;

в) среди деятельностно ориентированных принципов – принцип обучения деятельности, принцип перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, креативный принцип.

В основу реализации «Программы» положен системно-деятельностный подход.

В соответствии с ФГОС участниками образовательного процесса в гимназии являются обучающиеся, педагогические работники гимназии, родителя (законные представители) обучающихся.

В целом «Основная образовательная программа начального общего образования МОУ гимназии № 52 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» отвечает требованиям ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы и концепции ОС «Школа 2100», учитывает особенности гимназиикак вида образовательного учреждения, потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей); определяет содержание и организацию образовательного процесса в гимназии на ступени начального общего образования и соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании» (гл. 1, ст. 2).
РАЗДЕЛ II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которые допускают дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

- обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- являются основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, в данном случае – МОУ гимназии № 52;

- являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.



Структура и содержание планируемых результатов адекватно отражают требования ФГОС, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных предметов), соответствуют возрастным возможностям обучающихся.Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки. Согласно требованиям ФГОС, планируемые результаты должны учитываться при оценке результатов деятельности системы образования, образовательного учреждения, а также педагогических работников.

В соответствии с системно-деятельностным подходом как методологической основой требований ФГОС содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом. Это позволяют обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, как теоретического, так и практического характера. Первые направлены на отработку теоретических моделей и понятий, вторые максимально приближены к реальным жизненным ситуациям.

Таким образом, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е. служащий основой для последующего обучения.



Структура планируемых результатов строится с учетом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребенка;

  • определения возможности овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

В связи с этим в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

1.Цели-ориентиры: определяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты этой группы целей представлены в общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает общие цели образования, такие, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся.

Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.



2.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала: ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.

Критериями отбора данных результатов служат:


  • их значимость для решения основных задач образования на данной ступени;

  • необходимость для последующего обучения;

  • потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся.

В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая:

  • принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе;

  • при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как входе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки или портфеля достижений), так и по итогам ее освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

3.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие данную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом.

Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися. Это обусловлено, во-первых,повышенной сложностью учебных действий для обучающихся,во-вторых, повышенной сложностью учебного материала и/или его пропедевтическим характером на данной ступени обучения.

Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения данной группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Цели такого включения – дать возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. Невыполнение обучающимися заданий данной группы не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. Учет достижений планируемых результатов этой группы может вестись в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты могут фиксироваться посредством накопительной системы оценки и учитываться при определении итоговой оценки.

В целом при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

а) междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и ее разделов: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

б) программ по всем учебным предметам – «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

а) Междисциплинарная программа«Формирование универсальных учебных действий».

В качестве главных результатов начального общего образования ФГОС определил не предметные, а личностные и метапредметные результаты.

В «Примерной основной образовательной программе» ОС «Школа 2100» планируемые результаты представлены в совокупности личностных результатов и универсальных учебных действий (раздел «Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступни начального образования»).Однако в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной образовательной программы начального общего образования «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образова-ния» выделена в отдельный раздел настоящей «Программы» (Раздел IV).

В ОС «Школа 2100» примерныеличностные результатыпредставлены тремя группами результатов.

1.Ценностные установки, нравственная ориентация. Выпускник начальной ступени общего образования должен научиться оценивать ситуации и поступки. Оценивая поступки как «хорошие» или «плохие»,он разрешает моральные противоречия на основе:

1) общечеловеческих и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

2) важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового;

3) важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

4) важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

5) важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Выпускник начальной ступени общего образования должен научиться прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. Он должен учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

2. Личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе. Выпускник начальной ступени общего образования должен уметь объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Он должен уметь объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей; объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в том числе самим собой) как представителями разных мировоззрений, разных групп общества. Он должен объяснять самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

3. Личностная позиция, российская и гражданская идентичность. Выпускник начальной ступени общего образования должен научиться самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). Он должен осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

1) объяснять, что связывает тебя:



  • с твоими близкими, друзьями, одноклассниками;

  • с земляками, народом;

  • с твоей Родиной;

  • со всеми людьми;

  • с природой;

2) объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

3) испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

4) отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;

5) искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

6) стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран на основе взаимного интереса и уважения;

7) уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;

8) осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Выпускник начальной ступени общего образования должен уметь вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.Он должен учиться характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

1) культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность;

2) базовых российских гражданских ценностей;

3) общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений;

4) известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;

5) сопереживания в радостях и в бедах близким и друзьям;

6) сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Выпускник начальной ступени общего образования должен уметь признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них, т.е. принимать наказание и самонаказание.

Согласно ФГОС и «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения» начального общего образования в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.



В сфере личностных УУД будут сформированы:

  • внутренняя позиция обучающегося;

  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;

  • способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • планировать реализацию цели и задачи (в том числе во внутреннем плане);

  • контролировать и оценивать свои действия;

  • вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий.

В сфере познавательных УУД выпускники научатся:

  • использовать знаково-симеотические средства;

  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

  • овладеют действием моделирования;

  • овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения:

  • учитывать позицию собеседника (партнера);

  • адекватно воспринимать и передавать информацию;

  • организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

  • отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Регулятивные УУД в Образовательной системе «Школа 2100»:

  1. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи):

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем, искать средства ее осуществления.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и учиться искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

  1. Осуществлять действия по реализации плана:

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

  • Сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки по ходу работы с помощью учителя и самостоятельно.

3) Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его:

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • В диалоге осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД в ОС «Школа 2100»:

  1. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами:

  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

  • Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, диски и т.п.

  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  1. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта:

  • Выделять существенные признаки, составные части объектов, понятий и делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Сравнивать и группировать факты и явления, в том числе относить объекты к известным понятиям.

  • Определять составные части объектов и состав этих составных частей.

  • Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Выделять аналогии и решать задачи на их основе. Строить аналогичные закономерности.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

3) Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму:

  • Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

  • Составлять простой и сложный план текста.

  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные УУД в ОС «Школа 2100»:

1) Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи:

  • Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге) и обосновывать его, приводя аргументы (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в том числе ИКТ).

  • Оформлять свои мысли в письменно форме с учетом речевой ситуации.

  • Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов.

2) Понять другие позиции (взгляды, интересы):

  • Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи (устной/письменной), в том числе с помощью толкового словаря.

  • Самостоятельно вычитывать разнообразную информацию, данную в явном виде (устно/письменно).

  • Вычитывать с помощью учителя и самостоятельно информацию, данную в неявном виде (устно/письменно)

  • Понимать смысл текстов/высказываний в целом, формулировать главную мысль.

  • Самостоятельно вести диалог с автором текста (задавать вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя).

  • Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего».

  • Принимать другую, не похожую на свою точку зрения.

3) Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

  • Распределять и выполнять разные роли (лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи.

  • Вырабатывать и принимать коллективные решения.

  • Предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе:

- уважительно относиться к позиции другого;

- влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий;

- идти на взаимные уступки.

В свою очередь метапредметные результаты в ОС «Школа 2100» выражены рядом позиций, соотнесенных с ФГОС:

1. Обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, урока, проекта с помощью учителя и самостоятельно. Выдвигать версии решения проблемы. Прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели.

2. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

3. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки по ходу работы с помощью учителя и самостоятельно.

4. Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

5. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Объяснять самому себе личные качества, черты характера, цели, мотивы, результаты.

6. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

7. Оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации. Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге) и обосновывать его, приводя аргументы (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в том числе ИКТ). Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов.

8. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

9. Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи (устной / письменной), в том числе с помощью толкового словаря. Самостоятельно вычитывать разнообразную информацию, данную в явном виде (устно/письменно). Вычитывать с помощью учителя и самостоятельно информацию, данную в неявном виде (устно/письменно). Понимать смысл текстов / высказываний в целом, формулировать главную мысль. Интерпретировать (понимать и оценивать) текст посредством творческого пересказа. Самостоятельно вести диалог с автором текста (задавать вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя). Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего». Принимать другую, не похожую на свою точку зрения. Оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации. Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге) и обосновывать его, приводя аргументы (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в том числе ИКТ).

10. Выделять существенные признаки, составные части объектов, понятий и делать выводы на основе обобщения знаний. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, абстрактные понятия. Классифицировать (группировать) и сравнивать, в том числе системы фактов, абстрактные понятия. Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Выделять аналогии и решать задачи на их основе. Строить аналогичные закономерности.

11. Высказывать и при необходимости отстаивать свое мнение, подтверждая его аргументами, а их – фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в том числе ИКТ).

12. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

13. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Вырабатывать и принимать коллективные решения. Предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.

Достижение личностных результатов и формирование УУД на ступени начального общего образования предполагает наличие программы личностного развития.

Цель программы личностного развития – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию УУД в рамках ОС «Школа 2100». Задачи реализации данной программы формулируются следующим образом:


  1. определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;

  2. показать связь личностных результатов и УУД с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

  3. определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

  4. охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и УУД;

  5. предложить систему типовых задач для оценки сформированности УУД.

Существенное значение для реализации программы личностного развития имеют ценностные ориентиры содержания образования на данной ступени образования, представленные ОС «Школа 2100» как личностные и общественные ценности в Примерной основной образовательной программе «Школа 2100».

Ценностные ориентиры содержания образования:

Личностные ценности:

Общественные ценности:

  • Ценность жизни

  • Ценность человека

  • Ценность добра

  • Ценность семьи

  • Ценность природы

  • Ценность труда и творчества

  • Ценность истины

  • Ценность свободы

  • Ценность красоты, гармонии

  • Ценность социальной солидарности




  • Ценность гражданственности




  • Ценность патриотизма




  • Ценность человечества

Связь личностных и метапредметных результатов с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы представлено через характеристику функционально грамотной личности, выращивание которой является целью ОС «Школа 2100» (см. с.5 настоящего документа).

1а) «Чтение. Работа с текстом» (метапредметные результаты).

В результате изучения всех учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники:

- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций;

- научатся осознано читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты читательские действия: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятие решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.



  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение и т.п.);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

  1. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основанные на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

  1. Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

2а) «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологическом обществе. Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.

Выпускники научаться оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые УУД и специальные учебные умения как основа успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.



б) Программы по всем учебным предметам.

Планируемые предметные результаты представлены как в ФГОС, так и в ОС «Школа 2100» с учетом специфики содержания предметных областей: «Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» – это линии развития ученика средствами предмета как совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов.

Предметные результаты освоения «Программы», включаяпредметные и межпредметные знания и умения, находятся в соответствующих разделах предметных программ и подробно перечислены втекстах рабочих программ в РазделеV: «Программы отдельных учебных предметов, курсов». В данном разделе предметные результаты приводятся в сжатом и обобщенном виде.


  1. Предметная область «Филология», предмет «Русский язык».

Предметные результаты:

- понимание и анализ текста;

- умения различных видов устной и письменной речи;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- первичные навыки работы с информацией (функциональная грамотность);

- знания о языке как основа речевой деятельности;

- дальнейшее овладение родным языком;

- осознание себя носителем языка как части культуры;

- развитие чувства языка.

II. Предметная область «Филология», предмет «Литературное чтение».

Предметные результаты:

- техника чтения, приемы понимания и анализа текста;

- умения и навыки устной и письменной речи;

- первичные навыки работы с информацией;

- знания о литературе, книгах, писателях;

- эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

- приобщение к литературе как искусству слова.

III. Предметная область «Филология», предмет «Риторика».

Предметные результаты представлены через формирование умений уместного устного и письменного общения и усложняются от класса к классу.

IV. Предметная область «Филология», предмет «Английский язык»не представлен в ОС «Школа 2100».

Предметные результаты сформулированы обобщенно в Примерной программе по иностранному языку1 как:

- овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);

- умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

Далее они конкретизируются в форме компетенций и умений по основным сферам человеческого общения: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентированной, эстетической, трудовой.

V. Предметная область «Математика и информатика», предмет «Математика».

Предметные результаты по «Математике» представлены в двух уровнях, усложняющихся от класса к классу: 1-й уровень – необходимый, 2-й уровень – программный.

VI. Предметная область «Математика и информатика», учебный курс «Информатика и ИКТ».

Предметные результаты организованы по компонентам и представлены по классам. Такими компонентами являются:

- технологический компонент;

- логико-алгоритмический компонент.

VII. Предметная область «Обществознание и естествознание», предмет «Окружающий мир».

Предметные результаты представлены в обобщенном виде как цели предмета: а) объяснять мир; б) отношение к миру. От класса к классу наполнение выделенных позиций расширяется и дополняется, что находит отражение в Рабочих программах.

VIII. Предметная область «Искусство», предмет «Изобразительное искусство».

Предметные результаты как цели предмета сформулированы следующим образом:

- объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками изобразительного искусства;

- видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать свое отношение к ним.

IX. Предметная область «Искусство», предмет «Музыка».

Изучение данного предмета предполагает реализацию предметных требований:а) освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, б) система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Это:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края;

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

X.Предметная область и предмет «Технология».

Предметные результаты представлены с позиции, что должны знать и что должны уметь обучающиеся, усложняются от класса к классу. В обобщенном виде они сформулированы как:

- чувствовать значение предметов материального мира;

- отношение к миру, событиям, людям и их поступкам.

XI. Предметная область и предмет «Физическая культура».

Предметные результаты представлены в целом для ступени начального общего образования в форме умений, среди них:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения и др.

Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами достижения метапредметных результатов учебников образовательной системы «Школа 2100» являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания.

Для достижения планируемых результатов существенную роль играют образовательные технологии деятельностного типа. В ОС «Школа 2100» включают следующие технологии формирования личностных и метапредметных результатов:


  1. Проблемно-диалогическая технология, отвечает на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы.

  2. Технология оценивания образовательных достижений, направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счет изменения традиционной системы оценивания

  3. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения

Кроме того, в рамках ОС «Школа 2100» на занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы.

Планируемые результаты освоения учебных программ на ступени начального общего образования с примерами заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов представлены в Приложении.





следующая страница >>
Смотрите также:
Учебный план начального общего образования. 34 Раздел IV
3276.11kb.
16 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Г. Челябинск, 2012г. Организационный раздел
280.36kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования для 1-2 класса мкоу балакинской оош на 2012-2013 учебный год
142.65kb.
1 стр.
В соответствии с Уставом учебный план ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс 33 учебные недели
45.54kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования стр. 52 61
5538.12kb.
15 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования содержание: I. Целевой раздел
3089.64kb.
17 стр.
Образовательная программа начального общего образования 2012 г. Содержание: Целевой раздел
1785.97kb.
12 стр.
Образовательная программа начального общего образования мбоу сош №45 Содержание Целевой раздел
2800.13kb.
16 стр.
Учебный план начального общего образования (3 – 4 классы) мбоу сош №30 г. Архангельска на 2012 – 2013 учебный год
113.88kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования 1-2-х классов мбоу сош №30 г. Архангельска на 2012-2013 учебный год
130.76kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования
130.25kb.
1 стр.