Главная
страница 1
МОУ СОШ п.Поливаново

МО «Барышский район»

Ульяновская область

Лазарева Юлия Сергеевна - учитель истории и обществознания
Брейн-ринг «Листая страницы истории».
Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории периода Великой Отечественной войны.



Ход урока.
I. Вступительное слово учителя:

Ребята, вот и закончили мы изучение самого трагичного, но в тоже время героического периода истории нашего народа. Это время проявления мужества, героизма, военного и трудового подвига. Эти страницы истории надо не просто знать, помнить, а необходимо чтить память поколений безвременно нас покинувших ради нашего с вами светлого будущего.


Ученик

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

(С.Щипачев)

Учитель.

Сегодня наш урок пройдет в форме игры брейн – ринг. (Класс учитель делит на две команды).


II. Брейн-ринг.
I тур. Блиц-опрос

Учитель:

Я по очереди задаю вам вопросы, на которые вы даете ответ, выигрывает та команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.





  1. Где 14 июля 1941 года были впервые применены реактивные установки «Катюша»? (под Оршей)




  1. В 1942 году 9 августа состоялась премьера 7-й «Ленинградской» симфонии в осажденном Ленинграде. Назовите автора этого произведения. (Д.Д.Шостакович)



  1. Назовите имя рядового, который совершил подвиг 23 февраля 1943 года, закрывшего соей грудью амбразуру дота. (А.Матросов)




  1. Пятого августа 1943 года прозвучал первый победный салют в Москве в честь освобождения русских городов. Назовите эти города. (Орел и Белгород)




  1. Из приказа начальника германского военно-морского штаба. «Фюрер решил стереть с лица земли …Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского Союза… Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города». О каком городе идет речь? (Санкт-Петербург / Ленинград)



  1. «Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова, - и мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Перу какой поэтессы принадлежат данные слова, написанные в феврале 1942 года.(А.Ахматова)




  1. «У нас стало намного меньше территории…стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрику нас уже сейчас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и

железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем…

отступать…». Какое название получил данный приказ и когда он был

издан ? («Ни шагу назад», приказ № 227 от 28 июля 1942 года)




  1. В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране представитель от Великобритании передал советской делегации почетный меч – дар короля Георга VI гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда – крепким, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа». Назовите имя человека, который передал меч? (Уинстон Черчилль)




  1. Из доклада Верховному главнокомандующему: «Согласно Вашим личным указаниям... беспрерывно нахожусь в войсках Ротмистрова и Жадова на прохоровском и южном направлениях. До сегодняшнего дня включительно противник продолжает на фронте Жадова и Ротмистрова массовые танковые атаки и контратаки против наступающих наших танковых частей...» О каком сражении в нем идет речь? (Курская битва)




  1. Из воспоминаний В.И. Чуйкова:«...Этот удар был исключительной силы. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями... Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Автоматчики просочились в город восточнее железной дороги к вокзалу, в дома специалистов. Бой шел в 800 метрах от командного пункта штаба армии. Создалась угроза, что до подхода 13-й гвардейской стрелковой дивизии противник займет вокзал, разрежет армию и выйдет к центральной переправе». О каком городе в нем идет речь? (Сталинград)



  1. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!
    К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу родину, начатое 22 июня, продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей родиной нависла серьезная опасность...». С таким обращением к жителям советского союза выступил…? (И.В.Сталин)




  1. И.В. Сталина писал У. Черчиллю. «Мы готовимся к наступлению, но погода сейчас не благоприятствует нашему наступлению. Однако, учитывая положение наших союзников на Западном фронте, Ставка Верховного главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкие наступательные действия против немцев по всему центральному фронту не позже второй половины января». Назовите название наступательной операции советских войск? (Висло-Одерская операция)



  1. Из воспоминаний военачальника: «Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию "Тайфун", вынужден был признать, "что немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения". Что верно, то верно... Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом». О каком событии Великой Отечественной войны идет речь? (битва под Москвой)




  1. Маршала Советского Союза А.М. Василевский вспоминал:
    «Военная кампания вооруженных Сил СССР на Дальнем Востоке увенчалась блестящей победой. Ее итоги трудно переоценить. Официально кампания длилась 24 дня. Были наголову разбиты ударные силы врага. Японские милитаристы лишились плацдармов для агрессии и основных своих баз снабжения сырьем и оружием в Китае, Корее и на Южном Сахалине. Крах Квантунской армии ускорил капитуляцию Японии в целом». К какому году относятся описываемые события. (1945)




  1. В марте 1941 года сенат США принял закон, согласно которому США предоставляли помощь государствам, которые сражались против фашизма, и эти поставки подлежали оплате после войны, и лишь в том случае, если они не были израсходованы в военных целях. О каком законе идет речь? (закон о ленд-лизе)



  1. «Он родился в небольшой подмосковной деревне Стрелкове в крестьянской семье.В августе 1915 г. его призвали в армию и направили в школу унтер-офицеров. За храбрость, проявленную в бою, он был награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1918 г. он вступил в Красную Армию и вскоре стал командиром эскадрона. Он воевал в Сибири против армии Колчака, а затем на юге России с Врангелем. В 1924 г. его направили в Высшую кавалерийскую школу. В 1929 г. был направлен на курсы высшего начальствующего состава РККА… В январе 1941 г. по решению И.В. Сталина он был назначен начальником Генерального штаба Красной Армии. Полководческий талант и стойкость этого полководца обусловили разгром немецких войск под Москвой, Ленинградом, под Сталинградом и в других сражениях». О каком полководце идет речь? (Г.К.Жуков)




  1. «Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага... 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...». Так вспоминал Г.К.Жуков об одной из битв Великой Отечественной войны. О какой битве идет речь? (битва за Берлин)




  1. После войны на Мамаевом кургане под Сталинградом была установлена 52-метровая скульптура «Родина-мать». По замыслу скульптора меч, поднятый в Сталинграде, был опущен советским воином-освободителем в поверженном Берлине. Назовите имя автора памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. (В.Вучетич)


II тур. Конкурс капитанов.


  1. Назовите немецкого танка «T-V», название которого созвучно с животным («Пантера»)

  2. Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев? (Ленинград)

  3. Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?

(Иосиф Сталин.)

  1. В каком немецком городе проходил суд над главными фашистскими преступниками? (Нюрнберг)

  2. Команда «Воздух!» времён Великой Отечественной войны означала именно это. Что? (Тревога, появился  вражеский самолёт.)

  3. На бутылках с горючей смесью, используемых русскими во время Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них было написано? (Инструкция по применению.) 

  4. В каком городе можно посетить Мамаев курган? (Волгоград)

  5. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва)

  6. Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года? (Парад Победы)

  7. Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев? (Дом Павлова.)

  8. Какое женское имя получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ («Катюша»)

  9. Чей голос звучал по всесоюзному радио, оповещая о начале ВОВ? (Левитан)

  10. Кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине? (Егоров и Кантария)

  11. Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?(Сталинград.)

  12. Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде? (Симфония № 7)

  13. Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя. (Зоя Космодемьянская (Таня) - партизанка)

  14. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? (Брестская крепость)

  15. Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна? (Колонна военнопленных немцев)

  16. О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц? (Ленинграда)

  17. Как заканчивается крылатая фраза «Награда….» (нашла своего героя)

  18. Когда на Красной площади Москвы проходил парад, который начался не в 10, а в 9 часов утра и шёл всего лишь около получаса? (7 ноября 1941 года. Его участники прямо с этого парада шли в бой,  защищая Москву.)

  19. Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как? (Пик Победы, 7439 м.)

  20. По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда (Ладожское озеро).

III. Подведение итогов.


Учитель: 

Вот и закончен брен-ринг «Листая страницы истории». Я поздравляю победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать. Удачи, успехов вам при дальнейшем изучении истории.


Смотрите также:
Лазарева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания Брейн-ринг «Листая страницы истории». Тип урока: повторительно-обобщающий урок
83.09kb.
1 стр.
Брейн ринг
52.55kb.
1 стр.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Повторительно-обобщающий урок. Форма урока : урок-соревнование
92.63kb.
1 стр.
Разработка урока Макерова М. А. учитель истории Тема урока: древняя греция ( 5 класс) Тип урока: повторительно-обобщающий
58.44kb.
1 стр.
Учитель Коннова Наталья Борисовна От истоков кризиса к великим потрясениям Повторительно-обобщающий урок
35.93kb.
1 стр.
Урок 31-32 Тип урока повторительно-обобщающий урок Класс 11 Дата 13. 10
223.83kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Восток". 5-й класс Кокорева Мария Николаевна, учитель истории "
86.19kb.
1 стр.
Урок Причастие как часть речи. (Пора в путешествие) Тип урока повторительно обобщающий
144.37kb.
1 стр.
Викторина по истории России может быть проведена и на школьной исторической неделе по российской государственности, и на мероприятиях, посвящённых русской словесности
209.97kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 11 классе тема урока: Нацистский оккупационный режим и Холокост Учитель истории и обществознания Ивакина Н. М
103.83kb.
1 стр.
Урок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
142.93kb.
1 стр.
Гоу «Детский дом» «Героические страницы нашей истории»
59.74kb.
1 стр.